Учение о бытии.

Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Чтобы поддерживать бытие мира, Бог его творит вновь и вновь. Мир один в мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Бог сверхприроден, он как личность (персона), но бестелесен и отсюда принцип бесконечности божественного начала. Рассматривая проблему мира, Аврелий ставит проблему: как связаны пространство и время с Миром и Богом?

Вывод: мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени. Пространство и время существуют только в мире и только с миром.

Начало творения мира и есть начало времени. «Время есть мера движения и изменения» - Верно! Стремится установить соотношение настоящего, прошедшего и будущего времени.

Вывод: ни прошедшее, ни будущее не имеют реального существования. Действительное существование присуще только настоящему. В зависимости от него мы осмысливаем прошлое и будущее. Прошлое обязано нашей памяти, а будущее нашей надежде. Бог вне времени, он вечность. В вечном нет ни проходящего, ни будущего – что проходит, то уже не существует, а что будет, то ещё не начало быть. Вечность только есть.

Аврелий говорит о двух властях – государство и церковь. Обе власти от Бога, они легитимны, но у них разные задачи – у церкви – духовные, у государства – земные. Они должны поддерживать друг друга.