рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Учение о государстве

Учение о государстве - раздел Философия, Предмет и специфика философского знания По Мнению Аристотеля Причина Возникновения Государства – Естественное Стремле...

По мнению Аристотеля причина возникновения государства – естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Первым результатом общественной жизни была семья. В работе «Полития» он ставит вопрос: цель возникновения государства и сколько видов может иметь власть управления? Ответ: цель государства – жить хорошо и счастливо. Выделяет шесть форм государственного правления: монархия, аристократия, полития (средний класс) – они служат обществу; тирания, чистая олигархия и крайняя демократия – (вредные для общества).

За властью нужно следить, чтобы чиновники не превращали свою должность в источник личного обогащения. У него нет идеи идеального государства, он анализирует уже известные формы политического управления, старается понять какие из них лучше и способствует благу общества.

Заслуга Аристотеля:

1. обобщение знания античной философии;

2. закладывает основы многих наук: физики, математической логики, философии, политической философии;

3. создаёт основы формальной логики, как учение о законах и формах мышления.

Аристотель завершает классический период античной философии и наступает эпоха упадка и разложения греческой философии.

 

 

Эпоха Эллинизма

1. Киники и скептики.

2. Эпикуризм.

3. Стоицизм.

4. Неоплатонизм.

Аристотель завершает классический период греческой философии и наступает эпоха философии эллинизма. Он охватывает период от завоевания Александра Македонского до падения Западной Римской империи. Это завершающий период античной философии (II п. IV в. до н.э. и почти до VI в. н.э). Кризис общественной жизни сказывается и на развитии философии. Философия уже не является факелом ведущим за собой искателей правды. Это скорее карета скорой помощи, помогающая бороться за существование. Наблюдается вновь поворот к антропологизму, к проблемам личной жизни человека. Здесь складывается три школы: скептицизм, эпикуризм и стоицизм. Но этим школам предшествовала школа киников. Основоположник – ученик Сократа Антисфен (450-360) и Диоген (400-325). (Киники от «Киносарг» - зоркий пес, название холма, где была гимназия в Афинах.)

1) Они пересматривают назначение философии, которая должна заниматься не умозрением, а показывать человеку путь к добродетельной жизни. Они проповедуют нищету и полный отказ от удовольствий, т.к. сама природа определила тот минимум, в котором нуждается человек. 2) Главное – личная добродетель. Киники говорят о новой стороне нравственности. У Сократа нравственность и ум – едины, у киников – способность отдельного человека отстаивать свои принципы, умение противопоставить себя толпе. Они призывают к самостоятельности поведения.

Дух философии киников выразился в полной ничем не ограниченной свободе: в свободе от телесных потребностей, свободе от людских пороков, от тщеславия, гордыни, алчности. Этика киников носила субъективный характер, основываясь на силе духа, на способности к независимому существованию.

 

Скептицизм. (Пиррон – 360-270)

Это течение возникло не на пустом месте, а на идее – все постоянно течет и изменяется на идее противоречия между чувствами, впечатлениями и мышлением, на принципе относительности всех явлений. В это время философов больше интересует вопрос не о том, что есть и как существует мир, а о том, как надо жить в этом мире, и только мудрец может помочь понять как научиться жить. Философ тот, кто стремится к счастью. А оно состоит в невозмутимости и отсутствии страдания. Он должен ответить на три вопроса:

1) Из чего состоят вещи?

2) Как мы к ним должны относиться?

3) Какую выгоду можем получить от такого отношения к ним?

На первый вопрос ответа нет. О любом предмете можно сказать противоположное мнение. Где истина? Не известно. Отсюда ответ на второй вопрос – воздержись от каких-бы то ни было суждений о них. Но это не полный агностицизм, наши чувства достоверны, если рассматривать их как явления. Следует говорить: «Это кажется мне горьким или сладким».

Воздержание от категорического суждения об истинной природе вещей рождает чувство невозмутимости и безмятежности. А это и есть счастье человека.

Философ-скептик ничему не должен был придавать безусловно-истинного значения.

Эпикуризм. (342-271 до н.э.)

Он основывает философскую школу в Афинах, которая получила название «Сад Эпикура».

1. Философия должна иметь практическое значение, лечить душу и тело человека.

