рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия Нового времени

Философия Нового времени - раздел Философия, Предмет и специфика философского знания 1. Научные Предпосылки Фнв. 2. Проблемы Гносеологии: А) Анг...

1. Научные предпосылки ФНВ.

2. Проблемы гносеологии:

а) английский сенсуализм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк);

б) рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц);

в) мистический рационализм (Б.Паскаль).

3. Учение о субстанции:

а) английский метафизический материализм ( Ф.Бэкон, Дж.Локк, Т.Гоббс);

б) дуализм Р.Декарта;

в) монизм Б.Спинозы;

г) плюрализм Г.Лейбница.

 

 

Формирование ФНВ происходило в эпоху ранних буржуазных революций: Нидерландская (1566-1609), которая была направлена прежде всего против Испании – оплата феодального абсолютизма и католицизма; Английская революция, занявшая почти 50 лет (1640-1688). Эти революции выявили незрелость буржуазии, еще нет четкого размежевания с дворянством, тем не менее, капитализм набирает силу, развивается мировая торговля, мануфактурное производство. Возрастает роль естественных наук. Развитие производства рождало потребность в науке, имевшей прикладное, практическое значение; постепенно она становится производительной силой.

Возникают новые формы организации исследовательских работ – Академии наук.

Первое итальянское научное общество (1560) в Неаполе – «Академия тайн природы». Знаменитое Лондонское Королевское общество (существующее до сих пор) с главным девизом: «Ничего со слов», цель – опытно-экспериментальное исследование, свободное от авторитетов и предвзятых идей. Здесь трудилось множество блестящих ученых: Р.Бойль (1627-1691) – один из основоположников физики и химии (понятие химического элемента); Э.Торричели устанавливает факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос; И.Ньютон формирует основные законы механики, закон всемирного тяготения; В.Гарвей открыл кровообращение и эмпирически исследовал его.

Значительный вклад в развитие математики, физики, физиологии внесли Р.Декарт и Г.Лейбниц. В общественных науках разрабатывается теория естественного права (Т.Гоббс (Англия), Г.Гроций (Голландия)).

В философии происходит разрыв со схоластикой и религией, идет процесс секуляризации общественной жизни (не зависимой от церкви), борьба за веротерпимость – право человека свободного выбора религии, хотя сама философия еще не порывает с религией, понятие Бога, его имя присутствуют в философских учениях.

Формируется новый тип мировоззрения – оно противоречиво как противоречиво бытие, мироздание и сама жизнь. Мир открыт для познания, всевозможных измерений и превращений, он воспринимается как нечто противостоящее человеку, отсюда и проблема не только о путях познания, но и познавательных способностях самого человека. Поэтому ФНВ – это процесс острых дискуссий сенсуализма и рационализма, индуктивного и дедуктивного методов познания.

Выделяется как бы две сферы: то, что принадлежит ему в повседневной жизни, его актуальному познанию и действию (чувственное познание) и то, что принадлежит его внутренней сущности, структуре познания (рациональное поведение).

Можно выделить три концепции познания:

1) эмпиризм, сенсуализм, метафизический материализм (Ф.Бэкон, Гассенди, Локк, Гоббс);

2) рационализм – проникновение в тайны природы и самого человека (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц);

3) философия мистического рационализма Блеза Паскаля (человек – единство «величия и ничтожества, духа и материи, разума и страстей, истины и заблуждения, вечности и конечности»).

Развитие астрономии, механики, математики дало блестящую плеяду ученых – Браге, Галилей, Гюйгенс, Коперник, Кеплер и др. Экспериментальные науки требовали теоретического осмысления, отхода от схоластических догм и примитивного эмпиризма.

Нужна была новая философия – учение о могуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

 

Одним из первых основателей ФНВ был английский философ и политический деятель Френсис Бэкон (1561-1626). Он вошел в историю философии как автор трактата «О достоинстве и приумножении наук» (1623). Наиболее известное методологическое произведение «Новый Органон наук» (органон – инструмент познания). Здесь он излагает идеи о методе познания и теорию индукции, которая была направлена на экспериментальное изучение природы. Она помогает человеку анализировать, разлагать и разделять природу, открывать общие свойства и законы.

Бэкон не согласен с Сократом, который свел философию к моральной, и считает, что у философии три предмета: Бог – теология, природа и человек.

Главное внимание нужно отдать проблеме природа-человек, а именно, возможности познания и выработки научного метода. Надо критически переосмыслить все знание и прибегнуть к опыту.

Бэкон приходит к теории двух истин: познание объективной истины возможно; выступает против догматиков, которые провозглашают истинными только свои учения. Им противостоят философы-скептики. Хотя в истинном знании доля скептицизма всегда есть. Не все могут познать чувства, не все может разум (вторая истина). Крайний скептик рушит достоверность разума и чувств, мы же отыскиваем и доставляем им средства помощи. И таким средством стал метод опытно-индуктивного исследования природы.

Дедукция не может служить универсальным методом познания, она пытается выводить частные положения из общих суждений, «все лебеди белые» - в Австралии все лебеди белые (но есть и черные). Исходные общие суждения нельзя принимать на веру без опытной проверки, иначе возможны ошибки. Но он не отвергает дедукцию и считает, что она может быть незаменимым орудием при изложении открытых истин, т.к. общие понятия есть фундамент знания. Но их надо правильно образовывать. Если понятия извлечены случайно, то и все построенное знание на таком фундаменте будет не прочно.

Опытно-индуктивный метод состоит именно в постепенности образования понятий, главное – правильное их истолкование. Только такой метод способен к открытию новых истин. Стержень его – постепенное обобщение фактов, наблюдаемых в опыте. И здесь нужно опираться на разум (единство чувств и разума). Эмпирики не муравьи, которые бездумно собирают все (это алхимики). Мы не догматики, которые подобно наукам стремятся из себя ткать истину знания (схоластики). Эмпирическое и теоретическое знание нужно диалектично сочетать и найти взвешенное решение.

Истинная философия и истинная наука должна сочетать оба способа познания. Этот средний путь Бэкон назвал «путь пчелы», которая собирает дань на полях и садах, перерабатывая ее в мед собственным умением.

Он создает свою систему научного знания:

 

Таким образом, не отрицая роль разума в познании, Бэкон считает, что в силу ряда объективных и субъективных причин, разум не лишен недостатков. Разум – не гладкая доска, он одержим идолами (врожденными или приобретенными в обществе), свойствами искажать реальное положение вещи:

1) Идолы рода – ум человека, подобно кривому зеркалу, отражает вещи в искаженном виде, разум и чувства ограничены.

2) Идолы пещеры – индивидуальные ошибочные представления, в силу интеллекта, воспитания, образования и т.д.

3) Идолы рынка (площади) – неправильное употребление слов, что искажает смысл истины.

4) Идолы театра – ложные представления, взятые из разных философских систем. Они порождаются слепой верой в авторитеты, особенно в традиционные философские доктрины, построение которых напоминает «философский театр».

Отвергая рабское следование авторитетам, Бэкон называет истину «дочерью времени», а не авторитета. Сюда относит и суеверие, религиозное рвение, которое навязывается философии.

Таким образом, Бэкон сыграл ведущую роль в создании научной атмосферы Европы 17 в. Провозгласил культ науки «Знание – сила». Оказал влияние на развитие экспериментального естествознания. Был родоначальником английского метафизического материализма.

Интересна Утопия Бэкона «Новая Атлантида». На острове Бенсалем одна власть – знание. Во главе – дом Соломона –научно-техническое общество. Экспериментальное знание – основа техники. Богатство, изобилие, мир, счастье, здоровье достижимы с помощью науки. Здесь все заняты добычей знаний – это подлинная цель общества.

Это первая технократическая Утопия.

 

Томас Гоббс (1588-1679). Известны его работы: «О теле», «О человеке», «О гражданине». Главная работа – «Левиафан» (Левиафан – библейское чудовище, олицетворяющее государственную власть).

Гоббс разделяет идею сенсуализма, нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено в органах ощущения. Без ощущений нет ни представлений, ни памяти, ни других компонентов человеческого сознания. Но такого знания не достаточно для науки - здесь достоверность и всеобщность означает необходимость, что приближает его к рационализму. Правда, Гоббс отождествлял в основном науку с математикой. Гоббс связывал человеческое мышление с языком. Тысячи мыслей исчезали бы, если бы не закреплялись в языке. Язык – средство хранения информации, передачи ее и средство общения. Он стремится к совершенствованию познания и его средств, это привело к попыткам выработки более тесного и гибкого философского языка. «Язык, что истина, - писал он в работе «О теле» - слабые умы цепляются за слова и запутываются в них, а более сильные легко сквозь них прорываются». «Слабый ум не видит многозначности слов, он «попадает» в ловушку слов, как птица в селок и, чем больше сил употребит, чтобы вырваться, тем более запутывается».

Гоббс считает, что не может быть правильного, а тем более точного научного языка, без знания того, что слова многозначны, и, чтобы знания были истинными, должны быть дефиниции – точные определения слов, которые фиксируют должное их значение. «Свет человеческого ума – это вразумительные слова, однако предварительно очищенные от всякой двусмысленности точными определениями». Т.о., Гоббс придает первостепенное значение умению составлять точные определения. Истиной считал суждения человека, правильно отражающего вещи и их причинные связи; заблуждение – неправильные, ложные суждения. Вне суждений человека не может быть ни истины, ни заблуждения, так как истина содержится не в самих вещах, а в наших суждениях о вещах, их свойствах, причинных связях.

«Истина и ложь являются атрибутами речи, а не вещей, там, где нет речи, нет ни истины, ни лжи». Гоббс не понимает, что истина объективна, содержание ее не зависит ни от человека, ни от человечества. Гоббс не последовательный сенсуалист. Он сбивается и на позиции рационализма. Определив философию как рациональное познание причинной связи вещей, обосновывая научное познание, на первый план ставит разум, а потом – чувства.

В целом для него характерна взаимосвязь аналитического (эмпирическая индукция - расчленение) и синтетического методов познания – (от общих принципов к конкретным вещам). Эти методы для него равноправны – методология дуализма, правда они применяются в различных областях. Опытно-индуктивный – физика и человек, так как человек рассматривается как тело в ряду других природных тел. Дедуктивно-синтетический – математика, этика, политика, они чисто дедуктивно строят свои выводы.

 

Джон Локк (1632-1704).

Главный философский труд – «Опыт о человеческом разуме» (1690), писал почти 20 лет. Здесь он развивает теорию познания, которая основывается на принципах эмпиризма и сенсуализма. Исходный пункт теории познания и человека – отрицание врожденных идей, включая идею Бога. Все знание приобретается из опыта, он индивидуален, а не результат социального воздействия. Опыт состоит из идей, которыми Локк обозначает ощущения и чувственные образы памяти. Это простые идеи, которые входят в состав внешнего опыта либо обращены внутрь опыта. Внешний опыт – это ощущения свойств тел и их восприятие, а опыт внутренний (рефлексия) – это познание души о своей деятельности, полученные через самонаблюдение. Приобретенные из опыта идеи – это еще не знание, а только материал для него. Чтобы стать знанием, все это должно быть переработано рассудком – простые идеи преобразуются в сложные.

Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи составляют действительности. Реальная сущность вещей не известна, мы познаем явления. Но это не агностицизм – наша задача, утверждает Локк, знать не все, а лишь то, что важно для нашего поведения и практической жизни, такое знание обеспечивается нашими способностями.

Таким образом, главное в его гносеологии:

1) источник знания – опыт, мышление не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью;

2) врожденных идей нет, они приобретаются в деятельности;

3) чувства дают простые идеи, а мышление комбинирует и создает общие понятия.

Выделяет три вида знаний:

1. Исходные – чувственное знание единичных предметов;

2. Демонстративные – умозаключение, сравнение и отношение понятий;

3. Высший вид – интуитивное знание – оценка разумом истины.

У Локка есть целый ряд суждений о роли языка в познании (проблемы семиотики. Выделяет две основные функции языка – гражданскую (социальный аспект) – средство общения; вторая – философская – содержательность и точность, которые определяют характер и качество общения. Язык общества – язык ученый, философский – выражение сущности.

Философия этого мыслителя оказала огромное влияние на французских материалистов 18 века.

 

Рационализм в теории познания представлен учениями Р.Декарта, Б.Спинозы и Г.Лейбница.

У истоков рационализма стоит Р. Декарт (1596-1650). Он ставит вопрос о природе человеческого познания вообще. Критерием истинности выступает очевидность (интеллектуальная интуиция) чего-либо для разума. Пытается создать новый научный метод, который требует несомненного основания. «Мыслю, следовательно существую» (cogito ergo sum) – это утверждение носит не антологический характер, где критерием и основанием существования является мышление, а гносеологический – мышление (сомнение) выступает условием утверждения, реализации существования. Наука должна создаваться по единому плану и с помощью единого метода. Научные знания – не отдельные открытия (результаты опыта-эксперимента), а создание всеобщей системы понятий.

Содержание рационального метода (дедукция) состоит у Р.Декарта в анализе, разложении полученных знаний на отдельные компоненты, доведенные до уровня очевидного. Образцом научного знания, которому должна подражать философия, является математика (математическая дедукция).

У него научный идеал – дедуктивная система – это определяющий фактор декартовской философии.

Как найти абсолютно очевидные предпосылки для дедуктивной философии? Метод сомнения – утверждает Декарт. Это средство исключения всех положений, в которых мы можем логически сомневаться и средством поиска положений – логически несомненных – именно их можно использовать в качестве предпосылок дедуктивной системы.

Само сомнение имеет предпосылку – индивид (мыслящий субъект – сомневающийся). Можно в принципе сомневаться во всем: в философии, в чувствах, логических рассуждениях, аргументах и т.д.

А существует ли что-либо, в чем мы не можем сомневаться? Да! Мы не можем сомневаться, что обладаем сознанием и в том, что существуем – это и есть «кандидат», который выдержал испытание – «Я мыслю, следовательно существую». Это утверждение не может быть опровергнуто (оно рефлексивно – обращено к себе самому): я (в качестве сомневающегося) одновременно думаю (cogito) и существую (sum) – вывод – все, что очевидно, должно быть достоверно.

Для Декарта самоочевидным является мыслящее бытие (душа), она не протяженна и есть бытие «материи» - протяженной, но не мыслящей. Самый надежный фундамент (cogito – Бог) и на этом основании мы строим новое критическое доверие разуму и чувственному знанию (Бог нас не обманывает, а мы ошибаемся потому, что не всегда критически относимся к нашим мыслям и чувствам).

А человек должен использовать разум для различия истинного и неистинного знания.

Критерий истины – рационалистический: истина то, что разум (ratio) в результате систематического и последовательного рассуждения рассматривает как ясное и отчетливое, не требующее доказательства. Т.о., - ход мыслей Декарта:

1) методическое сомнение (философия, чувственное восприятие, логические рассуждения и аргументы);

2) рефлексивное знание, в котором нельзя сомневаться;

3) все утверждения столь же очевидны, воспринимаются как истинные. Это и есть критерий.

 

М – С Р – З – Cogito - Бог интеллектуальная интуиция (критерий истины) или проще: М – С

Рз – сogito Бог

Критерий истины

 

Р.Декарт в работе «Рассуждение о методе» излагает основные принципы своего метода:

1. Нельзя принимать за истинное то, что не является очевидным;

2. Делить исследуемую систему на множество частей и каждую подвергать тщательному анализу (анализ);

3. Вести исследование от простого к сложному;

4. Обобщение всех объектов исследования, ничего не упускать из вида. Обоснование истины (синтез).

Бог у Декарта гарант возможности постижения истины:

1) Бог необходим как гарант существования мира;

2) Только он может вселить в души людей мысль о совершенном существе;

3) Только Бог дал природе изначальные законы движения;

4) Бог может сохранить и поддержать мир своей волей;

5) Бог заранее создал людей греховными и ошибающимися.

Все наиболее ясные и гибкие идеи в нашем сознании врожденны, вложены Богом и познаются с помощью интеллектуальной интуиции. Анализируя душу человека, Декарт выявил рефлекторную основу психики, предвосхитил труды Сеченова, Павлова. Павлов поставил памятник Декарту под Ленинградом.

 

Бенидикт Спиноза (1632-1677).

Он исследует человеческое познание с позиции рационализма. Главные его работы: «Этика», «Богословско-политический трактат», «Трактат об очищении интеллекта».

Исходный принцип – «порядок и связь идей в разуме соответствует порядку и связи вещей». И поэтому Спиноза считает, познание вещей надо начинать с познания их идей в разуме. А идеи в разуме – это результат интеллектуальной интуиции, ведь только интуиция открывает истину. Из этих истин с помощью дедукции можно выводить новые более частные истины и расширять знания. Таким образом, источник истинного знания – разум, в нем заключено соответствие идей вещам, в разуме и критерий истины. «Истина сама себя проявляет». Критерий – ясность и отчетливость. «Истина есть мерило и самой себя, и лжи».

Спиноза отрицает наличие у человека врожденных идей, но признает врожденную способность приобретать знания, и задача человека – совершенствовать эту способность. В работе «Трактат об очищении (усовершенствовании) интеллекта» выделяет 4 способа получения знания:

1) Знание по наслышке, это метод религии;

2) Знания из беспорядочного опыта, это случайные наблюдения, житейские знания, они не определяются разумом;

3) Научный путь – выяснение причинно-следственных связей. Это рассудочное знание, которое оперирует общими понятиями, в дедуктивном процессе выводного знания, который приводит к достоверному знанию. Если у Бэкона идеи имеют чувственное содержание, то у Спинозы понятия (идеи) имеют логическую природу.

4) Особым родом познания Спиноза считает интуицию, которая есть знание, заключенное в общих понятиях и только оно способно познать сущность или природу вещей. У него полная объективность достоверных идей делает природу и мир полностью познаваемыми. Такую гносеологическую позицию обычно называют панлогизмом.

Под влиянием Гоббса у него ясные и четкие понятия ума должны быть точными, недвусмысленными понятиями, которые выражают сущность вещей. Такие понятия и есть критерии истины, они являются эталоном достоверности.

 

Гофрид Лейбниц (1646-1716).

Главная работа – «Новые опыты о человеческом разуме».

Он пытается сочетать эмпиризм и рационализм. Он признает главный тезис сенсуализма – «ничего нет в разуме, что не прошло через наши чувства». Чувственное познание есть предпосылка рационализма. Оно даёт лишь случайное, эмпирическое, т.е. «истины факта», они не могут быть выведены дедуктивным методом, они опираются на естествознание, и здесь работает метод индуктивного умозаключения.

Более высокая степень познания «Истины разума». Разум обладает врожденной способностью образовывать понятия, идеи и их осознавать. «Истины разума» - это в основном утверждения логики, математического знания, здесь работает метод дедукции. Сюда можно отнести и понятия субстанции, бытия, принципы морали и т.д.

Лейбниц завершает философию 17 века и наступает эпоха Просвещения и французского материализма 18 века.

 

Т.о., мы разобрали 2 концепции познания:

1. Эмпиризм (сенсуализм).

2. Картезианский рационализм.

Рационалисты исходят из того, что есть 2 вида знания: рациональное знание о сущности вещей в виде общезначимых истин и опытное – отдельные явления, вещи внешнего и внутреннего мира. У эмпириков на первом месте эмпирический опыт, а затем общие понятия как результат рационального мышления.

Существует расхождение в критерии истины:

а) рационалисты – с помощью рациональной интуиции получаем знание всеобщих истин (Бог, человеческая природа, мораль);

б) эмпирики – отрицание интеллектуальной интуиции, знание истин дает нам опыт, исключение составляют знания логики и математики, которые получаются с помощью анализа понятий и дедукции, но ничего не говорят о сущности бытия.

Эмпирики и рационалисты расходятся в понимании ясности знания:

а) для рационалистов – ясность – самоочевидность, это и есть интеллектуальная интуиция, которая дает истину;

б) эмпирики ищут ясность в наблюдении, эмпирической проверке и соответствии понятий «нормальному языковому употреблению». Задача эмпирика в том, чтобы использовать язык для объяснения понятий в том значении, в котором они могут быть проверены опытом.

Гносеология XVII века внесла свой вклад в уточнение ясности истины, что оказалось важным для философской эпохи Просвещения 18 века.

Был еще и мистический рационализм Паскаля (1623-1662), французского философа, мистика, математика.

Работы: «Мысли», «Письма провинциалу», «Об искусстве угождать».

Он ограничивает сферу применения научного знания и выделяет на ровне с ним знание сердца. Ограниченность разума объясняется статусом человека в этом мире. Человек – лишь тростник на ветру, слабейшее из творений природы, но тростник мыслящий. Величие человека в том, что он осознает свое ничтожество. Философия человека – единство противоположностей – величия и ничтожества, духа и материи, разума и страсти, истины и заблуждения, вечности и конечности и т.д. Ужасающая противоречивость человека делает его непостижимым чудовищем. «Мы жаждим истины, а находим в себе лишь неуверенность, мы ищем счастья, а находим лишь горечи и смерть». Выход в христианской вере. Здесь разум играет второстепенную роль. Бог постигается сердцем, а не разумом. Можно познать Бога и себя только через Иисуса Христа.

 

Учение о субстанции в философии Нового времени.

1.Английский метафизический материалзм.(Ф. Бэкон, Т. Гоббс)

2.Дуализм Р. Декарта.

3.Монизм Б. Спинозы и плюрализм Г. Лейбница.

4.Поняние материи в философии Локка, Беркли и

Проблемы субстанции и ее свойств интересуют всех философов нового периода. Здесь два подхода: онтологический – субстанция как предельное основание бытия и гносеологических – осмысление понятия субстанция и его необходимость для научного знания.

Ф. Бекон – родоначальник метафизического материализма. У него материя качественно многообразна, обладает различными формами движения – она первопричина всего сущего. Состоит из многих неподвижных «форм» или законов, которые являются источниками и причинами различных «натур» - простейших качеств: тяжести, теплоты, желтизны и т.п. Из комбинации этих натур образуются все многообразия вещей природы.

Материя постоянна в количестве. Пустоты нет, это объективная пространство, которое постоянно занято частями материи.

Выделяют девятнадцать форм движения (механическое, математическое, стремление, жизненный дух, напряжение и т.п.) Материя и движение вечны, это факт, не требующий доказательства.

Время – мера скорости движения материальных тел.

Но у Бекона нет идеи развития – количество (законов «форм») и простых натур (качество) – конечно, вещи могут быть разложены на простые «натуры» без остатка ?????? к ним.

Движение – круговой процесс постоянного воспроизводства этих 19 форм движения. Но признание качественного многообразия материи и различных видов движения – это не крайний механизм.

Классическую форму метафизическому материализму придал Т Гоббс.

Мир материален, материя есть единственная субстанция, все многообразие мира – формы и проявления. Материя вечна – тела – временны.

Материю и мышление разделять нельзя – мыслит сама материя. Бестелесная субстанция невозможна, она субъект всех изменений. Все тела трехмерны, имеют протяженность и форму.

Материя качественно однородна, бесцветна как система количественных величин. Мир лишен таких качеств как цвет, вкус, запах, звук и т.п. Движение – свойство материи, но нет его многообразия, признает одну форму – механическое движение (перемещение тел в пространстве)

Пространство и время не существуют в самих вещах, эта лишь представление в нашем сознании, хотя считая что источником образа пространства протяженности тел, а времени – в реальном движении тел.

Стоит на позициях ????????. Связь явлений и их законы имеют естественный характер. Но свобода человека сопровождается необходимостью – Богом.

Но бог не вмешивается в закономерное течение событий самих по себе, хотя Бог у Гоббса- все видит и всем располагает.

??Монистическому?? пониманию субстанции Бэкона и Гоббса, противопоставляется дуалистическая концепция Р. Декарта.

Основная черта мировоззрения - дуализм. Существует два независимых друг от друга первоначала- нематериальная - "мыслящая субстанция" и материальная- природа - основное ее свойство- протяженность. Эти две субстанции существуют параллельно их изучает матафизика и физика. Эти две субстанции выполняют важную функцию- обосновывают автономность познающего человека от природы и одновременно неразрывность "Я и Бога " Бог основная поддержка человеку в познании природы.

Отсюда вся философия Декарта состоит как бы из 2-ух частей : физика- учение о природе и здесь Декарт материалист. Есть единая субстанция бытия и познания- материя. Ставит проблемы возникновения мира, развития жизни на земле, связь животного мира и человека(человек отличается от животного тем, что у него две субстанции - материальная и духовная, плюс врожденные идеи Бога). Человек, у Декарта, сложная машина которая подчиняется законам механики). Материя имеет внутреннюю творческую причину движения частиц(вихревое вращение, механическое перемещение).

Метафизика- философская система, которая притендовала на сверх???, сверхчувствительное знание, т.е. учение не о чувственно воспринимаемой природе, а бытие вообще, не доступном чувственному восприятию. Т.е. это учение о первичных началах всего сущего, всякого бытия, о сущности мира.

Материализм у Декарта состоит из 3-ех частей:

1. Идея о мире - космология;

2. Идея о душе - психология;

3. О боге - теология.

Дуализм Декарта получил свое полное выражение именно в отделении физики от метафизики, где он выступает как типичный идеалист, решал все проблемы исходя из признания Бога, души как единственного основания познания и бытия.

Декарт создатель оригинального философского учения Нового времени, в нем есть все - материализм, идеализм, ??? диалектики.

Он сделал целый ряд открытий : математике астрономии(историческое происхождение всех земных и небесных тел), в физиологии - значение системы кровообращения Гарвея. Верит бесконечно в возможности человеческого разума.

Бенидикт Спиноз(1632 -1677 ) Главная работа "Этика". Спиноза развивает материалистическую сторону философии Декарта и начинает свою философию с критики его дуализма. Он разрабатывает монистическое учение о материальности мира. Мир - единая недилимая природа в 2-ух формах- материальная и идеалная, но они слиты в единую субстанцию. Субстанция одна, а атрибуты, качества, которые выражают ее сущность - бесчисленны. Природа - это Бог, она причина самой себя, это вечное бытие, которое вытекает из ее сущности. У Cпинозы БС - первооснова мира имеет основание своего бытия в самой себе. Бог внутреннеприсущ природе.

Связь Бога с миром можно выразить в виде прямой с точками как бесконечная субстанцияи на ней многочисленные точки - отдельные вещи их состояние (??модусы??). Атрибутов у субстанции много, но наше сознание может воспринимать только 2 вечные коренные свойства - протяжение и мышление, они выражают ее сущность. Мышление, например как атрибут природыматерии никогда не возникает и никогда не исчезает, это вечное свойство и присуще в различной степени всем телам - начиная от камня и кончая человеком, - у него вся материя мыслит (??гилозоизм??)

Все модусы (вещи их конкретные состояния) делит на ???? вечные и бесконечные и временные конечные. Вечные - связаны с атрибутом протяжения - движение и покой, и с атрибутом мышления - интеллект и воля. Временные конечные - это все отдельные вещи - модусы протяжения - отдельные мысли и ?? модусы мышления. Они распределяются строго параллельно- мп(??? тела). Переход и связь вещей тоже что и порядок и связь идей.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и специфика философского знания

Ст преп Корнеева В А Предмет и специфика философского знания Понятие мировоззрения его.. Античная философия.. План..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия Нового времени

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и специфика философского знания
1. Что такое философия и ее основные проблемы. 2. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Особенности философского мировоззрения. 3. Социальные функции философии.

Почему же нужно изучать философию?
1) На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что повышает теоретический уровень научных исследований. Она развивает духовный мир человека, его нравс

Логические типы философского знания
  Итак, мы видим, что философия как система имеет свои специфические вопросы, которые она должна решать. Даже отвечая на вопрос — «Что такое философия?», каждый философ, в зависимости

Фалес (625 - 547 до н.э.)
Фалес и его милетская школа открывает как бы первое поколение греческих философов. Главные проблемы: · первооснова всего сущего; · проблема изменения всего сущего;

Атомизм
Кризис вызванный апориями Зенона, требовал новых непривычных идей, это удалось сделать древним атомистам (Левкинн и Демокрит). Они предположили, что вещество, пространство и время нельзя делить бес

Пифагорейцы
Пифагор первый, назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе. Он так же занят проблемой субстанции, но обратил внимание на количественную сторону вещей. Все

Представители: Протагор (480-410), Горгий (483-375), Продик и др
  «Софисты» - знаток, мастер, мудрец. Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе, стали профессиональными преподаватели мудрости. Греция в V в. до н.э. –

Афинская школа
С этой школой связаны имена великих мудрецов античности: Сократ, Платон, Аристотель.   Сократ (469-399 гг. до н.э.) Его имя стало выражение мудрости

ІV Учение об идеальном государстве
Удовлетворятьб потребности человек может только сообща, это первый мотив создания государства. Пытается создать модель идеального государства, основанием которого выступают Благо, Справедливость. К

Этика Аристотеля
Учение о нравственности строится на основе объективной телеологии. Цель человека – благо, добродетель. Добродетельно то, что служит интересам общества. Он выделяет добродетели интеллектуальные и во

Учение о государстве
По мнению Аристотеля причина возникновения государства – естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Первым результатом общественной жизни была семья. В работе «Полити

Учение о бытии
Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Чтобы поддерживать бытие мира, Бог его творит вновь и вновь. Мир один в мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Бог свер

Схоластика
Яркая фигура – Ансельм Кентербирийский. Он классический схоласт. Это философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь абсолютное подчинение мысли авторитету догмата.

Эпоха Возрождения
Эта эпоха знаменует собой огромный прогресс в развитии материальной и духовной культуры в странах Западной Европы и прежде всего в Италии. Точно о хронологических рамках сказать трудно, но многие и

Бог одинаково себя проявляет во всех модусах
БС и ее атрибуты – это творящая природа (natura naturata) –творящий саму себя, а модусы это произведенная природа. Природа одновременно субстанция –

Социально- философские воззрения
    Г. Лейбниц как бы завершает философию XVIII в. и наступает эпоха Просвещения и французского материализма XVIII в. Это время кризиса феодализма во Фра

Общая характеристика
Итак, философия эпохи Просвещения реализовалась в лозунгах и идеалах Французской буржуазной революции (1789-1794 гг.). Это было крупнейшее событие XVIII в., что послужило толчком к развитию и самой

Философия Иммануила Канта
Открывают первую страницу немецкой классической философии выдающийся мыслитель и философ Иммануил Кант (1724-1804), он как бы завершает эпоху просвещения и становится её критиком, особенно рационал

Эитика И.Канта
Основные положения этики И.Канта изложены в его работе «Критика практического разума», именно здесь звучит вопрос – что я должен делать? Он исходит из того, что важнейшая задача философии воспитани

Натурфилософия
Шеллинг известен как идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма» (это главная его философская работа). Ядром философии Шеллинга является категория Абсолюта

Практическая философия
Здесь главная проблема – свобода, от неё зависит создание «второй природы» - правовой системы общества. Государства с правовой системой должны объединятся в федерацию для прекращения войн и установ

Философия Георга Гегеля (1770-1831 гг.)
Завершением идеализма в классической немецкой философии стала философская система Г.Гегеля, основные идеи которой изложены в таких работах: «Феноменология духа», «Наука о логике», «Философия природ

Абсолютный дух
АД – вечная действительная Истина. Она проходит три ступени развития: искусство, религия, философия. Искусство и религия по отношению к истории лишены самобытности, своей логики и собственной истор

Роль личности в истории
Тип личности определяется общественной средой: какова среда, таково и мнение. Но чем определяется характер самой среды – ответа нет. Замкнутый круг – какова среда – такова и личность, с друг

Какие же основные проблемы здесь ставит Маркс?
1) Прежде всего – доказать, что общество саморазвивающаяся система и ее развитие есть закономерный объективный естественно - исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Но у него

Сущность философского учения Г.Сковороды
(1722 – 1794 г.г.)   Сущность счастья человека, смысла человеческого бытия в реальной земной жизни, разработка общефилософской концепции мира и человека – гл

Основные направления современной философской мысли
  1. Современные модели философского мышления. 2. Позитивизма: эволюция и основные идеи. 3. Марксизм и его место в истории философии. 4. Иррационалистически

Постпозитивизм
В 70-90 годы ХХ века широкое распространение получают «критический реализм», «методология науки», «герменевтика», «интуитивизм» и другие философские школы. Особое место занимает критически

Основы философского понимания мира: бытие, материя, её основные свойства и способы существования
1. Природа и история - основные формы бытия мира. 2. Философское понятие материи. Движение, пространство, время-способы существования материи. 3. Современная наука о строении мате

Что такое природа?
1. Природа в широком смысле- вся Вселенная вместе с человеком. 2. В узком смысле – биосфера – область жизни ( 1802 г. её открывает фр.учёный Ламарк), тонкая оболочка земли

Атрибуты материи
Движение – это любое изменение, это коренной способ существования материи. Оно объективно, абсолютно и относительно, неуничтожимо, единство прерывного и непрерывного, конечного и б

Пространство и время
Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяжённость и определённый порядок взаимосвязи. Элементами пространства являются точка, объем, дли

Специфика противоречий определяется своеобразием процесса их возникновения, степенью агрегации, особенностями их разрешения
3. Существует классификация противоречий: 1. По характеру возникновения: ü необходимые (вытекают из сущности системы); ü случайные (не вытек

C. Закон отрицания отрицания
ПЛАН 1. Категория диалектического отрицания. 2. Понятие «отрицания отрицания». 3. Сущность закона отрицания отрицания. 1.Это закон, который указ

Синергетика
Диалектика – это один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика -–это философское учение о всеобщих (универсальных связях бытия и развития всего сущего)

Сознание и познавательная деятельность человека
I. Сущность сознания, его структура и функции. II. Познание как отражение действительности. III. Уровни познания: чувственное и рациональное.

Структура сознания
Сознание структурно организовано, это система, которая состоит из элементов, которые находятся в определённых отношениях. 1) сознание – есть понимание, а понимание неразрывно связано с соз

Теория познания
I. Субъект и объект познания. II. Структура познавательной деятельности. III. Познание как процесс. IV. Истина и её критерии.  

Структура познавательной деятельности
Проблема познания предполагает выяснение познавательных способностей субъекта, чем он располагает, каковы его средства, которые могут дать истинное знание. Человек познаёт мир с помощью со

Методы и формы научного познания
I. Специфика научного познания. II. Методы познания: эмпирический, теоретический. III. Формы научного познания. Наука – это сфера исследова

Формы научного познания
1. Проблема (преграда, задача). Это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Наука развивается от постановки проблемы к их решению и

Философия о сущности и природе человека. Смысл его существования
  1. Понятие человека в истории философской мысли. 2. Природная основа и социальная сущность человека. 3. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индиви

Роль языка
Изменяя природу, человек изменяется сам, различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В общении появляется язык, как система символов, который необходим для осмысления социального опыт

Общество как система
    ОСНОВНАЯ ИДЕЯ: Общество - это мир духовно-практической деятельности человека в ее разнообразных формах.     “Д

Материальная сфера общества
1. Понятие материального производства, его место и роль в системе общественного производства. 2. Способ производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

Духовная жизнь общества и человека
Основная идея темы: Духовное есть подлинно- человеческое в человеке, основное его богатство. Н.А.Бердяев "Человечность связана с духовностью... Завоевание д

Общественное бытие - это сам человек, живое и деятельное, радующееся и страдающее существо
Общественное сознание имеет социальную природу.Оно возникает из общественной практики как результат производственной, семейно-бытовой и иной деятельности человека. Различн

Эмоционально-волевые функции
Это прежде всего отношениечеловека к социальному миру на психологическом уровне и существует в форме эмоций, чувств, настроений. Здесь складывается умонастроениече

Исторический релятивизм»
Сегодня существуют несколько подходов в анализе общества. Если говорить предельно широко – то это философский идеализм, начиная с Платона и Гегеля и философский материализм (Демокрит, марксизм). Дл

Общественный прогресс
Не всякое развитие есть прогресс. Прогресс есть переход от низшего к высшему. Отсюда его признаки: 1) поступательная направленность социальных процессов; 2)усложнение;3) повышение уровня о

Культура, ее человеческая сущность и роль в обществе. Культура и цивилизация
1. Понятие культуры в философии. 2. Социальная обусловленность культуры. 3. Особенности современной мировой культуры. 4. Цивилизация и культура.  

Цивилизация и культура
Под цивилизацией обычно понимают историческую ступень в развитии человечества, которая начинается после варварства. Первый признак цивилизации – уровень развития культуры и общества. Кант

Какие же это проблемы глобального значения?
Ø Разрушение биосферы – идет катастрофическая потеря биологического потенциала, разрушение плодородия земли, проблема чистой воды (2мрд. чел. имеет доступ к чистой воде), проблема кис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги