Сенсуалистский идеализм Джорджа Беркли

Вещи есть «сумма идей» (■ цвет + вкус + запах + форма). Вещи существуют как предмет восприятия, т.е. это устойчивые постоянные комбинации ощущений. Но нет восприятия материи как таковой (нельзя представить треугольник вообще). Невозможно, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать отвлеченную идею общего для них вещественного субстрата.

Восприятие разлагается без остатка на восприятие известной суммы отдельных ощущений : ■ «Существовать – значит быть воспринимаемым» («Esse est percipi»). Быть для вещей – значит быть в восприятии, т.е. мы воспринимаем только собственные :

-) ощущения или

-) идеи (воспринимаемые нами субъективные качества)

Разум – воспринимает ощущения и комбинирует их. Первичные качества связаны со всеми остальными ощущаемыми свойствами и не могут отделяться от них даже мысленно. Все качества – вторичны (■ нельзя представить протяженное тело без его цвета ; есть сны и формы безумия – их мы получаем не только от внешних вещей). Невозможность существования ощущаемых предметов вне сознания (самих в себе). Однако субъект восприятия в мире не один, это не только человек, но и Бог. Соответственно, все вещи существуют в уме Бога.