2. Цель человека – стремление к счастью, а счастье человек находит в наслаждении. Но это не низменные наслаждения. Он делит желания человека на естественные и необходимые, их нужно удовлетворять умеренно. Истинными наслаждениями являются духовные наслаждения, а также такие блага как дружба и знания. Высшая форма блаженства – состояние полного душевного покоя, невозмутимости, отрешение от проблем мира (нирвана). Это идеал и нравственный образ жизни.

3. Философия должна помочь человеку справиться со страхом перед Богом и смертью. Смерть не имеет никакого отношения к человеку: «Когда мы есть, то смерти еще нет, когда смерть наступает, тогда нас уже нет».

Нет в мире такой силы, которая могла бы помешать человеку жить по своим идеалам. Мир познавался умом человеческим. Познание – основа человеческого счастья. Условие счастья – познание самого себя, своей души. Ни Боги, ни государство счастья не дают, счастье в самом человеке.

(Диоген Лаэртский – «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Эпикур «Письмо к Менекею стр. 433»).

Стоицизм. (Зенан из Китил – 336-265, Цицерон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).

Нравственная философия. Цель человеческой жизни в достижении счастья, но путь к счастью иной, чем у эпикурийцев. Счастье человека – это жизнь согласная с природой человека как существа духовного разумного. Стремясь жить согласно с природой, они ищут нравственную свободу, освобождение от страстей, пороков. Но в учении стоиков есть принципиально новый момент, они выводят понятие фатума или рока. Все существующее раз и навсегда предопределено, подчинено строжайшей закономерности как неотвратимой необходимости .все жестко детерминировано. Бог тоже подчинен необходимости, он есть сама необходимость. Человек не властен изменить свою судьбу и это приводит к пассивности. Сенека (5-65 гг. н.э.) пишет: «Мы не можем изменить строя вещей, пусть человек считает, что все случившееся так и должно быть и мужественно переносит удары судьбы». Жить сообразно с природой, а природа тождественна с разумом – а это и значит поступать разумно. Философ есть человек, постигший неизбежное, сознательно подчиняется ему. Поздняя античность – эллинистическая философия вращалась вокруг одного вопроса – как обеспечить личное счастье? Киники, эпикуризм, стоицизм – иногда называют сократическими школами. Они каждый по-своему исходят из сократовского учения. Но ни одно из этих учений философии жизни не было в состоянии гарантировать каждому его личное счастье. К концу античности пришли к выводу, что эти учения, созданные людьми и для людей, не могут выполнить то, что они обещают. Как же можно обеспечить счастливую жизнь? Ответ рядом – с помощью религии.

Учение неоплатонизма претендует на выражение этой религиозности. Здесь человек помещается в гигантский космологический порядок, а зло понимается как изъян бытия. Цель – освобождение души от смертной оболочки, чтобы она оказалась во всеохватывающем единстве с мировой душой.

 

Стоики впервые говорят о таких этических категориях как совесть, воля, понятие греха. Человек всегда греховное существо, только Бог безгрешен. Истинная ценность человека в его добродетели. Благородство не дано от рождения и не передается по наследству (раб может быть благороднее аристократа). Главная ценность – любовь к людям. Она дарована человеку Богом. Человек не может изменить ход вещей, но может выработать свое отношение к ним, оценить их. «Не вещи смущают людей, а мнение о вещах». «В смерти нет ничего страшного, а страшно мнение, что смерть страшна. Нет загробной жизни, где человек находит счастье».

У стоиков Судьба и есть Логос мира, он упорядочивает все в мире. Судьба – это власть двигающая материю (Зенон). Бог это пламенный разум мира, он наполняет весь мир, как пчелы медом соты. (Они верили в астрологию, предсказания.) Счастье человека находится внутри его и не зависит от внешних событий. Но человек зависит от психологических переживаний: страстей, страх, печаль, удовольствие, наслаждение и пр. Нужно освободиться от этого пресса. Сенека в своей работе «О гневе» призывает искоренить в себе страсти, подавлять гнев, проповедовать любовь и всепрощение ближнего. «Лучше забыть обиды, чем мстить. Цель жизни мудреца – выработать невозмутимость духа. Мы не можем изменить мир, но можем обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека и стойко переносить, что нам судьба приносит, и отдаться воле законов природы» Сенека.

Человек стремиться к свободе, истинная свобода во внутренней духовной независимости и нельзя желать того, что не в твоей власти. «Если ты не можешь освободиться от бедности, несчастья, безропотно смирись и рассматривай несчастие как благо» (Эпиктет. – бывший раб).

С ним как бы перекликается римский император Марк Антоний. «Смерть это освобождение души от тела. Жизнь мгновение по сравнению с вечностью и его ты должен провести в согласии с природой, а потом расстаться с жизнью легко, как падает созревшая слива» («К самому себе»).

Идеи эпикуризма и стоицизма оказали огромное влияние на развитие философии. Идеи мудреца как духовно свободного человека, который безропотно сносит удары судьбы, сдерживает свои страсти, способен любить и всех прощать – была принята христианством.

Неоплатонизм. (Плотин 205-270 н.э.)

Это философия позднего эллинизма (III-IV вв.). Она систематизировала идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Главное в нравственной философии – 1) внутренний покой личности и защита ее от разных потрясений.

2) разработка платоновской диалектики триады ум – душа - космос. Также развивалось учение Аристотеля «об уме-первоздателе» и его самосознании. Этот ум выступал одновременно и субъектом, и объектом, который содержит в себе свою собственную «умственную материю». Основатель школы – Плотин.

Центральная фигура неоплатонизма – душа. Она осуществляется в теле, тело есть предел ее существования. Ум не есть тело, но без ума не существовало бы никакого организованного тела. Материя находится в самом уме, т.к. всякая организация требует для себя материал. Кроме чувственной материи есть «умопостигаемая материя» - ум смысловое тело. Плотин считал, что мировая душа действует по всему Космосу.

3) они уделяли большое внимание разработке логических проблем – определение понятий и их классификация.

4) они впитывали идеи раннего христианства.

У Платона категория «Единое» выше всех категорий. Единое есть все сущее. Оно не дробится, существует везде и во всем. Все из него «изливается».

Свет – основной образ философии Плотина. «Единое – свет абсолютно чистый и простой (сила света); ум – солнце, имеющее свой собственный свет; душа – луна, которая заимствует свет от солнца; материя - мрак» (Блонский П.Н. Философия Плотина) (Плотин страдал эпилепсией) – возможно это оттуда. Душа не дробится на части – она особая смысловая субстанция.

Плотин завещал своему ученику Порфирию издать его сочинения, и он вошел в историю как комментатор философии Аристотеля и Плотина. Далее эти идеи развивались Проклом (410-485). Высший тип знания возможен лишь путем божественного озарения; любовь (эрос) связывается с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость; а вера соединяет нас с благостью Богов.

Итак, говоря об античной философии, мы можем сказать, что здесь закладывались основы основных видов философских мировоззрений, которые разрабатывались в последующей истории философской культуры. Античная философия – это живая картина становления теоретической мысли, полная смелых и мудрых идей. Это торжество разума. Каждый молодой человек призван окунуться в этот поток философской мысли. Это не только обогащает нас ценной информацией, но и способствует развитию философии мышления.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и специфика философского знания

Ст преп Корнеева В А Предмет и специфика философского знания Понятие мировоззрения его.. Античная философия.. План..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учение о государстве

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и специфика философского знания
1. Что такое философия и ее основные проблемы. 2. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Особенности философского мировоззрения. 3. Социальные функции философии.

Почему же нужно изучать философию?
1) На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что повышает теоретический уровень научных исследований. Она развивает духовный мир человека, его нравс

Логические типы философского знания
  Итак, мы видим, что философия как система имеет свои специфические вопросы, которые она должна решать. Даже отвечая на вопрос — «Что такое философия?», каждый философ, в зависимости

Фалес (625 - 547 до н.э.)
Фалес и его милетская школа открывает как бы первое поколение греческих философов. Главные проблемы: · первооснова всего сущего; · проблема изменения всего сущего;

Атомизм
Кризис вызванный апориями Зенона, требовал новых непривычных идей, это удалось сделать древним атомистам (Левкинн и Демокрит). Они предположили, что вещество, пространство и время нельзя делить бес

Пифагорейцы
Пифагор первый, назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе. Он так же занят проблемой субстанции, но обратил внимание на количественную сторону вещей. Все

Представители: Протагор (480-410), Горгий (483-375), Продик и др
  «Софисты» - знаток, мастер, мудрец. Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе, стали профессиональными преподаватели мудрости. Греция в V в. до н.э. –

Афинская школа
С этой школой связаны имена великих мудрецов античности: Сократ, Платон, Аристотель.   Сократ (469-399 гг. до н.э.) Его имя стало выражение мудрости

ІV Учение об идеальном государстве
Удовлетворятьб потребности человек может только сообща, это первый мотив создания государства. Пытается создать модель идеального государства, основанием которого выступают Благо, Справедливость. К

Этика Аристотеля
Учение о нравственности строится на основе объективной телеологии. Цель человека – благо, добродетель. Добродетельно то, что служит интересам общества. Он выделяет добродетели интеллектуальные и во

Учение о бытии
Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Чтобы поддерживать бытие мира, Бог его творит вновь и вновь. Мир один в мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Бог свер

Схоластика
Яркая фигура – Ансельм Кентербирийский. Он классический схоласт. Это философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь абсолютное подчинение мысли авторитету догмата.

Эпоха Возрождения
Эта эпоха знаменует собой огромный прогресс в развитии материальной и духовной культуры в странах Западной Европы и прежде всего в Италии. Точно о хронологических рамках сказать трудно, но многие и

Философия Нового времени
1. Научные предпосылки ФНВ. 2. Проблемы гносеологии: а) английский сенсуализм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк); б) рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц); в) ми

Бог одинаково себя проявляет во всех модусах
БС и ее атрибуты – это творящая природа (natura naturata) –творящий саму себя, а модусы это произведенная природа. Природа одновременно субстанция –

Социально- философские воззрения
    Г. Лейбниц как бы завершает философию XVIII в. и наступает эпоха Просвещения и французского материализма XVIII в. Это время кризиса феодализма во Фра

Общая характеристика
Итак, философия эпохи Просвещения реализовалась в лозунгах и идеалах Французской буржуазной революции (1789-1794 гг.). Это было крупнейшее событие XVIII в., что послужило толчком к развитию и самой

Философия Иммануила Канта
Открывают первую страницу немецкой классической философии выдающийся мыслитель и философ Иммануил Кант (1724-1804), он как бы завершает эпоху просвещения и становится её критиком, особенно рационал

Эитика И.Канта
Основные положения этики И.Канта изложены в его работе «Критика практического разума», именно здесь звучит вопрос – что я должен делать? Он исходит из того, что важнейшая задача философии воспитани

Натурфилософия
Шеллинг известен как идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма» (это главная его философская работа). Ядром философии Шеллинга является категория Абсолюта

Практическая философия
Здесь главная проблема – свобода, от неё зависит создание «второй природы» - правовой системы общества. Государства с правовой системой должны объединятся в федерацию для прекращения войн и установ

Философия Георга Гегеля (1770-1831 гг.)
Завершением идеализма в классической немецкой философии стала философская система Г.Гегеля, основные идеи которой изложены в таких работах: «Феноменология духа», «Наука о логике», «Философия природ

Абсолютный дух
АД – вечная действительная Истина. Она проходит три ступени развития: искусство, религия, философия. Искусство и религия по отношению к истории лишены самобытности, своей логики и собственной истор

Роль личности в истории
Тип личности определяется общественной средой: какова среда, таково и мнение. Но чем определяется характер самой среды – ответа нет. Замкнутый круг – какова среда – такова и личность, с друг

Какие же основные проблемы здесь ставит Маркс?
1) Прежде всего – доказать, что общество саморазвивающаяся система и ее развитие есть закономерный объективный естественно - исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Но у него

Сущность философского учения Г.Сковороды
(1722 – 1794 г.г.)   Сущность счастья человека, смысла человеческого бытия в реальной земной жизни, разработка общефилософской концепции мира и человека – гл

Основные направления современной философской мысли
  1. Современные модели философского мышления. 2. Позитивизма: эволюция и основные идеи. 3. Марксизм и его место в истории философии. 4. Иррационалистически

Постпозитивизм
В 70-90 годы ХХ века широкое распространение получают «критический реализм», «методология науки», «герменевтика», «интуитивизм» и другие философские школы. Особое место занимает критически

Основы философского понимания мира: бытие, материя, её основные свойства и способы существования
1. Природа и история - основные формы бытия мира. 2. Философское понятие материи. Движение, пространство, время-способы существования материи. 3. Современная наука о строении мате

Что такое природа?
1. Природа в широком смысле- вся Вселенная вместе с человеком. 2. В узком смысле – биосфера – область жизни ( 1802 г. её открывает фр.учёный Ламарк), тонкая оболочка земли

Атрибуты материи
Движение – это любое изменение, это коренной способ существования материи. Оно объективно, абсолютно и относительно, неуничтожимо, единство прерывного и непрерывного, конечного и б

Пространство и время
Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяжённость и определённый порядок взаимосвязи. Элементами пространства являются точка, объем, дли

Специфика противоречий определяется своеобразием процесса их возникновения, степенью агрегации, особенностями их разрешения
3. Существует классификация противоречий: 1. По характеру возникновения: ü необходимые (вытекают из сущности системы); ü случайные (не вытек

C. Закон отрицания отрицания
ПЛАН 1. Категория диалектического отрицания. 2. Понятие «отрицания отрицания». 3. Сущность закона отрицания отрицания. 1.Это закон, который указ

Синергетика
Диалектика – это один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика -–это философское учение о всеобщих (универсальных связях бытия и развития всего сущего)

Сознание и познавательная деятельность человека
I. Сущность сознания, его структура и функции. II. Познание как отражение действительности. III. Уровни познания: чувственное и рациональное.

Структура сознания
Сознание структурно организовано, это система, которая состоит из элементов, которые находятся в определённых отношениях. 1) сознание – есть понимание, а понимание неразрывно связано с соз

Теория познания
I. Субъект и объект познания. II. Структура познавательной деятельности. III. Познание как процесс. IV. Истина и её критерии.  

Структура познавательной деятельности
Проблема познания предполагает выяснение познавательных способностей субъекта, чем он располагает, каковы его средства, которые могут дать истинное знание. Человек познаёт мир с помощью со

Методы и формы научного познания
I. Специфика научного познания. II. Методы познания: эмпирический, теоретический. III. Формы научного познания. Наука – это сфера исследова

Формы научного познания
1. Проблема (преграда, задача). Это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Наука развивается от постановки проблемы к их решению и

Философия о сущности и природе человека. Смысл его существования
  1. Понятие человека в истории философской мысли. 2. Природная основа и социальная сущность человека. 3. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индиви

Роль языка
Изменяя природу, человек изменяется сам, различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В общении появляется язык, как система символов, который необходим для осмысления социального опыт

Общество как система
    ОСНОВНАЯ ИДЕЯ: Общество - это мир духовно-практической деятельности человека в ее разнообразных формах.     “Д

Материальная сфера общества
1. Понятие материального производства, его место и роль в системе общественного производства. 2. Способ производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

Духовная жизнь общества и человека
Основная идея темы: Духовное есть подлинно- человеческое в человеке, основное его богатство. Н.А.Бердяев "Человечность связана с духовностью... Завоевание д

Общественное бытие - это сам человек, живое и деятельное, радующееся и страдающее существо
Общественное сознание имеет социальную природу.Оно возникает из общественной практики как результат производственной, семейно-бытовой и иной деятельности человека. Различн

Эмоционально-волевые функции
Это прежде всего отношениечеловека к социальному миру на психологическом уровне и существует в форме эмоций, чувств, настроений. Здесь складывается умонастроениече

Исторический релятивизм»
Сегодня существуют несколько подходов в анализе общества. Если говорить предельно широко – то это философский идеализм, начиная с Платона и Гегеля и философский материализм (Демокрит, марксизм). Дл

Общественный прогресс
Не всякое развитие есть прогресс. Прогресс есть переход от низшего к высшему. Отсюда его признаки: 1) поступательная направленность социальных процессов; 2)усложнение;3) повышение уровня о

Культура, ее человеческая сущность и роль в обществе. Культура и цивилизация
1. Понятие культуры в философии. 2. Социальная обусловленность культуры. 3. Особенности современной мировой культуры. 4. Цивилизация и культура.  

Цивилизация и культура
Под цивилизацией обычно понимают историческую ступень в развитии человечества, которая начинается после варварства. Первый признак цивилизации – уровень развития культуры и общества. Кант

Какие же это проблемы глобального значения?
Ø Разрушение биосферы – идет катастрофическая потеря биологического потенциала, разрушение плодородия земли, проблема чистой воды (2мрд. чел. имеет доступ к чистой воде), проблема кис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги