Эволюция научной картины мира

Научная картина мираобоснованное конкретно-историческое представление о мире, обуславливающее стиль и способ научного мышления.

-) Классическая (механистическая) – XVII-XVIII вв. – (Галилей, Ньютон) – основана на представлении о прогрессивно направленном линейном развитии с жёстко однозначной детерминацией – прошлое определяет настоящее, настоящее определяет будущее. Отдельные события не оказывают никакого влияния на субстанциально-незыблемый пространственно-временной континуум. Рассмотрение объектов в режиме элиминации субъекта, как если бы они существовали сами по себе вне и независимости от субъекта, без учета возмущающих факторов и помех, в строго заданной системе координат. Проблема познания сводится к поиску адекватного предмету объективного, единственно верного метода познания, универсального объяснительного эталона, с помощью которого может быть постигнута истина в её конечной инстанции.

-) Неклассическая (электродинамическая) – XIX‑XX вв. – (Эйнштейн) – представляет процесс развития в виде синусоиды, развивающейся вокруг магистральной направленности развития. Развитие системы направленно, но ее состояния в каждый момент времени строго не детерминированы, зачастую зависят от случая (закон вероятности, больших чисел, закон среднего, статистическая закономерность). Закономерности в развитии просматриваются лишь на уровне систем, но не на уровне индивидов. В процессе исследования объектов необходимо учитывать влияние познавательно-методологического аппарата, который воздействует на конечные результаты.

-) Постнеклассическая (квантово-релятивистская) – вторая половина XX‑начало ХХI вв. – (Пригожин) – развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что зависит от влияния даже незначительных факторов (т.н. «укол»), в результате которых система полностью перестраивается, порождая новый уровень организации. В определении характера развития систем велика роль входящих в них индивидов, малые причины приводят к глобальным следствиям, будущее носит неопределённый характер. Структурность и хаос равнозначны, наблюдается стохастичность действительности, что приводит к спонтанному структурогенезу. Исследование объекта напрямую зависит от состояния познавательных способностей субъекта, то есть, само бытие объекта в каждых конкретных формах зависит от субъекта.