Модели развития

-) Градуалистская модель – придерживается представления о всеобщей постепенной эволюции природы, в основе которой лежит процесс механического перераспределения частиц материи в направлении от однородности к разнородности по линии наименьшего сопротивления и группировки. Социальное развитие сводится к биологическому, а биологическое – к физической и химической (принцип редукционизма). Модель ориентирована на «плоский эволюционизм» (градулизм), не признаёт мутаций и не усматривает источник развития живых форм в динамике противоположных сторон (Г. Спенсер).

-) Эмерджентистская («творческая эволюция») – абсолютизирует момент скачков в развитии. Интегративные, внезапные изменения не детерминированы природными, материальными силами (■ свойства воды не могут быть предсказаны на основе свойств водорода и кислорода). Возникающее при этом новое качество несводимо к предшествующему и является результатом внутренней «творческой силы» (Л. Морган, А. Бергсон).

-) Натуралистическая (стихийная диалектика естествоиспытателей и естественнонаучных материалистов) – абсолютизирует биологическое понимание эволюции, которое распространяется на объяснение мира в целом (Ч. Дарвин, Л. Берталанфи, Д. Хаксли).

-) Антропологическая – критикует науку за её негативное воздействие на духовность человека и отрицает научные методы познания в деле постижения духовной сущности человека. Признаёт диалектику лишь в развитии человеческого духа, в то время как в природе господствует механистичность. Ориентирована на экзистенциальное измерение бытия, где категориями развития выступают понятия «цель», «выбор», «проект», «свобода», «ответственность» (Ж.‑П. Сартр, М. Шелер).

-) Равновесно-интеграционная (физическая «теория равновесия») – абсолютизирует параметры равновесия систем (физических, социальных, биологических, информационных), законы которых объявляются всеобщими. Основой развития является гомеостаз – свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определённом диапазоне, основанном на устойчивости внутреннего состояния организма по отношению к возмущающим воздействиям внешней среды.

Модель основывается на физикалистском (третий закон Ньютона о равенстве и противоположной направленности действия двух тел друг на друга), на биологическом (общество как саморегулирующийся живой организм), на структурном (структурно-функциональный анализ) редукционизме.

Принципы равновесно-интеграционной модели :

--) равновесие – абсолютно, борьба – относительна ;

--) равновесие существует без противоречий ;

--) равновесие нарушается ввиду воздействия внешних сил ;

--) преодоление противоречий происходит в результате приспособления к внешней среде ;

--) динамика развития есть переход от равновесия к неравновесию с последующим восстановлением равновесного состояния (Л.Ф. Уорд, Ле Дантек, Т. Парсонс).

-) Конфликтологическая модель – абсолютизирует конфликт в качестве внутреннего двигателя развития. Конфликт удовлетворяет потребности системы в изменениях. Источник конфликта видится в обществе, где господствует система управления, построенная на «диалектике власти и авторитета», что укрепляет основы интеграции системы.

Динамика модели :

Конфликт-1 Равновесие Конфликт-2

(Р. Дарендорф, Л. Козер, Г. Меллер, Дж. Симпсон).

-) Диалектико-материалистическая

--) единство противоположностей – относительно, так как это есть равновесие в количественном отношении ;

--) борьба же абсолютна как взаимодополняемость и внутренняя связь целостной системы в качественном аспекте (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).

-) Негативная диалектика – полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития, абсолютизация момента деструкции и разрушения (Т. Адорно, М. Жуайё, П. Лоренцо).

Диалектика – (от греч. dialektike – «искусство вести беседу») – искусство аргументации, наука логики, а также теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.