Причина и следствие

Философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (причина) своим действием порождает другое явление (следствие).

Трактовки оснований и типов причинности :

-) область причин совпадает со сферой идей, порождающей чувственные вещи (Платон).

-) Причины – устанавливают «начала» субстанции –

--) формальная причина – «что есть это ?» (сущность вещи) – (■ душа человека) ;

--) материальная – «из чего состоит ?» (субстрат вещи) – (■ тело человека) ;

--) действующая – «как это возникло ?» (источник движения, «творящее начало») – (■ родители человека) ;

--) финальная (целевая) – «для чего это ?» (цель развития человека) (Аристотель).

-) Причина существует лишь как действующая, механистически трактуемая причина – природа должна быть объяснена из самой себя (понятие цели подразумевает внешний по отношению к ней замысел) (Ньютон, Бэкон, Гольбах, Гельвеций, Ламетри).

-) Характеристики причинно-следственной связи – необходимость (полная детерминированность следствия причинами) и всеобщность (ни одно явление в мире не может произойти без соответствующей причины) (Лаплас).

-) Каузальность как необходимое отношение объективного порождения причиной следствия не обнаруживается в опыте. Ожидание привычных последовательностей событий есть свойство человеческого ума, переносимое на природу. При этом человеческому представлению о причинности в реальности соответствует лишь регулярная последовательность сходных событий. Причинность есть лишь связь между идеями, выражаемая принципом ассоциации, когда одна идея вызывает другую с помощью качеств :

--) сходства – портрет вызывает представление о человеке ;

--) смежности во времени или пространстве – комната порождает представление о здании в целом ;

--) причины и действия – идея огня приводит к идее дыма и тепла (Юм) ;

-) причина и следствие есть априорные формы рассудка, которые увязывают данные опыта общностью причинно-следственных связей, распространяемым только на мир явлений, в то время как умопостигаемая сфера, обусловленная разумом (человеческое поведение), не подпадает под юрисдикцию рассудка (Кант).

Необходимость и случайность

Необходимость и случайность – философские категории, выражающие два основных и соотносительных класса взаимоотношений между объектами реальности.

Необходимость означает наличие между объектами устойчивых, неизбежных, неотвратимо действующих связей и отношений, при котором одно событие неизбежно вызывает, обусловливает или вызывает другое событие. Соотносится с такими понятиями и представлениями как закономерность, жесткость, неизбежность, однозначность, упорядоченность.

Случайность означает, что между объектами отсутствуют устойчивые, постоянно действующие связи и отношения, отсутствует их согласованное поведение во времени. Соотносится с понятиями неопределенности, неоднозначности, разнообразия, независимости, спонтанности, беспорядка, хаоса.

Трактовки источника необходимости :

-) в существовании особого мира идей, который обладает необходимым характером (Платон) ;

-) божественная воля, которая в состоянии изменить существующий порядок вещей и сотворить чудо (христианская философия) ;

-) основа необходимости – в рационально-объективном характере мышления (Декарт, Спиноза) ;

-) опыт как основание необходимости, из которого индуктивным путем можно вывести необходимый характер принципов и законов науки (Бэкон, Локк) ;

-) вера в необходимость основывается на привычке, приобретаемой в ходе неоднократного повторения опыта (Юм) ;

-) субъект обладает априорными категориями (пространство, время, причинность, необходимость), которые он привносит в свои восприятия, а потому субъект в состоянии познать созданную им самим необходимость (Кант) ;

-) необходимость чувственно воспринимаемого мира есть результат саморазвития абсолютной идеи (Гегель) ;

-) феномен, лишенный онтологического статуса (неокантианство) ;

-) имеет исключительно логический смысл (аналитическая философия).

Возможность и действительность

Возможность и действительность – модальные характеристики бытия, выражающие, с одной стороны, тенденцию становления, с другой – ставшую реальность.

Возможность (греч. dinamis) – выражает объективно существующую тенденцию изменения предмета, возникающую на основе определенной закономерности его развития, возникает в рамках действительности как одна из тенденций и потенциальных перспектив ее эволюции, это потенциальное, не реализованное бытие.

Претворение в жизнь одной из возможностей (ее превращения в действительность) означает неосуществимость всех других, альтернативных возможностей (их сохранение в качестве возможности или превращение в невозможность).

Невозможность – то, что не может быть артикулировано в качестве действительности ни при каких условиях и не может быть помыслено без нарушения логического закона непротиворечивости суждения.

Действительность (греч. energeia) – объективно сущее, наличное состояние предмета, конституированное в качестве фрагмента бытия, совокупность всех реализовавшихся возможностей.

Трактовки возможности и действительности :

-) Наличный, эмпирически данный космос – лишь один из возможных вариантов организации исходного субстанционального начала как неограниченности возможностей – ритмические пульсации космизации и апейронизации мира (Анаксимандр), огонь, «мерами разгорающийся и мерами погасающий» (Гераклит).

-) Невозможность возможности, так как сущее не может возникнуть ни из сущего (ибо в этом случае отсутствует реальное возникновение), ни из несущего (это невозможно) (Парменид).

-) Возможность связана с материальным, а действительность – с формальным началом (то, что обрело форму, вид, эйдос) (Аристотель).

-) Возможность – сфера концептуальной непротиворечивости (Д. Скот).

-) Отрицание объективного существования возможности, отождествление ее со случайностью, которая отсутствует в мире и есть проявление незнания (Гоббс).

-) Наличие всеобщей необходимости исключает какую бы то ни было возможность, а значит сущий мир – единственно возможный и, следовательно, наилучший (Лейбниц).

-) Возможность – то, что согласуется с формальными условиями опыта (наглядные представления и понятия), действительность – то, что согласно с материальными условиями опыта (ощущение) (Кант).

-) Возможность – абстрактный момент действительности, реализованная возможность, конституировавшаяся в качестве действительности, обретает параметры существования, а действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, единство сущности и явления, то, что уже существует, это «наличное бытие объекта» (Гегель).

Типы возможностей :

1.1. формальная возможность – все то, что не исключено сущностными законами развития предмета и может быть помыслено в непротиворечивой форме в качестве потенциальных версий его развития (■ формально возможно то, что турецкий султан станет папой Римским (Гегель)) ;

1.2. реальная – не только может быть помыслена без нарушения законов формальной логики, но и сохраняет потенциал актуализации при ее сопоставлении с другими возможностями (■ у человека есть формальная возможность стать генералом, но для того, чтобы она стала реальной, ему нужно, как минимум, быть военнослужащим) ;

2.1. абстрактная – условия ее реализации выступают в качестве возможных ;

2.2. конкретная – ее превращение в действительность может быть осуществлено на наличном уровне развития предмета ;

3.1. обратимая – ее превращение в действительность симметрично трансформирует статус прежней действительности в возможный (■ маятникообразные взаимопревращения) ;

3.2. необратимая – ее превращение в действительность придает прежней действительности статус невозможности.

 

Форма и содержание

Форма и содержание – философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон реальности :

-) определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление (содержание) и

-) способа существования и выражения этого содержания и его различных модификаций (форма).

Содержание выступает как тот материал, из которого делается предмет (медь при изготовлении шара), а форма – как структура или внешний вид вещи (шаровидность).

Трактовки формы и содержания :

-) форма – обозначение всеобщего, неизменного и подлинно сущего (идея, эйдос), являющегося прообразом индивидуальных и изменчивых явлений (Платон) ;

-) всякая вещь состоит из материи (потенциал формы) и формы (активный фактор, благодаря которому вещь становится существующей, актуализированной) (Аристотель) ;

-) Бог как чистая форма, душа как форма тела, чистые духовные субстанции – отделенные от материи формы (Фома Аквинский) ;

-) форма есть необходимое условие опыта и познания, лежащее в человеческом разуме – формы созерцания (пространство и время) и мышления (категории), которые синтезируют, упорядочивают чувственный опыт (Кант) ;

-) форма и содержание есть взаимодействующие диалектические противоположности (Гегель) ;

-) единство формы и содержания, доходящее до их перехода друг в друга и вместе с тем относительность их единства при котором форма охватывает систему устойчивых связей предмета, а содержание есть подвижная, динамическая сторона целого (Маркс, Энгельс).

 

Сущность и явление

Сущностьсовокупность таких свойств и качеств предмета, без которых он не способен существовать и которые определяют все остальные его свойства.

Явлениечувственно воспринимаемая характеристика вещи.

Трактовки взаимоотношения сущности и явления :

-) сущность вещи производна от атомов, из которых она состоит (Демокрит) ;

-) сущность (идея) имеет сверхчувственный нематериальный характер, вечна, бесконечна и является прообразом конкретных явлений (Платон) ;

-) сущность (форма) существует в самих единичных вещах, но не выводится из того материала, из которого созданы вещи (Аристотель) ;

-) противоположность посюстороннего мира (явление) и мира потустороннего (сущность), лишь в случае Бога сущность включает в себя существование (христианство) ;

-) сущность имеет исключительно словесную природу и заключается в нахождении общего термина, в то время как реально существуют только явления, «чувственные данные» (К. Поппер, Л. Витгенштейн, Р. Карнап), а значит, слово может иметь сущность, но вещь – не может (Б. Рассел) ;

-) явление – представление, доступное познанию («вещь для нас», «феномен»), оно порождено объективно и самобытно существующей сущностью («вещь в себе», «ноумен») трансцендентального мира (Кант) ;

-) сущность и явление диалектически взаимосвязаны – явление сущностно, а сущность является (Гегель) ;

-) рассмотрение понятие существования безотносительно к понятию сущность (экзистенциализм) ;

-) сущность и явление как понятийные средства отображения мира являются чисто идеальным образованием и должны быть вытеснены либо категориями «смысл» и «текст» (герменевтика, феноменология), либо категорией «структура» (структурализм).