рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Какие же основные проблемы здесь ставит Маркс?

Какие же основные проблемы здесь ставит Маркс? - раздел Философия, Предмет и специфика философского знания 1) Прежде Всего – Доказать, Что Общество Саморазвивающаяся Система И Ее Разви...

1) Прежде всего – доказать, что общество саморазвивающаяся система и ее развитие есть закономерный объективный естественно - исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Но у него нет готовых рецептов форм общественного устройства;

2) общество не хаос, оно развивается по объхективным законам, которые и по форме и по содержанию носят социальный характер;

3) разрабатывает теоретическую модель общества и его структуру (проблема формационного развития в обществе);

4) материалистически решает ОВФ применительно к обществу (общественное бытие определяет общественное сознание);

5) ставит проблему антропосоциогинеза ( биосоциальная сущность человека);

6) роль субъективного и объективного в истории, т.е. соотношение объективных законов и социальной деятельности человека.Проблема необхоимости и свобода выбора;

7) причины и движущие силы общественного развития;

8) роль народных масс и личности в истории и др.

 

К. Маркс исходит из того, что общество специфическая саморазвивающаяся система, которая отличается от других систем прежде всего:

1) способом существования (материальтное производство);

2) спецификой законов (социальных по форме и содержанию);

3) наличием духовного производства.

 

Общество развивается и функционирует в природе.

Способ существования общества - материальное производство и воспроизводство, т.е. сознательная, целесообразная деятельность по преобразованию природы согласно своим потребностям, где происходит удовлетворение одних потребностей и рождение новых. Здесь же идет процесс производства и воспроизводства самого человека, как социального существа.

Человек, удовлетворяя свои потребности в преобразующий мир деятельности, с помощью орудий труда, создаёт общественное отношение, превращает труд в сознательную, целенеправленную деятельность, которая постепенно становится свободной, творческой. Здесь потребности и экономические интересы слиты воедино.

Маркс выделяет основные сферы общества, где подчёркивает прежде всего роль материального производства в системе общественного производства (закон определяющей роли материального производства в системе общественного производства). К. Маркс вводит понятие “способа производства”, как единство производителдьных сил и производственных отношений и открывает общесоциологический закон их взаимодействия (производственные отношения обязательно должны соответствовать уровню и характеру развития производительных сил), именно в нарушении этог закона, он ивдит главную причину социальных конфликтов, которые могут выливаться в социальные революции (подробно см. в теме “Материальное призводство”):

z материальные и идеологические отношения – (базис и надстройка);

z социальную структуру общества;

z особо стоит проблема политической системы, государства и права;

z происхождение и сущность классов.

Проблемы философской антропологии, т.е. сущность человека, основные категории антропологии, проблема взаимосвязи личности и общества.

В рамках исторического материализма К.Маркс и Ф.Энгельс разрабатывают идеи материалистической диалектики. Они отвергают гегелевскую идеалистическую диалектику и создают свою – материалистическую, как учение о наиболее общих законах развития природы, общества и процесса познания. Диалектический метод должен быть методом материалистической лиалектики, которая обращена к действительным явлениям, предметам как источникам знания. Она есть единство теории и методологии, познание законов общества и человеческой истории. Исследуют законы, категории и принципы диалектики. Диалектику процесса познания – через связь абсолютного и относительного знания, объективного и субъективного, чувственного и рационального. Выделяют специфику познаний общественных явлений – (метод восхождения от абстрактного к конкретному, единтсво логического и исторического).

Истина – есть совпадение знания объекту исследования, она объективна, конкретна есть единтсво относитльной и абсолютной истины.

Критерий истины – практика. Теория служит практике, а практика теории. Практика – особая проблема: предметная деятельность, направленная на преобразование природы и общества; это характеритсика человечской жизнидеятельности.

Виды практики:

· материально-производственная;

· обработка людей людьми – социально-преобразующая деятельность (всё её многообразие).

Вся общественная жизнь по Марксу – есть практическая, т.к. основа всей общественной жизни – трудовая деятельность. Результат её – изменение материальных и духовных отношений. Практика – источник целей, интересов, потребностей и средств их реализации.

Диалектика стала основой решения практических задач. Отсюда и новый взгляд на философию – это не просто мудрость, не свойство человеческого ума, а учение о наиболее общих принципах бытия и познания, она призвана не только объяснять мир, но и помочь изменить его.

В целом марксизм – учение, оказавшее колоссальное влияние на развитие философской мысли.

Следует заметить, что марксистская философия, будучи учением о мире и человеке, обращается к прошлому, настоящему и будущему – в этом её привлекательность. Сегодня интерес к этой философии состоит не в констурировнии ккой-либо системы, а в тех законах развития общества, которые впервые открыл К.Маркс.

Но большой урон философской модели марксизма был нанесён за годы советской власти. Многие его идеи воспринимались как догмы, брались лишь те положения, которыми можно было подтвердить правильность социальной политики тех или иных вождей. Именно эти положения марксистской теории требуют сегодня осмысления на новом уровне социальной практики и социальной теории.

 

Украинская и русская религиозная философия

 

1. Основные черты украинской философии и ее становление.

2. Киево-Могилянская академия.

3. Сущность философского учения Г.Сковороды (1722-1794 г.г.).

4. Религиозная философия В.Соловьева и Н.Бердяева.

 

Проблема мира и человека всегда была ведущей в украинской философии. До христианства господствовали мифологические взгляды язычества, что сказалось на самой системе христианства в русских землях.

Принятие христианства стало рубежом, который поделил историю Восточного славянства на 2 периода:

1) языческий – мрак, невежество;

2) христианский – приобщение к глубокой духовной культуре.

На Руси закрепляется новое мировоззрение, где человек стоит в центре Мира, и он становится смыслом существования этого Мира. Мир не замкнут в себе, природа служит человеку, и через нее Бог открывает человеку заповеди поведения. Отсюда новый принцип жизни – история есть объединяющая сила человечества, а история собственной страны – частица мировой истории. Идеи равенства всех народов как залог свободного существования, проповедовались митрополитом Илларионом, Нестором, Кириллом Туровским. Главные: идеи гуманизма, деятельности человека, есть высшее мирило его благополучия. Главная цель – познание могущества Бога, а это возможно только через познание окружающего нас мира, и главное здесь принадлежит разуму. Бог принадлежит мирской жизни, служит человеку, дает ему свободу выбора между добром и злом. Нельзя безнаказанно творить зло даже из добрых побуждений.

Даниил Заточник – закладывает основы нравственной философии: осуждает брак без любви, монашество без святости. Сила человеческого разума превыше всех сил богатства и власти.

В XV-XVI в.в. после засилия татаро-монгольского нашествия идет процесс возрождения гуманистической философии. Юрий Дрогобич (1450-1494 г.г.), Павел Русин (1470-1517 г.г.), Станислав Ориховский Роксолан (1513-1560 г.г.) и другие пропагандируют лучшие идеи античной философии, человека рассматривают как часть природы, он должен развивать гармонично «душу и тело», познавать законы природы, которые становятся основой человеческой деятельности. Общественный прогресс связан с развитием науки.

Государство возникает в силу естественных инстинктов человека к общественной жизни. Оно должно гарантировать право собственности и права гражданина, законам государства обязаны подчиняться все, даже короли. Государство выступает гарантом справедливости. Главное качество человека – его достоинство!

Иван Вишенский, Лаврентий Зизаний и другие, опираясь на греко-римскую философию, рассматривают мир как творение Бога – это вечное начало, неисчерпаемый разум, абсолютная истина. Мир без Бога – ничто. Он творец мира и человека, идеал добра и справедливости, мудрости, совершенства. Человек должен готовить себя к духовному бессмертию.

Высказываются идеи защиты человека от земного зла. Задача философии – научить человека правдивой жизни, бороться со злом, формировать духовную стойкость и моральное совершенство. Человек является творцом своей судьбы, от его разума зависит путь, который он избирает в жизни.

Иван Копинский считает, что природа создана Богом для человека. Человек должен познать свою сущность, свои потребности, он должен осознать, что он есть единство духа и тела и чему отдать предпочтение – нежному лицу, душе, разуму или бессмертному духу, который составляет внутреннюю сущность человека, только в нем человек познает самого себя и Бога.

Познавая себя, достигая нравственного совершенства, человек превращает труд в радость, просветляет разум, познает Бога и соединяется с ним. Таким образом человек еще в этом мире воскресает душой, приобретает божественную благодать. Копинский призывает отказаться от мирской роскоши, во имя равенства и свободы человека. Это можно сделать без церкви, ибо Бог находится в самом человеке и в силу этого он может стать высоконравственным.

Стовровецкий – растворяет Бога в природе, делит Мир на четыре части:

1. мир невидимых сотворенных духовных сущностей;

2. макрокосм – мир видимых вещей;

3. микрокосм – сам человек;

4. мир зла – соединение злых людей с грешниками и дьяволом.

Мир – непростой символ Бога, он сливается с Богом, сам превращается в божество и требует к нему бережного отношения. Вещи внешнего мира образуются из стихий, им свойственна противоположная постоянная борьба. Отсюда возникает целостность и единство. Тело человека – друг души. Их единство делает человека светлым или темным, ангелом и зверем, духом и плотью, смертью и жизнью. Его нужно принимать таким, каков он есть, утверждать в нем нравственные начала, и это делает человека человеком.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и специфика философского знания

Ст преп Корнеева В А Предмет и специфика философского знания Понятие мировоззрения его.. Античная философия.. План..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Какие же основные проблемы здесь ставит Маркс?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
1. Что такое философия и ее основные проблемы. 2. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Особенности философского мировоззрения. 3. Социальные функции философии.

Почему же нужно изучать философию?
1) На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что повышает теоретический уровень научных исследований. Она развивает духовный мир человека, его нравс

IV. Логические типы философского знания
  Итак, мы видим, что философия как система имеет свои специфические вопросы, которые она должна решать. Даже отвечая на вопрос — «Что такое философия?», каждый философ, в зависимости

Фалес (625 - 547 до н.э.).
Фалес и его милетская школа открывает как бы первое поколение греческих философов. Главные проблемы: · первооснова всего сущего; · проблема изменения всего сущего;

Атомизм.
Кризис вызванный апориями Зенона, требовал новых непривычных идей, это удалось сделать древним атомистам (Левкинн и Демокрит). Они предположили, что вещество, пространство и время нельзя делить бес

Пифагорейцы.
Пифагор первый, назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе. Он так же занят проблемой субстанции, но обратил внимание на количественную сторону вещей. Все

Представители: Протагор (480-410), Горгий (483-375), Продик и др.
  «Софисты» - знаток, мастер, мудрец. Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе, стали профессиональными преподаватели мудрости. Греция в V в. до н.э. –

Афинская школа.
С этой школой связаны имена великих мудрецов античности: Сократ, Платон, Аристотель.   Сократ (469-399 гг. до н.э.) Его имя стало выражение мудрости

ІV Учение об идеальном государстве.
Удовлетворятьб потребности человек может только сообща, это первый мотив создания государства. Пытается создать модель идеального государства, основанием которого выступают Благо, Справедливость. К

Этика Аристотеля.
Учение о нравственности строится на основе объективной телеологии. Цель человека – благо, добродетель. Добродетельно то, что служит интересам общества. Он выделяет добродетели интеллектуальные и во

Учение о государстве.
По мнению Аристотеля причина возникновения государства – естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Первым результатом общественной жизни была семья. В работе «Полити

Учение о бытии.
Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Чтобы поддерживать бытие мира, Бог его творит вновь и вновь. Мир один в мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Бог свер

Схоластика.
Яркая фигура – Ансельм Кентербирийский. Он классический схоласт. Это философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь абсолютное подчинение мысли авторитету догмата.

II. Эпоха Возрождения
Эта эпоха знаменует собой огромный прогресс в развитии материальной и духовной культуры в странах Западной Европы и прежде всего в Италии. Точно о хронологических рамках сказать трудно, но многие и

Философия Нового времени
1. Научные предпосылки ФНВ. 2. Проблемы гносеологии: а) английский сенсуализм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк); б) рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц); в) ми

Бог одинаково себя проявляет во всех модусах
БС и ее атрибуты – это творящая природа (natura naturata) –творящий саму себя, а модусы это произведенная природа. Природа одновременно субстанция –

Социально- философские воззрения.
    Г. Лейбниц как бы завершает философию XVIII в. и наступает эпоха Просвещения и французского материализма XVIII в. Это время кризиса феодализма во Фра

Общая характеристика.
Итак, философия эпохи Просвещения реализовалась в лозунгах и идеалах Французской буржуазной революции (1789-1794 гг.). Это было крупнейшее событие XVIII в., что послужило толчком к развитию и самой

Философия Иммануила Канта
Открывают первую страницу немецкой классической философии выдающийся мыслитель и философ Иммануил Кант (1724-1804), он как бы завершает эпоху просвещения и становится её критиком, особенно рационал

ЭИТИКА И.КАНТА
Основные положения этики И.Канта изложены в его работе «Критика практического разума», именно здесь звучит вопрос – что я должен делать? Он исходит из того, что важнейшая задача философии воспитани

Натурфилософия
Шеллинг известен как идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма» (это главная его философская работа). Ядром философии Шеллинга является категория Абсолюта

Практическая философия
Здесь главная проблема – свобода, от неё зависит создание «второй природы» - правовой системы общества. Государства с правовой системой должны объединятся в федерацию для прекращения войн и установ

Философия Георга Гегеля (1770-1831 гг.)
Завершением идеализма в классической немецкой философии стала философская система Г.Гегеля, основные идеи которой изложены в таких работах: «Феноменология духа», «Наука о логике», «Философия природ

Абсолютный дух.
АД – вечная действительная Истина. Она проходит три ступени развития: искусство, религия, философия. Искусство и религия по отношению к истории лишены самобытности, своей логики и собственной истор

Роль личности в истории.
Тип личности определяется общественной средой: какова среда, таково и мнение. Но чем определяется характер самой среды – ответа нет. Замкнутый круг – какова среда – такова и личность, с друг

Сущность философского учения Г.Сковороды
(1722 – 1794 г.г.)   Сущность счастья человека, смысла человеческого бытия в реальной земной жизни, разработка общефилософской концепции мира и человека – гл

Основные направления современной философской мысли.
  1. Современные модели философского мышления. 2. Позитивизма: эволюция и основные идеи. 3. Марксизм и его место в истории философии. 4. Иррационалистически

Постпозитивизм.
В 70-90 годы ХХ века широкое распространение получают «критический реализм», «методология науки», «герменевтика», «интуитивизм» и другие философские школы. Особое место занимает критически

Основы философского понимания мира: бытие, мате­рия, её основные свойства и способы существования.
1. Природа и история - основные формы бытия мира. 2. Философское понятие материи. Движение, пространство, время-способы существования материи. 3. Современная наука о строении мате

Что такое природа?
1. Природа в широком смысле- вся Вселенная вместе с человеком. 2. В узком смысле – биосфера – область жизни ( 1802 г. её открывает фр.учёный Ламарк), тонкая оболочка земли

Атрибуты материи
Движение – это любое изменение, это коренной способ существования материи. Оно объективно, абсолютно и относительно, неуничтожимо, единство прерывного и непрерывного, конечного и б

Пространство и время.
Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяжённость и определённый порядок взаимосвязи. Элементами пространства являются точка, объем, дли

Специфика противоречий определяется своеобразием процесса их возникновения, степенью агрегации, особенностями их разрешения.
3. Существует классификация противоречий: 1. По характеру возникновения: ü необходимые (вытекают из сущности системы); ü случайные (не вытек

C. Закон отрицания отрицания.
ПЛАН 1. Категория диалектического отрицания. 2. Понятие «отрицания отрицания». 3. Сущность закона отрицания отрицания. 1.Это закон, который указ

Синергетика
Диалектика – это один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика -–это философское учение о всеобщих (универсальных связях бытия и развития всего сущего)

Сознание и познавательная деятельность человека.
I. Сущность сознания, его структура и функции. II. Познание как отражение действительности. III. Уровни познания: чувственное и рациональное.

Структура сознания.
Сознание структурно организовано, это система, которая состоит из элементов, которые находятся в определённых отношениях. 1) сознание – есть понимание, а понимание неразрывно связано с соз

Теория познания.
I. Субъект и объект познания. II. Структура познавательной деятельности. III. Познание как процесс. IV. Истина и её критерии.  

Структура познавательной деятельности
Проблема познания предполагает выяснение познавательных способностей субъекта, чем он располагает, каковы его средства, которые могут дать истинное знание. Человек познаёт мир с помощью со

Методы и формы научного познания.
I. Специфика научного познания. II. Методы познания: эмпирический, теоретический. III. Формы научного познания. Наука – это сфера исследова

Формы научного познания
1. Проблема (преграда, задача). Это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Наука развивается от постановки проблемы к их решению и

ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ И ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА. СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
  1. Понятие человека в истории философской мысли. 2. Природная основа и социальная сущность человека. 3. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индиви

Роль языка
Изменяя природу, человек изменяется сам, различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В общении появляется язык, как система символов, который необходим для осмысления социального опыт

О Б Щ Е С Т В О К А К С И С Т Е М А
    ОСНОВНАЯ ИДЕЯ: Общество - это мир духовно-практической деятельности человека в ее разнообразных формах.     “Д

МАТЕРИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.
1. Понятие материального производства, его место и роль в системе общественного производства. 2. Способ производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА
Основная идея темы: Духовное есть подлинно- человеческое в человеке, основное его богатство. Н.А.Бердяев "Человечность связана с духовностью... Завоевание д

Общественное бытие - это сам человек, живое и деятельное, радующееся и страдающее существо.
Общественное сознание имеет социальную природу.Оно возникает из общественной практики как результат производственной, семейно-бытовой и иной деятельности человека. Различн

Эмоционально-волевые функции.
Это прежде всего отношениечеловека к социальному миру на психологическом уровне и существует в форме эмоций, чувств, настроений. Здесь складывается умонастроениече

Исторический релятивизм».
Сегодня существуют несколько подходов в анализе общества. Если говорить предельно широко – то это философский идеализм, начиная с Платона и Гегеля и философский материализм (Демокрит, марксизм). Дл

Общественный прогресс
Не всякое развитие есть прогресс. Прогресс есть переход от низшего к высшему. Отсюда его признаки: 1) поступательная направленность социальных процессов; 2)усложнение;3) повышение уровня о

КУЛЬТУРА, ЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
1. Понятие культуры в философии. 2. Социальная обусловленность культуры. 3. Особенности современной мировой культуры. 4. Цивилизация и культура.  

Цивилизация и культура.
Под цивилизацией обычно понимают историческую ступень в развитии человечества, которая начинается после варварства. Первый признак цивилизации – уровень развития культуры и общества. Кант

Какие же это проблемы глобального значения?
Ø Разрушение биосферы – идет катастрофическая потеря биологического потенциала, разрушение плодородия земли, проблема чистой воды (2мрд. чел. имеет доступ к чистой воде), проблема кис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги