рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Постпозитивизм.

Постпозитивизм. - раздел Философия, Предмет и специфика философского знания В 70-90 Годы Хх Века Широкое Распространение Получают «Критический Реализм», ...

В 70-90 годы ХХ века широкое распространение получают «критический реализм», «методология науки», «герменевтика», «интуитивизм» и другие философские школы.

Особое место занимает критический рационализм, основоположником которого был английский философ Карл Поппер. В чем суть его концепции? Согласно Попперу, существует 3 мира: 1) философский, 2) ментальный, 3) мир объективной истины, этот третий мир он понимает как мир теорий, гипотез, идей. Это – мир роста научного знания. Истина у Поппера – адекватность знаний фактам. Истину можно сравнить с горной вершиной, которая постоянно закрыта облаками. Но это не влияет на существование вершины. Этим сравнением Поппер подчеркивает, что объективное знание не зависит от возможностей нашего познания и добыть его трудом.

Поппер, иногда увлекаясь проблемой относительности знаний, приходит к агностицизму – «мы не знаем, мы можем только предполагать…». Но он убежден в необходимости создания «теории научной рациональности», некой системы стандартов и ном «роста научного знания» и отделения его от ненаучного. Это позволит решить три задачи: 1) избегать наивного эмпиризма; 2) не допускать спекулятивных рассуждений в духе классической немецкой философии; 3) не впадать в иррационализм.

Другим представителем постпозитивизма является американский философ и историк науки Томас Кун. В книге «Структура научных революций» он излагает свою концепцию философии науки. Кун считает, что развитие науки это борьба научных парадигм, т.е. моделей теоретического мышления со своими понятиями, законами, теориями, с помощью которых идет процесс развития науки.

Революция в науке – это смена парадигм и критерием прогресса научного знания у него является «количество решенных проблем». Таким образом основные идеи постпозитивизма: 1) ослабление внимания к формальной логике; 2) обращение к истории науки; 3) отсутствие жестких границ между эмпирией и теорией, наукой и философией.

Студенту следует помнить, что современный позитивизм привлекает внимание ученых, для которых поиск истины есть главный вопрос их деятельности. Во всех его разновидностях позитивизм является формой выражения неудовлетворенности традиционными философскими системами и отражает попытку исследователей усилить опору философии на достижении науки, путем их отождествления и абсолютизации.

Приступая к рассмотрению третьего вопроса «Марксизм и его место ав истории философии», студенту необходимо помнить, что основные положения этого теоретического направления были сформулированы Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895).

Эта модель философского мышления остается актуальной и сегодня, так как К.Маркс и Ф.Энгельс всегда исходили из широкого понимания значения философии. Марксистская философия, будучи учением о мире и человеке, обращается к прошлому, настоящему и будущему – в этом ее привлекательность. Сегодня сила этой философии состоит не в конструировании какой-либо системы, а в тех законах развития общества, которые впервые открыл К.Маркс. У марксизма никогда не было равнодушных созерцателей. Поэтому поводу Н.Бердяев писал: «Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас. Я вполне принимал марксову критику капитализма…». Философия марксизма способна осуществить анализ эпохи и ее проблем. Известный философ Э.Фромм писал, что его привлекли у Маркса, прежде всего, идеи гуманизма, понимая их как полное освобождение человека, а также создание возможностей для его самовыражения. Говоря об антропологической философии 60-х годов ХХ века Э.Фромм выдвинул идею нового человека и считал, что нужно в этой проблеме синтезировать идеи Маркса и Фрейда. Сегодня этот синтез идей представляет интерес ибо мы получили возможность с научной, (а не с идеологической) точки зрения оценить и творчество Маркса, и творчество Фрейда, и творчество Фромма.

