Учение о государстве.

По мнению Аристотеля причина возникновения государства – естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Первым результатом общественной жизни была семья. В работе «Полития» он ставит вопрос: цель возникновения государства и сколько видов может иметь власть управления? Ответ: цель государства – жить хорошо и счастливо. Выделяет шесть форм государственного правления: монархия, аристократия, полития (средний класс) – они служат обществу; тирания, чистая олигархия и крайняя демократия – (вредные для общества).

За властью нужно следить, чтобы чиновники не превращали свою должность в источник личного обогащения. У него нет идеи идеального государства, он анализирует уже известные формы политического управления, старается понять какие из них лучше и способствует благу общества.

Заслуга Аристотеля:

1. обобщение знания античной философии;

2. закладывает основы многих наук: физики, математической логики, философии, политической философии;

3. создаёт основы формальной логики, как учение о законах и формах мышления.

Аристотель завершает классический период античной философии и наступает эпоха упадка и разложения греческой философии.

 

 

Эпоха Эллинизма

1. Киники и скептики.

2. Эпикуризм.

3. Стоицизм.

4. Неоплатонизм.

Аристотель завершает классический период греческой философии и наступает эпоха философии эллинизма. Он охватывает период от завоевания Александра Македонского до падения Западной Римской империи. Это завершающий период античной философии (II п. IV в. до н.э. и почти до VI в. н.э). Кризис общественной жизни сказывается и на развитии философии. Философия уже не является факелом ведущим за собой искателей правды. Это скорее карета скорой помощи, помогающая бороться за существование. Наблюдается вновь поворот к антропологизму, к проблемам личной жизни человека. Здесь складывается три школы: скептицизм, эпикуризм и стоицизм. Но этим школам предшествовала школа киников. Основоположник – ученик Сократа Антисфен (450-360) и Диоген (400-325). (Киники от «Киносарг» - зоркий пес, название холма, где была гимназия в Афинах.)

1) Они пересматривают назначение философии, которая должна заниматься не умозрением, а показывать человеку путь к добродетельной жизни. Они проповедуют нищету и полный отказ от удовольствий, т.к. сама природа определила тот минимум, в котором нуждается человек. 2) Главное – личная добродетель. Киники говорят о новой стороне нравственности. У Сократа нравственность и ум – едины, у киников – способность отдельного человека отстаивать свои принципы, умение противопоставить себя толпе. Они призывают к самостоятельности поведения.

Дух философии киников выразился в полной ничем не ограниченной свободе: в свободе от телесных потребностей, свободе от людских пороков, от тщеславия, гордыни, алчности. Этика киников носила субъективный характер, основываясь на силе духа, на способности к независимому существованию.

 

Скептицизм. (Пиррон – 360-270)

Это течение возникло не на пустом месте, а на идее – все постоянно течет и изменяется на идее противоречия между чувствами, впечатлениями и мышлением, на принципе относительности всех явлений. В это время философов больше интересует вопрос не о том, что есть и как существует мир, а о том, как надо жить в этом мире, и только мудрец может помочь понять как научиться жить. Философ тот, кто стремится к счастью. А оно состоит в невозмутимости и отсутствии страдания. Он должен ответить на три вопроса:

1) Из чего состоят вещи?

2) Как мы к ним должны относиться?

3) Какую выгоду можем получить от такого отношения к ним?

На первый вопрос ответа нет. О любом предмете можно сказать противоположное мнение. Где истина? Не известно. Отсюда ответ на второй вопрос – воздержись от каких-бы то ни было суждений о них. Но это не полный агностицизм, наши чувства достоверны, если рассматривать их как явления. Следует говорить: «Это кажется мне горьким или сладким».

Воздержание от категорического суждения об истинной природе вещей рождает чувство невозмутимости и безмятежности. А это и есть счастье человека.

Философ-скептик ничему не должен был придавать безусловно-истинного значения.

Эпикуризм. (342-271 до н.э.)

Он основывает философскую школу в Афинах, которая получила название «Сад Эпикура».

1. Философия должна иметь практическое значение, лечить душу и тело человека.

2. Цель человека – стремление к счастью, а счастье человек находит в наслаждении. Но это не низменные наслаждения. Он делит желания человека на естественные и необходимые, их нужно удовлетворять умеренно. Истинными наслаждениями являются духовные наслаждения, а также такие блага как дружба и знания. Высшая форма блаженства – состояние полного душевного покоя, невозмутимости, отрешение от проблем мира (нирвана). Это идеал и нравственный образ жизни.

3. Философия должна помочь человеку справиться со страхом перед Богом и смертью. Смерть не имеет никакого отношения к человеку: «Когда мы есть, то смерти еще нет, когда смерть наступает, тогда нас уже нет».

Нет в мире такой силы, которая могла бы помешать человеку жить по своим идеалам. Мир познавался умом человеческим. Познание – основа человеческого счастья. Условие счастья – познание самого себя, своей души. Ни Боги, ни государство счастья не дают, счастье в самом человеке.

(Диоген Лаэртский – «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Эпикур «Письмо к Менекею стр. 433»).

Стоицизм. (Зенан из Китил – 336-265, Цицерон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).

Нравственная философия. Цель человеческой жизни в достижении счастья, но путь к счастью иной, чем у эпикурийцев. Счастье человека – это жизнь согласная с природой человека как существа духовного разумного. Стремясь жить согласно с природой, они ищут нравственную свободу, освобождение от страстей, пороков. Но в учении стоиков есть принципиально новый момент, они выводят понятие фатума или рока. Все существующее раз и навсегда предопределено, подчинено строжайшей закономерности как неотвратимой необходимости .все жестко детерминировано. Бог тоже подчинен необходимости, он есть сама необходимость. Человек не властен изменить свою судьбу и это приводит к пассивности. Сенека (5-65 гг. н.э.) пишет: «Мы не можем изменить строя вещей, пусть человек считает, что все случившееся так и должно быть и мужественно переносит удары судьбы». Жить сообразно с природой, а природа тождественна с разумом – а это и значит поступать разумно. Философ есть человек, постигший неизбежное, сознательно подчиняется ему. Поздняя античность – эллинистическая философия вращалась вокруг одного вопроса – как обеспечить личное счастье? Киники, эпикуризм, стоицизм – иногда называют сократическими школами. Они каждый по-своему исходят из сократовского учения. Но ни одно из этих учений философии жизни не было в состоянии гарантировать каждому его личное счастье. К концу античности пришли к выводу, что эти учения, созданные людьми и для людей, не могут выполнить то, что они обещают. Как же можно обеспечить счастливую жизнь? Ответ рядом – с помощью религии.

Учение неоплатонизма претендует на выражение этой религиозности. Здесь человек помещается в гигантский космологический порядок, а зло понимается как изъян бытия. Цель – освобождение души от смертной оболочки, чтобы она оказалась во всеохватывающем единстве с мировой душой.

 

Стоики впервые говорят о таких этических категориях как совесть, воля, понятие греха. Человек всегда греховное существо, только Бог безгрешен. Истинная ценность человека в его добродетели. Благородство не дано от рождения и не передается по наследству (раб может быть благороднее аристократа). Главная ценность – любовь к людям. Она дарована человеку Богом. Человек не может изменить ход вещей, но может выработать свое отношение к ним, оценить их. «Не вещи смущают людей, а мнение о вещах». «В смерти нет ничего страшного, а страшно мнение, что смерть страшна. Нет загробной жизни, где человек находит счастье».

У стоиков Судьба и есть Логос мира, он упорядочивает все в мире. Судьба – это власть двигающая материю (Зенон). Бог это пламенный разум мира, он наполняет весь мир, как пчелы медом соты. (Они верили в астрологию, предсказания.) Счастье человека находится внутри его и не зависит от внешних событий. Но человек зависит от психологических переживаний: страстей, страх, печаль, удовольствие, наслаждение и пр. Нужно освободиться от этого пресса. Сенека в своей работе «О гневе» призывает искоренить в себе страсти, подавлять гнев, проповедовать любовь и всепрощение ближнего. «Лучше забыть обиды, чем мстить. Цель жизни мудреца – выработать невозмутимость духа. Мы не можем изменить мир, но можем обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека и стойко переносить, что нам судьба приносит, и отдаться воле законов природы» Сенека.

Человек стремиться к свободе, истинная свобода во внутренней духовной независимости и нельзя желать того, что не в твоей власти. «Если ты не можешь освободиться от бедности, несчастья, безропотно смирись и рассматривай несчастие как благо» (Эпиктет. – бывший раб).

С ним как бы перекликается римский император Марк Антоний. «Смерть это освобождение души от тела. Жизнь мгновение по сравнению с вечностью и его ты должен провести в согласии с природой, а потом расстаться с жизнью легко, как падает созревшая слива» («К самому себе»).

Идеи эпикуризма и стоицизма оказали огромное влияние на развитие философии. Идеи мудреца как духовно свободного человека, который безропотно сносит удары судьбы, сдерживает свои страсти, способен любить и всех прощать – была принята христианством.

Неоплатонизм. (Плотин 205-270 н.э.)

Это философия позднего эллинизма (III-IV вв.). Она систематизировала идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Главное в нравственной философии – 1) внутренний покой личности и защита ее от разных потрясений.

2) разработка платоновской диалектики триады ум – душа - космос. Также развивалось учение Аристотеля «об уме-первоздателе» и его самосознании. Этот ум выступал одновременно и субъектом, и объектом, который содержит в себе свою собственную «умственную материю». Основатель школы – Плотин.

Центральная фигура неоплатонизма – душа. Она осуществляется в теле, тело есть предел ее существования. Ум не есть тело, но без ума не существовало бы никакого организованного тела. Материя находится в самом уме, т.к. всякая организация требует для себя материал. Кроме чувственной материи есть «умопостигаемая материя» - ум смысловое тело. Плотин считал, что мировая душа действует по всему Космосу.

3) они уделяли большое внимание разработке логических проблем – определение понятий и их классификация.

4) они впитывали идеи раннего христианства.

У Платона категория «Единое» выше всех категорий. Единое есть все сущее. Оно не дробится, существует везде и во всем. Все из него «изливается».

Свет – основной образ философии Плотина. «Единое – свет абсолютно чистый и простой (сила света); ум – солнце, имеющее свой собственный свет; душа – луна, которая заимствует свет от солнца; материя - мрак» (Блонский П.Н. Философия Плотина) (Плотин страдал эпилепсией) – возможно это оттуда. Душа не дробится на части – она особая смысловая субстанция.

Плотин завещал своему ученику Порфирию издать его сочинения, и он вошел в историю как комментатор философии Аристотеля и Плотина. Далее эти идеи развивались Проклом (410-485). Высший тип знания возможен лишь путем божественного озарения; любовь (эрос) связывается с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость; а вера соединяет нас с благостью Богов.

Итак, говоря об античной философии, мы можем сказать, что здесь закладывались основы основных видов философских мировоззрений, которые разрабатывались в последующей истории философской культуры. Античная философия – это живая картина становления теоретической мысли, полная смелых и мудрых идей. Это торжество разума. Каждый молодой человек призван окунуться в этот поток философской мысли. Это не только обогащает нас ценной информацией, но и способствует развитию философии мышления.