рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЭИТИКА И.КАНТА

ЭИТИКА И.КАНТА - раздел Философия, ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. Основные Положения Этики И.канта Изложены В Его Работе «Критика Практического...

Основные положения этики И.Канта изложены в его работе «Критика практического разума», именно здесь звучит вопрос – что я должен делать? Он исходит из того, что важнейшая задача философии воспитание человека в духе гуманизма. Она должна научить человека тому «каким надо быть, чтобы быть человеком».

Кант говорит о чистой нравственности, которая опирается на должное и необходимое – это прежде всего законы для самого себя, они находятся во внутреннем человеческом побуждении, это единственный источник морали. Внутренний закон Кант называет «Категорическим императивом», т.е. безусловным повелением, который гласит:

1. Действуй так, чтобы максима (побудительный мотив) твоей воли могла быть принципом всеобщего законодательства. Иначе – поступай так, как ты хотел бы чтобы поступали по отношению к тебе. Это и есть золотое правило морали.

2. Не лги, не укради, не убивай, т.к. эти действия не могут быть общечеловеческими нормами поведения.

3. Особо стоит проблема человеческого долга, которая неотделима от отношения личности и общества.

4. Нравственный идеал Канта – нравственная автономия личности.

Моральное сознание не зависит от чувственных импульсов и побуждений, они не могут быть основанием нравственного сознания, в силу своей индивидуальности и эгоистичности. Моральное сознание лишь то, что возвышает человека над природой, лишь одно чувство по Канту, не нарушает нравственной ценности поведения – чувство уважения к закону, ибо оно относится к общей нравственной ценности.

Действительно нравственной поведение то, что согласуется с законом, но мотивом поведения должно выступать достоинство человека.

И.Кант допускает 6некоторые исключения из закона: если ты вынужден лгать – ложь не должна быть услышана. Героизм не стоит совершать во чтобы то ни стало, не учитывая последствий.

У него мы находим и обоснование необходимости религиозной веры «я должен был ограничить область знания, чтобы дать место Вере».

Но Кант смело меняет местами божественное и человеческое: «мы моральны не потому, что верим в Бога, а потому, верим в Бога, что моральны». Но идея Бога только идея, поэтому нелепо говорить об обязанностях человека перед Богом – утверждает великий мыслитель.

Философия И.Канта сложна и противоречива и поэтому подвергалась критике различных философских школ и направлений

 

КАТЕГОРИИ КАНТОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Перцепция– бессознательное, неосознанное восприятие.

2. Апперцепция– ясное и осознанное восприятие, впечатление.

3. Трансцендентальная апперцепция– изначальное, неизменное «единство сознания», как условие всякого опыта и познания, которое позволяет синтезировать многообразные восприятия (пространство и время).

4. Трансцендентальный– от лат. transcendo – выхожу за пределы эмпирического опыта.

5. Трансцендентный– выходящий за пределы возможного опыта (мираявлений) и не доступное историческому познанию (Бог, бессмертие души).

6. Априори– от лат. priori – знание, которое предшествует опыту.

7. Априорные формы познания– предельно общие понятия, организующие опытные данные.

8. Априорное знание (пространство, время) как формы созерцания, категории –это условия опытного знания, которое предает ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.

9. Разум у Канта – совокупность всех познавательных способностей человека, включая чувственность. «Чистый разум» – разум свободный от мотивов практики, побуждений, теоретических гипотез.

10. Аналитическое знание (объясняющее) – рассудок.

11. Синтетическое – (приращивающее) знание.

12. Апостериорное знание -основанное на опыте.

13. «Трансцендентальный» у Канта – это всеобщее, предшествует опыту и предназначено для того, чтобы сделать возможным (всеобщим, необходимым и истинным) опытное познание. Это познание не столько самого предмета, сколько осознание того, как возможно это познание.

14. Феномен – это чувственные явления.

15. Ноумен – это вещь в себе (сущность) – умопостигаемый предмет.

16. Антиномии – неразрешимые противоречия разума.

17. Категорический императив – внутренне - повелительный закон.

18. Спонтанное – самопроизвольное, вызванное внутренними причинами.

19. Интеллигибельный мир –явление, постигаемое только разумом, или интеллектуальной интуицией

20. Агностицизм – философское учение, где не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания. Мир полностью или частично непознаваем.

21. Сенсибельное –постигаемое с помощью чувств.

22. Аподиктическое суждение –суждение необходимости.

23. «Вещь в себе» –недоступная опыту сущность.

24. Трансцендентальная онтология –не понятна соответствуют объектам природы, а объекты в науке должны сообразовываться с априорными категориями, конструироваться так, чтобы быть совместимыми со способностями человеческого представления и суждения.

25. Разум как область идей –высшая инстанция для обработки наглядных представлений.

 

Идеи И. Канта продолжает развивать Иоган Фихте
(1762-1814 гг.)
. Его концепция называлась «Наукоучение».

Основные проблемы:

1. философия абсолютного «Я» - «Абсолюта»;

2. философия действия – практическая философия.

Его главные философские работы – «Основа общего наукоучения» и «О назначении учёного».

По мнению Фихте задача философии – определить цели практического действия людей в мире и в обществе. Она должна стать фундаментом всех наук – «Учением о науке».

Человек изначально выступает как деятельное существо.

Разрабатывая проблемы теории познания, Фихте ставит вопрос: существует ли объект без субъекта? Здесь он стремится устранить дуализм Канта («вещь в себе и явление», «природа и свобода»). Он считает, что Кант не вскрывает единое основание истины и задача философии построить единую систему знаний, которая имеет единое основание. Это и будет философия типа «Наукоучение».

1. Исходным основание философской системы Фихте выступает сознание «Я» - это сознание человека, оторванное от него и превращённое в абсолют. Чем выражается сущность сознание? Нет, у Фихте это не субъективный образ объективного мир. Сущностью сознания, является самосознание, сознание само по себе. Когда я осознаю, что «Я» есть я – значит я выделяю себя из мира, противопоставляю себя этому миру, а это уже и есть сознание. Значит есть «Я» и есть «не Я» (всё, что находится за пределами моего внутреннего мира). Как же взаимодействует субъективное и объективное – «Я» и «не Я». У Фихте субъекта без объекта нет (субъектно-объектные отношения).

У Фихте субъективное (что действует), а субъективное это продукт действия, они совпадают слиты воедино.

Почему, покажем позже.

Что является первым основанием науки? Она начинается с утверждения «Я есть» и здесь не нужно научного доказательства. «Я» сознаю себя и таким образом создаю это я актом своего осознания – это первый продукт моего сознания, первый акт свободы в воле человека. Я выделяю себя из всего того мира, что не относится к моему внутреннему миру – это и есть первое основоположение науки.

2. Осознание чуждого мира «не-Я» - это второе основание наукоучения, где «Я» полагаю «не-Я»

Но это не выход во внешний мир – это иное состояние моего сознания. Когда оно обращено не самого себя, а его активность направлена в основном на внешний мир. Материальные вещи рассматриваются лишь в отношении к человеку. Индивидуальное сознание, по мнению Фихте в состоянии вместить в себя весь необъятный мир, т.е. я его могу вообразить, могу познавать, представлять и т.д. Таким образом, «Я» превращаюсь в Мировой субъект.

У Фихте весь мир нашего сознания (и осознание природы и самосознания). Это есть порождение активности человеческого духа нашего «Я». И поэтому «Я» и «не-Я» - это разное состояние сознания, внутренние противоположности. Эти противоположности у него есть единое целое, абсолютное «Я».

«Я» полагает самого себя и «не-Я» это и есть третье основание наукоучения.

Важным достижением здесь является диалектический способ мышления. Фихте пишет о противоречивости всего сущего, о единстве противоположностей – противоречие есть источник развития. Категория не априорные формы рассудка, система понятий, которые вбирают в себя знания, развивающиеся в ходе деятельности «Я».

Фихте сам того не осознавая, переходит с позиции субъективного идеализма на позиции объективного. В работе «Наставление блаженной жизни» «Я» как абсолют сливается с Богом, а философия превращается в теософию.

В практической философии Фихте рассматривает проблемы нравственности в праве и государстве (под влиянием Французской буржуазной революции). Здесь главная проблема – проблема свободы именно при рассмотрении этики, права, государства. Свобода человека состоит в подчинении его законам, осознание их необходимости. Право – добровольное подчинение каждого человека закону, установленному в обществе.

Государство должно каждому обеспечить собственность, ибо социальный мир - мир буржуазной частной собственности, где государство и есть организация собственников (это догадка об экономической и социальной природе государства).

Фихте рассматривает концепцию национальности как коллективной личности, которая имеет сое призвание и назначение. Он обосновывает суверенитет, достоинство личности, говорит о его активной стороне деятельности как творца социальной реальности и самого себя.

«Мысли самого себя», «будь самим собой», «будь свободным, разумным, бесконечным в своих возможностях» - таков наказ мыслителя.

Вывод:

1) сознательное применение диалектики как метода построения философской системы;

2) преодолевает Кантовский дуализм – принцип монизма в гносеологии;

3) утверждает право разума на теоретическое познание.

 

Философия Ф.В. Шеллинга (1775-1854)

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

Ст преп Корнеева В А ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ Понятие мировоззрения его... Античная философия... План...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЭИТИКА И.КАНТА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
1. Что такое философия и ее основные проблемы. 2. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Особенности философского мировоззрения. 3. Социальные функции философии.

Почему же нужно изучать философию?
1) На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что повышает теоретический уровень научных исследований. Она развивает духовный мир человека, его нравс

IV. Логические типы философского знания
  Итак, мы видим, что философия как система имеет свои специфические вопросы, которые она должна решать. Даже отвечая на вопрос — «Что такое философия?», каждый философ, в зависимости

Фалес (625 - 547 до н.э.).
Фалес и его милетская школа открывает как бы первое поколение греческих философов. Главные проблемы: · первооснова всего сущего; · проблема изменения всего сущего;

Атомизм.
Кризис вызванный апориями Зенона, требовал новых непривычных идей, это удалось сделать древним атомистам (Левкинн и Демокрит). Они предположили, что вещество, пространство и время нельзя делить бес

Пифагорейцы.
Пифагор первый, назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе. Он так же занят проблемой субстанции, но обратил внимание на количественную сторону вещей. Все

Представители: Протагор (480-410), Горгий (483-375), Продик и др.
  «Софисты» - знаток, мастер, мудрец. Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе, стали профессиональными преподаватели мудрости. Греция в V в. до н.э. –

Афинская школа.
С этой школой связаны имена великих мудрецов античности: Сократ, Платон, Аристотель.   Сократ (469-399 гг. до н.э.) Его имя стало выражение мудрости

ІV Учение об идеальном государстве.
Удовлетворятьб потребности человек может только сообща, это первый мотив создания государства. Пытается создать модель идеального государства, основанием которого выступают Благо, Справедливость. К

Этика Аристотеля.
Учение о нравственности строится на основе объективной телеологии. Цель человека – благо, добродетель. Добродетельно то, что служит интересам общества. Он выделяет добродетели интеллектуальные и во

Учение о государстве.
По мнению Аристотеля причина возникновения государства – естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Первым результатом общественной жизни была семья. В работе «Полити

Учение о бытии.
Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Чтобы поддерживать бытие мира, Бог его творит вновь и вновь. Мир один в мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Бог свер

Схоластика.
Яркая фигура – Ансельм Кентербирийский. Он классический схоласт. Это философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь абсолютное подчинение мысли авторитету догмата.

II. Эпоха Возрождения
Эта эпоха знаменует собой огромный прогресс в развитии материальной и духовной культуры в странах Западной Европы и прежде всего в Италии. Точно о хронологических рамках сказать трудно, но многие и

Философия Нового времени
1. Научные предпосылки ФНВ. 2. Проблемы гносеологии: а) английский сенсуализм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк); б) рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц); в) ми

Бог одинаково себя проявляет во всех модусах
БС и ее атрибуты – это творящая природа (natura naturata) –творящий саму себя, а модусы это произведенная природа. Природа одновременно субстанция –

Социально- философские воззрения.
    Г. Лейбниц как бы завершает философию XVIII в. и наступает эпоха Просвещения и французского материализма XVIII в. Это время кризиса феодализма во Фра

Общая характеристика.
Итак, философия эпохи Просвещения реализовалась в лозунгах и идеалах Французской буржуазной революции (1789-1794 гг.). Это было крупнейшее событие XVIII в., что послужило толчком к развитию и самой

Философия Иммануила Канта
Открывают первую страницу немецкой классической философии выдающийся мыслитель и философ Иммануил Кант (1724-1804), он как бы завершает эпоху просвещения и становится её критиком, особенно рационал

Натурфилософия
Шеллинг известен как идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма» (это главная его философская работа). Ядром философии Шеллинга является категория Абсолюта

Практическая философия
Здесь главная проблема – свобода, от неё зависит создание «второй природы» - правовой системы общества. Государства с правовой системой должны объединятся в федерацию для прекращения войн и установ

Философия Георга Гегеля (1770-1831 гг.)
Завершением идеализма в классической немецкой философии стала философская система Г.Гегеля, основные идеи которой изложены в таких работах: «Феноменология духа», «Наука о логике», «Философия природ

Абсолютный дух.
АД – вечная действительная Истина. Она проходит три ступени развития: искусство, религия, философия. Искусство и религия по отношению к истории лишены самобытности, своей логики и собственной истор

Роль личности в истории.
Тип личности определяется общественной средой: какова среда, таково и мнение. Но чем определяется характер самой среды – ответа нет. Замкнутый круг – какова среда – такова и личность, с друг

Какие же основные проблемы здесь ставит Маркс?
1) Прежде всего – доказать, что общество саморазвивающаяся система и ее развитие есть закономерный объективный естественно - исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Но у него

Сущность философского учения Г.Сковороды
(1722 – 1794 г.г.)   Сущность счастья человека, смысла человеческого бытия в реальной земной жизни, разработка общефилософской концепции мира и человека – гл

Основные направления современной философской мысли.
  1. Современные модели философского мышления. 2. Позитивизма: эволюция и основные идеи. 3. Марксизм и его место в истории философии. 4. Иррационалистически

Постпозитивизм.
В 70-90 годы ХХ века широкое распространение получают «критический реализм», «методология науки», «герменевтика», «интуитивизм» и другие философские школы. Особое место занимает критически

Основы философского понимания мира: бытие, мате­рия, её основные свойства и способы существования.
1. Природа и история - основные формы бытия мира. 2. Философское понятие материи. Движение, пространство, время-способы существования материи. 3. Современная наука о строении мате

Что такое природа?
1. Природа в широком смысле- вся Вселенная вместе с человеком. 2. В узком смысле – биосфера – область жизни ( 1802 г. её открывает фр.учёный Ламарк), тонкая оболочка земли

Атрибуты материи
Движение – это любое изменение, это коренной способ существования материи. Оно объективно, абсолютно и относительно, неуничтожимо, единство прерывного и непрерывного, конечного и б

Пространство и время.
Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяжённость и определённый порядок взаимосвязи. Элементами пространства являются точка, объем, дли

Специфика противоречий определяется своеобразием процесса их возникновения, степенью агрегации, особенностями их разрешения.
3. Существует классификация противоречий: 1. По характеру возникновения: ü необходимые (вытекают из сущности системы); ü случайные (не вытек

C. Закон отрицания отрицания.
ПЛАН 1. Категория диалектического отрицания. 2. Понятие «отрицания отрицания». 3. Сущность закона отрицания отрицания. 1.Это закон, который указ

Синергетика
Диалектика – это один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика -–это философское учение о всеобщих (универсальных связях бытия и развития всего сущего)

Сознание и познавательная деятельность человека.
I. Сущность сознания, его структура и функции. II. Познание как отражение действительности. III. Уровни познания: чувственное и рациональное.

Структура сознания.
Сознание структурно организовано, это система, которая состоит из элементов, которые находятся в определённых отношениях. 1) сознание – есть понимание, а понимание неразрывно связано с соз

Теория познания.
I. Субъект и объект познания. II. Структура познавательной деятельности. III. Познание как процесс. IV. Истина и её критерии.  

Структура познавательной деятельности
Проблема познания предполагает выяснение познавательных способностей субъекта, чем он располагает, каковы его средства, которые могут дать истинное знание. Человек познаёт мир с помощью со

Методы и формы научного познания.
I. Специфика научного познания. II. Методы познания: эмпирический, теоретический. III. Формы научного познания. Наука – это сфера исследова

Формы научного познания
1. Проблема (преграда, задача). Это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Наука развивается от постановки проблемы к их решению и

ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ И ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА. СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
  1. Понятие человека в истории философской мысли. 2. Природная основа и социальная сущность человека. 3. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индиви

Роль языка
Изменяя природу, человек изменяется сам, различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В общении появляется язык, как система символов, который необходим для осмысления социального опыт

О Б Щ Е С Т В О К А К С И С Т Е М А
    ОСНОВНАЯ ИДЕЯ: Общество - это мир духовно-практической деятельности человека в ее разнообразных формах.     “Д

МАТЕРИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.
1. Понятие материального производства, его место и роль в системе общественного производства. 2. Способ производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА
Основная идея темы: Духовное есть подлинно- человеческое в человеке, основное его богатство. Н.А.Бердяев "Человечность связана с духовностью... Завоевание д

Общественное бытие - это сам человек, живое и деятельное, радующееся и страдающее существо.
Общественное сознание имеет социальную природу.Оно возникает из общественной практики как результат производственной, семейно-бытовой и иной деятельности человека. Различн

Эмоционально-волевые функции.
Это прежде всего отношениечеловека к социальному миру на психологическом уровне и существует в форме эмоций, чувств, настроений. Здесь складывается умонастроениече

Исторический релятивизм».
Сегодня существуют несколько подходов в анализе общества. Если говорить предельно широко – то это философский идеализм, начиная с Платона и Гегеля и философский материализм (Демокрит, марксизм). Дл

Общественный прогресс
Не всякое развитие есть прогресс. Прогресс есть переход от низшего к высшему. Отсюда его признаки: 1) поступательная направленность социальных процессов; 2)усложнение;3) повышение уровня о

КУЛЬТУРА, ЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
1. Понятие культуры в философии. 2. Социальная обусловленность культуры. 3. Особенности современной мировой культуры. 4. Цивилизация и культура.  

Цивилизация и культура.
Под цивилизацией обычно понимают историческую ступень в развитии человечества, которая начинается после варварства. Первый признак цивилизации – уровень развития культуры и общества. Кант

Какие же это проблемы глобального значения?
Ø Разрушение биосферы – идет катастрофическая потеря биологического потенциала, разрушение плодородия земли, проблема чистой воды (2мрд. чел. имеет доступ к чистой воде), проблема кис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги