Натурфилософия

Шеллинг известен как идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма» (это главная его философская работа). Ядром философии Шеллинга является категория Абсолюта. Это ни нечто самостоятельное, независящих от отдельных «Я». Существующее в потустороннем мире, но через природу воплощающее себя в социальной жизни. Абсолют, по его мнению, есть полное тождественность духа и природы.

1. Главный замысел его философии познать Абсолютное безусловное первое начало всякого бытия и мышления. Он критикует Фихте и считает, что природа не есть «не-Я», но она и не единственная субстанция, как думал Спиноза. Природа – это Абсолютное а не индивидуально «Я». Это вечный разум, абсолютное тождество объективного и субъективного, т.к. познание человека не просто субъективная способность, она изначально заложена в структуру мироздания, как объективная составляющая этого мира.

2. Материальное и идеальное тождественно, совпадает, их противопоставлять нельзя. Это лишь различные состояния одного и того же Абсолютного разума. Материя лишь свободное состояние его, единым основанием сущности природа является идеальная духовная активность.

Его натурфилософия стремилась прежде всего обосновать открытие в естествознании (Кулона, Гольвани, Вольта, Лаувазье и т.д.), осмыслить их свести в единое мировоззрение. Шеллинг пытается защитить философию от пренебрежительного отношения естествоиспытателей (Ньютон – считал, что философия сутяжная дама, связываться с ней равно как подвергаться судебному преследованию).

Его философская система диалектична:

· единство природы как таковой;

· сущность каждой вещи есть единство противоположности, он их называет «полярностью» (магнит, положительные и отрицательные заряды электричества, субъективное и объективное сознание и т.д.).

Это есть главный источник активности вещей – «мировая душа» природы. Живая и неживая природа – единый организм, даже мёртвая природа у него – «несозревшая разумность». Природа всегда есть жизнь – идея панпсихизма – вся природа обладает одушевлённостью. Это был переход к объективному идеализму и диалектике в немецкой классической философии