Основные направления современной философской мысли.

 

1. Современные модели философского мышления.

2. Позитивизма: эволюция и основные идеи.

3. Марксизм и его место в истории философии.

4. Иррационалистические школа в философии.

С наступлением нового века люди связывают свои надежды на лучшее будущее, которое может обеспечить гуманизацию всех общественных отношений, новую интеграцию народов и наций в решении всех глобальных проблем человечества. Кардинальные социальные изменения приводят к новым философским поискам, которые ориентируются на проблемы человеческого бытия и его ценности. Для современной цивилизации характерно взаимодействие различных культур и в тоже время в каждом типе культуры существует свой специфический категориальный строй общественного сознания, который включает в себя как общечеловеческие ценностные установки, так и идеи, выражающие исторически определенный тип общества, интересы определенных социальных и национальных групп.

Например, категории бытия и небытия, жизни и смерти, смысла жизни человека являются фундаментальными в любой культуре. Но любая категориальная модель мира, которая складывается в культуре, наполняется своим мировоззренческим содержанием в зависимости от исторических форм ее развития. Поэтому всегда существуют различные способы философского осмысления мира и его познания.

Философские модели мышления формируются в различных формах общественного сознания и в человеческой профессиональной деятельности – литературе, искусстве, науке, политическом и правовом сознании, а также в обыденном сознании. Поэтому авторами различных философских моделей являются не только профессиональные философы, но и писатели, психологи, лингвисты, историки, юристы.

Классическая философия исходила из посылки, что в мире существует скрытый порядок, который человек способен познать с помощью разума. Полагали, что рационально можно познать все, включая человека и его историю. Разумное решение общих вопросов должно было привести к решению проблем конкретного человека.

Современное развитие науки, невиданные возможности информационных технологий в ХХ веке поставили вопрос об ограниченности классических подходов в науке и культуре. Многие философские школы порывают с классической теорией, отдавая приоритет иррациональному, анализу бессознательного внутреннего мира человека, где главным считают не разум, а чувство страха, отчаяния, тоски, заботы, любви.

Студентам предлагаются для анализа некоторые парадигмы современного философского мышления – позитивизм, марксизм, экзистенциализм, неотомизм, интуитивизм, постмодернизм и ряд других.

Почему они оказались столь жизнестойкими?

Вероятно, причина кроется в том, что все они рассматривают проблемы которые имеют общечеловеческую ценность: роль философского и научного познания; человека и его жизнедеятельность; взаимодействие духовного и материального; объективного и субъективного; проблемы свободы и необходимости, свободы и ответственности и т.д.

Современный позитивизм представлен «критическим рационализмом» К.Поппера, «теорией научных революций» Т.Куна, теориями структурализма, концепциями герменевтики, идеями научного материализма и др.

Марксизм также выступает в разных концепциях – от догматического до творческого, который содержит в себе самые различные мировоззренческие ориентации.

Даже современный неотомизм претерпел существенные изменения: в нем появились концепции аналитической философии религии, философско-антропологические концепции, эпистомология религии и др.

Философской реакцией на позитивизм явилась философия существования – экзистенциализм. Она возникает как антропологическая по своей направленности и ее центральной проблемой является человеческое существование в этом мире.

Приступая к анализу второго вопроса «Позитивизм: эволюция и основные идеи»,необходимо уяснить, что позитивизм – это философское направление, которое утверждает, что источником подлинного (положительного) знания могут быть только отдельные конкретные науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука, не может претендовать на самостоятельное исследование действительности.

Позитивизм сформировался в 30-40 годы XIX века. Основателем его был французский социолог О.Конт (1798-1857).

Именно основные принципы философии позитивизма, сформулированные Контом в курсе «Позитивной философии», являются той философской моделью мышления, которая легла в основу многочисленных философских позитивистских теорий и концепций в XIX-XX вв.

Вторая историческая форма позитивизма возникает в конце XIX начале XX веков. Яркой фигурой этого позитивизма был Э.Мах (1838-1916). Представители этого позитивизма претендовали на «третью линию» философии, заявляя, что эта философия не материализма или идеализма, а философия рационализма и любое положительное (научное) знание есть само по себе знание философское и философия не может иметь своего отдельного от наук предмета. Эту форму позитивизма часто называют махизмом в котором доминируют субъективно-идеалистические идеи.

Третья форма позитивизма возникает в 20-е годы ХХ ст. под общим названием неопозитивизм. В нем объединяются различные теории: логический позитивизм, логический эмпиризм, логический атомизм, философия лингвистического анализа, аналитическая философия, критический рационализм.

Наиболее известные представители: Шлик, Карнап, Айер, Рассел, Франк, Витгенштейн.

Основные идеи позитивизма: а) Философия должна заниматься аналитической деятельностью, т.е. выяснением логического смысла языка конкретных наук; б) главное в философии не метод познания, а истолкование знаний, полученных конкретными науками.

Вместе с тем, позитивизм поставил важные проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания. Он и сегодня привлекает к себе ученых для которых поиск истины главное.

В 60-70 годы ХХ века появляется философия структурализма, которая развивается в русле позитивизма и является его моднейшей модификацией. Она привлекла внимание не только естествоиспытателей, но и различных слоев научной интеллигенции. Структурализм поставил целый ряд интересных проблем: возникновение и развитие языка, мифологии, религии, культуры и их влияние на социальные структуры; проблемы взаимосвязей психического и социального, социального действия, структуры личности и его самосознания и другие.