Но большой урон философской модели марксизма был нанесен за годы Советской власти, где философская мысль испытала запреты на объективный анализ общественных явлений и в целом развития советского общества. Явное несовпадение теории и практики вело к дискредитации марксизма. Многие идеи Маркса воспринимались как догмы, брались лишь те положения, которыми можно было «подтвердить» правильность социальной политики тех или иных вождей. Именно эти положения марксистской теории требуют сегодня осмысления на новом уровне социальной практики и социальной теории.

В марксизме творчески переработаны три классических источника гегелевская диалектика; теория социалистов Сен-Симона (1760-1825), Ж.Фурье (1772-1837) и Р.Оуэна (1771-1858); политэкономия А.Смита (1723-1790) и Д.Рикардо (1772-1823).

В результате К.Маркс и Ф.Энгельс создали диалектический материализм.

Перенеся диалектико-материалистические принципы в сферу социальных отношений, они сформулировали материалистическое понимание истории (исторический материализм), разработав при этом:

1) проблему формационного подхода к развитию общества;

2) иди взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания при доминирующем влиянии первого;

3) положение о способе производства как основе жизни общества и экономических отношениях как основополагающих для всех иных социальных отношений.

Глубокий экономический анализ присущ марксизму в трактовке социального отчуждения, антигуманного характера рыночных отношений.

Сегодня существует целый ряд моделей марксистской философии: 1) модель аутентичного (подлинного) марксизма, взятая на вооружение социал-демократическими партиями; 2) неомарксизм – преобразование взглядов Маркса под влиянием идей экзистенциализма, позитивизма, фрейдизма, неотомизма и т.п.; 3) развитие марксизма, связанное с критикой философии Маркса слева и справа; 4) сталинизм – ориентирующийся на марксистские догмы.

В целом марксизм – учение, оказавшее колоссальное влияние на развитие философской мысли.

Вместе с тем, студент должен четко понимать, что идеи марксизма, в частности такие как: о диктатуре пролетариата, о бесклассовом обществе и др. – не выдержали проверки временем, оказались утопичными.

При рассмотрении четвертого вопроса «Иррационалистические школы в философии»студент должен иметь в виду, что, наряду с различными формами рационального знания, в философии четко выявляется иррационалистическое направление. Оно стало как бы реакцией на негативное проявления деятельности человека. Главными проблема исследования здесь выступают инстинкты человека, его интуиция, эмоционально-волевые процессы, т.е. иррациональное. Культ разума и активности человека заменяется негативным отношением к нему, знание – верой, исторический оптимизм – пессимизмом, идея общественного прогресса – неверие в него.

В этот период возникает и постепенно усиливается влиятельное учение, получившее название «Философия жизни». Основой этой философии были заложены Ф.Ницше и В.Дильтеемв Германии и А.Бергсоном во Франции.

«Философия жизни» отличается воинствующим иррационализмом. Это выражается, во-первых, в отрицании познавательного значения разума и в признании мира, человека и его истории иррациональными по своей природе. Во-вторых, в этой философии главное внимание уделяется вопросам истории общественной жизни, культуре, мировоззрению человека, «вечным вопросам» о смысле жизни, о природе всего сущего.

Самой заметной фигурой в этом философском течении был немецкий философ Ф.Ницше (18440-1900) гг. он развивал идею о том, что сущностью и законом мира является воля к власти, господство сильных, над более слабыми.

Ницше выдвинул идею «сверхчеловека». В своих работах он создал идеал этого человека, который, будучи «белокурой бестией, новым варваром, существом, поддавшимся инстинктам дикого зверя», в своей деятельности руководствуется не столько разумными началами и нормами, сколько физиологическими потребностями и стремлением к власти. Одновременно, как считает Ницше, этот сверхчеловек наделен высшими доблестями, совершенством и должен стать творцом более совершенных форм жизни и отношений в обществе, которое, в свою очередь, должно быть питомником по выращиванию сильных личностей.

Вся беда общества, по мнению Ницше, в том, что люди, восприняв учение христианства о равенстве пред Богом, требуют равенства на Земле. Идее социального равенства он противопоставляет миф о природном, фатальном неравенстве людей.

