-) Представление о единстве мысли и бытия, а также о тождестве не-мысли и небытия. Бытие – умопостигаемо, так как любая мысль – это есть мысль о бытии, мысль бытийственна (невозможно думать ни о чем), а значит, мысль о небытии превращает небытие в бытие, так как небытие нельзя помыслить, ибо нет мысли, лишенной бытия. Мысль всегда предметна, это мысль о бытии. Значит, бытие есть, а небытия нет. Мысль и то, о чем она повествует – одно и то же. Бытие – это есть умопостигаемое бытие, оно целостно, истинно, благостно, красиво, неподвижно, духовно и лишено движения (Парменид).
-) Истинное бытие –
--) мир идеальных сущностей (мир идей), а
--) действительный, предметный мир (мир вещей) объявляется миром подобий, лишенным бытия (Платон).
-) Смыслы бытия :
--) бытие как категории – категориальный анализ сущего (сущность (сфера субстанциально и акцидентально сущего), количество, качество, отношение, место, время, состояние, обладание, действие, страдание) ;
--) бытие как акт и потенция (■ слепой и зрячий, зерно – урожай в потенции) ;
--) бытие как акциденция – бытие случайное и непредвиденное, т.е. чистая случайность (■ я сижу, я бледный) ;
--) бытие как истина – тип бытия, который принадлежит человеческому интеллекту, т.е. рассмотрение вещей как соответствующих или несоответствующих реальности (предмет логики).
Уровни бытия :
--) Ничто – чистая возможность (первоматерия) – лишено бытия ;
--) Действительность – (симбиоз формы и материи) – материальный, предметный мир – также бытийственен ;
--) Перводвигатель (эйдос всех эйдосов) (Аристотель).
-) Реально существующим, бытийственным объявлялось бытие Бога, мир – несамостоятелен, зависит от божественной воли, создавшей мир «из ничего» (Фома Аквинский).
-) Бытие есть природа, а все существующее (в том числе и человек) – творение природы (философия эпохи Возрождения).
-) Попытка объединить учение о бытии и учение о познании, где бытие рассматривается сквозь призму теории познания с целью построить универсальную «картину мира» (Р. Декарт).
-) Необходимо построить универсальную метафизику путём объединения онтологии, космологии и рациональной психологии для иллюстрации принципа существования монад с их «перцептивной» силой (Г.В. Лейбниц).
-) Принципы природы есть принципы самого разума, который ■ «должен заставлять природу отвечать на его вопросы, а не тащиться у неё словно на поводу», поэтому онтология невозможна в независимости от учения о принципах разума, то есть, онтология и гносеология совпадают (И. Кант).
-) Логика как учение о бытии совпадает с учением о познании, то есть, существует единство мысли и всеобщих форм бытия, следовательно, онтология рассматривает вопрос о сущности всякого бытия в форме «абстрактных определений сущности» (Г.В.Ф. Гегель).
-) Следует «антропологически расшифровать» понятие бытия, то есть признать, что бытие есть чувственное, созерцаемое, ощущаемое бытие (Л. Фейербах).
-) Бытие есть конкретное тождество противоположностей в результате общественно-исторической человеческой деятельности, а значит, до изучения «чистого» бытия следует исследовать человеческую деятельность, культуру, социальную природу познания (К. Маркс).
-) Единство, всеобъемлющий характер и универсальность субъекта и объекта, раскол которых выступает лишь на поверхности (К. Ясперс).
-) Онтология отождествляется с метафизикой и изучение действительного бытия выражается во включённости мышления и всего познания в бытие (Н. Гартман).
-) Подлинная онтология есть феноменология как способ описания структуры готового знания, механизмы его «присвоения» в ходе познания и порядок представленности в сознании (Э. Гуссерль).
-) «Фундаментальная онтология» объясняет «смысл бытия» как расшифровку уникальности сферы Dasein (здесь-бытия, наличного человеческого бытия) через «экзистенциальную аналитику бытия» – анализ способов приспособления индивида к окружающему миру посредством использования таких онтологических категорий как «страх», «забота», «покинутость», где бытие представлено в виде триады :
--) Мир (повседневное, обезличенное, неподлинное существование) – внешняя предметность ;
--) Бытие в мире – (экзистенция) – промежуточное бытие – «окликает» бытие, формируется через бытие мира внутреннего, личностного ;
-) Бытие (потусторонне существование) – ничто, засасывающая в себя бездна – абсолютно потустороннее бытие (М. Хайдеггер).
-) Бытие представлено на трех уровнях :
--) Бытие-в-себе – (сущность) – предметная реальность ;
--) Бытие-для-себя – (существование) человеческая реальность – предшествует сущности, само «творит себя из ничего» ;
--) Бытие-для-другого – гигантская свалка студенистой слизи, в рамках которого сознание человека не стремится к абсолютному бытию, а отталкивается от него, «просверливает в нем дырки» (Ж.‑П. Сартр).
Метафизика и разновидности её понимания
Метафизика (греч. meta physika – после физики) – философское учение о сверхопытных, сверхчувственных (трансцендентных) основах и принципах бытия. Введено в оборот александрийским библиотекарем Андроником Родосским, предложившим его в качестве названия трактата Аристотеля о «первых родах сущего».
В истории философии слово «метафизика» понималось как альтернативное по своим презумпциям натурфилософии как философии природы, то есть, как синоним философии. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, то есть как метафизика бытия.
Разновидности понимания метафизики :
-) как учение о «первоосновах» бытия, что приводит
--) к отождествлению метафизики и философии,
--) к тенденции метафорического использования термина в значении «общая теория», «общее учение» («Метафизика любви» А. Шопенгауэра, «Метафизика пола» Ю. Эволы) ;
-) в неклассической философии метафизика – критикуемый спекулятивно-философский метод, оцениваемый в качестве альтернативного :
--) непосредственному эмпиризму (позитивизм) – «позитивная философия» решительно дистанцируется от метафизической проблематики, артикулируемой в качестве спекулятивного пространства «псевдопроблем» и бессодержательных суждений, не подлежащих верификации (О. Конт),
--) специфически понятой диалектике (марксизм) – противопоставление «метафизическому решению раз навсегда («объяснили!») вечный процесс познания глубже и глубже» (В.И. Ленин),
--) неотчуждённому способу бытия человека в мире и адекватному способу его осмысления (экзистенциализм) – «метафизика как метафизика и есть, собственно говоря, нигилизм» (М. Хайдеггер),
--) субъективному моделированию реальности (феноменология) – метафизика оценивается как «преднайденность мира», основанная на «некритическом объективизме», пресекающем возможность конструирования его субъектом (Э. Гуссерль),
-) отказ культуры от аксиологического акцента на метафизичность стиля мышления привёл к утрате философией статуса «царицы наук» и к сциентистскому прочтению метафизики в качестве :
---) «строгой науки» (Э. Гуссерль),
---) «индуктивной науки» (Х. Дриш),
---) «точной науки» (Г. Шнейдер),
---) «фундаментальной науки» (Й. Ремке) ;
-) в постнеклассической интерпретации – метафизика – это классическая философия как таковая (прежде всего, в идеалистической своей артикуляции) с фундаментальными презумпциями :
--) презумпция наличия объективирующегося в логосе единства бытия ;
--) презумпция единства бытия и мышления (т.н. «философия тождества») ;
-) верхний хронологический предел культурного пространства, в рамках которого феномен метафизики может быть обнаружен, выступает философия Ницше, которого можно интерпретировать как «последнего метафизика», в учении которого «преодоление метафизики» конституируется в качестве задачи, а в философии Хайдеггера эта задача находит своё разрешение (М. Хайдеггер) ;
-) проблемное поле, которое традиционно обозначалось как философия сознания, трансформируется в философию языка.