Гносеология и эпистемология

Теория познания (гносеология – от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение) – раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру его познавательной деятельности, типы и формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания.

Эпистемология (от греч. episteme – знание и logos – учение) – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Эпистемология зачастую воспринимается тождественно понятию гносеология и употребляется, как правило, в современной английской и американской философии. Однако, имеет смысл утверждать, что гносеология и эпистемология основаны на исходных категориальных оппозициях. Если гносеология разворачивает свои представления вокруг оппозиции «субъект – объект», то для эпистемологии базовой является оппозиция «объект – знание». Эпистемология исходит не из «гносеологического субъекта», осуществляющего познание, а скорее из объективных структур самого знания. В рамках эпистемологии развиваются операциональные, аналитические, нормативные, структурно-функциональные методы исследования знания, возникает концепция «третьего мира», мира объективного содержания знания, и «познания без познающего субъекта» (Поппер).

Сознаниевысшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.