Роль личности в истории.

Тип личности определяется общественной средой: какова среда, таково и мнение. Но чем определяется характер самой среды – ответа нет. Замкнутый круг – какова среда – такова и личность, с другой, каково мнение людей, такова и, создаваемая ими среда жизнедеятельности. Что первично – «идеи правят миром» - окончательный вывод.

Они полагают, что имеют врожденную склонность к добру и равенству, это было взято на вооружение социалистами-утопистами.

Что касается роли выдающихся личностей, то, по их мнению, они определяют характер и нравы народов, делают их счастливыми или несчастными, воинственными или суеверными, жаждущих денег и славы, безрассудными или благородными.

Немецкие просветители И.Гердер(1744-1803) и Г.Лессинг (1729-1781) рассматривают проблемы общественного и исторического прогресса. Гердер в работе «Идеи к философии человечества», считает прогресс как естественное развитие поступательного характера, где настоящее связано с прошлым и будущим, цель – достижение гуманизма. Огромная роль отводится культуре, которая есть и стимул, и результат развития.

Исторический прогресс – поступательное развитие всего человечества из прошлого, через настоящее в будущее. В общественный прогресс включается не только развитие культуры, но и науки, ремесла, искусства, Общественных отношений, системы государства и языка. Его идеи оказали влияние на Гете, Гегеля, Фейербаха.

Г. Лессинг в тезисах «Воспитание человеческого рода» связывает прогресс общества с развитием знания, опыта, культуры, демократическими свободами. В будущем обществе исчезнет всякое принуждение и будет править только разум. Веротерпимость, свободомыслие и равенство народов – есть условие дружбы народов как основы мира и прогресса.

Заслуживают внимания идеи французского философа-просветителя и политического деятеля Жана Антуана Кондорсе (1743-1794). В работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» выдвигает идею поступательного развития общества, которое связывалось с безграничными возможностями человеческого разума. Обосновывал гипотезу о прогрессе в истории, который связывал с преодолением предрассудков и суеверий, благодаря развитию человеческого разума (знания, науки, просвещения). общество необходимо строить на принципах разума и справедливости, мирных реформ сверху от «просвещенных монархов».

Неравенство – законно, оно следствие права собственности, отсюда естественные права человека: право личной собственности для удовлетворения естественных потребностей; право частной собственности, созданной своим трудом; право на землю, если ты ее сделал пригодной к земледелию.

В целом его социальной концепции был присущ просветительский пацифизм – осуждение агрессии, захватнических войн (их причины Кондерсе видит в страсти к славе и честолюбие политических деятелей). Он уверен, что общественное зло в мире можно победить путем распространения идей Французской революции, в то же время считает, что революция лишь крайний случай, когда власть становится «просто разбоем» и делает общество несчастным.

В заключении можно сказать, что французские просветители вселяли оптимизм, веру в прогресс и устройство справедливого и гуманного общества.

 

МАТЕРИАЛИЗМ ХIХ ВЕКА

 

1. Философия Л.Фейербаха ( 1804-1872)

а) проблема человека;

б)учение о религии.

2. Философия классического марксизма.

а) Истоки марксистской философии и ее структура;

б) Экономический материализм К.Маркса;

в) Проблемы материалистической диалектики.