Проблема субстанции социального

I. Природа – натуралистические модели общества – концепции, в которых бытие общества выводится из природных закономерностей, а законы природы являются определяющими в жизни общества

-) античный космоцентризм (Платон, Аристотель),

-) разновидности психологизма и психоанализа (З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, В. Райх),

-) социальный биологизм (Г. Спенсер, А. Шеффле, Г. Рюккерт, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер),

-) этнополитика (Ш. Шампетье, А. де Бенуа, Р. Стойкерс),

-) геополитические модели (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, А. Мэхэн),

-) расология (Ж.А. де Гобино, Х.С. Чемберлен, Г. Лебон, Г. Гюнтер).

II. Бог – общество есть продукт божественной воли, в котором господствует идея всеобщего провиденциализма (А. Августин, Ф. Аквинский).

III. Сознание – сущность общества вывести из сознательных, разумных отношений, в которых :

-) люди жертвуют частью своих свобод государственной власти во имя соблюдения их прав на основе общественного договора (Д.Локк, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо),

-) люди, руководствуясь свободно-рациональными действиями, реализуют тем самым проект «абсолютной идеи» по нарастанию принципа свободы (Г.В.Ф. Гегель),

-) цементирующим моментом связи людей в рамках общественного организма является характер сознательных социальных действий индивидов (М. Вебер).

IV. Экономика – в обществе усматривается трансформация экономических отношений, выраженных в той или иной форме, степени и объёме :

-) доктрины классической политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо),

-) техницистские концепции (Л. Уайт, Г. Ленски, О. Тоффлер),

-) теории индустриального общества (Ж. Фурастье, Р. Арон, У. Ростоу),

-) теории постиндустриального общества (К. Кларк, Д. Белл, А. Турен),

-) теории информационного общества (М. Маклюэн, Й. Масуда, М. Кастельс),

-) марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин),

-) неомарксизм (А. Грамши, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Л. Альтюссер),

-) постмарксизм (И. Валлерстайн),

-) неолиберальная австро-американская школа (Ф.А. фон Хайек, Л. фон Мизес).

IV. Политика – доктрины, в которых признаётся ведущая роль политических и духовных факторов, за которыми стоит сознательная воля индивидов :

-) философы (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ю. Эвола),

-) русские консерваторы (К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров, С.Н. Сыромятников),

-) немецкие правоведы-государственники (К. Шмитт, В. Вебер, В. Гуриан, Х. Барион),

-) американские неоконсерваторы (Л. Штраус, И. Кристол).