рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Бог одинаково себя проявляет во всех модусах

Бог одинаково себя проявляет во всех модусах - раздел Философия, Предмет и специфика философского знания Бс И Ее Атрибуты – Это Творящая ПрироДа (Natura Natur...

БС и ее атрибуты – это творящая природа (natura naturata) –творящий саму себя, а модусы это произведенная природа. Природа одновременно субстанциятворческое начало и как модусы – т.е. совокупность природных явлений. Субстанция выражает единство мира, а модусы или ее состояние – многообразия.мира. Каждая вещь - это модус субстанции (ее состояние) и одновременно модус атрибута протяжения (вещь) и одновременно есть идея соответствующая этому телу вещи – т.е. модус атрибута мышления. Существуют параллельно м. Протяжения и м. Мышления. Самый сложный модус – человек. Он есть одновременно мыслящая душа и тело. Говоря о движении материи Спиноза убежден, что оно вытекает из самой сущности материальной субстанции.

Но сама субстанция лишена движения и изменения и будучи вечной, не имеет отношения ко времени. «Вечности нет никакого когда, ни прежде, ни после». Субстанция неподвижна, вневременная. Движение и время присущи конечным модусам, единичным вещам.

Спиноза – детерминист. Все существующее обусловлено объективными причинами. Есть вынужденные (имманентные) и внешние причины. Вынужденные причины присущи субстанции – она причина самой себя и всей совокупности модусов. Но у него причина и следствия по содержанию тождественны, т.к. в любом действии не может быть ничего такого, чего не было в произведшей его причины. Говоря о необходимости и случайности– признает только господство необходимости, исключая наличие объективной случайности. Люди считают случайным лишь то, чему не знают причины. Но в единичных вещахслучайностьможет быть. Человек – душа и тело, но первичное – тело. Состояние тела – обуславливает состояние души.

Б. Спиноза один из первых в XVIII в. выступил против идеи о порожденной Богом целесообразности в природе, против телеологии что являлось, по его мышлению, препятствием на пути научного познания законов природы. Он уверен, что приписывать природе целесообразные действия – значит извращать ее.

Особую позицию по проблеме субстанции занимает немецкий ученый и философ Г.Лейбниц Главный философский труд «Новые опыты о человеческом разуме» - ответ на работу Локка «Опыт о человеческом разуме». Здесь он излагает свое учение о монадах – это ядро его философской системы.

Мир состоит из мельчайших монад – духовных элементов бытия. Они активны. Бог возвышается над телесным миром, его творец и господин. Он не признает единой субстанции. Субстанция – множество монад, они находятся в единстве и согласованности. Эта гармония создана Богом.

Субстанций много, они носят духовный характер. Это носители творческой силы. Каждая монада есть субстанция, самостоятельная единица бытия, способна к деятельности. Монады просты, неделимы. Это некий мир сам по себе. Они имеют свои качества, что отличает одну монаду от другой. Они 3-х видов: 1) низшая форма характеризуется «перцепцией» - пассивность восприятии, не ясные представления (природа); 2) монады души – более ясные представления (животный мир); 3) монады духа – способные к «апперцепции» - познавательные способности, наделенные сознанием. Монады не пространственны, чувственно не воспринимаемые, постижимы только разумом. Способны к саморазвитию. Но нет ни возникновения, ни гибели монад. Есть лишь качественные изменения. Каждая монада содержит в себе свое будущее и прошлое.

Гносеологический подход к анализу субстанции можно обнаружить у английского философа Д.Локка. Он исходит из того, что идеи, понятия имеют источником внешний мир. Но материальным телам присуще лишь количественные особенности, качественного многообразия нет. Один предмет отличается от другого лишь величиной, фигурой, движением или покоем. Это первичные качества самих материальных тел. Вторичные к качества, по Локку, - цвет, вкус, запах, звук и т.п. – они субъективны, не присущи самим вещам. Не верно – качественно различные предметы внешнего мира отражаются соответственно в нашем сознании. Ощущения имеют объективное содержание. Главное в его материализме – источник знания – внешний мир. Но идеи Локка о «первичных» и «вторичных» качествах были подхвачены английским епископом и философом –Джорджем Беркли (1685-1753 гг)

В своем труде «Трактат о началах человеческого знания», открыто выступает против материализма. У него первичное – сознание субъекта, существуют лишь те вещи, которые воспринимаются человеком – они комбинации разумных ощущений – абсолютизирует роль ощущений. Материя как объективная реальность не существует – материя как таковая не воспринимается чувствами и говорить о ее существовании нет никаких оснований. Все известные человеку качества субъективны, здесь он солидарен с Локком – «вторичные» качества существуют не в вещах, а в сознании человека. Но он идет дальше – у него и «первичные» качества так же субъективны – «существовать» - значит быть восприимчивым. Но всерьез доказывать, что нет мира не зависимо от нас, есть, по И.Канту, «скандал» в философии. Беркли открыто выступил как метафизик, отделявший отдельное от общего, как субъективный идеалист – реальным бытием обладают лишь наши ощущения.

Английский философ Д.Юм (1711-1776 гг.) вслед за Беркли выступил с учением о том, что целью науки и философии является не объяснение, а писание наших ощущений как единственной реальности. Есть ли внешний мир? «не знаю». Человек не может выйти за пределы своих ощущений, понять что-либо вне себя.

Достоверное знание только логическое, а предметы исследования, которые касаются фактов доказать логически нельзя, они выводятся из опыта. А опыт – это «поток впечатлений» причины которых не постижимы. Значит, если опытные знания нельзя обосновать логически – они не истинны. Идеи субъективного идеализма Юм развивает в направлении агностицизма (отрицание достоверного знания). Источником нашей практической уверенности – не теоретическое знание, а вера, привычка. Нам не выйти за пределы собственного сознания, все науки сводятся к одной – о душе, психологии. Но следует заметить – в житейской практике он не сомневался в объективном существовании вещей. Его скептицизм оказал влияние на И.Канта.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и специфика философского знания

Ст преп Корнеева В А Предмет и специфика философского знания Понятие мировоззрения его.. Античная философия.. План..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Бог одинаково себя проявляет во всех модусах

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
1. Что такое философия и ее основные проблемы. 2. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Особенности философского мировоззрения. 3. Социальные функции философии.

Почему же нужно изучать философию?
1) На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что повышает теоретический уровень научных исследований. Она развивает духовный мир человека, его нравс

IV. Логические типы философского знания
  Итак, мы видим, что философия как система имеет свои специфические вопросы, которые она должна решать. Даже отвечая на вопрос — «Что такое философия?», каждый философ, в зависимости

Фалес (625 - 547 до н.э.).
Фалес и его милетская школа открывает как бы первое поколение греческих философов. Главные проблемы: · первооснова всего сущего; · проблема изменения всего сущего;

Атомизм.
Кризис вызванный апориями Зенона, требовал новых непривычных идей, это удалось сделать древним атомистам (Левкинн и Демокрит). Они предположили, что вещество, пространство и время нельзя делить бес

Пифагорейцы.
Пифагор первый, назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе. Он так же занят проблемой субстанции, но обратил внимание на количественную сторону вещей. Все

Представители: Протагор (480-410), Горгий (483-375), Продик и др.
  «Софисты» - знаток, мастер, мудрец. Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе, стали профессиональными преподаватели мудрости. Греция в V в. до н.э. –

Афинская школа.
С этой школой связаны имена великих мудрецов античности: Сократ, Платон, Аристотель.   Сократ (469-399 гг. до н.э.) Его имя стало выражение мудрости

ІV Учение об идеальном государстве.
Удовлетворятьб потребности человек может только сообща, это первый мотив создания государства. Пытается создать модель идеального государства, основанием которого выступают Благо, Справедливость. К

Этика Аристотеля.
Учение о нравственности строится на основе объективной телеологии. Цель человека – благо, добродетель. Добродетельно то, что служит интересам общества. Он выделяет добродетели интеллектуальные и во

Учение о государстве.
По мнению Аристотеля причина возникновения государства – естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Первым результатом общественной жизни была семья. В работе «Полити

Учение о бытии.
Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Чтобы поддерживать бытие мира, Бог его творит вновь и вновь. Мир один в мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Бог свер

Схоластика.
Яркая фигура – Ансельм Кентербирийский. Он классический схоласт. Это философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь абсолютное подчинение мысли авторитету догмата.

II. Эпоха Возрождения
Эта эпоха знаменует собой огромный прогресс в развитии материальной и духовной культуры в странах Западной Европы и прежде всего в Италии. Точно о хронологических рамках сказать трудно, но многие и

Философия Нового времени
1. Научные предпосылки ФНВ. 2. Проблемы гносеологии: а) английский сенсуализм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк); б) рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц); в) ми

Социально- философские воззрения.
    Г. Лейбниц как бы завершает философию XVIII в. и наступает эпоха Просвещения и французского материализма XVIII в. Это время кризиса феодализма во Фра

Общая характеристика.
Итак, философия эпохи Просвещения реализовалась в лозунгах и идеалах Французской буржуазной революции (1789-1794 гг.). Это было крупнейшее событие XVIII в., что послужило толчком к развитию и самой

Философия Иммануила Канта
Открывают первую страницу немецкой классической философии выдающийся мыслитель и философ Иммануил Кант (1724-1804), он как бы завершает эпоху просвещения и становится её критиком, особенно рационал

ЭИТИКА И.КАНТА
Основные положения этики И.Канта изложены в его работе «Критика практического разума», именно здесь звучит вопрос – что я должен делать? Он исходит из того, что важнейшая задача философии воспитани

Натурфилософия
Шеллинг известен как идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма» (это главная его философская работа). Ядром философии Шеллинга является категория Абсолюта

Практическая философия
Здесь главная проблема – свобода, от неё зависит создание «второй природы» - правовой системы общества. Государства с правовой системой должны объединятся в федерацию для прекращения войн и установ

Философия Георга Гегеля (1770-1831 гг.)
Завершением идеализма в классической немецкой философии стала философская система Г.Гегеля, основные идеи которой изложены в таких работах: «Феноменология духа», «Наука о логике», «Философия природ

Абсолютный дух.
АД – вечная действительная Истина. Она проходит три ступени развития: искусство, религия, философия. Искусство и религия по отношению к истории лишены самобытности, своей логики и собственной истор

Роль личности в истории.
Тип личности определяется общественной средой: какова среда, таково и мнение. Но чем определяется характер самой среды – ответа нет. Замкнутый круг – какова среда – такова и личность, с друг

Какие же основные проблемы здесь ставит Маркс?
1) Прежде всего – доказать, что общество саморазвивающаяся система и ее развитие есть закономерный объективный естественно - исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Но у него

Сущность философского учения Г.Сковороды
(1722 – 1794 г.г.)   Сущность счастья человека, смысла человеческого бытия в реальной земной жизни, разработка общефилософской концепции мира и человека – гл

Основные направления современной философской мысли.
  1. Современные модели философского мышления. 2. Позитивизма: эволюция и основные идеи. 3. Марксизм и его место в истории философии. 4. Иррационалистически

Постпозитивизм.
В 70-90 годы ХХ века широкое распространение получают «критический реализм», «методология науки», «герменевтика», «интуитивизм» и другие философские школы. Особое место занимает критически

Основы философского понимания мира: бытие, мате­рия, её основные свойства и способы существования.
1. Природа и история - основные формы бытия мира. 2. Философское понятие материи. Движение, пространство, время-способы существования материи. 3. Современная наука о строении мате

Что такое природа?
1. Природа в широком смысле- вся Вселенная вместе с человеком. 2. В узком смысле – биосфера – область жизни ( 1802 г. её открывает фр.учёный Ламарк), тонкая оболочка земли

Атрибуты материи
Движение – это любое изменение, это коренной способ существования материи. Оно объективно, абсолютно и относительно, неуничтожимо, единство прерывного и непрерывного, конечного и б

Пространство и время.
Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяжённость и определённый порядок взаимосвязи. Элементами пространства являются точка, объем, дли

Специфика противоречий определяется своеобразием процесса их возникновения, степенью агрегации, особенностями их разрешения.
3. Существует классификация противоречий: 1. По характеру возникновения: ü необходимые (вытекают из сущности системы); ü случайные (не вытек

C. Закон отрицания отрицания.
ПЛАН 1. Категория диалектического отрицания. 2. Понятие «отрицания отрицания». 3. Сущность закона отрицания отрицания. 1.Это закон, который указ

Синергетика
Диалектика – это один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика -–это философское учение о всеобщих (универсальных связях бытия и развития всего сущего)

Сознание и познавательная деятельность человека.
I. Сущность сознания, его структура и функции. II. Познание как отражение действительности. III. Уровни познания: чувственное и рациональное.

Структура сознания.
Сознание структурно организовано, это система, которая состоит из элементов, которые находятся в определённых отношениях. 1) сознание – есть понимание, а понимание неразрывно связано с соз

Теория познания.
I. Субъект и объект познания. II. Структура познавательной деятельности. III. Познание как процесс. IV. Истина и её критерии.  

Структура познавательной деятельности
Проблема познания предполагает выяснение познавательных способностей субъекта, чем он располагает, каковы его средства, которые могут дать истинное знание. Человек познаёт мир с помощью со

Методы и формы научного познания.
I. Специфика научного познания. II. Методы познания: эмпирический, теоретический. III. Формы научного познания. Наука – это сфера исследова

Формы научного познания
1. Проблема (преграда, задача). Это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Наука развивается от постановки проблемы к их решению и

ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ И ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА. СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
  1. Понятие человека в истории философской мысли. 2. Природная основа и социальная сущность человека. 3. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индиви

Роль языка
Изменяя природу, человек изменяется сам, различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В общении появляется язык, как система символов, который необходим для осмысления социального опыт

О Б Щ Е С Т В О К А К С И С Т Е М А
    ОСНОВНАЯ ИДЕЯ: Общество - это мир духовно-практической деятельности человека в ее разнообразных формах.     “Д

МАТЕРИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.
1. Понятие материального производства, его место и роль в системе общественного производства. 2. Способ производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА
Основная идея темы: Духовное есть подлинно- человеческое в человеке, основное его богатство. Н.А.Бердяев "Человечность связана с духовностью... Завоевание д

Общественное бытие - это сам человек, живое и деятельное, радующееся и страдающее существо.
Общественное сознание имеет социальную природу.Оно возникает из общественной практики как результат производственной, семейно-бытовой и иной деятельности человека. Различн

Эмоционально-волевые функции.
Это прежде всего отношениечеловека к социальному миру на психологическом уровне и существует в форме эмоций, чувств, настроений. Здесь складывается умонастроениече

Исторический релятивизм».
Сегодня существуют несколько подходов в анализе общества. Если говорить предельно широко – то это философский идеализм, начиная с Платона и Гегеля и философский материализм (Демокрит, марксизм). Дл

Общественный прогресс
Не всякое развитие есть прогресс. Прогресс есть переход от низшего к высшему. Отсюда его признаки: 1) поступательная направленность социальных процессов; 2)усложнение;3) повышение уровня о

КУЛЬТУРА, ЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
1. Понятие культуры в философии. 2. Социальная обусловленность культуры. 3. Особенности современной мировой культуры. 4. Цивилизация и культура.  

Цивилизация и культура.
Под цивилизацией обычно понимают историческую ступень в развитии человечества, которая начинается после варварства. Первый признак цивилизации – уровень развития культуры и общества. Кант

Какие же это проблемы глобального значения?
Ø Разрушение биосферы – идет катастрофическая потеря биологического потенциала, разрушение плодородия земли, проблема чистой воды (2мрд. чел. имеет доступ к чистой воде), проблема кис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги