рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Причина и следствие

Причина и следствие - раздел Философия, КОНСПЕКТИВНЫЙ КУРС ФИЛОСОФИИ М.Ю. Чернавский Философские Категории, Фиксирующие Генетическую Связь Между Явлениями, При...

Философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (причина) своим действием порождает другое явление (следствие).

Трактовки оснований и типов причинности :

-) область причин совпадает со сферой идей, порождающей чувственные вещи (Платон).

-) Причины – устанавливают «начала» субстанции –

--) формальная причина – «что есть это ?» (сущность вещи) – (■ душа человека) ;

--) материальная – «из чего состоит ?» (субстрат вещи) – (■ тело человека) ;

--) действующая – «как это возникло ?» (источник движения, «творящее начало») – (■ родители человека) ;

--) финальная (целевая) – «для чего это ?» (цель развития человека) (Аристотель).

-) Причина существует лишь как действующая, механистически трактуемая причина – природа должна быть объяснена из самой себя (понятие цели подразумевает внешний по отношению к ней замысел) (Ньютон, Бэкон, Гольбах, Гельвеций, Ламетри).

-) Характеристики причинно-следственной связи – необходимость (полная детерминированность следствия причинами) и всеобщность (ни одно явление в мире не может произойти без соответствующей причины) (Лаплас).

-) Каузальность как необходимое отношение объективного порождения причиной следствия не обнаруживается в опыте. Ожидание привычных последовательностей событий есть свойство человеческого ума, переносимое на природу. При этом человеческому представлению о причинности в реальности соответствует лишь регулярная последовательность сходных событий. Причинность есть лишь связь между идеями, выражаемая принципом ассоциации, когда одна идея вызывает другую с помощью качеств :

--) сходства – портрет вызывает представление о человеке ;

--) смежности во времени или пространстве – комната порождает представление о здании в целом ;

--) причины и действия – идея огня приводит к идее дыма и тепла (Юм) ;

-) причина и следствие есть априорные формы рассудка, которые увязывают данные опыта общностью причинно-следственных связей, распространяемым только на мир явлений, в то время как умопостигаемая сфера, обусловленная разумом (человеческое поведение), не подпадает под юрисдикцию рассудка (Кант).

Необходимость и случайность

Необходимость и случайность – философские категории, выражающие два основных и соотносительных класса взаимоотношений между объектами реальности.

Необходимость означает наличие между объектами устойчивых, неизбежных, неотвратимо действующих связей и отношений, при котором одно событие неизбежно вызывает, обусловливает или вызывает другое событие. Соотносится с такими понятиями и представлениями как закономерность, жесткость, неизбежность, однозначность, упорядоченность.

Случайность означает, что между объектами отсутствуют устойчивые, постоянно действующие связи и отношения, отсутствует их согласованное поведение во времени. Соотносится с понятиями неопределенности, неоднозначности, разнообразия, независимости, спонтанности, беспорядка, хаоса.

Трактовки источника необходимости :

-) в существовании особого мира идей, который обладает необходимым характером (Платон) ;

-) божественная воля, которая в состоянии изменить существующий порядок вещей и сотворить чудо (христианская философия) ;

-) основа необходимости – в рационально-объективном характере мышления (Декарт, Спиноза) ;

-) опыт как основание необходимости, из которого индуктивным путем можно вывести необходимый характер принципов и законов науки (Бэкон, Локк) ;

-) вера в необходимость основывается на привычке, приобретаемой в ходе неоднократного повторения опыта (Юм) ;

-) субъект обладает априорными категориями (пространство, время, причинность, необходимость), которые он привносит в свои восприятия, а потому субъект в состоянии познать созданную им самим необходимость (Кант) ;

-) необходимость чувственно воспринимаемого мира есть результат саморазвития абсолютной идеи (Гегель) ;

-) феномен, лишенный онтологического статуса (неокантианство) ;

-) имеет исключительно логический смысл (аналитическая философия).

Возможность и действительность

Возможность и действительность – модальные характеристики бытия, выражающие, с одной стороны, тенденцию становления, с другой – ставшую реальность.

Возможность (греч. dinamis) – выражает объективно существующую тенденцию изменения предмета, возникающую на основе определенной закономерности его развития, возникает в рамках действительности как одна из тенденций и потенциальных перспектив ее эволюции, это потенциальное, не реализованное бытие.

Претворение в жизнь одной из возможностей (ее превращения в действительность) означает неосуществимость всех других, альтернативных возможностей (их сохранение в качестве возможности или превращение в невозможность).

Невозможность – то, что не может быть артикулировано в качестве действительности ни при каких условиях и не может быть помыслено без нарушения логического закона непротиворечивости суждения.

Действительность (греч. energeia) – объективно сущее, наличное состояние предмета, конституированное в качестве фрагмента бытия, совокупность всех реализовавшихся возможностей.

Трактовки возможности и действительности :

-) Наличный, эмпирически данный космос – лишь один из возможных вариантов организации исходного субстанционального начала как неограниченности возможностей – ритмические пульсации космизации и апейронизации мира (Анаксимандр), огонь, «мерами разгорающийся и мерами погасающий» (Гераклит).

-) Невозможность возможности, так как сущее не может возникнуть ни из сущего (ибо в этом случае отсутствует реальное возникновение), ни из несущего (это невозможно) (Парменид).

-) Возможность связана с материальным, а действительность – с формальным началом (то, что обрело форму, вид, эйдос) (Аристотель).

-) Возможность – сфера концептуальной непротиворечивости (Д. Скот).

-) Отрицание объективного существования возможности, отождествление ее со случайностью, которая отсутствует в мире и есть проявление незнания (Гоббс).

-) Наличие всеобщей необходимости исключает какую бы то ни было возможность, а значит сущий мир – единственно возможный и, следовательно, наилучший (Лейбниц).

-) Возможность – то, что согласуется с формальными условиями опыта (наглядные представления и понятия), действительность – то, что согласно с материальными условиями опыта (ощущение) (Кант).

-) Возможность – абстрактный момент действительности, реализованная возможность, конституировавшаяся в качестве действительности, обретает параметры существования, а действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, единство сущности и явления, то, что уже существует, это «наличное бытие объекта» (Гегель).

Типы возможностей :

1.1. формальная возможность – все то, что не исключено сущностными законами развития предмета и может быть помыслено в непротиворечивой форме в качестве потенциальных версий его развития (■ формально возможно то, что турецкий султан станет папой Римским (Гегель)) ;

1.2. реальная – не только может быть помыслена без нарушения законов формальной логики, но и сохраняет потенциал актуализации при ее сопоставлении с другими возможностями (■ у человека есть формальная возможность стать генералом, но для того, чтобы она стала реальной, ему нужно, как минимум, быть военнослужащим) ;

2.1. абстрактная – условия ее реализации выступают в качестве возможных ;

2.2. конкретная – ее превращение в действительность может быть осуществлено на наличном уровне развития предмета ;

3.1. обратимая – ее превращение в действительность симметрично трансформирует статус прежней действительности в возможный (■ маятникообразные взаимопревращения) ;

3.2. необратимая – ее превращение в действительность придает прежней действительности статус невозможности.

 

Форма и содержание

Форма и содержание – философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон реальности :

-) определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление (содержание) и

-) способа существования и выражения этого содержания и его различных модификаций (форма).

Содержание выступает как тот материал, из которого делается предмет (медь при изготовлении шара), а форма – как структура или внешний вид вещи (шаровидность).

Трактовки формы и содержания :

-) форма – обозначение всеобщего, неизменного и подлинно сущего (идея, эйдос), являющегося прообразом индивидуальных и изменчивых явлений (Платон) ;

-) всякая вещь состоит из материи (потенциал формы) и формы (активный фактор, благодаря которому вещь становится существующей, актуализированной) (Аристотель) ;

-) Бог как чистая форма, душа как форма тела, чистые духовные субстанции – отделенные от материи формы (Фома Аквинский) ;

-) форма есть необходимое условие опыта и познания, лежащее в человеческом разуме – формы созерцания (пространство и время) и мышления (категории), которые синтезируют, упорядочивают чувственный опыт (Кант) ;

-) форма и содержание есть взаимодействующие диалектические противоположности (Гегель) ;

-) единство формы и содержания, доходящее до их перехода друг в друга и вместе с тем относительность их единства при котором форма охватывает систему устойчивых связей предмета, а содержание есть подвижная, динамическая сторона целого (Маркс, Энгельс).

 

Сущность и явление

Сущностьсовокупность таких свойств и качеств предмета, без которых он не способен существовать и которые определяют все остальные его свойства.

Явлениечувственно воспринимаемая характеристика вещи.

Трактовки взаимоотношения сущности и явления :

-) сущность вещи производна от атомов, из которых она состоит (Демокрит) ;

-) сущность (идея) имеет сверхчувственный нематериальный характер, вечна, бесконечна и является прообразом конкретных явлений (Платон) ;

-) сущность (форма) существует в самих единичных вещах, но не выводится из того материала, из которого созданы вещи (Аристотель) ;

-) противоположность посюстороннего мира (явление) и мира потустороннего (сущность), лишь в случае Бога сущность включает в себя существование (христианство) ;

-) сущность имеет исключительно словесную природу и заключается в нахождении общего термина, в то время как реально существуют только явления, «чувственные данные» (К. Поппер, Л. Витгенштейн, Р. Карнап), а значит, слово может иметь сущность, но вещь – не может (Б. Рассел) ;

-) явление – представление, доступное познанию («вещь для нас», «феномен»), оно порождено объективно и самобытно существующей сущностью («вещь в себе», «ноумен») трансцендентального мира (Кант) ;

-) сущность и явление диалектически взаимосвязаны – явление сущностно, а сущность является (Гегель) ;

-) рассмотрение понятие существования безотносительно к понятию сущность (экзистенциализм) ;

-) сущность и явление как понятийные средства отображения мира являются чисто идеальным образованием и должны быть вытеснены либо категориями «смысл» и «текст» (герменевтика, феноменология), либо категорией «структура» (структурализм).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТИВНЫЙ КУРС ФИЛОСОФИИ М.Ю. Чернавский

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... ГУМАНИТАРНО СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ... М Ю Чернавский...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Причина и следствие

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Люберцы 2011
  Чернавский М.Ю. Конспективный курс философии/ Гуманитарно-социальный институт. Люберцы, 2011. - 264 с.   Рецензенты :

Трактовки философии
-) слово «философия» впервые употребил Пифагор, понимая под ним, что человеку может быть доступна лишь «любовь к мудрости», но не сама мудрость, которая сосредоточена у Бога ; -) «с

Особенности философии как формы познания
-) является результатом критического интеллектуально-творческого осмысления познавательных, ценностных, эстетических принципов понимания и отношения к реальности в спектре личностных установок опре

Философия и другие виды познавательной деятельности
Дофилософской формой восприятия человеком окружающего мира и трактовок его сущности являлось мифологическое объяснение устройства мироздания. Миф – практическая, нравстве

Области философского знания
-) Онтология – раздел философии, в рамках которого делается попытка ответить на вопрос о принципах и началах бытия, о его сущности, свойствах и категориях. -)

Основные проблемы античной философии
Античная философия представляет собой комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с VII в. до н.э. по VI в. н.э. Античная философия хара

Теология и теоцентризм
Теоцентризм – Бог в центре мироздания, философия исходит из веры в Бога и в божественное откровение, а философская рефлексия о предельных основаниях бытия подчинена теологии.

Патристика и схоластика
Патристика– (лат. – pater – отец) – II‑VIII вв. – философия раннехристианских авторов – Отцов церкви (Ориген, Киприан, Тертуллиан, Климент Александрийский, Иероним, Ам

Проблема универсалий
-) Реализм – подлинной реальностью, субстанциальным бытием обладают не единоличные вещи, а только общие понятия (универсалии), существующие вне сознания и материального мира

Христианская философия Аврелия Августина
Попытка соединить христианские принципы с установками платонизма. Бог – есть высшее бытие, в нём содержатся вечные и неизменные идеи, обусловливающие порядок в мире. Мир сотворён Бо

Философия эпохи Возрождения
Возрождение (Ренессанс) – термин, обозначающий переходную эпоху от средневековья к Новому времени XIV‑XVI вв. Модель усвоения античных идей в средневековой философии ограничивалась рел

Философия Нового времени
Философия Нового времени характеризуется тесной взаимосвязью между метафизикой и естествознанием. Складывающаяся философская картина мира была одновременно и естественнонаучной, а философия,

Трансцендентальная философия Иммануила Канта
«Коперниканский переворот» в философии – отказ от принятого мнения, что наши знания истинны, если они соответствуют вещам и принятие допущения, что наши знания истинны, если вещи соответству

Идеалистическое посткантианство
Критика философии Канта с идеалистических позиций : -) «вещь в себе» нельзя мыслить вне сознания, иначе она стала бы не-вещью, вздором, небылицей. В познании есть форма, относительн

Субъективный идеализм Иоганна Готлиба Фихте
«Вещь в себе» понимается как природа, что является аберрацией нерефлективного мышления, которое, ничего не зная о деятельности «продуктивного воображения», принимает его продукты за нечто, с

Философия тождества Фридриха Йозефа Шеллинга
Натурфилософия. Природа есть становление духовного начала («интеллигенции»), которое имеет бессознательную природу и осознаёт себя в человеке. Через природу проходит динамическое единство и

Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Основания философии : -) Реальность есть бесконечный дух. -) Жизнь духа (процесс развития философского познания) есть диалектика. -) Диалектика «спекулятивна» (пов

Философия иррационализма Артура Шопенгауэра
В основе всего сущего лежит деятельность бессознательной воли, она неудовлетворенная, мятущаяся, раздираемая разными силами. Воля объективирует себя на различных ступенях – от элементарных с

Волюнтаризм Фридриха Ницше
Отвержение всей рационалистической философской традиции XVII-XVIII веков с её аналитической тенденцией и абстрактной систематикой вызвало ориентацию на досократовскую философию с отстаиванием идеи

Философия бессознательного Эдуарда фон Гартмана
На базе волюнтаризма Шопенгауэра и философии тождества Шеллинга, пытался с помощью спекулятивно-индуктивного метода вывести то, что лежит по ту сторону сознания (является трансцендент

Неоспинозизм и философия всеединства В.С. Соловьева
Мировая душа лежит в основе всего сущего – это есть первообраз идеи, в соответствии с которой был сотворён мир, это созидательное творческое начало. I. София (первообраз мног

Мистическая философия свободы Н.А. Бердяева
Персоналистические идеи – апофеоз человека и его духа как центра бытия и всех миров – философия призвана познать бытие из человека и через человека. Два мира в человеке :

Философия жизни
Философия жизни – философское направление преимущественно в немецкой и отчасти во французской философии последней трети XIX – начала ХХ века, рассматривающее жизнь как первичную реальность,

Марксизм
Социальные явления есть факты, что позволяет строить обществоведение по образцу естественных наук. Это позволит дать причинно-следственное объяснение социальных фактов. Принципы материа

Марбургская школа
Попытка войти в учение Канта без «вещи в себе» на базе абсолютного идеализма с использованием философских положений Гегеля. Бытие – не ощущаемое, а категориально мыслимое, нет

Баденская школа
Предмет познания ищется не в каком-то бытии вне сознания, и не в имманентных сознанию созерцательных актах, а в «долженствовании», имеющем трансцендентную природу в духе философии Фихте

Разновидности неогегельянства
-) Британо-американская традиция абсолютного идеализма (Ф.Г. Брэдли, Б. Бозанкет, Дж. Мак‑Таггарт) – сделала выбор в пользу гегелевской системы, пожертвовав при

Философская антропология
  Философская антропология – течение в западной философии первой половины ХХ века, имевшее цель воссоздания целостного понятия о человеке путём использования и истолкования дан

Персонализм
Персонализм – концепция человека в современной христианской философии, полагающая личность, её духовные ценности и неповторимость в качестве высшего смысла человеческой цивилизации. Мир

Проблема сущности и существования
В гносеологии необходимо «преодоление» научного, понятийного способа рассмотрения действительности и создания нового метода познания : ■ «существование предшест­вует сущности» :

Антропология экзистенциализма
Стремление онтологизировать учение о человеке (т.н. экзистенциальная онтология) в качестве задачи раскрытия «смысла бытия» в отличие от исследования законов предметного мира, «мира сущего».

Пограничная ситуация
Уловить (но не понять) экзистенцию можно в пограничной ситуации как освобождения из-под власти предметного мира, переживание подлинного существования. Человек отрешается от господствующих це

Психоанализ Зигмунда Фрейда
Структура личности : -) «Сверх-Я» (Super‑ego) – носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции ; -) «Я» (Ego) – осуществляет контроль личности,

Коллективное бессознательное Карла Густава Юнга
Либидо понималось как жизненная энергия вообще. Сексуальность есть лишь одно из многих влечений в психике. Человек не есть только продукт детских переживаний (Фрейд), но он определяется еще

Социальный психоанализ Альфреда Адлера
«Индивидуальная психология» построена на подчеркивании роли социального, а не биологического фактора в мотивационной структуре человека. Критика пансексуализма Фрейда и отстаивание пр

Невротически-агрессивная реальность Карен Хорни
На фоне экономического кризиса и фашизма психологам не до объяснения невротических расстройств от сексуальных пертурбаций в детстве. Определяющим в поведении человека является потребность в безо

Экзистенциальные дихотомии Эриха Фромма
Различия в характере человека не биологически заданы, а есть продукт социального процесса (любовь и ненависть, вожделе­ние власти и стремление подчиняться, наслаждение чувственным удовольствием и с

Структурный психоанализ Жака Лакана
На базе логической конструкции -) реальное («Сверх‑Я») – совокупность биологических и психических потребностей и инстинктов ; -) воображаемое («Я») – порядок т