Существует раса господ, призванная повелевать, утверждает Ницше, и раса рабов, которая должна повиноваться. Поэтому надо отказаться от христианской морали, «морали рабов» и признать «мораль господ», не знающих жалости и сострадания (сильному все позволено).

Религию Ницше заменяет положением «о смерти бога» и «вечном возвращении» как существовании бессмертной души.

Необузданная воля к власти, волюнтаризм и убеждение в иллюзорности всех научных и моральных представлений – главные идеи этой философии.

Подобные идем высказывал Шопенгауэр (1781-1860) в своей работе «Мир как воля и представление».

А.Бергсон считается основателем интуитивизма. Под интуицией он понимал мистическую способность творческих людей к получению истины путем внезапного озарения, без необходимой цепи логических доказательств.

Жизнь, по Бергсону, представляется как бесконечный поток становления и его нельзя постичь разумом. Жизнь – это переживания, непрерывная смена ощущений, эмоций, это и есть единственная подлинная реальность, которая и составляет предмет философии.

Необходимо подчеркнуть, что современные интуитивисты показывают возможности человека выйти за пределы его чувственного земного опыта и предлагают опираться на опыт другого рода – духовный, мистический, религиозный, в том числе «жизни после жизни» (американский философ Р.Моуди «Жизнь после жизни»).

В ХХ веке философия не утратила интереса к проблемам человека. Это особо проявилось в экзистенциализме.

Экзистенциализм(от лат. exsistentia – существование) возникает в Германии в 20-е годы ХХ в. его идейными предшественниками были С.Кьеркегор, Ф.Ницше, Э.Гуссерль.

Основные представители в Германии: К.Ясперс, М.Хайдеггер.Во Франции: Г.Марсель, Ж.-П.Сартр. В России: Н.Бердяев, Л.Шестов. Представителями экзистенциализма были и талантливые писатели А.Камю, С.Бовуар, Кафка и др.

Студенту необходимо знать основные положения экзистенциализма. Эта доктрина делит мир на “неподлинный”, отчужденный, в который человек уходит, чтобы убежать от самого себя и мир “подлинный”, в котором он сам себя выбирает – мир индивидуального внутреннего “Я”.

Основная категория этой философии – “существование”. Но существование – это не эмпирическое бытие человека, а сверхсуществование – переживание, самосознание – то, что является стимулом человеческой деятельности. Оно глубоко индивидуально и не поддается научному определению. Существовать – значит выбирать, испытывать чувства, быть вечно озабоченным самим собой.

Экзистенциализм призывает человека бунтовать, находить в себе силы для борьбы с абсурдностью социального мира. Жить – значит бороться – в этом признание человека.

Истолковывая роль науки как угрозу человеческому существованию, экзистенциализм основной упор делает на философию. Она должна заняться человеком, помочь избежать деперсонализации личности.

Специфично поставлена в экзистенциализме проблема свободы. У Ясперса свобода – это свобода воли, свобода выбора. Она не может быть познана, не может мыслиться объективно. Познание – дело науки, свобода – дело философии. У Сартра свобода определяется возможностью человека действовать, а выбор цели – это выбор своего бытия. Человек таков, каким он себя выбирает (трус, герой).

Во второй половине ХХ века возник постмодернизм (буквально то, что следует за современной эпохой). Эти теории получили широкое распространение в связи с технологическими перспективами, которые открыла миру НТР.

Распространение в современной философии понятия «постмодернизм» говорит об определенной неудовлетворенности существующим положением дел во многих сферах культуры, искусства и самой философии.

Наиболее яркие представители постмодерна: Ж.-Ф. Лиотар (р.1924), Ж.Делез(1926), Ж.Бодрийар (р.1929), Ж.Деррида (р.1930), Ричард (Дик) Рорти (р.1931).

