ЭИТИКА И.КАНТА

Основные положения этики И.Канта изложены в его работе «Критика практического разума», именно здесь звучит вопрос – что я должен делать? Он исходит из того, что важнейшая задача философии воспитание человека в духе гуманизма. Она должна научить человека тому «каким надо быть, чтобы быть человеком».

Кант говорит о чистой нравственности, которая опирается на должное и необходимое – это прежде всего законы для самого себя, они находятся во внутреннем человеческом побуждении, это единственный источник морали. Внутренний закон Кант называет «Категорическим императивом», т.е. безусловным повелением, который гласит:

1. Действуй так, чтобы максима (побудительный мотив) твоей воли могла быть принципом всеобщего законодательства. Иначе – поступай так, как ты хотел бы чтобы поступали по отношению к тебе. Это и есть золотое правило морали.

2. Не лги, не укради, не убивай, т.к. эти действия не могут быть общечеловеческими нормами поведения.

3. Особо стоит проблема человеческого долга, которая неотделима от отношения личности и общества.

4. Нравственный идеал Канта – нравственная автономия личности.

Моральное сознание не зависит от чувственных импульсов и побуждений, они не могут быть основанием нравственного сознания, в силу своей индивидуальности и эгоистичности. Моральное сознание лишь то, что возвышает человека над природой, лишь одно чувство по Канту, не нарушает нравственной ценности поведения – чувство уважения к закону, ибо оно относится к общей нравственной ценности.

Действительно нравственной поведение то, что согласуется с законом, но мотивом поведения должно выступать достоинство человека.

И.Кант допускает 6некоторые исключения из закона: если ты вынужден лгать – ложь не должна быть услышана. Героизм не стоит совершать во чтобы то ни стало, не учитывая последствий.

У него мы находим и обоснование необходимости религиозной веры «я должен был ограничить область знания, чтобы дать место Вере».

Но Кант смело меняет местами божественное и человеческое: «мы моральны не потому, что верим в Бога, а потому, верим в Бога, что моральны». Но идея Бога только идея, поэтому нелепо говорить об обязанностях человека перед Богом – утверждает великий мыслитель.

Философия И.Канта сложна и противоречива и поэтому подвергалась критике различных философских школ и направлений

 

КАТЕГОРИИ КАНТОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Перцепция– бессознательное, неосознанное восприятие.

2. Апперцепция– ясное и осознанное восприятие, впечатление.

3. Трансцендентальная апперцепция– изначальное, неизменное «единство сознания», как условие всякого опыта и познания, которое позволяет синтезировать многообразные восприятия (пространство и время).

4. Трансцендентальный– от лат. transcendo – выхожу за пределы эмпирического опыта.

5. Трансцендентный– выходящий за пределы возможного опыта (мираявлений) и не доступное историческому познанию (Бог, бессмертие души).

6. Априори– от лат. priori – знание, которое предшествует опыту.

7. Априорные формы познания– предельно общие понятия, организующие опытные данные.

8. Априорное знание (пространство, время) как формы созерцания, категории –это условия опытного знания, которое предает ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.

9. Разум у Канта – совокупность всех познавательных способностей человека, включая чувственность. «Чистый разум» – разум свободный от мотивов практики, побуждений, теоретических гипотез.

10. Аналитическое знание (объясняющее) – рассудок.

11. Синтетическое – (приращивающее) знание.

12. Апостериорное знание -основанное на опыте.

13. «Трансцендентальный» у Канта – это всеобщее, предшествует опыту и предназначено для того, чтобы сделать возможным (всеобщим, необходимым и истинным) опытное познание. Это познание не столько самого предмета, сколько осознание того, как возможно это познание.

14. Феномен – это чувственные явления.

15. Ноумен – это вещь в себе (сущность) – умопостигаемый предмет.

16. Антиномии – неразрешимые противоречия разума.

17. Категорический императив – внутренне - повелительный закон.

18. Спонтанное – самопроизвольное, вызванное внутренними причинами.

19. Интеллигибельный мир –явление, постигаемое только разумом, или интеллектуальной интуицией

20. Агностицизм – философское учение, где не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания. Мир полностью или частично непознаваем.

21. Сенсибельное –постигаемое с помощью чувств.

22. Аподиктическое суждение –суждение необходимости.

23. «Вещь в себе» –недоступная опыту сущность.

24. Трансцендентальная онтология –не понятна соответствуют объектам природы, а объекты в науке должны сообразовываться с априорными категориями, конструироваться так, чтобы быть совместимыми со способностями человеческого представления и суждения.

25. Разум как область идей –высшая инстанция для обработки наглядных представлений.

 

Идеи И. Канта продолжает развивать Иоган Фихте
(1762-1814 гг.)
. Его концепция называлась «Наукоучение».

Основные проблемы:

1. философия абсолютного «Я» - «Абсолюта»;

2. философия действия – практическая философия.

Его главные философские работы – «Основа общего наукоучения» и «О назначении учёного».

По мнению Фихте задача философии – определить цели практического действия людей в мире и в обществе. Она должна стать фундаментом всех наук – «Учением о науке».

Человек изначально выступает как деятельное существо.

Разрабатывая проблемы теории познания, Фихте ставит вопрос: существует ли объект без субъекта? Здесь он стремится устранить дуализм Канта («вещь в себе и явление», «природа и свобода»). Он считает, что Кант не вскрывает единое основание истины и задача философии построить единую систему знаний, которая имеет единое основание. Это и будет философия типа «Наукоучение».

1. Исходным основание философской системы Фихте выступает сознание «Я» - это сознание человека, оторванное от него и превращённое в абсолют. Чем выражается сущность сознание? Нет, у Фихте это не субъективный образ объективного мир. Сущностью сознания, является самосознание, сознание само по себе. Когда я осознаю, что «Я» есть я – значит я выделяю себя из мира, противопоставляю себя этому миру, а это уже и есть сознание. Значит есть «Я» и есть «не Я» (всё, что находится за пределами моего внутреннего мира). Как же взаимодействует субъективное и объективное – «Я» и «не Я». У Фихте субъекта без объекта нет (субъектно-объектные отношения).

У Фихте субъективное (что действует), а субъективное это продукт действия, они совпадают слиты воедино.

Почему, покажем позже.

Что является первым основанием науки? Она начинается с утверждения «Я есть» и здесь не нужно научного доказательства. «Я» сознаю себя и таким образом создаю это я актом своего осознания – это первый продукт моего сознания, первый акт свободы в воле человека. Я выделяю себя из всего того мира, что не относится к моему внутреннему миру – это и есть первое основоположение науки.

2. Осознание чуждого мира «не-Я» - это второе основание наукоучения, где «Я» полагаю «не-Я»

Но это не выход во внешний мир – это иное состояние моего сознания. Когда оно обращено не самого себя, а его активность направлена в основном на внешний мир. Материальные вещи рассматриваются лишь в отношении к человеку. Индивидуальное сознание, по мнению Фихте в состоянии вместить в себя весь необъятный мир, т.е. я его могу вообразить, могу познавать, представлять и т.д. Таким образом, «Я» превращаюсь в Мировой субъект.

У Фихте весь мир нашего сознания (и осознание природы и самосознания). Это есть порождение активности человеческого духа нашего «Я». И поэтому «Я» и «не-Я» - это разное состояние сознания, внутренние противоположности. Эти противоположности у него есть единое целое, абсолютное «Я».

«Я» полагает самого себя и «не-Я» это и есть третье основание наукоучения.

Важным достижением здесь является диалектический способ мышления. Фихте пишет о противоречивости всего сущего, о единстве противоположностей – противоречие есть источник развития. Категория не априорные формы рассудка, система понятий, которые вбирают в себя знания, развивающиеся в ходе деятельности «Я».

Фихте сам того не осознавая, переходит с позиции субъективного идеализма на позиции объективного. В работе «Наставление блаженной жизни» «Я» как абсолют сливается с Богом, а философия превращается в теософию.

В практической философии Фихте рассматривает проблемы нравственности в праве и государстве (под влиянием Французской буржуазной революции). Здесь главная проблема – проблема свободы именно при рассмотрении этики, права, государства. Свобода человека состоит в подчинении его законам, осознание их необходимости. Право – добровольное подчинение каждого человека закону, установленному в обществе.

Государство должно каждому обеспечить собственность, ибо социальный мир - мир буржуазной частной собственности, где государство и есть организация собственников (это догадка об экономической и социальной природе государства).

Фихте рассматривает концепцию национальности как коллективной личности, которая имеет сое призвание и назначение. Он обосновывает суверенитет, достоинство личности, говорит о его активной стороне деятельности как творца социальной реальности и самого себя.

«Мысли самого себя», «будь самим собой», «будь свободным, разумным, бесконечным в своих возможностях» - таков наказ мыслителя.

Вывод:

1) сознательное применение диалектики как метода построения философской системы;

2) преодолевает Кантовский дуализм – принцип монизма в гносеологии;

3) утверждает право разума на теоретическое познание.

 

Философия Ф.В. Шеллинга (1775-1854)