Философия постмодернизма

 

Постмодернизм – явление, характерное в последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления в его классической и неклассической формах.

Термин постмодернизм

-) впервые был употреблён Р. Ранвицом в книге «Кризис европейской культуры» (1917) ;

-) Ф. де Онизом был использован для обозначения авангардистских поэтических опытов начала ХХ века (1934) ;

-) в работах А. Тойнби с 1939 по 1947 было конституировано содержание этого понятия как обозначающего современную эпоху, радикально отличную от предшествующей эпохи модерна ;

-) использовался в 1960‑70‑х годах для фиксации новационных тенденций в таких сферах как архитектура и искусство ;

-) после работы Ж.Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние : доклад о знании» (1979), утверждается в статусе философской категории, отражающей ситуацию современной эпохи в целом ;

-) в современной философии утвердилась позиция, согласно которой «постмодернизм – эпоха не столько в развитии социальной реальности, сколько сознания» (З. Бауман), это понятийная саморефлексия современной культуры, которая осмысливает себя как «постмодерн» (постсовременность), в состоянии «свершенности» и «завершенности» истории.

 

Признаки постмодернизма (по П.И. Хассану)

-) неопределённость – включает в себя все виды неясностей, двусмысленностей, разрывов повествования, перестановок ;

-) фрагментарность – деконструкция произведения, коллаж, монтаж, обращение к парадоксу, ложным умозаключениям ;

-) деканонизация – относится ко всем канонам и условностям, делегитимация основных законов общества, деканонизация культуры и демистификация знания ;

-) безличность – отказ от традиционного «Я», стирание личности, множественность «Я» ;

-) непредставимое (непредставляемое) – искусство ирреалистично и антииконографично (■ то, что, проходя через язык, не может являться частью языка, то, что обретая значение, становится невыносимым, немыслимым, ужасающим (Ю. Кристева)) ;

-) ирония – в силу отсутствия основного принципа, господствующей парадигмы, происходит обращение к игре, диалогу, полилогу, аллегории, самоотражению, то есть, к иронии как к проявлению умственной деятельности, направленной на поиски постоянно ускользающей истины ;

-) гибридизация (мутантное изменение жанров) – порождение неясных форм : «паралитература», «паракритика», «нехудожественный роман» ;

-) карнавализация (включает неопределённость, фрагментарность, деканонизацию, иронию, безличность, гибридизацию) – центробежная сила языка, «весёлая относительность» предметов, участие в диком беспорядке жизни, имманентность смеха ;

-) перформанс (участие) – неопределённость подразумевает участие : пробелы должны быть заполнены, следовательно, многие виды искусства претендуют на то, чтобы называться спектаклем, поскольку они нарушают границы жанров, а театр становится действующей нормой для деканонизирования общества ;

-) конструктивизм – конструирование реальности на основе принципов образности, метафоричности и ирреалистичности, что предполагает «новый гностицизм» как возросшую роль вмешательства разума в сферу культуры и природу ;

-) имманентность – возросший объём памяти, выражающей себя через символы, что позволяет охватить все тайны мира, переведя мироздание на язык знаков, а природу превратив в культуру, в имманентную семиотическую систему.