Трактовки понятия идея

-) умозрительно-телесная форма, высшее выражение самого бытия :

--) онтологическая интерпретация мысли : ■ «одно и то же мыслить и то, о чем мысль, ведь не найти тебе мысль без бытия, в котором она высказана» (Парменид) ,

--) идея понимается как «эйдос» – из эйдосов частиц, «семян вещей» возник мир (Анаксагор) ,

--) идеи-атомы (единое и неизменное бытие) – недоступны чувственному восприятию, располагаются в пустоте и из них слагаются все явления (Демокрит) ,

--) идеи образуют самостоятельный иерархический мир во главе с идеей блага, они подобны геометрическим фигурам и выступают порождающими образцами всего существующего (Платон) ,

--) «эйдос» как «форма» не существует независимо от вещей, но это основа бытия и целевая причина становления вещей, материя же есть возможность формы (Аристотель) ;

-) идея есть смысл высказывания – то, что говорящий имеет в виду, то есть, смысл называемых им вещей (стоицизм) ;

-) символические основания теории идей облекаются в форму представлений о трансцендентном миру Боге, его личностном воплощении, триединстве и др. (средневековая христианская философия) :

--) идеи Творца предшествовали сотворению мира (Аврелий Августин) ,

--) проблема универсалий (общих понятий) :

---) общее есть только имя (номинализм) ,

---) реальность родового понятия противопоставляется реальности его видовых определений (реализм) ;

-) идеи есть общие для всех людей значения, присутствующие в их душе (рационализм Нового времени) :

--) идеи обладают качеством врождённости как способность души к мышлению (Декарт) ,

--) мышление есть атрибут Бога, который является причиной как идей, так и вещей : «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» (Спиноза) ,

--) идеи есть «экспрессии» (выражения) души, они не подобны, но лишь аналогичны вещам, знаковое соответствие идей вещам установил Бог (Лейбниц) ;

-) происхождение идей связывается с чувственным опытом (эмпиризм Нового времени) :

--) идеи не имеют врождённый характер, это индивидуальные значения ума, образуемые либо через ощущения, либо через самонаблюдение ума (рефлексию) (Локк) ,

--) ощущения есть «реальные идеи» Творца, из которых образуются вещи и мир в целом, абстрактные понятия, сконструированные человеком по собственной воле (■ материя) – ложны (Беркли) ,

--) идеи есть вторичные образы в мышлении, производные от восприятий (Юм) ;

-) идеи есть смысловая форма, поэтому идеи разума не тождественны понятиям и категориям рассудка, идеи функционируют в познании только в качестве проблематических понятий, для которых нет предмета в чувственном опыте, они служат архитектонике разума, выполняют регулятивную функцию объединения и систематизации познания в форме науки (Кант) ;

-) идеи открываются в логическом саморазвёртывании и служат основанием вещей, так как истина есть соответствие вещей идеям : ■ «вещи суть то, что они суть, лишь через пребывающие в них божественные и потому творческие мысли» (Гегель) ;

-) сущность предмета есть его эйдос, который является элементом сознания и не зависит от конкретной психологической и знаковой формы (Гуссерль).

Объективный идеализмфеномен духовного трактуется вне связи с индивидуальным сознанием, то есть в основе мироздания лежит :

-) мир идеальных сущностей (Платон),

-) идеально-психические образования, «монады» (Лейбниц),

-) трансцендентная свобода (Шеллинг),

-) абсолютная идея, мировой разум (Гегель),

-) воля (Шопенгауэр).

Критерий постигаемости идеального начала :

-) феноменализм – сенсуалистически постигаемое идеальное (Э. Гуссерль) ;

-) идеалистический рационализм – логически постигаемое идеальное (Г.В.Ф. Гегель, Ф.Г. Брэдли, Б. Бозанкет) ;

-) иррационализм – алогично постигаемое идеальное (А. Шопенгауэр).

-) Реальность Абсолюта Фрэнсиса Герберта Брэдли

Нетождественность видимости и реальности :

-) мир видимости (физический мир) – мир, явленный обыденному сознанию, мир изменчивый и противоречивый – это вещи, отношения, движение, время, пространство, причинность. Физический мир есть идеальная конструкция или полезная фикция, постулируемая научным знанием, которое опирается на формальную логику и носит гипотетичный характер ;

-) мир подлинной реальности (Абсолют) – духовен, един, всеобъемлющ, непротиворечив, объемлет собой сущность и существование.

Абсолют есть вся сумма отношений в их единстве, это духовное целое, это гармония, которая лежит в основе реальности. В Абсолюте сокрыты адекватные идеи, то есть, вневременные идеальные значения, которые постигаются «непосредственным восприятием» как результатом трансценденции, снимающей противоположность субъекта и объекта, что выражается в форме логически непротиворечивой теории : ■ «Абсолют содержит все возможное содержание любого индивидуального опыта, содержания, в котором нет ни одного противоречия».

-) Абсолют как гармония целого и частей Бернарда Бозанкета

Следует преодолеть дуализм между

-) индивидуальным (вещами) и

-) универсальным (видами вещей).

Преодоление возможно через познание как переход от

-) изолированных эмпирических данных и простейших разновидностей суждений к постижению

-) Абсолюта как конкретно-всеобщего единства и непротиворечивой системы, в которой объединены оппозиции или дуализмы.

Абсолют (реальность в целом) лучше всего может быть понят по модели самосознания – мы, как конечные сознания, являемся частями, или аспектами, единого бесконечного сознания, тождественного с Абсолютом, а физическая вселенная не существует независимо от ее восприятия конечным сознанием.

Единство универсального и единичного выражается в политическом, религиозном и художественном прогрессе обладающих сознанием существ, в частности, в государстве, которое рассматривается как индивидуальность и идентифицируется с ■ «Реальной Волей Личности», представляя собой «тотальность разумов в виде единой действенной системы».

-) Атеистическое бессмертие личностей в Абсолюте

Джона Эллиса Мак‑Таггарта

Абсолют трактуется не как противоположность видимому миру, но он есть весь мир (Вселенная), который в свете умственного взора существует как Единое : ■ «Реальность неопределима… Все, что есть, реально».

-) Абсолют (обладает качеством самосознания) – постигается как логическое понятие и проявляет себя в

-) индивидуальностях, в которых «Я» (субстанция с атрибутами) есть субстанциональное начало сознания.

Личности являются основополагающими составляющими вселенной, от которых зависит процесс логического познания и бытие эмпирического мира : ■ «Вселенная имеет качество, согласно которому каждый член… соответствует вселенной как целому. Мы можем назвать это качество, используя вполне уместную метафору, качеством Самосознания». В мире отсутствуют такие субстанции как материя, существуют лишь личности в единстве Абсолюта, постигаемого логически.

Соединение доктрины личного бессмертия с атеизмом просматривается в утверждении, что люди, как духовные личности, бессмертны, однако Бог не существует, так как не является Абсолютом : ■ «Абсолют не есть Бог, и, следовательно, не существует Бога».

 

Субъективный идеализмнаправление в философии, которое ставит существование мироздания в зависимость от познавательной деятельности человека, от субъективно-психологического опыта индивида, от индивидуального человеческого сознания. Считается, что в познании отсутствует объективное содержание, оно отражает лишь переживания, мыслительные и практические операции познающего мир субъекта.

Весь окружающий человека мир :

-) порождается психической деятельностью человека, его ощущениями (Д. Юм, И.‑Г. Фихте, Э. Мах, Р. Авенариус) ;

-) является результатом способности человека продуцировать объект из самого себя (Я.С. Бек) ;

-) есть продукт сознания, конструирующего объекты из множества чувственных данных (С. Маймон) ;

-) имманентен сознанию (В. Шуппе, Р. Шуберт‑Зольдерн, А. Леклер, М. Кауфман, И. Ремке).

-) Имманентизм

Имманентная философия (имманентная школа Вильгельм Шуппе, Йоханес Ремке, Антон Леклер, Рихард фон Шуберт-Зольдерн) – философское направление, характеризующееся отрицанием какой бы то ни было трансцендентной действительности. Не только все познаваемое, но вообще все мыслимое, то есть всё бытие находится в сфере сознания, внутренне присуще, имманентно ему. Соответственно, предметный мир дан не объективно, а конструируется сознанием.

Критика Канта – отрицание существования «вещи в себе» как объективной реальности, якобы существующей вне сознания и недоступной человеческому опыту и познанию. Быть – значит находиться в сознании в качестве объекта восприятия и мышления. Всякое сознание связано с самосознанием, то есть «Я». Сознание так же предполагает «Я», как периферия – центр. Сознание обладает наибольшей достоверностью и ясностью, так как его содержание дано непосредственно.

В сознании различаются субъект и объект. Субъектом является воспринимающее и мыслящее «Я», объектом – то, что воспринимается или мыслится. Субъект и объект

-) две соотносительные области сознания, друг друга предполагающие (■ А. Леклер : субъект и объект «относятся друг к другу как поверхность и цвет : нет поверхности без цвета, нет цвета без поверхности») ;

-) две сферы души, две области «Я» (■ В. Шуппе : «Невозможно, исходя из одного (т.е. субъекта), прийти к другому (т.е. объекту), конструировать или дедуцировать его, ибо одно предполагает другое и без него абсолютно не может быть мыслимо»).

«Я» (субъект), дано только в определенных конкретных переживаниях, связанных с определенными условиями пространства и времени, с тем или иным объективным содержанием. Поскольку мы отвлекаемся от всего этого содержания, мы можем мыслить «Я» только как некоторый абстрактный момент или пункт сознания, лишенный каких бы то ни было индивидуальных признаков.

Абстрактное (чистое, всеобщее, божественное) «Я» неизбежно должно мыслиться в каждом сознании, но только неразрывно связанным с тем или иным индивидуальным содержанием. Всякое такое содержание неизбежно предполагает какое-нибудь чистое «Я», которому оно принадлежит или к которому относится.

Единство сознания представляет основной и первичный факт бытия, не требующий и не допускающий никакого объяснения. Поскольку весь внешний мир, а также и собственное тело, есть то или иное объективное содержание, ощущаемое, представляемое или мыслимое – постольку оно находится в сознании (■ В. Шуппе : «Каждое «Я» только потому есть «Я», что временно и пространственно определенные факты составляют содержание его сознания, а последние в свою очередь получают единство только потому, что они суть содержание сознания этого «Я»).

 

Спиритуализм (лат. spiritus – душа, дух) – философское воззрение, выводящее сущность мироздания из духовного мира человека, который является прообразом божественного духа. Дух рассматривается в качестве первоосновы действительности, человек объявляется несводимым к природе. Термин введен в употребление В. Кузеном, затем спиритуализмом стали обозначать ряд французских и итальянских философских школ XIX‑ХХ вв.

Черты спиритуализма :

-) Доминирование духа над материей.

-) Действительность в основе своей духовна.

-) Сущность мира выводится из духовного мира человека, являющегося прообразом божественного духа.

-) Самосознающий себя дух есть первооснова действительности.

-) Субъективизм в анализе процессов познания мира.

-) Божественное происхождение сознания и его невыводимость из природы.

-) Бытие объекта (материального мира) детерминировано субъектом (активным духовным образованием), которые существуют в Боге.

Мир в философии спиритуализма видится порождением :

-) творческой активности Бога и человеческого духа, а процесс творения мира Богом аналогичен появлению идей в человеческом сознании (Беркли) ;

-) первоначального факта сознания как свободного волевого усилия человека (Мен де Биран) ;

-) человеческой мысли как формы проявления совершенной субстанции, укорененной в Боге (Равессон) ;

-) творческой свободной силы воли человека, связующей его с Богом (Бутру) ;

-) «субстанциального Я», раскрывающегося в самосознании (Тейхмюллер) ;

-) субъекта как «микрокосмоса», отображающего свою внутреннюю природу и являющегося частью «макрокосмоса», божественного абсолюта (Лотце) ;

-) субстанциального единства сознающего «Я», заключенного в Боге в своем довременном, идеальном единстве (Лопатин) ;

-) сознанием как «самой о себе знающей» волевой духовной деятельности (Астафьев) ;

-) множества «субстанциональных деятелей», познающих мир путем погружения в собственное «Я» и связанных «Высочайшей Субстанцией» – Богом (Козлов).

-) Первоначальный факт сознания