Философская герменевтика Фридриха Шлейермахера
Герменевтика есть искусство понимания чужой индивидуальности, «другого», где предметом анализа становится не столько содержание, сколько аспект выявления смысла как способа воплощения индивидуально

Философия понимания Ханса Георга Гадамера
Философия понимания есть универсальный способ бытия человека в мире. Существование человека неразрывно связано с его «опытом мира», который формируется с помощью языка, через который человек

Феноменология
Феноменология – метод анализа чистого сознания и имманентных, априорных структур человеческого существования. Феноменология рассматривает внеопытные и внеисторические структуры сознания

Характеристики структурализма
Интерес представляет не субъект, его духовная жизнь, состояния его сознания и его ориентированность на свободу и творчество, но безличные структуры, бессознательные и всеопределяющие (■

Структурная лингвистика Фердинанда де Соссюра
-) определение структуры языка в отвлечении от процессов его развития (■ «синхрония важнее диахронии») ; -) отделить язык от географических, социальных, исторических обстоятельств ег

Черты постструктурализма
-) Убеждение в алогичной сущности мира вызывает критику логоцентрического сознания, стремящегося во всём найти порядок и смысл, отыскать первопричину, а точнее, навязать их всему, на что нап

Репрессивное знание Мишеля Фуко
Применил структуралистский метод по отношению к истории культуры и мышления и выявил способ, которым люди выражают свой страх перед неразумным – они прячут разум неразумных за решётки, что о

Диктатура симулякров Жана Бодрийяра
Теория исторического развития способов обозначения, в рамках которой знак : -) отражает реальность – отображение некоей глубинной сущности (порядок причастия, таинства) ;

Философия постмодернизма
  Постмодернизм – явление, характерное в последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров

Черты философии постмодернизма
-) антирационализм – мир сопротивляется нашим усилиям его переделать ; -) антисистематичность – мир не укладывается в теоретические схемы и не поддаётся систематизации, так к

Философская категория бытия
Бытие (греч. оusia, лат. еsse) – одна из главных категорий философии, фиксирующая основу существования как мира в целом, так и любой разновидности существующего.

Трактовки бытия в истории философии
-) Представление о единстве мысли и бытия, а также о тождестве не-мысли и небытия. Бытие – умопостигаемо, так как любая мысль – это есть мысль о бытии, мысль бытийственна (невозможно думать ни о че

Три направления в философии
Относительно решения вопроса о том, сколько субстанций лежит в основе бытия, существуют направления : -) Монизм – (от греч. – один, единственный) – способ рассмо

Трактовки материи в философии
-) чувственно-наглядное представление, «гилозоизм» («живоматериализм»), тождественное «стихиям», «первоначало всего» (античная натурфилософия – вода (Фалес), воздух (Анаксимен)

Разновидности материализма
-) Французский механистический материализм XVIII века Материя – единственная реальность, которой свойственно вечное пространственно-временное существование, непреры

Трактовки понятия идея
-) умозрительно-телесная форма, высшее выражение самого бытия : --) онтологическая интерпретация мысли : ■ «одно и то же мыслить и то, о чем мысль, ведь не найти тебе мысль без бытия

Мари Франсуа Пьера Мен де Бирана
Генезис самосознания предусматривает, что «Я» не может быть выведено из пассивных ощущений. Мыслящее индивидуальное «Я» является активным субъектом, определяющим возникновение восприятий. Активност

Модели развития
-) Градуалистская модель – придерживается представления о всеобщей постепенной эволюции природы, в основе которой лежит процесс механического перераспределения частиц матери

Трактовки диалектики
-) диалог (диалектический метод) – движение к истинному знанию путем беседы через нахождение и опровержение мнимого знания путём выяснения понятий (Сократ) ; -) метод познани

Законы диалектики
-) Закон единства и борьбы противоположностей – (закон диалектического противоречия) – определяет источник, сущность развития. В любом предмете существуют противопо

Трактовки категориального аппарата философии
-) Четыре категории – идентичность, отличие, постоянство, изменчивость (Платон). -) Десять категорий (единичного и общего) – субстанция, количество, качество, отношение, место, врем

Бытие и небытие
Бытие – философская категория, обозначающая наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании. Небытие – категория о

Часть и целое
Часть и целое – философские категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Часть

Пространство и время
  Пространство – совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расс

Субстанциональная и реляционная концепции
Субстанциональная концепция – пространство и время – формы бытия, которые полностью автономны от вещей и явлений, которые в них «помещены», в них существуют и актуализируются : -) и

Гносеология и эпистемология
Теория познания (гносеология – от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение) – раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру его познават

Трактовки сознания в философии
-) Античность – отсутствует строгое расчленение идеального и материального, сознание есть пассивное воспроизведение космоса, разум – космичен : --) Логос – это и ог

Семантический треугольник
-) Имя (выражение языка). -) Предмет, обозначаемый именем (денотат, десигнат). -) Смысл имени (денотат оказывается содержанием гносеологического образа, соотносимого с предметом).

