ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

1. Что такое философия и ее основные проблемы.

2. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Особенности философского мировоззрения.

3. Социальные функции философии.

4. Логические типы философского знания и принципы их классификации. Методы философии.

 

Ни об одном явлении культуры не высказано столько разнообразных и противоречивых суждений как о философии. Она возникает в глубокой древности на Востоке — примерно 2,5 тыс. лет назад (Индия, Египет, Вавилон, Китай). Наибольшего расцвета она достигает в Европе и, прежде всего, в Греции. С тех пор не утихают споры о предмете философии, ее назначении и связи с другими формами духовной деятельности человека.

Классик античной философии Аристотель считал, что философия единственно свободная наука, которая существует ради самой себя. Все науки более необходимы, чем философия, но лучше ее нет ни одной.

Одни уверены, что она занимает особое место в духовной культуре общества, другие сомневались в ее возможности. То философию сравнивали с наукой, то считали, что ее главная проблема — нравственность. Многие отождествляли ее с поэзией, или предлагали философам искать не в мире, а в человеке внутреннюю связь всех своих познаний.

Французский писатель и философ Камю рассматривал философию как форму решения человеком своих личных проблем. «Есть лишь одна серьезная проблема философии — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить — значит ответить на фундаментальный философский вопрос. Все остальное второстепенно».

Широкий диапазон оценок статуса философии говорит о необходимости соотношения ее с основными формами духовной деятельности — наукой, искусством, нравственностью, религией.

На протяжении всей истории философии в ней отражались общие представления о действительности, о природной и социальной реальности, о месте и назначении человека в мире, о его преобразующей деятельности, о творчестве, свободе, счастье человека.

Философия имеет дело с различными проявлениями культуры, а она есть результат человеческой деятельности. Здесь всегда присутствуют универсальные особенности как самой действительности, так и самого человека и его деятельности. И задача философии заключается в том, чтобы осмыслить результаты культуры, выработать общее мировоззрение, построить методологию и аксиологию. Эти три аспекта тесно связаны между собой: мировоззрение отвечает на вопрос, что представляет собой действительность, методология призвана научить человека тому, как он должен действовать для достижения своих целей, аксиология обосновывает сам выбор цели.

Философия явилась особым способом освоения общественно-исторической практики. Английский философ Рассел говорил, чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять ее философию.

В истории человечества были и взлеты, и падения, победы и поражения. Человек покорял природу и уничтожал ее, формировал человека и убивал его. По словам Н. Бердяева — человек и Богоподобен и звероподобен, созидатель и разрушитель, он может любить и сострадать, и всеми фибрами души ненавидеть. Во всем этом противоречии формировалась логика отношения человека к миру его жизнедеятельности. Отношение к миру и было отношением к самому себе.

Удовлетворяя свои потребности, он накапливал опыт освоения мира, познавал законы и чем больше знал, тем свободнее становился в выборе своей деятельности. Человек нуждался в понимании природы, ее осмыслении, чтобы выжить, закрепить свои знания в понятиях и передать их последующим поколениям. И такими первыми понятиями были «мир» (космос), «человек» (душа) и Бог (мировой разум).

Именно здесь встают первые философские проблемы: как сформировался мир, кто такой человек, его место в этом мире, его возможности и способности, то есть необходимость раскрыть внутреннее «Я». Сами философы видели её истоки в пытливости ума, по словам Платона и Аристотеля, она начинается с удивления, с сомнения, которые стимулировали размышление над тем, что казалось очевидным. «Удивление не тому, чего нет, допустим справедливости, любви, чести, совести. Не этому удивляется философ. Он удивляется тому, что вообще что-то есть. Хоть у кого-то есть совесть. Удивляет не ее отсутствие, а то, что она есть. Удивительно, что есть нечто как порядок, а не хаос. Чтобы жить в согласии с этим миром, ты должен упорядочить этот мир в своем сознании. Но этот мир не всегда нас устраивает и поэтому следующий шаг — изменение этого мира. Удивление рождает мысль, мысль рождает желание изменения — а это порождает творчество, я становлюсь творцом. А это уже поэзия, в переводе — «акт творчества», поэтому философия — поэтическая практика.

Любая философская система открыта, ее можно изучать, соглашаться или нет, строить свою иную философию. Это вечный поиск истины!

Она — это продукт своего времени и навязывать ее новому поколению нельзя. Гегель писал, что каждый философ — сын своего времени; философия есть время, постигнутое в мысли.

Изучая философию, вы научитесь размышлять, а это предполагает разумное мышление, строгое и дисциплинированное, свободное и творческое. Культура мышления не дана от рождения, ее нельзя навязать. Здесь нужны весь ваш интеллект и способности!