Разновидности материализма

-) Французский механистический материализм XVIII века

Материя – единственная реальность, которой свойственно вечное пространственно-временное существование, непрерывное движение и внутренняя активность. Материя состоит из неделимых частиц вещества, это :

-) атомы с геометрическо-механическими характеристиками (Гольбах, Гельвеций) ;

-) молекулы, обладающие чувствительностью (гилозоизм) (Ламетри, Дидро).

Механистическое толкование природы, в которой разум сводится к ощущениям. В человеке существуют две чувственные способности :

-) получать впечатления (физическая чувственность) ;

-) сохранять впечатление (память – длящееся, но ослабленное ощущение).

Познание – адекватное предмету отражение внешнего мира в мозгу человека. Истина есть связь наших идей и понятий, которая соответствует связи вещей. Человек – пассивный созерцатель. Религия возникает по причине невежества и заблуждений людей, наука уничтожит богов.

Сознание является :

-) следствием присущей молекулам элементарной чувствительности (Ламетри, Дидро)

-) новым свойством материи в ходе ее усложнения (Гольбах, Гельвеций).

Редукционизм – сведение биологического к физическому затем – к механическому. Природа представляет собой необъятную цепь причин и следствий. При этом причинность отождествлялась с необходимостью. Принцип фатализма выражался в том, что всё необходимо, однако человек не знает, что ему на роду написано, поэтому ведёт себя свободно (Дидро). Утверждалась способность человека на основе здравого смысла самостоятельно разрешать все трудности. Человек мыслит непротиворечиво, а противоречия – случайны.

Имморализм – жизнь определяют потребности, а они одинаковы у всех людей и сводятся к инстинкту самосохранения, что порождает любовь к себе на базе осознания собственных потребностей (принцип разумного эгоизма). Атомизированность и суверенность индивидов абсолютизирует фактор личного интереса, соответствующего материальной выгоде. Реализация же личного интереса приведёт к благу всех (Гельвеций).

Человек воспринимался как продукт обстоятельств, меняя которые, можно изменить человека, что явилось обоснованием правомерности и целесообразности революционных изменений. В человеке отсутствует противоречие между телом и духом, т.к. и то и другое – дело рук природы. Люди разные из-за разных задатков и разного воспитания, следовательно, воспитанием можно развить задатки, что подтверждает наличие просвещённых и непросвещённых обществ (Гольбах, Гельвеций, Дидро). При этом ведущую роль играет политическая среда и юридические законы, которые способен издать просвещенный монарх с опорой на слой образованной элиты (идея просвещённого абсолютизма).

-) Пантеистический материализм А.Н. Радищева

Из недостаточно организованного хаоса возникает целое (бесконечное бытие), которое в результате творческой силы Бога (т.н. «первый мах») приводит к первоздвигу, создающему постоянство колебаний и движений, что приводит к объединению частиц и формированию земной тверди.

Бог уподобляется природе как всемогущему, всесильному образованию. Закон природы есть закон совершенствования ее форм. При этом допускалась возможность порождения живого из неживого в результате «напряжения вещественности», действия «натуральных стихий», мельчайших оснований бытия атомов и корпускул.

-) Рационалистический реализм Н.Г. Чернышевского

Философия реализма исходит из фактопоклонства, пронизанного верой в мощь науки. Исторический процесс соответствует разуму и утверждает неразрывность бытия и мышления. В свете разума мир физический находит нравственное прояснение, обретает смысл.

Философия апеллирует к разуму, наука – исходит из опыта.

Материализм – материя – всё то, что существует. В материи сосредоточены качества (силы), а законы природы есть способы действия сил).

Законы психики и физической организации :

--) закон причинности устанавливает в мироздании всеобщий детерминизм, при котором отсутствует свобода воли ;

--) психологический эгоизм – основа поведения индивида, для которого главным является стремление к удовольствию, где мышление – есть лишь отбор ощущений и представлений, соответствующих потребностям организма в данную минуту. Действия людей подчинены достижению результатов, намеченных мышлением, соответственно, все люди – эгоисты. Теория разумного эгоизма – личное счастье сочетается с общим благополучием, но так как желания у всех одинаковы, то рассудительность должна умерить эгоизм.

-) Радикальный материализм Д.И. Писарева

Приверженец «полнейшего материализма» (■ «Слова и иллюзии гибнут, факты остаются»), если что-то не проявляется, следовательно, не существует. Отрицание Бога, абстрактных ценностей искусства и норм морали с верой в науку.

Материализм – смыкается с точными науками и ограждает себя от умозрительности (■ «экономия умственных сил» вызвана необходимостью увеличения количества мяса, хлеба, одежды). Цель мышления – забота о голодных и раздетых. Утилитаризм – построен на стремлении делать то, что целесообразно, а не то, что красиво. Идея разрушения (■ «Стоит любить лишь то, что выдержит удар») и революции, которая осуществляется во имя свободы личности, ее эмансипации, во имя реализации смысла жизни, состоящего в труде, свободе и солидарности людей.

-) Материалистический марксизм Г.В. Плеханова

Популяризатор марксистской философии – включил марксизм в традицию исторического материализма (Спинозафранцузский материализмФейербахМаркс).

Основные части марксизма :

-) диалектика как метод ;

-) универсальная теория развития ;

-) философия природы ;

-) философия истории.

Задачи философии совпадают с целями науки, но философия опережает науку (т.н. гадательные решения) или резюмирует наработки науки. Скоро наука заставит философию исчезнуть, но пока философия изучает мир в целом, наука – мир по частям.

Материя находится вне сознания и является источником ощущений. Основные атрибуты материи движение и мышление (материалистический монизм). Мир изменяется закономерно и поступательно по законам диалектики.

-) Доминанта материи в философии В.И. Ленина

Цельность философии марксизма как научной идеологии выражается в единстве трёх частей : философии, политической экономии и учения о социализме.

Революция в физике – материя исчезла в связи с тем, что атом был объявлен «неисчерпаемым», а это наводило на мысль об отсутствии материальной субстанции (эмпириокритицизм). Однако исчезла не материя, а старое представление о ней как о веществе, но есть энергийные состояния, «поле» и пр.

--) Философская категория материи – постоянная константа, но не онтологического, а гносеологического свойства. Единственное свойство материи – быть объективной реальностью, существующей вне нашего сознания.

--) Конкретно-научные представления о материи выражаются в том, что сущность материи как субстанции – относительна.

Идея классовости философии :

--) линия Демокрита (материализм) ;

--) линия Платона (идеализм).

-) «Научный» материализм

На основе философских идей вульгарного материализма (зоолог К. Фогт, физиолог Я. Молешотт и врач Л. Бюхнер), утверждавшего принцип тождества материи и сознания, физического (физиологического) и ментального (идеального, психического), сознание рассматривалось как непосредственное свойство мозга, в связи с чем провозглашалось, что

-) существует тождественность психических явлений и физико-химических процессов (элиминативный материализм (Д. Армстронг, К.В. Уилкс)) ;

-) психическое есть результат эволюции материи (эмерджентистский материализм (Р.У. Сперри, Д. Марголис, М. Бунге) ;

-) сознание должно исследоваться на основе достижений кибернетики и информатики, где психическое понимается как аналог функций ЭВМ (школа кибернетического (информационного) материализма (Х. Патнэм, К. Сейр)).