Понятия рациональной ступени познания
---) Анализ – способ мысленного расчленения объекта познания на части с целью выявления его структурных элементов и отношений между ними. ---) Синтез (противоположен анализу)

Разновидности агностицизма
-) Скептицизм – исходил из учения софистов (V- IV вв. до н.э.) с их утверждением о том, что человек есть мера всех вещей (Протагор, Горгий). Исповедовался принцип

Эмпирическая концепция теории познания
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, а всякое знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Тем сам

Эмпирическая теория познания Джона Локка
Единственным источником знаний является опыт : -) Внешний опыт основан на ощущениях, даёт первичные качества (величина, фигура, движение, количество). -) Внутренн

Сенсуалистский идеализм Джорджа Беркли
Вещи есть «сумма идей» (■ цвет + вкус + запах + форма). Вещи существуют как предмет восприятия, т.е. это устойчивые постоянные комбинации ощущений. Но нет восприятия материи как

Рационалистический анализ Рене Декарта
Истины математического знания достоверны, они обладают всеобщностью и необходимостью, так как вытекают из природы самого интеллекта. Механизмом получения истинного знания является дедукция к

Монистический пантеизм Бенедикта Спинозы
Основание философии – пантеизм как тождество Бога и природы, которая есть единая и единственная, вечная и бесконечная субстанция, исключающая существование какого-либо другого начала, то ест

Панлогизм монадологии Готфрида Вильгельма Лейбница
Все вещи обладают способностью непрерывно действовать и отличаться друг от друга благодаря собственной внутренней силе, являющейся их субстанцией – монадой как «единицей» бытия, «кирпичиком

Интуитивизм А. Бергсона
Интуиция есть способ реализации «жизненной силы», проявляемый в бессознательном начале творчества, это разум в возвратном движении к инстинкту, она действует изнутри жизни, это «видение духа

Докритический период
Первостепенное внимание уделялось естественнонаучной проблематике, идея создать историю неба, земли и человека, т.е. естественную историю. -) До Канта считалось, что --) ве

Критический период
  «Критика чистого разума» (1781) «Критика практического разума» (1788) «Критика способности суждения» (

Теории истины
-) Классическая(корреспондентская) концепция – истина есть соответствие знания : I. объективному положению дел предметного мира (Аристотель, Ф. Бэкон,

Абсолютная и относительная истины
Абсолютная и относительная ис­тины – это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективн

Критерии научности
-) Объективность – научное знание должно быть свободно от личностных предпочтений и точно отображать реальность таковой, какова она существует вне и независимо от познающего субъекта.

Принципы научного познания
Принцип –(основание) – то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний и относится к сферам человеческой деятельности (закон же – принцип применительно к

Общенаучные методы исследования
Метод – форма практического и теоретического освоения действительности, исходящая из закономерностей движения изучаемого объекта ; система регулятивных принципов преобразующ

Эволюция научной картины мира
Научная картина мира – обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обуславливающее стиль и способ научного мышления. -) Классическая (меха

Позитивизм
Черты позитивизма : -) известно лишь то, что сообщают науки с помощью естественно-научного метода (каузальные законы, господству­ющие над фактами) ; -) вера в неизменность

Второй позитивизм (эмпириокритицизм)
-) Эмпириокритицизм Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса Познание – это увязывание между собой ощущений и представлений, которое не достигает никакой «реальности», кроме са

Неопозитивизм
-) Черты неопозитивизма --) главное не суммирование или систематизация специально-научного знания (позитивизм), а разработка методов анализа знания ; -

Бертрана Рассела, Рудольфа Карнапа, Морица Шлика
--) Необходимость реформирования языка в соответствии с законами логики, которая трактуется как единая структура действительности ; --) обыденный язык есть источник заблуждений и философск

Постпозитивизм
Главный предмет изучения – не история науки, но механизмы развития знания (как появляется новая теория и добивается признания). В центре внимания – история развития и смены научных идей и теорий. Н

Концепция личностного знания Майкла Полани
Критика неопозитивистской модели научного познания и идеи деперсонализированного научного знания. Знание обладает чертами наблюдаемого по содержанию и конвенционального по форме. Научное з

Эволюционная эпистемология
-) Эволюционная эпистемология Герхарда Фоллмера Гипотетический реализм как комплекс недоказуемых, но очевидных постулатов есть главная философская предпосылка эволю

Новый рационализм Гастона Башляра
Призыв перестроить знание в соответствии со спецификой современного мышления и с учётом «нового духа науки», который определяют теория относительности и квантовая механика. -) Концепция

Джеральда Холтона
Господствующий анализ эмпирических и аналитических (логико-математических) приводит к стандартному анализу науки на базе --) неопозитивистской гипотетико-дедуктивной модели, которая

Специфика социальной философии
Социальная философия – раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Социальная философия анализирует проблемы см

Проблема субстанции социального
I. Природа – натуралистические модели общества – концепции, в которых бытие общества выводится из природных закономерностей, а законы природы являются определяющими в жизни

Экономическая сфера
Материальное производство – единство двух сторон : отношений людей к природе и отношений людей друг к другу, то есть, в процессе производства происходит воспроизводство не только вещей, но и

Социальная сфера
Социальная структура – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними. То есть, это анализ всех значимых различий меж

Структура политики
-) Субъекты политики – конкретно-политические носители многообразной политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих интересов

Социальное познание
Социальное познание – особая форма познания, предметом которого является общество. -) Монистический характер социального познания – из сфер жизни общества выделяется какая-ли

Моральные ценности в обществе
Ценность – вещи и явления, имеющие для человека и общества определенную значимость, личностный или общественный смысл, существенное значение. Ценности удовлетворяют опре

Разновидности этических концепций
-) Этический рационализм Платона Исходя из принципа, что «добродетель есть знание», делался вывод, что добрый человек – это человек знающий. Соответственно, нельзя поступа

Трактовки мифа
-) детское восприятие реальности, предполагающее процесс переноса на предметы окружающего мира своих собственных свойств при богатстве воображения и отсутствии рациональности (Дж. Вико) ;

Трактовки сущности идеологии
-) Марксизм --) идеология – ложная форма отражения действительности, содержащая в себе материально-экономические интересы различных социальных групп и классов (К

Идеология как матрица социально значимых смыслов
Формы и содержание идеологии как матрицы социальных смыслов обозначаются : -) через понятие «габитус» как общепринятой установки в восприятии социальной действительности, как навязываемый

Идеология и наука
-) идеология – ложная форма отражения действительности, которая должна быть заменена социальной наукой – марксизмом (К. Маркс, Ф. Энгельс) ; -) «научная идеология» (марксизм) способ

Дискуссия о перспективах развития идеологий
-) Концепции «конца идеологий» Идеология – система ложных социальных идей, которые искажают, мистифицируют действительность и используются той или иной общес

Структура идеологий
Процесс осмысления социальных процессов и явлений протекает в концептуально строгом режиме, заимствуя соответствующий категориальный и понятийный аппарат, компоненты которого можно классифицировать

Разновидности идеологий
-) Либерализм – (лат. liberalis – свободный) (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш.‑Л. Монтескье, А. Смит, И. Бентам) – исходит из принципа ограничения государственного

Циклическая модель
-) Языческая идея «вечного возвращения» Характерна для языческих мифологических систем, в которых развитие повторяло природные циклы – смену суток и в

Линейная модель
Регресс (лат. regressus – возвращение, движение назад) – переход от более высоких форм развития к низшим ; деградация, понижение уровня организации, изменения к худшему.

Цивилизационная (локальность развития)
Цивилизация – тип организации общества, характеризуемый специфической общественно-производственной технологией и соответствующей ей культурой, определенной философией и обще

Стадиальная (линейность развития)
-) Трёхстадиальная (К.А. де Сен-Симон, О. Конт) – общество последовательно проходит три стадии : --) теологическая (примитивные мифологические и рел

Мир-системная (отрицание развития)
Мир‑системная концепция (А.Г. Франк, Ф. Бродель, И. Валлерстайн, Й. Галтунг, Р. Кокс, С. Амин, М. Рогальски) – выявляет большие экономические образования : -) акцент де

Марксизм
Социальное бытие определяет сознание – история направляется материальными условиями жизни людей, которые определяются экономическими структурами, а образ жизни человека зависит от его положе

Неомарксизм
Современный пролетариат как революционный класс перестал существовать, растворившись в массе. Революционной, системочуждой потенцией обладают лишь те, кто люмпенизирован западной цивилизацией и стр

Постмарксизм
-) Симулятивная реальность Жана Бодрийяра Критика общества потребления – усталость от переизбытка потребления и производства --) вещей-объектов вызывает к

Модели социального развития России
  Историософия П.Я. Чаадаева Выступил против теории прогресса и истории как естественного развития человека, утверждая, что народ есть особа

Самобытность славянофильства и западнизм западничества
Черты славянофильства : (Аксаков К.С., Киреевский И.В., Хомяков А.С., Самарин Ю.Ф.) : -) идея своеобразного пути развития России ; -) признание главенства

Русский консерватизм
(Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, А.А. Фишер, С.С. Уваров, К.Н. Леонтьев) Необходимость возведения «умственных плотин» для появления политической благонадежности. «Якорь спасения России

Историософия евразийства
(Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский, Л.П. Карсавин, Н.Н. Алексеев) Выступали против европеизации, в которой видели подрыв национального единства России и

Значения понятия модернизация
-) Модернизация как переход к индустриальному обществу – (связывается с понятием modern (современный)) – указывает на определенный тип общества, общество модерна, пришедшее

Модели модернизации
-) Структурно-функциональная модель модернизации Т. Парсонса – ориентиром для модернизирующихся стран является схема AGIL : adaptation – адаптация, goal attainment – достижение

Концепция периферийного капитализма Р. Пребиша
Капиталистическая мировая экономика представляет собой единое мировое целое, разграниченное на : -) «центр» – включает в себя индустриально высокоразвитые державы и -) «

Признаки глобализации
-) развитие новых информационных технологий и формирование единого общемирового промышленно-финансового и информационно-культурного пространства ; -) слияние национальных экономик в единую

Оценки процесса глобализации
-) Бравурно-оптимистические – обосновывают неизбежность и благотворность процесса глобализации планеты : -) «поздний капитализм» (Ф. Джеймсон),

Два доминирующих взгляда на глобализацию
(по О.Ю. Маслову) -) Глобализация – естественноисторический процесс --) «Глобализация является амбивалентным процессом, который необратим» (У. Бек

Теории глокализации
Глокализация (глокализм) (от лат. global – всемирный и local – местный) –– процесс сложного переплетения глобальных тенденций общественного развития и локальных, местных особенностей куль

Традиционное общество (премодерн)
Традиционное общество (премодерн, домодерн) (доминация – с сер. I тыс. до н.э. – XV век) – отличается доминированием в социуме религиозной составляющей, человек с

Индустриальное общество (модерн)
Индустриальное общество (общество модерна, современное общество) (XVI – пер. пол. ХХ веков) – сложилось под влиянием эпохи Возрождения и движения Реформации. Индустриаль

Постиндустриальное общество (постмодерн)
Постиндустриальное общество (постмодерн, информационное общество) (со второй половины ХХ века) – характеризуется преобладанием сферы услуг над производственной сф

Сценарии развития
-) Идеалисты (Ф. Витториа, Г. Гроций, И. Кант, Т. Мюррей, Д. Перкинс, В. Дин, У. Липпман, Т. Кук и др.) – убеждены в возможности покончить с войнами и вооруженными конфл

Диалектика Абсолютной идеи Г.В.Ф. Гегеля.
24. Философия иррационализма А. Шопенгауэра. Понятие воли. 25. Волюнтаризм Ф. Ницше. «Воля к власти». 26. Философия бессознательного Э. фон Гартмана. 27. Неоспинозизм и в

Идеализм
Трактовки понятия идея ……………………………………………….. 84 Объективный идеализм …………………………………………………. 85 -) Реальность Абсолюта Ф.Г. Брэдли ………………………..………. 86 -)

Познавательные способности человека
Операции познания ……………………………………………………. 117 Ступени познания -) Чувственное познание ……………………………………………. 118 -) Рациональное познание ………………………

Основные направления в философии науки
Позитивизм ………………………………………………………….. 145 -) «Позитивная» философия О. Конта …………………….……. 146 Второй позитивизм (эмпириокритицизм) -) Эмпириокритици

Социальная мифология и идеология
Социальная мифология …………………………………………………. 177 Трактовки мифа ………………………………………………………… 177 Трактовки сущности идеологии ………………………………………. 178 Идеоло

Модели социальной динамики
Циклическая модель -) Языческая идея «вечного возвращения» ……………………..…. 188 -) Циклизм локальных цивилизаций Н. Данилевского, О. Шпенглера

Концепции общественного развития
Цивилизационная (локальность развития) -) Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского …………………………………………………. 191 -) Цивилизацио

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги