Мари Франсуа Пьера Мен де Бирана

Генезис самосознания предусматривает, что «Я» не может быть выведено из пассивных ощущений. Мыслящее индивидуальное «Я» является активным субъектом, определяющим возникновение восприятий. Активность «Я» проявляется в волевом усилии при столкновении с «Не-Я». Это «движущее волевое ощущение» на определенной стадии развития органической жизни берет на себя управление нашим телом, превращая чисто рефлексивные действия в автономную двигательную способность.

Четыре системы в человеке :

--) аффективная, общая у человека с животными и предшествующая возникновению сознания ;

--) сенситивная (пробуждение «Я» и его усилий) ;

--) перцептивная – сосредоточение усилий и внимания на каком-либо одном предмете, позволяющая познать те или иные вещи, задает иные правила поведения человека, нежели инстинкты ;

--) рефлексивная – «Я» абстрагируется от всех случайных элементов, созерцает себя во всей чистоте, овладевает моральной свободой и ищет счастье в высших сферах разума.

Три рода жизни в человеке :

--) животная (чувственность) ;

--) человеческая (воля) ;

--) божественная (любовь).

Свободное воление, выступающее основанием чувства «Я», оказывается «первым условием самопознания и, как следствие, всякого другого познания», т.е. волевое усилие есть искомый первоначальный факт.

Исходный пункт познавательного процесса

--) не врожденные идеи, так как они проистекают из субстанциальной природы души, а душа непознаваема и всё знание о ней ограничивается лишь модусами её проявления ;

-) не ощущение, так как оно, не соединённое с чувством «Я», не породит никакого знания (■ безличная статуя, воспринимающая запах, не осознает даже своего отличия от ощущаемого запаха, т.к. лишена чувства собственной индивидуальности).

В основе познания мира лежит первоначальный факт сознания как :

--) сущностное начальное условие внешних восприятий ;

--) свободное волевое усилие человека – причина внешних движений тела, где «Я» отождествляется с этой действующей силой ;

--) внутреннее чувство есть непосредственное знание того, что присутствует в сознании ;

--) первое условие самопознания и всякого другого знания.

-) Философия эклектизма Виктора Кузена

Философия должна строиться на основе психологии, поднимаясь до онтологии, утверждающей тождество бытия и мышления. Идея тождества личности с волей, критерий истины – в абсолютном разуме, получаемом индивидом от высшего Бытия. Учение о нравственности основано на понятии свободы, существо которой связывается с долгом, а ее основание коренится в бессмертии души. Философия и религия рассматриваются в качестве «двух бессмертных сестер», что позволяет соединить все истины, разбросанные в различных системах (сенсуализм, идеализм, скептицизм и мистицизм). Это породило понятие «эклектизм» как «ядро философии будущего».

Метод анализа – отбор идей по степени их соответствия действительным фактам с опорой на наблюдение и эксперимент :

--) метод индукции на основе здравого смысла указывает на непосредственную реальность личности, природы и Бога ;

--) наблюдение путём обращения к фактам сознания, которые непосредственны и обладают наибольшей очевидностью, что приводит к понятию внутренний опыт как отправной точки философии.

Разделы «научной» философии :

--) психология (равна гносеологии) – три класса фактов сознания (соответствует человеческим способностям) :

---) ощущения (чувственность) – исходный элемент ;

---) воления (воля) – чувство индивидуальности ;

---) понятия (разум) – безличен, владеет всеобщими и необходимыми истинами, весь мир идет от разума ;

--) онтология – феномены сознания быстро меняются, вместе с тем, изменения имеют внешнюю, независимую от воли причину. Несомненно существование внешнего мира с различными физическими силами, которые нематериальны и духовны, следовательно, мир конституируются духом (■ физика с ее законами и силами – глубоко спиритуалистична). При этом цепь внешних причин не уходит в бесконечность, а имеет последнюю, высшую причину – Бога (космологическое доказательство бытия Бога).

Три ряда субстанций :

---) сотворенные индивидуальные души ;

---) нематериальные силы природы (безличные духовные «монады») ;

---) несотворенный вечный дух (Бог) – личный Бог христианской религии.

--) эстетика ;

--) мораль – Бог как прообраз красоты и последнее основание моральной истины.

-) Философия волевой активности Феликса Равессона

Признание существования нематериальной реальности в основе чувственного познания. Интроспекция как поиск основы волевой активности :

--) стремление к объекту воления (соответствует благу субъекта) ;

--) единство субъекта и объекта воления ;

--) волевая активность – деятельность, реализующая все степени любви, где любовь – последнее основание волевой активности и субстанциальная сущность души.

Привычка – связь между душой и внешним миром, она возвышает человека от природной спонтанности к свободе и приводит к осознанию родства человека и внешнего мира. Активность природы проявляется в деятельности духовного начала.

Идея Бога в сознании указывает на реальное существование Бога (онтологическое доказательство бытия Бога), которое гарантирует человеку индивидуальное бессмертие.

-) Идея личного абсолюта Иммануила Германа Фихте

Концепция метафизической (умозрительной) психологии. На базе анализа психологических фактов обосновывается идея живого, личного Абсолюта через раскрытие двух понятий :

--) личный бессмертный человеческий дух ;

--) возможность Божественного откровения (на основе непосредственного действия Духа Божия на дух человеческий).

Душа – конституирующий принцип, строительница тела, она находится над телом, создавая его из отдельных химических элементов и имеет собственные объективные характеристики :

--) будучи качеством, душа имеет количественное выражение в формах создаваемых ею пространства и времени ;

--) душа имеет «внутреннее тело» и обладает схожими с материей свойствами.

Доказательство бессмертия души построено на том, что человеческий дух связан с раскрытием «гениуса» (духовность и индивидуальность человека) каждого индивидуума. Человек имеет в себе априорную способность к усвоению идеального содержания, «усвоению оригинальному, самобытному, на котором бы вполне отпечатлевалась его индивидуальная особенность». Бессмертие достигается путём сохранения индивидуальности человека.

Диалектика жизни и смерти выражается в том, что душа независима от смерти, но смерть не есть не противоположность жизни, а её обратная сторона и необходимое условие. Жизнь есть движение, это беспрерывное возобновление, возникновение одного явления и исчезновение другого. Соответственно, душа сама выступает инициатором смерти как обновления и продолжения жизни. Организм человека – видимое выражение души и продукт ее формирующей деятельности. Отношения Абсолюта к миру не заканчиваются актом творения, но продолжаются беспрерывно, вплоть до того, что само происхождение души каждого человека обусловлено определенным божественным актом (идея предсуществования человеческой души).

-) Система конкретного спиритуализма Л.М. Лопатина

Философия спиритуализма строится на трансцендентных непосредственному сознанию допущениях :

--) о реальности нашего собственного «Я» ;

--) о реальности чужого одушевления ;

--) независимого от нас физического мира ;

--) о внутренней связи со всем существующим, независимой от нашей мысли и субъективного сознания ;

--) о присутствии в природе универсальных законов.

Основа сущего – непосредственные переживания нашего внутреннего «Я». Дух человека выражает в себе внутреннюю реальность остального мира. Человеческая свобода определяет собой творческий характер всех мировых процессов. Начало мира – творческий разум, производящий свободные субстанции (силы), каждая из них – «деятельная основа собственных проявлений», имманентное своим явлениям сверхвременное бытие.

Субстанциальное единство сознающего «Я», субъективные ощущения и представления, т.е. различные изменения психической сферы, хотя и вызванные воздействием материальных предметов – есть условие возможности опыта. Мысль и сознание – это основная и первая реальность. Личность возвышается и связывает безличные состояния с помощью души как производящей причины.

Спиритуализм – признает реальную духовность существующего, начало и основа вещей есть сила духовная в себе, внутренне живая и действенная до всякого воплощения в жизни природы и человечества. Вещи внутри себя духовны, т.к. ничего нет, кроме духа. Мир существует только в изображении в психических состояниях человека. Мы воспринимаем не самые физические явления, а их психические знаки в наших ощущениях. Материальная же субстанция не воспринимается прямо, она является лишь нашим предположением.

-) Панпсихизм А.А. Козлова

Концепция «панпсихизма» исходит из того, что существовать – значит быть субстанцией (независимой от пространства, времени и причинности). Таковой субстанцией является человеческая субъективность, соответствующая самосознанию как первоначальной очевидности.

Активность человека имеет источником

-) внутренние переживания духа ;

-) перенесение внутренних переживаний за пределы субъективного мира, что приводит к созданию образов внешних вещей и процессов.

Мир есть проекция вовне актов сознания, это множество индивидуальных субстанций с присущими им активностью и взаимосвязями (посредством высшей субстанции – Бога). Постигнуть сущность этих субстанций возможно лишь при погружении в изучение собственного «Я». Свобода воли и сознания – определяющее свойство субстанций. Соответственно, пространство, время, материя, причинность – «идеальные иллюзии», создания «мыслящей деятельности человека».