Общая характеристика.

Итак, философия эпохи Просвещения реализовалась в лозунгах и идеалах Французской буржуазной революции (1789-1794 гг.). Это было крупнейшее событие XVIII в., что послужило толчком к развитию и самой философии. Зарождается новый этап, который представлен прежде всего творчеством классиков идеализма конца XVIII – начала ХІХ вв. И. Кантом, И. Фихте, Ф. Шеллингом,
Г. Гегелем. Личное отношение между этими мэтрами философии были порой даже скандальными, что не могло не сказаться на сложном внутренне противоречивом её характере. Тем не менее многое их объединяет – все они разрабатывали грандиозные теоретические концепции, которые претендовали на абсолютную истину. Эта философия прежде всего обращается к исследованию внутренней структуры человеческого разума, проблемам активности человека, как познающего субъекта, поэтому в проблематике немецкой философии преобладающее значение имеет теория познания. Проблемы онтологии не снимаются, но заново переосмысливаются.

Философия этого периода призвана быть критической совестью культуры. Здесь исследуются прежде всего:

1. история человечества и сущность самого человека. У И.Канта главный вопрос «Что есть человек?» он нравственное существо. У И.Фихте – это активное, деятельное существо, наделённое сознанием и самосознанием. У Ф.Шеллинга – проблема взаимоотношения объекта и субъекта. Г.Гегель расширяет границы самопознанием, самопознание человека у него связано не только с внешним миром, но и с самосознанием других людей, что порождает различные формы общественного сознания. У Л.Фейербаха – человек центральная проблема философии.

2. У всех этих мыслителей отношение к философии как к системе философских дисциплин, категорий, идей. У Канта – гносеология и этика. У Шеллинга – натурфилософия и онтология. У Фихте – онтология, гносеология, социально-политическая философия. У Гегеля – логика, философия природы, философия истории, история философии, философия права, морали, религии, государства и т.д. У Фейербаха – онтология, гносеология, этика, история, религия.

3. Особое место в этой философии занимает разработка проблем гуманизма, исследование жизнедеятельности человека. У Канта – жизнедеятельность человека это субъект нравственного сознания, с его гражданской свободой; у Фихте – народ выше государства, социальный мир – это мир частной собственности, проблемы роли нравственности в жизни человека. Шеллинг – разум есть средство реализации целей. Гегель создаёт учение о гражданском обществе, правовом государстве, о частной собственности; у Фейербаха – общественный прогресс напрямую связан с религией любви. Все они были единодушны в одном – человек господин природы и духа.

4. Немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики. У Канта – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: это диалектика чувственного, рассудочного и рационального познания; Фихте исследует творческую активную деятельность человеческого «Я», взаимодействие «Я» и «не - Я» как противоположности в результате взаимодействия которых происходит саморазвитие, самосознание человека. Шеллинг рассматривает природу Духа как развивающийся процесс; Гегель представил в виде процесса весь естественноисторический и духовный мир. Сформулировал законы, категории и принципы диалектики как науки о развитии и взаимосвязи.

Т.о. мы видим, что они решали проблему соотношения бытия и мышления, изменив основание соотношения. От субстанции к субъекту, от бытия к деятельности, от инертной материи к автономному саморазвивающемуся духу – это и есть основная тенденция немецкого идеализма.