рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

II. Эпоха Возрождения

II. Эпоха Возрождения - раздел Философия, ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. Эта Эпоха Знаменует Собой Огромный Прогресс В Развитии Материальной И Духовно...

Эта эпоха знаменует собой огромный прогресс в развитии материальной и духовной культуры в странах Западной Европы и прежде всего в Италии. Точно о хронологических рамках сказать трудно, но многие исследователи считают, что культура Ренессанса (по-французски - Возрождение) началась уже в XIV в., а XV-XVI в. – ее расцвет.

В чем особенности этой философии?

1) Господствующим мировоззрением является антропоцентризм, идея гуманизма. Человек – центр бытия, он деятелен и красив, он самодостаточен, утверждается его право на чувства, на мысль, земную любовь и красоту человеческого тела (великие гуманисты – Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Джованни Боккаччо, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Лоренцо Валла и др.).

2) Государство, мораль и наука уже не рассматриваются через призму теологии. Идёт процесс секуляризации (отделение) религии от науки, политики от морали. Они самостоятельны (вне религии) правда, вопросы религии, Бога – остаются, но это не есть центр внимания философии;.

3) Философия Возрождения ищет новые методы познания природы, здесь складывается два направления сенсуализм и рационализм.

Возрастает роль умственного труда, что положительно сказалось на процессе возникновения светской интеллигенции.

4) Формируется новое материалистическое мировоззрение – деизм и пантеизм.

5) Проявляется большой интерес к античной культуре и философии в частности. Это требовало знания латинского языка – классического языка Цицерона, Горация, Сенеки и других мастеров латинской литературы.

6) Одной из особенностей эпохи Ренессанса является распад феодальных отношений, возникновение богатейших городов-республик в Италии. Она эпоха знаменита и крупнейшими научными открытиями:

· появляются первые печатные книги;

· огнестрельное оружие;

· возникают такие науки как география и картография, научная анатомия и основы физиологии, медицина и химия, которая порождает целую отрасль – фармакологию.

Именно в это время Колумб открывает Америку, Васко де Гама обогнул Африку и нашёл путь в Индию, Магелан доказал шарообразность земли. Всё это требовало освобождение разума от схоластики, разработки логических проблем, естественнонаучного познания мира и человека.

Но самое главное – была сломлена диктатура церкви. Полнокровная жизнь человека противопоставлена феодальному аскетизму и призрачному миру.

У истоков нового миропонимания стоял прежде всего Франческо Петрарка. Именно он призывает исцелить «кровавые раны» гордой Италии, освободиться от иностранных солдат и феодальных тиранов. Он отвергает схоластическую болтовню, оправдывает земные стремления человека к счастью, к радости, выдвигает на первый план нравственную философию, которая ближе к нему. Самопознание – вот цель его гуманизма. Именно гуманистический антропоцентризм видел в человеке индивидуальное существо, где духовные потребности неотделимы от материальных. Боккачио в своём «Декамероне» высмеивает развратное духовенство и дворянство, Эразм Роттердамский – в «Похвале глупости» проповедует остроумие, издевается над старой средневековой идеологии, высказывает идеи гуманизма. Данте с его бессмертной «Божественной комедией» пробуждает интерес к человеку, ибо из всех проявлений божественной мудрости, утверждает он, человек – величайшее чудо. Судьба человека определяется не рождением, а неустанным стремлением «к доблести и знанию».

Яркой фигурой эпохи возрождения был Лоренцо Валла, который выступал против светской власти римских пап, доказывал бессмысленность аскетизма, не признавал никаких авторитетов, игнорировал теологию и рассматривал религию как часть эмоциональной жизни человека – (проблема секуляризации – освобождение от религии церкви всех институтов общества).

Философско-этическая концепция Валла проникнута идеями пантеизма и отмечена значительным влиянием эпикуреизма. В её основе лежат учения о наслаждении как высшем благе, реабилитация естественных потребностей человека и сенсуалистическая трактовка самого наслаждения. В острополемическом сочинении «Об истинном и ложном благе» Валла осуждает аскетическую мораль. Достижение нравственного идеала возможно лишь в полнокровной земной жизни – таков лей мотив диалога. Даже христианство осмысливается здесь с позиций эпикурейской этики – райское блаженство мыслиться как сочетание бесконечно разнообразных духовных и чувственных наслаждений. Признавая дуализм человеческой природы (тело и дух), Валла, в отличие от христианской доктрины, понимает его не как антагонизм, а как гармонию, находящую высшее благо в наслаждении.

Валла – гуманист последовательно развивает идею гармонии человека и природы, приобщая его к разлитому в мире божественному благу. В сочинении «О монашеском обете» он ставит под сомнение правомерность самого существования монашества как церковного института. Полное благочестие, не в том, чтобы сдерживать естественные порывы плоти, а в том, чтобы достойно переносить мирские радости и невзгоды. Ещё более смелым шагом стало его сочинение «рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоте Константина», Валла не только выступил против юридического и морального права пап на светскую власть, но и обличил римский престол в бесчисленных преступлениях, совершённых за тысячелетнюю историю его существования. Недаром сочинение Валла получило широкий отклик в эпоху реформации.

Валла активно полемизировал со схоластической наукой. В «Диалектике» он подверг резкой критике средневековую логику за сложный формальный язык. Отверг её претензии на роль универсального научного метода. Схоластике он противопоставил гуманистическую филологию, в которой слово рассматривается как носитель исторического и культурного опыта человечества.

Гуманистическими идеями пронизано и творчество французского мыслителя, поэта М. Монтеня (1533-1592). Главный его философский труд «Опыты» - это не систематические очерки на разные темы – о человеке той эпохи, о сущности его бытия и познания. Он отвергал схоластику и академичность философии, делал упор на самостоятельности суждений, восхищался свободомыслием античных мудрецов, но однако был равнодушен и к Платону, и к Аристотелю. Монтень отдаёт предпочтение скептикам, подчёркивая недостоверность чувственного познания, относительность всей совокупности человеческого знания. Его девиз – А что я знаю? (этот девиз висел на стене в кабинете самого мыслителя). Он утверждал, если хочешь излечиться от невежества, надо в нём признаться. По его мнению в начале всякой философии лежит удивление, источник её развития – является исследование, а конец – незнание. Но это не агностицизм, скептицизм был направлен против догматизма и схоластики, которые настаивали на абсолютной истине своих суждений.

«Люди ничему не верят так твёрдо, как тому, о чём они меньше всего знают» - пишет Монтень в своих «Опытах».

Он много размышляет о свободе человека и его достоинстве, выступает против лицемерного конформизма, эгоизма и корыстолюбия, осуждает подлость и подобострастие.

Таким образом скептицизм это скорее критицизм по отношению к знанию своей эпохи, т.е. к тому, что считалось тогда знанием. Изучив историю античных философских школ, Монтень делает вывод о том, что гордость тех, кто приписывает человеческому разуму способность познавать всё, заставила других проникнуться убеждением, что разум совершенно бессилен. В утверждении невежества они держаться такой же крайности, какой другие – в утверждении знания. По его убеждению познание движется между знанием и незнанием.

Монтень стремится к полному освобождению разума от богословия. Признавая непознаваемость Бога, он считал что, ни одна религия не имеет преимуществ перед истиной. Боги создаются людьми по своему подобию. Могущество Бога заменяется у него могуществом природы. «Мать-природа явно заменяет отца-Бога» это и есть тенденция к натурализации природных процессов. Он отрицает наличие чудес, здесь всегда скрывается незнание конкретных причин чего-либо. Природа подчинена не Богу, а единому вселенскому порядку. Природа не лишена ни души, ни жизни, ни разума, ибо только присутствие этих свойств может объяснить их присутствие в самом человеке. Природа у него обезбожена. Натурализация человека означала – отчуждение его от Бога. Человек есть часть природы. «Мир порождает нас» и «мы часть мира», «жалкий человек может пыжится сколько угодно», он нисколько не выше животных – своих собратьев и сотоварищей.

Он как бы своим натурализмом перечеркивает антропоцентризм, преувеличивает возможности животного мира. Согласно Монтеню человек, владеющий строительством, ткачеством, врачеванием – обязан животным. У него обезбоженная природа главенствует над искусством человека, давая ему образцы для подражания.

Монтень отрицает бессмертие души человека и считает, что смерть такой же элемент вселенского порядка, как и сама жизнь. В реальной жизни, которая дана человеку один раз, нужно руководствоваться как природой, так и разумом. Счастье и удовольствие – основной двигатель человеческих поступков, хотя есть и страдание, но они оттеняют удовольствие. Иногда у Монтеня можно найти мысли о том, что в интеллектуальном и моральном отношении простые люди могут превосходить схоластическую ученость, особое значение мыслитель придает здравому смыслу.

Философия в его трактовке выступала в виде наставницы ведущей человека к правильной, естественной доброй жизни. В целом, Монтень, как и его последователь, Пьер Шаррон (1541-1603), стремился к примирению скептической философии и христианства.

Таким образом, можно сказать, что гуманизм – культурное движение эпохи Ренессанса, целостная система взглядов, признающая ценность человека как личности, право на свободу, счастье, развитие своих творческих способностей. Благо – критерии оценки социальных институтов, а принцип равенства и справедливости – норма отношений между людьми.

Многие представители Ренессанса разделяли идеи неоплатонизма. Религия понималась ими как философски-теологическая доктрина. Неоплатонизм был представлен в живой философской форме. Так, византийский мыслитель Г.Гемистос (1360-1425), из уважения к Платону принявший имя Плетон, способствовал оживлению платонизма в Италии. Он представил мир как гармоническое единство, в котором человек является средним звеном, соединением данной гармоничности. Эти идеи были продолжены в трудах М.Фичино и Пико де Мариндолы. Марсилио Фичино (1422-1495) провозгласил философию не служанкой теологии, а ее «сестрой». К вопросу об отношении Бога и мира он подходил с пантеистических позиций. Бог – это первопричина мира, исходная точка, содержащая в себе весь мир. Все религиозно-философские учения – это проявления общей религии. Душа обуславливает единство всех звеньев мировой иерархии. В этой иерархии человек занимает высшее место; его задача – совершенствоваться, стремиться к познанию и свободе.

Идеи неоплатонизма пронизывали и творчество итальянского гуманиста Пико Делла Мириндолы (1463-1495). Он считал, что чувственный мир возник из высшего бестелесного начала, из хаоса, неупорядоченность которого интегрирует Бог. Мир прекрасен в своей гармоничности и противоречивости; Бог постоянно присутствует в природе. Человек – это особый микрокосм, имеющий исключительное право на то, чтобы творить свою личность собственной волей и свободным выбором. Человек – сам творец своего счастья, способный стремится к божественному совершенству.

Крупным представителем немецкого неоплатонизма эпохи Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464). Он считается одним из первопроходцев того мышления, которое складывалось на водоразделе средневековья и Ренессанса. Н.Кузанский, испытавший влияние мистических учений номинализма и гуманизма, создал концепцию “ученого незнания”. Познание вещей, согласно этой концепции, возможно при помощи чувства и разума, однако знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы. Поэтому основой познания должна быть противоположностью обыденного, конечного чему-то безусловному, абсолютному, а значит, “незнанию”, неведению об этом безусловном (т.е. божественном). Если человеческий разум все конечное делит на противоположности, то “ученое незнание” (знание о незнании) близится к бесконечному (здесь противоположности взаимно сливаются, минимум и максимум совпадают). Так, при бесконечном увеличении радиуса круг превращается в – прямую. Если Бог Бесконечен, то в нем сливаются все противоположности. Так же, как бесконечно расширяется свернутый божественный максимум в космосе, подобное происходит и в минимуме, т.е. в человеке, который “наполняется” божественным. Человек – это тоже Бог, но не в абсолютном смысле; он является ограничением божественного принципа подобно тому, как космос является ограниченным максимумом.

Понимание Н.Кузанским мира и человека было, по существу, устремлено в будущее. Человек в его философской системе является не только частью целого, но и индивидуальностью.

Поворот Ренессанса к человеку и его культуре, освободившейся от диктата теологии был замечен и в области социально-политических теорий. Новые концепции государства и права основывались на земных интересах и потребностях человека. Известнейшим автором теории централизованного государства был Н.Макиавелли (1469-1527). Центральное место в его философии занимает идея постояннного коловращения как результата влияния “фортуны” (судьбы), представляющего естественный ход вещей и имеющего божественный характер. Люди могут использовать фортуну и достичь успеха. Человек не может слепо полагаться на божественное провидение, но должен стать лицом к лицу с действительностью, рассчитывая на свои собственные силы.

Политика, с точки зрения Макиавелли, является воплощением свободной человеческой воли в раках необходимости. Она определяется практикой, естественными законами жизни и человеческой психологией. Правитель должен руководствоваться не религиозной моралью, а моралью реальной жизни, то есть строго анализированными фактами. Гуманистическая, Ренессансная позиция Макиавелли отрицает теологический провиденциализм.

В эпоху Возрождения также возникают теории, критически реагирующие на углубляющуюся социальную дифференциацию. Идеи социального равенства людей особенно ярко выразились в трудах английского гуманиста Томаса Мора и итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы.

Т.Мор (1479-1555) – один из основателей утопического социализма. Анализируя период первоначального накопления капиталас. Поэтому следует изменить общественные отношения, однако это нельзя сделать лишь законодательным путем. Идеалом, который он демонстрирует на примере отношений между людьми на вымышленном острове Утопия, были общественная собственность, высокоорганизованное производство, целостное руководство, гарантирующие равное распределение общественного богатства.

Т. Кампанелла (1568-1639) считал, что мир – это большая книга, в которую вечный разум вносит свои мысли. Природа как «скульптурный образ Бога» является формой общественного откровения. Чтобы реализовать царство Божие на земле, необходимы социальные преобразования. Кампанелла призывает в соответствии с христианской совестью ликвидировать частную собственность и эксплуатацию. Он отстаивает единство церковной и советской власти. В своем знаменитом «Городе Солнца» он рисует картину идеальной теократической системы во главе со жрецом, помощниками которого являются Власть, Мудрость, Любовь.

В целом, утопии Т.Мора и Т.Компанеллы, содержащие идеи эмансипации и гуманизма, представляли собой поиски идеала социально ориентированного государства.

Свойственная Ренессансу борьба между консервативным и прогрессивным мышлением затронула все сферы жизни и отчетливо проявилась в области естественнонаучного знания. Гуманистическое мироотношение породило новую философию природы; были высказаны гениальные догадки о строении Вселенной.

Н Коперник (1473-1543) разгромил геоцентрическую систему средневековья и возродил на научной основе гелиоцентрическую теорию античного астронома (Аристарха). И. Кемплер (1571-1630) доказал закономерности движения планет; Г. Галилей (1546-1642), совершив выдающиеся открытия, развил новую методологию науки.

Наиболее полный стихийно-диалектический характер натуралистического Ренессанса проявился в воззрениях Д.Бруно (1548-1600).. Он изучал проблему бесконечности мира, его динамического единства и вечности. Первоосновой у него выступала Единая – материя, которая являлась причиной и субстанциональной возможностью всего конкретного. Способность, удерживающую мир в единстве и многообразии Бруно называл «душой мира», всеобщим разум, он. считал, что вселенная, как мировая душа, проявляется в человеке, который, познавая космос, реализует самого себя. Истинным мерилом нравственности провозглашалась деятельность человека, его борьба за возвышенные цели.

Пантеистическая философия природы Д.Бруно завершала развитие ренессансного мышления. Последующее развитие философии связано с эрой, в которой естествознание развивается на экспериментальных математических основах, что обуславливает новый подход вопросам методологии науки.

Итак, эпоха Возрождения занимает значительное место в истории философской мысли. Проблемы гуманизма, реформации, натурфилософии и социально-политические учения – изменили взгляды людей на мир и положение в нём человека. Это было как бы второе рождение античной философии – та же тема человека, стихийный материализм, но на новой культурно-исторической почве.

Потребность общественной практики приводит к развитию не только гуманитарных наук, но и опытного естествознания, что явилось переходным этапом философии Нового времени.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

Ст преп Корнеева В А ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ Понятие мировоззрения его... Античная философия... План...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: II. Эпоха Возрождения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
1. Что такое философия и ее основные проблемы. 2. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Особенности философского мировоззрения. 3. Социальные функции философии.

Почему же нужно изучать философию?
1) На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что повышает теоретический уровень научных исследований. Она развивает духовный мир человека, его нравс

IV. Логические типы философского знания
  Итак, мы видим, что философия как система имеет свои специфические вопросы, которые она должна решать. Даже отвечая на вопрос — «Что такое философия?», каждый философ, в зависимости

Фалес (625 - 547 до н.э.).
Фалес и его милетская школа открывает как бы первое поколение греческих философов. Главные проблемы: · первооснова всего сущего; · проблема изменения всего сущего;

Атомизм.
Кризис вызванный апориями Зенона, требовал новых непривычных идей, это удалось сделать древним атомистам (Левкинн и Демокрит). Они предположили, что вещество, пространство и время нельзя делить бес

Пифагорейцы.
Пифагор первый, назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе. Он так же занят проблемой субстанции, но обратил внимание на количественную сторону вещей. Все

Представители: Протагор (480-410), Горгий (483-375), Продик и др.
  «Софисты» - знаток, мастер, мудрец. Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе, стали профессиональными преподаватели мудрости. Греция в V в. до н.э. –

Афинская школа.
С этой школой связаны имена великих мудрецов античности: Сократ, Платон, Аристотель.   Сократ (469-399 гг. до н.э.) Его имя стало выражение мудрости

ІV Учение об идеальном государстве.
Удовлетворятьб потребности человек может только сообща, это первый мотив создания государства. Пытается создать модель идеального государства, основанием которого выступают Благо, Справедливость. К

Этика Аристотеля.
Учение о нравственности строится на основе объективной телеологии. Цель человека – благо, добродетель. Добродетельно то, что служит интересам общества. Он выделяет добродетели интеллектуальные и во

Учение о государстве.
По мнению Аристотеля причина возникновения государства – естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Первым результатом общественной жизни была семья. В работе «Полити

Учение о бытии.
Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Чтобы поддерживать бытие мира, Бог его творит вновь и вновь. Мир один в мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Бог свер

Схоластика.
Яркая фигура – Ансельм Кентербирийский. Он классический схоласт. Это философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь абсолютное подчинение мысли авторитету догмата.

Философия Нового времени
1. Научные предпосылки ФНВ. 2. Проблемы гносеологии: а) английский сенсуализм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк); б) рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц); в) ми

Бог одинаково себя проявляет во всех модусах
БС и ее атрибуты – это творящая природа (natura naturata) –творящий саму себя, а модусы это произведенная природа. Природа одновременно субстанция –

Социально- философские воззрения.
    Г. Лейбниц как бы завершает философию XVIII в. и наступает эпоха Просвещения и французского материализма XVIII в. Это время кризиса феодализма во Фра

Общая характеристика.
Итак, философия эпохи Просвещения реализовалась в лозунгах и идеалах Французской буржуазной революции (1789-1794 гг.). Это было крупнейшее событие XVIII в., что послужило толчком к развитию и самой

Философия Иммануила Канта
Открывают первую страницу немецкой классической философии выдающийся мыслитель и философ Иммануил Кант (1724-1804), он как бы завершает эпоху просвещения и становится её критиком, особенно рационал

ЭИТИКА И.КАНТА
Основные положения этики И.Канта изложены в его работе «Критика практического разума», именно здесь звучит вопрос – что я должен делать? Он исходит из того, что важнейшая задача философии воспитани

Натурфилософия
Шеллинг известен как идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма» (это главная его философская работа). Ядром философии Шеллинга является категория Абсолюта

Практическая философия
Здесь главная проблема – свобода, от неё зависит создание «второй природы» - правовой системы общества. Государства с правовой системой должны объединятся в федерацию для прекращения войн и установ

Философия Георга Гегеля (1770-1831 гг.)
Завершением идеализма в классической немецкой философии стала философская система Г.Гегеля, основные идеи которой изложены в таких работах: «Феноменология духа», «Наука о логике», «Философия природ

Абсолютный дух.
АД – вечная действительная Истина. Она проходит три ступени развития: искусство, религия, философия. Искусство и религия по отношению к истории лишены самобытности, своей логики и собственной истор

Роль личности в истории.
Тип личности определяется общественной средой: какова среда, таково и мнение. Но чем определяется характер самой среды – ответа нет. Замкнутый круг – какова среда – такова и личность, с друг

Какие же основные проблемы здесь ставит Маркс?
1) Прежде всего – доказать, что общество саморазвивающаяся система и ее развитие есть закономерный объективный естественно - исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Но у него

Сущность философского учения Г.Сковороды
(1722 – 1794 г.г.)   Сущность счастья человека, смысла человеческого бытия в реальной земной жизни, разработка общефилософской концепции мира и человека – гл

Основные направления современной философской мысли.
  1. Современные модели философского мышления. 2. Позитивизма: эволюция и основные идеи. 3. Марксизм и его место в истории философии. 4. Иррационалистически

Постпозитивизм.
В 70-90 годы ХХ века широкое распространение получают «критический реализм», «методология науки», «герменевтика», «интуитивизм» и другие философские школы. Особое место занимает критически

Основы философского понимания мира: бытие, мате­рия, её основные свойства и способы существования.
1. Природа и история - основные формы бытия мира. 2. Философское понятие материи. Движение, пространство, время-способы существования материи. 3. Современная наука о строении мате

Что такое природа?
1. Природа в широком смысле- вся Вселенная вместе с человеком. 2. В узком смысле – биосфера – область жизни ( 1802 г. её открывает фр.учёный Ламарк), тонкая оболочка земли

Атрибуты материи
Движение – это любое изменение, это коренной способ существования материи. Оно объективно, абсолютно и относительно, неуничтожимо, единство прерывного и непрерывного, конечного и б

Пространство и время.
Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяжённость и определённый порядок взаимосвязи. Элементами пространства являются точка, объем, дли

Специфика противоречий определяется своеобразием процесса их возникновения, степенью агрегации, особенностями их разрешения.
3. Существует классификация противоречий: 1. По характеру возникновения: ü необходимые (вытекают из сущности системы); ü случайные (не вытек

C. Закон отрицания отрицания.
ПЛАН 1. Категория диалектического отрицания. 2. Понятие «отрицания отрицания». 3. Сущность закона отрицания отрицания. 1.Это закон, который указ

Синергетика
Диалектика – это один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика -–это философское учение о всеобщих (универсальных связях бытия и развития всего сущего)

Сознание и познавательная деятельность человека.
I. Сущность сознания, его структура и функции. II. Познание как отражение действительности. III. Уровни познания: чувственное и рациональное.

Структура сознания.
Сознание структурно организовано, это система, которая состоит из элементов, которые находятся в определённых отношениях. 1) сознание – есть понимание, а понимание неразрывно связано с соз

Теория познания.
I. Субъект и объект познания. II. Структура познавательной деятельности. III. Познание как процесс. IV. Истина и её критерии.  

Структура познавательной деятельности
Проблема познания предполагает выяснение познавательных способностей субъекта, чем он располагает, каковы его средства, которые могут дать истинное знание. Человек познаёт мир с помощью со

Методы и формы научного познания.
I. Специфика научного познания. II. Методы познания: эмпирический, теоретический. III. Формы научного познания. Наука – это сфера исследова

Формы научного познания
1. Проблема (преграда, задача). Это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Наука развивается от постановки проблемы к их решению и

ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ И ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА. СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
  1. Понятие человека в истории философской мысли. 2. Природная основа и социальная сущность человека. 3. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индиви

Роль языка
Изменяя природу, человек изменяется сам, различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В общении появляется язык, как система символов, который необходим для осмысления социального опыт

О Б Щ Е С Т В О К А К С И С Т Е М А
    ОСНОВНАЯ ИДЕЯ: Общество - это мир духовно-практической деятельности человека в ее разнообразных формах.     “Д

МАТЕРИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.
1. Понятие материального производства, его место и роль в системе общественного производства. 2. Способ производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА
Основная идея темы: Духовное есть подлинно- человеческое в человеке, основное его богатство. Н.А.Бердяев "Человечность связана с духовностью... Завоевание д

Общественное бытие - это сам человек, живое и деятельное, радующееся и страдающее существо.
Общественное сознание имеет социальную природу.Оно возникает из общественной практики как результат производственной, семейно-бытовой и иной деятельности человека. Различн

Эмоционально-волевые функции.
Это прежде всего отношениечеловека к социальному миру на психологическом уровне и существует в форме эмоций, чувств, настроений. Здесь складывается умонастроениече

Исторический релятивизм».
Сегодня существуют несколько подходов в анализе общества. Если говорить предельно широко – то это философский идеализм, начиная с Платона и Гегеля и философский материализм (Демокрит, марксизм). Дл

Общественный прогресс
Не всякое развитие есть прогресс. Прогресс есть переход от низшего к высшему. Отсюда его признаки: 1) поступательная направленность социальных процессов; 2)усложнение;3) повышение уровня о

КУЛЬТУРА, ЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
1. Понятие культуры в философии. 2. Социальная обусловленность культуры. 3. Особенности современной мировой культуры. 4. Цивилизация и культура.  

Цивилизация и культура.
Под цивилизацией обычно понимают историческую ступень в развитии человечества, которая начинается после варварства. Первый признак цивилизации – уровень развития культуры и общества. Кант

Какие же это проблемы глобального значения?
Ø Разрушение биосферы – идет катастрофическая потеря биологического потенциала, разрушение плодородия земли, проблема чистой воды (2мрд. чел. имеет доступ к чистой воде), проблема кис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги