Схоластика.

Яркая фигура – Ансельм Кентербирийский. Он классический схоласт. Это философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь абсолютное подчинение мысли авторитету догмата. Знание разделяется на два уровня – сверхчувственное и естественное, первое даётся в откровении, второе – трактаты Платона и Аристотеля, оно ищется человеческим разумом. Для первого – авторитет Священное писание. И на первом и на втором истины уже заложены, их нужно отыскать, вывести из текстов и сделать правильные логические рассуждения и заключения.

Ансельм Кентербирийский заявляет, что вера предшествует разуму и её положения составляют идеал и норму для разума. Разум выступает логическим средством веры.

Важной проблемой в схоластике была проблема доказательства сущности общих понятий и утверждение о том, что общее существует вне и до существования конкретных вещей. И второе – раз есть идея веры (своего рода тезис), то она требует рациональных доказательств, что и попытался сделать Фома Аквинский. Бог у него существует также реально как добро и зло.

В самой схоластике идёт борьба мнений вокруг вопроса – существует ли объективное содержание в общих понятиях – универсалиях или нет, если существует, то в какой форме? Проблема универсалий и партикулярий (общие понятия и отдельные вещи). У Платона идеи реально существуют, связаны с универсалиями, не зависимо от того воспринимают их люди или нет (крайний реализм).

У Аристотеля – универсалии (формы) – существуют в единичных вещах, через вещи с помощью мышления, можно познать универсалии. Они неотделимы от вещей (справедливость существует только в человеке, обществе). В средние века – универсалии существуют до вещей, независимо от них, так как всё творимое Богом из его мыслей – универсалий – они порождают вещи.

Реалисты – общие понятия существуют реально до вещей и порождают вещи (Платон).

Номиналисты – реально существуют вещи, а общие понятия – это слова или названия с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы, они могут быть в сознании человека как общие понятия, отражающие сходные черты предметов (признаки жизни).

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Томазо д’ Аквино. Он как бы завершает католическую теологию. Основные работы: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников». Опирается на труды Аристотеля.