Изучая идеи постмодернизма, студенты должны обратить внимание на то, что это учение: 1) представляет эклектичное направление (в нем смешаны ницшеанские, марксистские, фрейдистские, и другие идеи; 2) отказывается от философии как мировоззренческой науки; 3) уделяет преувеличенное внимание письменным текстам; 4) абсолютизирует неопределенность, плюрализм, относительность истины.

Так, Ж.Деррида считает, что «ничто не существует вне текста» и предполагает метод деконструкции, цель которой видит в рассмотрении через призму знака всей системы понятий. По сути, все бытие рассматривается им как знак, текст. Ж.Бодрийар так же видит в истории общества лишь историю развития обозначений.

Представители постмодернизма считают одним из своих основоположников Ницше, который утверждал, что язык - это не просто описание мира. Различные языки и различные формы высказывания в действительности являются разными мирами. Этим он поколебал уверенность в том, что слова – только средства, инструменты познания, что полезность слов может быть подтверждена лишь сравнением их с миром, который они описывают. До Ницше считалось, что язык способен достоверно описывать мир, при условии «чистоты разума». Ницше же поставил под сомнение объективность, рациональность понимания мира и показал, что власть использует знание для поддержания собственных привилегий, а люди низшего слоя используют знания, чтобы защитить себя.

Позднее Л.Витгенштейн в «Логико-философском трактате» подтвердил предвидение Ницше и показал, что употребление языковых форм вне контекста определенных практик порождает некоторые трудности и ложные представления.

У многих участников международного философского Конгресса, состоявшегося в Москве в 1993 г., присутствовали концепции модернизма в различных социально-философских теориях, посвященных проблемам изменения, развития, противоречий, новых технологий и др. Исследование социально-экономических и политических изменений, как правило, базировались на взаимосвязи традиций и модернизации, модернизации и трансформации, единого и многого в историческом процессе. Они уверены, что будущее за философией личности, персонализмом, экзистенциализмом, творческим марксизмом, если они помогут человеку понять такие философские проблемы как: устранение разорванности личностного сознания; разумная организация гражданского общества; обоснование невозможности «одномерного мира» который сегодня навязывается человеку через либерально-демократическую модель; что радикализация в общественных преобразованиях, как и консерватизм – это не путь создания процветающего общества.

Далее подчеркивалось, что нельзя традицию отождествлять с застойностью. Модернизация не может быть противопоставлена традициям, она их должна эффективно использовать. Основа многообразия – это общечеловеческие ценности, которые наиболее полно выражают сущность человека.

В ХХ веке по-прежнему весьма влиятельно религиозное направление в философии. К нему относится: философия католической церкви – неотомизм; философия православия, философия ислама, различные восточные религиозные учения – буддизм, даосизм, философия йоги и пр. Главное, что привлекает человека к модели религиозного мышления – это проблема богопознания. Значение богопознания определяется тем, что это не только попытка философского постижения Бога, но и предмет индивидуального обыденного сознания.

Наиболее влиятельным направлением религиозной философской мысли является неотомизм. Возрождая и приспосабливая к современным условиям учение средневекового схоласта Фомы Аквинского, неотомисты проповедуют идею «гармонии веры и разума», считают, что наука и религия дополняют друг друга, что целью науки является доказательство бытия Бога.

В Украине на уровне обыденного сознания так же наблюдается процесс формирования теологической модели мышления. Это выражается в поисках (прежде всего частью молодежи) божественной реальности, в попытках представить ее отношение к миру и человеку. Отсюда интерес не только к православию, но и другим восточным философским теориям: философии буддизма, йоги, конфуцианство и др.

Студенту следует иметь в виду, что в настоящее время в обществе проявляется интерес и к философско-религиозным концепциям Вл. Соловьева, Н.Бердяева, С.Булгакова, П.Флоренского, Н.Федорова, Н.Достоевского, Н.Лосского, в силу того, что в их произведениях звучат идеи человеческого существования, поиск человеком смысла жизни через Бога в добре и познании.

Завершая рассмотрение вопросов темы, можно отметить, что все новое появившееся в современной философии так или иначе, связано с человеком, с положением личности в обществе, с анализом возможностей и условий общественного прогресса.

 

Для наиболее содержательного знакомства с темой рекомендуется следующая литература:

1. Лосский Н. История русской философии. – М., 1991.

2. Марксизм: Pro contra. – М., 1992.

3. Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. Философия: Учебник. – М.: Русское слово, 1997.

4. Спиркин А.Г.Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998.

5. Сумерки богов. – М., 1989: ст. Сартр Ж.-П. «Экзистенциализм – это гуманизм».

6. Философский энциклопедический словарь. Ст.: «Философия», «Неомарксизм», «Позитивизм», «Неопозитивизм», «Фрейдизм» и др.

7. Современная западная философия. Словарь – М., 1991. Ст.: «Неопозитивизм», «Неомарксизм», «Неотомизм», «Структурализм» и др.

8. Філософський словник. Ст.: «Філософія», «Філософська антропологія», «Неопозитивізм», «Неотомізм», «Неофрейдизм», «Екзистенціалізм» ті ін.

9. Под. ред. Кимелева Ю.А.Философия истории: Антология: Учеб. пособие для студентов гуманит. вузов. – М.: Аспеки Пресс, 1995.

10. Отв. ред. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев.История философии: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000.

11. Скирбекк Г., Гилье Н.История философии: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

12. Отв. ред. Корнеев М.Я.История современной зарубежной философии: компаративистский подход. – Спб, 1997.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и специфика философского знания

Ст преп Корнеева В А Предмет и специфика философского знания Понятие мировоззрения его.. Античная философия.. План..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Постпозитивизм.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
1. Что такое философия и ее основные проблемы. 2. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Особенности философского мировоззрения. 3. Социальные функции философии.

Почему же нужно изучать философию?
1) На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что повышает теоретический уровень научных исследований. Она развивает духовный мир человека, его нравс

IV. Логические типы философского знания
  Итак, мы видим, что философия как система имеет свои специфические вопросы, которые она должна решать. Даже отвечая на вопрос — «Что такое философия?», каждый философ, в зависимости

Фалес (625 - 547 до н.э.).
Фалес и его милетская школа открывает как бы первое поколение греческих философов. Главные проблемы: · первооснова всего сущего; · проблема изменения всего сущего;

Атомизм.
Кризис вызванный апориями Зенона, требовал новых непривычных идей, это удалось сделать древним атомистам (Левкинн и Демокрит). Они предположили, что вещество, пространство и время нельзя делить бес

Пифагорейцы.
Пифагор первый, назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе. Он так же занят проблемой субстанции, но обратил внимание на количественную сторону вещей. Все

Представители: Протагор (480-410), Горгий (483-375), Продик и др.
  «Софисты» - знаток, мастер, мудрец. Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе, стали профессиональными преподаватели мудрости. Греция в V в. до н.э. –

Афинская школа.
С этой школой связаны имена великих мудрецов античности: Сократ, Платон, Аристотель.   Сократ (469-399 гг. до н.э.) Его имя стало выражение мудрости

ІV Учение об идеальном государстве.
Удовлетворятьб потребности человек может только сообща, это первый мотив создания государства. Пытается создать модель идеального государства, основанием которого выступают Благо, Справедливость. К

Этика Аристотеля.
Учение о нравственности строится на основе объективной телеологии. Цель человека – благо, добродетель. Добродетельно то, что служит интересам общества. Он выделяет добродетели интеллектуальные и во

Учение о государстве.
По мнению Аристотеля причина возникновения государства – естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Первым результатом общественной жизни была семья. В работе «Полити

Учение о бытии.
Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Чтобы поддерживать бытие мира, Бог его творит вновь и вновь. Мир один в мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Бог свер

Схоластика.
Яркая фигура – Ансельм Кентербирийский. Он классический схоласт. Это философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь абсолютное подчинение мысли авторитету догмата.

II. Эпоха Возрождения
Эта эпоха знаменует собой огромный прогресс в развитии материальной и духовной культуры в странах Западной Европы и прежде всего в Италии. Точно о хронологических рамках сказать трудно, но многие и

Философия Нового времени
1. Научные предпосылки ФНВ. 2. Проблемы гносеологии: а) английский сенсуализм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк); б) рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц); в) ми

Бог одинаково себя проявляет во всех модусах
БС и ее атрибуты – это творящая природа (natura naturata) –творящий саму себя, а модусы это произведенная природа. Природа одновременно субстанция –

Социально- философские воззрения.
    Г. Лейбниц как бы завершает философию XVIII в. и наступает эпоха Просвещения и французского материализма XVIII в. Это время кризиса феодализма во Фра

Общая характеристика.
Итак, философия эпохи Просвещения реализовалась в лозунгах и идеалах Французской буржуазной революции (1789-1794 гг.). Это было крупнейшее событие XVIII в., что послужило толчком к развитию и самой

Философия Иммануила Канта
Открывают первую страницу немецкой классической философии выдающийся мыслитель и философ Иммануил Кант (1724-1804), он как бы завершает эпоху просвещения и становится её критиком, особенно рационал

ЭИТИКА И.КАНТА
Основные положения этики И.Канта изложены в его работе «Критика практического разума», именно здесь звучит вопрос – что я должен делать? Он исходит из того, что важнейшая задача философии воспитани

Натурфилософия
Шеллинг известен как идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма» (это главная его философская работа). Ядром философии Шеллинга является категория Абсолюта

Практическая философия
Здесь главная проблема – свобода, от неё зависит создание «второй природы» - правовой системы общества. Государства с правовой системой должны объединятся в федерацию для прекращения войн и установ

Философия Георга Гегеля (1770-1831 гг.)
Завершением идеализма в классической немецкой философии стала философская система Г.Гегеля, основные идеи которой изложены в таких работах: «Феноменология духа», «Наука о логике», «Философия природ

Абсолютный дух.
АД – вечная действительная Истина. Она проходит три ступени развития: искусство, религия, философия. Искусство и религия по отношению к истории лишены самобытности, своей логики и собственной истор

Роль личности в истории.
Тип личности определяется общественной средой: какова среда, таково и мнение. Но чем определяется характер самой среды – ответа нет. Замкнутый круг – какова среда – такова и личность, с друг

Какие же основные проблемы здесь ставит Маркс?
1) Прежде всего – доказать, что общество саморазвивающаяся система и ее развитие есть закономерный объективный естественно - исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Но у него

Сущность философского учения Г.Сковороды
(1722 – 1794 г.г.)   Сущность счастья человека, смысла человеческого бытия в реальной земной жизни, разработка общефилософской концепции мира и человека – гл

Основные направления современной философской мысли.
  1. Современные модели философского мышления. 2. Позитивизма: эволюция и основные идеи. 3. Марксизм и его место в истории философии. 4. Иррационалистически

Основы философского понимания мира: бытие, мате­рия, её основные свойства и способы существования.
1. Природа и история - основные формы бытия мира. 2. Философское понятие материи. Движение, пространство, время-способы существования материи. 3. Современная наука о строении мате

Что такое природа?
1. Природа в широком смысле- вся Вселенная вместе с человеком. 2. В узком смысле – биосфера – область жизни ( 1802 г. её открывает фр.учёный Ламарк), тонкая оболочка земли

Атрибуты материи
Движение – это любое изменение, это коренной способ существования материи. Оно объективно, абсолютно и относительно, неуничтожимо, единство прерывного и непрерывного, конечного и б

Пространство и время.
Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяжённость и определённый порядок взаимосвязи. Элементами пространства являются точка, объем, дли

Специфика противоречий определяется своеобразием процесса их возникновения, степенью агрегации, особенностями их разрешения.
3. Существует классификация противоречий: 1. По характеру возникновения: ü необходимые (вытекают из сущности системы); ü случайные (не вытек

C. Закон отрицания отрицания.
ПЛАН 1. Категория диалектического отрицания. 2. Понятие «отрицания отрицания». 3. Сущность закона отрицания отрицания. 1.Это закон, который указ

Синергетика
Диалектика – это один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика -–это философское учение о всеобщих (универсальных связях бытия и развития всего сущего)

Сознание и познавательная деятельность человека.
I. Сущность сознания, его структура и функции. II. Познание как отражение действительности. III. Уровни познания: чувственное и рациональное.

Структура сознания.
Сознание структурно организовано, это система, которая состоит из элементов, которые находятся в определённых отношениях. 1) сознание – есть понимание, а понимание неразрывно связано с соз

Теория познания.
I. Субъект и объект познания. II. Структура познавательной деятельности. III. Познание как процесс. IV. Истина и её критерии.  

Структура познавательной деятельности
Проблема познания предполагает выяснение познавательных способностей субъекта, чем он располагает, каковы его средства, которые могут дать истинное знание. Человек познаёт мир с помощью со

Методы и формы научного познания.
I. Специфика научного познания. II. Методы познания: эмпирический, теоретический. III. Формы научного познания. Наука – это сфера исследова

Формы научного познания
1. Проблема (преграда, задача). Это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Наука развивается от постановки проблемы к их решению и

ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ И ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА. СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
  1. Понятие человека в истории философской мысли. 2. Природная основа и социальная сущность человека. 3. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индиви

Роль языка
Изменяя природу, человек изменяется сам, различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В общении появляется язык, как система символов, который необходим для осмысления социального опыт

О Б Щ Е С Т В О К А К С И С Т Е М А
    ОСНОВНАЯ ИДЕЯ: Общество - это мир духовно-практической деятельности человека в ее разнообразных формах.     “Д

МАТЕРИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.
1. Понятие материального производства, его место и роль в системе общественного производства. 2. Способ производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА
Основная идея темы: Духовное есть подлинно- человеческое в человеке, основное его богатство. Н.А.Бердяев "Человечность связана с духовностью... Завоевание д

Общественное бытие - это сам человек, живое и деятельное, радующееся и страдающее существо.
Общественное сознание имеет социальную природу.Оно возникает из общественной практики как результат производственной, семейно-бытовой и иной деятельности человека. Различн

Эмоционально-волевые функции.
Это прежде всего отношениечеловека к социальному миру на психологическом уровне и существует в форме эмоций, чувств, настроений. Здесь складывается умонастроениече

Исторический релятивизм».
Сегодня существуют несколько подходов в анализе общества. Если говорить предельно широко – то это философский идеализм, начиная с Платона и Гегеля и философский материализм (Демокрит, марксизм). Дл

Общественный прогресс
Не всякое развитие есть прогресс. Прогресс есть переход от низшего к высшему. Отсюда его признаки: 1) поступательная направленность социальных процессов; 2)усложнение;3) повышение уровня о

КУЛЬТУРА, ЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
1. Понятие культуры в философии. 2. Социальная обусловленность культуры. 3. Особенности современной мировой культуры. 4. Цивилизация и культура.  

Цивилизация и культура.
Под цивилизацией обычно понимают историческую ступень в развитии человечества, которая начинается после варварства. Первый признак цивилизации – уровень развития культуры и общества. Кант

Какие же это проблемы глобального значения?
Ø Разрушение биосферы – идет катастрофическая потеря биологического потенциала, разрушение плодородия земли, проблема чистой воды (2мрд. чел. имеет доступ к чистой воде), проблема кис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги