рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Абсолютный дух.

Абсолютный дух. - раздел Философия, Предмет и специфика философского знания Ад – Вечная Действительная Истина. Она Проходит Три Ступени Развития: Искусст...

АД – вечная действительная Истина. Она проходит три ступени развития: искусство, религия, философия. Искусство и религия по отношению к истории лишены самобытности, своей логики и собственной истории. Они, как и природа лишь иллюстрация раскрытия единого логического процесса в мире.

Искусство – непосредственная форма знания Абсолютной идеи. У религии основание – теология – Бог.

Философия высшая ступень развития АИ, полное раскрытие истины, которое содержится в искусстве и религии. Освоением философии завершается путь духовного развития человека, именно в нём разум получает наибольшее развитие. Через философию человек убеждается, что всюду в мире есть своя закономерность доступная человеческому уму. Гегель верит в разум как человеческий так и природный. Мир в целом устроен закономерно, разумно он не враждебен человеку а наоборот удобен ему. Овладев философией человек (дух) завершает путь своего освобождения, он свободен. Овладев философией Мировой дух познаёт себя, завершает путь своего освобождения, он свободен – не требует конечного определения (Абсолютный дух). Философия должна научить видеть закономерности мира, природы, общества, истории, человеческой жизни. В этом и состоит свобода. Познав законы природы и общества, человек получает возможность подчинить их своим интересам и потребностям. Кто познал законы, тот познал разумность мироздания, его божественность. И тогда ему открывается свобода. Конечная цель всего мироздания по Гегелю, которая осуществляется через человека и историю общества – торжество свободы и разумности, а по сути есть одно и то же.

Таким образом, мировой дух проходит путь от чувственного созерцания (искусство) к представлению (религия) и от него к мышлению в понятиях (философия).

Мы видим, что абсолютная идея проживает сложную жизнь: логика, природа, общество. Это система построена в виде триады
T – A – S это строгая система, которая имеет поступательный характер развития. Синтез включает всю философскую систему: логику, природу, антропологию, психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории.

Она вбирает в себя систему принципов, законов и категорий. С точки зрения концептуальной философия Гегеля завершена.


Философскую систему Гегеля можно представить схематически

 

 

 


Г.Гегель высказал целый ряд положений о развитии человеческой истории. В истории действует разум, он есть необходимость (закон) и в глубине своей свобода.

Здесь действует проведенье, поэтому гегелевская философия истории у него называется провиденциалистской. У него твёрдая вера в общественный прогресс, он связан с понятием свободы. История есть прогресс в сознании свободы, что составляет внутреннюю природу человека, но лишь на протяжении многовековой истории осознаётся человеком, благодаря чему становится действительно свободным. Но свобода – это свобода духа, мысли, интеллектуальная свобода. История должна завершится её торжеством, т.е таким устройством государства, где все свободны.

Гегель исходит из принципа закономерности исторического процесса:

1. в мировой истории действует закономерность, что объединяет человечество в единый процесс, где участвуют различные страны, народы;

2. всемирная история – однолинейный процесс, все отклонения, либо случайны, либо просто кажутся (выделяет четыре основных периода всемирной истории: Восточный, Китай, Индия, Египет; Греческий мир, Римский и Германия);

3. история коммулятивный процесс – преемственность исторического развития;

4. лидерами мирового развития страны выступают поочерёдно: Восток уступает лидерство Европе, лидерами могут быть те, где наибольший прогресс в сознании свободы, другие могут лишь подражать;

5. большую роль в истории играют выдающиеся личности (через них АИ может проявлять себя, обнаруживать);

6. выделяет исторические народы: это те, что усваивают опыт истории приумножают его, обеспечивают поступательное развитие (неисторические – застыли в своём развитие не думают не о прошлом, не о будущем – Африка, Южная Америка, славянские народы);

7. движение истории вспять невозможно, достигнутое не может быть утрачено.

Познание исторических законов есть признак роста самосознания народов и отдельных личностей.

Гегель создаёт не только диалектический метод, но и диалектику как учение о наиболее общих законах развития и взаимосвязи всего сущего.

В основе диалектического метода лежат три закона диалектики и суть этого метода выражена триадой T – A – S (тезис – определённое бытие – антитезис – становление – синтез – снятие). Каждая вещь тождественна себе, в ней заложено её отрицание – нечто иное. Зарождается противоречие, а затем процесс их разрешения.

Учение о диалектическом развитии Гегель представляет как качественное изменение, движение от низшего к высшему, переход старого в новое, превращение каждого явления в свою противоположность. Таким образом можно сказать, что Гегель рассматривает диалектику как учение о развитии и взаимосвязи явлений и процессов природы, общества и познания. Понимает развитие как самодвижение, на основе разрешения противоречий. Как и любое учение, его диалектика включает в себя законы, принципы и категории, которые переходят друг в друга.

Теория познания у него также представлена у него как диалектический процесс постижения истины. Каждая ступень богаче предыдущей, отрицая старое, удерживает в себе всё богатство исходного. Сама истина есть процесс – единство относительного и абсолютного знания.

Его диалектика требует вечного развития, а система – возврата к исходному – возникает противоречие между методом и системой.

У этого великого мыслителя были как последователи, так и непримиримые критики: младогегельянцы – критически относятся к его философии, развивая всё положительное (К. Маркс). Старогегельянцы – оправдывали разумностью действительность феодально-сословного государства Германии. Противоречие в философии Гегеля были сняты в философии марксизма.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и специфика философского знания

Ст преп Корнеева В А Предмет и специфика философского знания Понятие мировоззрения его.. Античная философия.. План..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Абсолютный дух.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
1. Что такое философия и ее основные проблемы. 2. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Особенности философского мировоззрения. 3. Социальные функции философии.

Почему же нужно изучать философию?
1) На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что повышает теоретический уровень научных исследований. Она развивает духовный мир человека, его нравс

IV. Логические типы философского знания
  Итак, мы видим, что философия как система имеет свои специфические вопросы, которые она должна решать. Даже отвечая на вопрос — «Что такое философия?», каждый философ, в зависимости

Фалес (625 - 547 до н.э.).
Фалес и его милетская школа открывает как бы первое поколение греческих философов. Главные проблемы: · первооснова всего сущего; · проблема изменения всего сущего;

Атомизм.
Кризис вызванный апориями Зенона, требовал новых непривычных идей, это удалось сделать древним атомистам (Левкинн и Демокрит). Они предположили, что вещество, пространство и время нельзя делить бес

Пифагорейцы.
Пифагор первый, назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе. Он так же занят проблемой субстанции, но обратил внимание на количественную сторону вещей. Все

Представители: Протагор (480-410), Горгий (483-375), Продик и др.
  «Софисты» - знаток, мастер, мудрец. Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе, стали профессиональными преподаватели мудрости. Греция в V в. до н.э. –

Афинская школа.
С этой школой связаны имена великих мудрецов античности: Сократ, Платон, Аристотель.   Сократ (469-399 гг. до н.э.) Его имя стало выражение мудрости

ІV Учение об идеальном государстве.
Удовлетворятьб потребности человек может только сообща, это первый мотив создания государства. Пытается создать модель идеального государства, основанием которого выступают Благо, Справедливость. К

Этика Аристотеля.
Учение о нравственности строится на основе объективной телеологии. Цель человека – благо, добродетель. Добродетельно то, что служит интересам общества. Он выделяет добродетели интеллектуальные и во

Учение о государстве.
По мнению Аристотеля причина возникновения государства – естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Первым результатом общественной жизни была семья. В работе «Полити

Учение о бытии.
Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Чтобы поддерживать бытие мира, Бог его творит вновь и вновь. Мир один в мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Бог свер

Схоластика.
Яркая фигура – Ансельм Кентербирийский. Он классический схоласт. Это философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь абсолютное подчинение мысли авторитету догмата.

II. Эпоха Возрождения
Эта эпоха знаменует собой огромный прогресс в развитии материальной и духовной культуры в странах Западной Европы и прежде всего в Италии. Точно о хронологических рамках сказать трудно, но многие и

Философия Нового времени
1. Научные предпосылки ФНВ. 2. Проблемы гносеологии: а) английский сенсуализм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк); б) рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц); в) ми

Бог одинаково себя проявляет во всех модусах
БС и ее атрибуты – это творящая природа (natura naturata) –творящий саму себя, а модусы это произведенная природа. Природа одновременно субстанция –

Социально- философские воззрения.
    Г. Лейбниц как бы завершает философию XVIII в. и наступает эпоха Просвещения и французского материализма XVIII в. Это время кризиса феодализма во Фра

Общая характеристика.
Итак, философия эпохи Просвещения реализовалась в лозунгах и идеалах Французской буржуазной революции (1789-1794 гг.). Это было крупнейшее событие XVIII в., что послужило толчком к развитию и самой

Философия Иммануила Канта
Открывают первую страницу немецкой классической философии выдающийся мыслитель и философ Иммануил Кант (1724-1804), он как бы завершает эпоху просвещения и становится её критиком, особенно рационал

ЭИТИКА И.КАНТА
Основные положения этики И.Канта изложены в его работе «Критика практического разума», именно здесь звучит вопрос – что я должен делать? Он исходит из того, что важнейшая задача философии воспитани

Натурфилософия
Шеллинг известен как идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма» (это главная его философская работа). Ядром философии Шеллинга является категория Абсолюта

Практическая философия
Здесь главная проблема – свобода, от неё зависит создание «второй природы» - правовой системы общества. Государства с правовой системой должны объединятся в федерацию для прекращения войн и установ

Философия Георга Гегеля (1770-1831 гг.)
Завершением идеализма в классической немецкой философии стала философская система Г.Гегеля, основные идеи которой изложены в таких работах: «Феноменология духа», «Наука о логике», «Философия природ

Роль личности в истории.
Тип личности определяется общественной средой: какова среда, таково и мнение. Но чем определяется характер самой среды – ответа нет. Замкнутый круг – какова среда – такова и личность, с друг

Какие же основные проблемы здесь ставит Маркс?
1) Прежде всего – доказать, что общество саморазвивающаяся система и ее развитие есть закономерный объективный естественно - исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Но у него

Сущность философского учения Г.Сковороды
(1722 – 1794 г.г.)   Сущность счастья человека, смысла человеческого бытия в реальной земной жизни, разработка общефилософской концепции мира и человека – гл

Основные направления современной философской мысли.
  1. Современные модели философского мышления. 2. Позитивизма: эволюция и основные идеи. 3. Марксизм и его место в истории философии. 4. Иррационалистически

Постпозитивизм.
В 70-90 годы ХХ века широкое распространение получают «критический реализм», «методология науки», «герменевтика», «интуитивизм» и другие философские школы. Особое место занимает критически

Основы философского понимания мира: бытие, мате­рия, её основные свойства и способы существования.
1. Природа и история - основные формы бытия мира. 2. Философское понятие материи. Движение, пространство, время-способы существования материи. 3. Современная наука о строении мате

Что такое природа?
1. Природа в широком смысле- вся Вселенная вместе с человеком. 2. В узком смысле – биосфера – область жизни ( 1802 г. её открывает фр.учёный Ламарк), тонкая оболочка земли

Атрибуты материи
Движение – это любое изменение, это коренной способ существования материи. Оно объективно, абсолютно и относительно, неуничтожимо, единство прерывного и непрерывного, конечного и б

Пространство и время.
Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяжённость и определённый порядок взаимосвязи. Элементами пространства являются точка, объем, дли

Специфика противоречий определяется своеобразием процесса их возникновения, степенью агрегации, особенностями их разрешения.
3. Существует классификация противоречий: 1. По характеру возникновения: ü необходимые (вытекают из сущности системы); ü случайные (не вытек

C. Закон отрицания отрицания.
ПЛАН 1. Категория диалектического отрицания. 2. Понятие «отрицания отрицания». 3. Сущность закона отрицания отрицания. 1.Это закон, который указ

Синергетика
Диалектика – это один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика -–это философское учение о всеобщих (универсальных связях бытия и развития всего сущего)

Сознание и познавательная деятельность человека.
I. Сущность сознания, его структура и функции. II. Познание как отражение действительности. III. Уровни познания: чувственное и рациональное.

Структура сознания.
Сознание структурно организовано, это система, которая состоит из элементов, которые находятся в определённых отношениях. 1) сознание – есть понимание, а понимание неразрывно связано с соз

Теория познания.
I. Субъект и объект познания. II. Структура познавательной деятельности. III. Познание как процесс. IV. Истина и её критерии.  

Структура познавательной деятельности
Проблема познания предполагает выяснение познавательных способностей субъекта, чем он располагает, каковы его средства, которые могут дать истинное знание. Человек познаёт мир с помощью со

Методы и формы научного познания.
I. Специфика научного познания. II. Методы познания: эмпирический, теоретический. III. Формы научного познания. Наука – это сфера исследова

Формы научного познания
1. Проблема (преграда, задача). Это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Наука развивается от постановки проблемы к их решению и

ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ И ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА. СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
  1. Понятие человека в истории философской мысли. 2. Природная основа и социальная сущность человека. 3. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индиви

Роль языка
Изменяя природу, человек изменяется сам, различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В общении появляется язык, как система символов, который необходим для осмысления социального опыт

О Б Щ Е С Т В О К А К С И С Т Е М А
    ОСНОВНАЯ ИДЕЯ: Общество - это мир духовно-практической деятельности человека в ее разнообразных формах.     “Д

МАТЕРИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.
1. Понятие материального производства, его место и роль в системе общественного производства. 2. Способ производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА
Основная идея темы: Духовное есть подлинно- человеческое в человеке, основное его богатство. Н.А.Бердяев "Человечность связана с духовностью... Завоевание д

Общественное бытие - это сам человек, живое и деятельное, радующееся и страдающее существо.
Общественное сознание имеет социальную природу.Оно возникает из общественной практики как результат производственной, семейно-бытовой и иной деятельности человека. Различн

Эмоционально-волевые функции.
Это прежде всего отношениечеловека к социальному миру на психологическом уровне и существует в форме эмоций, чувств, настроений. Здесь складывается умонастроениече

Исторический релятивизм».
Сегодня существуют несколько подходов в анализе общества. Если говорить предельно широко – то это философский идеализм, начиная с Платона и Гегеля и философский материализм (Демокрит, марксизм). Дл

Общественный прогресс
Не всякое развитие есть прогресс. Прогресс есть переход от низшего к высшему. Отсюда его признаки: 1) поступательная направленность социальных процессов; 2)усложнение;3) повышение уровня о

КУЛЬТУРА, ЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
1. Понятие культуры в философии. 2. Социальная обусловленность культуры. 3. Особенности современной мировой культуры. 4. Цивилизация и культура.  

Цивилизация и культура.
Под цивилизацией обычно понимают историческую ступень в развитии человечества, которая начинается после варварства. Первый признак цивилизации – уровень развития культуры и общества. Кант

Какие же это проблемы глобального значения?
Ø Разрушение биосферы – идет катастрофическая потеря биологического потенциала, разрушение плодородия земли, проблема чистой воды (2мрд. чел. имеет доступ к чистой воде), проблема кис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги