Какие же основные проблемы здесь ставит Маркс?

1) Прежде всего – доказать, что общество саморазвивающаяся система и ее развитие есть закономерный объективный естественно - исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Но у него нет готовых рецептов форм общественного устройства;

2) общество не хаос, оно развивается по объхективным законам, которые и по форме и по содержанию носят социальный характер;

3) разрабатывает теоретическую модель общества и его структуру (проблема формационного развития в обществе);

4) материалистически решает ОВФ применительно к обществу (общественное бытие определяет общественное сознание);

5) ставит проблему антропосоциогинеза ( биосоциальная сущность человека);

6) роль субъективного и объективного в истории, т.е. соотношение объективных законов и социальной деятельности человека.Проблема необхоимости и свобода выбора;

7) причины и движущие силы общественного развития;

8) роль народных масс и личности в истории и др.

 

К. Маркс исходит из того, что общество специфическая саморазвивающаяся система, которая отличается от других систем прежде всего:

1) способом существования (материальтное производство);

2) спецификой законов (социальных по форме и содержанию);

3) наличием духовного производства.

 

Общество развивается и функционирует в природе.

Способ существования общества - материальное производство и воспроизводство, т.е. сознательная, целесообразная деятельность по преобразованию природы согласно своим потребностям, где происходит удовлетворение одних потребностей и рождение новых. Здесь же идет процесс производства и воспроизводства самого человека, как социального существа.

Человек, удовлетворяя свои потребности в преобразующий мир деятельности, с помощью орудий труда, создаёт общественное отношение, превращает труд в сознательную, целенеправленную деятельность, которая постепенно становится свободной, творческой. Здесь потребности и экономические интересы слиты воедино.

Маркс выделяет основные сферы общества, где подчёркивает прежде всего роль материального производства в системе общественного производства (закон определяющей роли материального производства в системе общественного производства). К. Маркс вводит понятие “способа производства”, как единство производителдьных сил и производственных отношений и открывает общесоциологический закон их взаимодействия (производственные отношения обязательно должны соответствовать уровню и характеру развития производительных сил), именно в нарушении этог закона, он ивдит главную причину социальных конфликтов, которые могут выливаться в социальные революции (подробно см. в теме “Материальное призводство”):

z материальные и идеологические отношения – (базис и надстройка);

z социальную структуру общества;

z особо стоит проблема политической системы, государства и права;

z происхождение и сущность классов.

Проблемы философской антропологии, т.е. сущность человека, основные категории антропологии, проблема взаимосвязи личности и общества.

В рамках исторического материализма К.Маркс и Ф.Энгельс разрабатывают идеи материалистической диалектики. Они отвергают гегелевскую идеалистическую диалектику и создают свою – материалистическую, как учение о наиболее общих законах развития природы, общества и процесса познания. Диалектический метод должен быть методом материалистической лиалектики, которая обращена к действительным явлениям, предметам как источникам знания. Она есть единство теории и методологии, познание законов общества и человеческой истории. Исследуют законы, категории и принципы диалектики. Диалектику процесса познания – через связь абсолютного и относительного знания, объективного и субъективного, чувственного и рационального. Выделяют специфику познаний общественных явлений – (метод восхождения от абстрактного к конкретному, единтсво логического и исторического).

Истина – есть совпадение знания объекту исследования, она объективна, конкретна есть единтсво относитльной и абсолютной истины.

Критерий истины – практика. Теория служит практике, а практика теории. Практика – особая проблема: предметная деятельность, направленная на преобразование природы и общества; это характеритсика человечской жизнидеятельности.

Виды практики:

· материально-производственная;

· обработка людей людьми – социально-преобразующая деятельность (всё её многообразие).

Вся общественная жизнь по Марксу – есть практическая, т.к. основа всей общественной жизни – трудовая деятельность. Результат её – изменение материальных и духовных отношений. Практика – источник целей, интересов, потребностей и средств их реализации.

Диалектика стала основой решения практических задач. Отсюда и новый взгляд на философию – это не просто мудрость, не свойство человеческого ума, а учение о наиболее общих принципах бытия и познания, она призвана не только объяснять мир, но и помочь изменить его.

В целом марксизм – учение, оказавшее колоссальное влияние на развитие философской мысли.

Следует заметить, что марксистская философия, будучи учением о мире и человеке, обращается к прошлому, настоящему и будущему – в этом её привлекательность. Сегодня интерес к этой философии состоит не в констурировнии ккой-либо системы, а в тех законах развития общества, которые впервые открыл К.Маркс.

Но большой урон философской модели марксизма был нанесён за годы советской власти. Многие его идеи воспринимались как догмы, брались лишь те положения, которыми можно было подтвердить правильность социальной политики тех или иных вождей. Именно эти положения марксистской теории требуют сегодня осмысления на новом уровне социальной практики и социальной теории.

 

Украинская и русская религиозная философия

 

1. Основные черты украинской философии и ее становление.

2. Киево-Могилянская академия.

3. Сущность философского учения Г.Сковороды (1722-1794 г.г.).

4. Религиозная философия В.Соловьева и Н.Бердяева.

 

Проблема мира и человека всегда была ведущей в украинской философии. До христианства господствовали мифологические взгляды язычества, что сказалось на самой системе христианства в русских землях.

Принятие христианства стало рубежом, который поделил историю Восточного славянства на 2 периода:

1) языческий – мрак, невежество;

2) христианский – приобщение к глубокой духовной культуре.

На Руси закрепляется новое мировоззрение, где человек стоит в центре Мира, и он становится смыслом существования этого Мира. Мир не замкнут в себе, природа служит человеку, и через нее Бог открывает человеку заповеди поведения. Отсюда новый принцип жизни – история есть объединяющая сила человечества, а история собственной страны – частица мировой истории. Идеи равенства всех народов как залог свободного существования, проповедовались митрополитом Илларионом, Нестором, Кириллом Туровским. Главные: идеи гуманизма, деятельности человека, есть высшее мирило его благополучия. Главная цель – познание могущества Бога, а это возможно только через познание окружающего нас мира, и главное здесь принадлежит разуму. Бог принадлежит мирской жизни, служит человеку, дает ему свободу выбора между добром и злом. Нельзя безнаказанно творить зло даже из добрых побуждений.

Даниил Заточник – закладывает основы нравственной философии: осуждает брак без любви, монашество без святости. Сила человеческого разума превыше всех сил богатства и власти.

В XV-XVI в.в. после засилия татаро-монгольского нашествия идет процесс возрождения гуманистической философии. Юрий Дрогобич (1450-1494 г.г.), Павел Русин (1470-1517 г.г.), Станислав Ориховский Роксолан (1513-1560 г.г.) и другие пропагандируют лучшие идеи античной философии, человека рассматривают как часть природы, он должен развивать гармонично «душу и тело», познавать законы природы, которые становятся основой человеческой деятельности. Общественный прогресс связан с развитием науки.

Государство возникает в силу естественных инстинктов человека к общественной жизни. Оно должно гарантировать право собственности и права гражданина, законам государства обязаны подчиняться все, даже короли. Государство выступает гарантом справедливости. Главное качество человека – его достоинство!

Иван Вишенский, Лаврентий Зизаний и другие, опираясь на греко-римскую философию, рассматривают мир как творение Бога – это вечное начало, неисчерпаемый разум, абсолютная истина. Мир без Бога – ничто. Он творец мира и человека, идеал добра и справедливости, мудрости, совершенства. Человек должен готовить себя к духовному бессмертию.

Высказываются идеи защиты человека от земного зла. Задача философии – научить человека правдивой жизни, бороться со злом, формировать духовную стойкость и моральное совершенство. Человек является творцом своей судьбы, от его разума зависит путь, который он избирает в жизни.

Иван Копинский считает, что природа создана Богом для человека. Человек должен познать свою сущность, свои потребности, он должен осознать, что он есть единство духа и тела и чему отдать предпочтение – нежному лицу, душе, разуму или бессмертному духу, который составляет внутреннюю сущность человека, только в нем человек познает самого себя и Бога.

Познавая себя, достигая нравственного совершенства, человек превращает труд в радость, просветляет разум, познает Бога и соединяется с ним. Таким образом человек еще в этом мире воскресает душой, приобретает божественную благодать. Копинский призывает отказаться от мирской роскоши, во имя равенства и свободы человека. Это можно сделать без церкви, ибо Бог находится в самом человеке и в силу этого он может стать высоконравственным.

Стовровецкий – растворяет Бога в природе, делит Мир на четыре части:

1. мир невидимых сотворенных духовных сущностей;

2. макрокосм – мир видимых вещей;

3. микрокосм – сам человек;

4. мир зла – соединение злых людей с грешниками и дьяволом.

Мир – непростой символ Бога, он сливается с Богом, сам превращается в божество и требует к нему бережного отношения. Вещи внешнего мира образуются из стихий, им свойственна противоположная постоянная борьба. Отсюда возникает целостность и единство. Тело человека – друг души. Их единство делает человека светлым или темным, ангелом и зверем, духом и плотью, смертью и жизнью. Его нужно принимать таким, каков он есть, утверждать в нем нравственные начала, и это делает человека человеком.