рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Что такое природа?

Что такое природа? - раздел Философия, Предмет и специфика философского знания 1. Природа В Широком Смысле- Вся Вселенная Вместе С Человеко...

1. Природа в широком смысле- вся Вселенная вместе с человеком.

2. В узком смысле – биосфера – область жизни ( 1802 г. её открывает фр.учёный Ламарк), тонкая оболочка земли, где протекает жизнь. Особое место занимает человек и среда его обитания, куда включается и искусственная природа.

3. Специфическое употребление «природа» (природа данного объекта)

Этапы взаимодействия природы и общества:

1) первобытное общество – присвоение природы, она воспринимается как враждебная сила (страх, неуверенность, чувство абсолютной зависимости;

2) в натурфилософии – главная задача изучать природу и идеал- слияние с природой, гармония;

3) в христианском мировоззрении – природа – творение Бога, человек выше природы;

4) Ренессанс – природа – источник красоты и вдохновения. уважительное отношение к природе. Цель – исследовать природу (Коперник, Н.Кузанский, Галелей, Дж.Бруно);

5) Новое время – природа – поприще активной деятельности человека. Знание объективных законов даёт возможность покорять природу. Но интенсивноеиспользование природы уже тогда вызывает тревогу ( Ж.Ж.Руссо);

6) современное отношение общества и природы противоречиво, отсюда экологическеие проблемы и поиск их решения.

Бытие живой природы включает 2 уровня:

а)живая неодухотворённая природа, т.е. всё, что имеет способность к размножению, обмену веществ с природой, но не обладает сознанием (биосфера: фауна, флора);

б) живая одухотворённая природа – бытие человека и его сознания, бытие конкретных людей, бытие общества, бытие идеального, духовного(индивидуальное и общественное сознание).

Это пока всё, что нам известно!

Духовное бытие - это мир Духа, особого рода реальность. Незрима, невесома, но присутствует во всех актах человеческой деятельности. Это мир чувств, эмоций, образов, понятий, представлений. Сюда включается индивидуальное сознание во всех формах проявления.

Т.О. бытие есть единство материального и духовного. Это мир сам по себе (ноуменальное бытие) и мир, каким он нам представляется – феноменальное бытие.

Бытие связано с небытием, они неразрывны. Одно порождает другое, одно умирает в другом. Бытие одних определяется через переход в небытие других. Бытие всеобщая, универсальная и единственная в своём роде способность существовать, которой обладает любая реальность. Но категория «быть» фиксирует факт наличия или отсутствия.

Небытие – это когда вещь, явление, мысль (то, что может существовать) перестает быть самим собой, о нём говорят, ушло в небытие. В философии это не так. Если о том, что ушло, говорят, оно мыслится как нечто конкретное, значит, оно опять существует, но уже в сознании, как идеальное. Идеальный образ может воплотиться в аналогичный объект – копия картины, храм Христа Спасителя. Бытие всегда в настоящем.

Все формы бытия существуют по своим законам и являются объектом познания различных наук. Человек – символ единства мира, он открывает этот мир средствами научного и ненаучного познания. Вечность бытия обусловлена законом сохранения и превращения одного вида в другой, а это связано с законом универсального взаимодействия, а это и есть развитие.

Какую бы форму бытия мы не взяли, основой его является материя (немного истории об этой категории) – посмотреть самостоятельно.

Категория «материя» очень древняя. Необходимо разграничивать понятие «материя» в философии и естествознании. В философии – «материя» – это категория, которая дана для обозначения объективной реальности и отражается в нашем сознании.

Главное свойство – быть объективной реальностью, т.е. существовать вне сознания. А естественно-научные и социальные представления выражают её физические, химические, биологические и социальные свойства.

Материя – это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит. Отдельные вещи, явления – это виды материи. Материя – это общее, что объединяет всё сущее, что существует вне сознания, воздействует на наши органы чувств и отражается в наших представлениях. Это понятие разграничивает внешний мир на 2 реальности – материальную и идеальную, т.е.сознание, которое и по происхождению и по содержанию вторично. Но противопоставлять их можно только в рамках ОВФ. За его пределами – материя – носитель сознания, субстанция, носитель своих свойств. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, которая движется в пространстве и во времени.

Объективная реальность двуедина: естественная природа, где сознание вторично, а вторая – результат творческой деятельности человека. Мир культуры. Здесь сознание – первично. «Сознание не только отражает, но и творит мир». Т.о.категория материи богата по своему содержанию как субстанция, обладающая атрибутами, она есть единство общего и отдельного.

Атрибуты материи: структурность, системность, самоорганизация, отражение, движение, пространство, время. Материя многоструктурна. Неживая природа – субмикроэлементарный уровень, элементарные частицы, физический вакуум (состояние материи, где происходит сложный процесс появления и исчезновения элементарных частиц),ядерный, атомарный, молекулы, макротела, планеты, системы планет, звёзды, галактики (совокупность планетных систем и звёзд), система галактик, Метагалактика – Вся Вселенная.

Живая природа:

1.нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК);

2.клетка;

3.многоклеточные;

4.популяция (совокупность особей);

5.биоциноз – совокупность популяций лес – это животные, растения, которые находятся в данном участке земли, воды и находятся в определённом отношении друг с другом

6.биосфера – глобальная система жизни, образованная в результате биоцинозов.

Социум:

1) индивид, семья, коллектив, социальные группы, этнические образования, расы, государства, союзы, общество, человечество в целом. Т.О. материя по отношению к бытию(онтология) – основание всего сущего;

2) в гносеологии – носитель сознания, источник познания, критерий истины;

3) в естественнонаучной области – носитель многочисленных свойств физического мира;

4) в социальной действительности – общественное бытие, поле чувственно-предметной деятельности, основание общественного сознания.

Что касается строения материи, то современной науке известно 2 её вида – вещество и поле, переходящие друг в друга.

Вещество дискретно (внутренне расчленено) и структурировано, обладает массой покоя и сосредоточено в пространстве. Формы вещества многообразны: атомы, молекулы, газы, жидкие и твёрдые тела, полимеры, белок, вирусы, живые организмы, макротела.

Поле – сложное электромагнитное образование, состоящее из квантов («порций»). Они не имеют массы покоя и распределены в пространстве равномерно. Поле тоже существует в различных видах – гравитационное, электромагнитное, биологическое. Вещество и поле взаимопроникают, дополняют друг друга. Их синтезом, например, является плазма, как особое состояние материи, из неё состоят, в частности, небесные тела типа Солнца. Такое взаимодействие имеет место на уровне элементарных частиц в микромире.

Материальный мир – это единство противоположного – прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и специфика философского знания

Ст преп Корнеева В А Предмет и специфика философского знания Понятие мировоззрения его.. Античная философия.. План..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Что такое природа?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
1. Что такое философия и ее основные проблемы. 2. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Особенности философского мировоззрения. 3. Социальные функции философии.

Почему же нужно изучать философию?
1) На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что повышает теоретический уровень научных исследований. Она развивает духовный мир человека, его нравс

IV. Логические типы философского знания
  Итак, мы видим, что философия как система имеет свои специфические вопросы, которые она должна решать. Даже отвечая на вопрос — «Что такое философия?», каждый философ, в зависимости

Фалес (625 - 547 до н.э.).
Фалес и его милетская школа открывает как бы первое поколение греческих философов. Главные проблемы: · первооснова всего сущего; · проблема изменения всего сущего;

Атомизм.
Кризис вызванный апориями Зенона, требовал новых непривычных идей, это удалось сделать древним атомистам (Левкинн и Демокрит). Они предположили, что вещество, пространство и время нельзя делить бес

Пифагорейцы.
Пифагор первый, назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе. Он так же занят проблемой субстанции, но обратил внимание на количественную сторону вещей. Все

Представители: Протагор (480-410), Горгий (483-375), Продик и др.
  «Софисты» - знаток, мастер, мудрец. Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе, стали профессиональными преподаватели мудрости. Греция в V в. до н.э. –

Афинская школа.
С этой школой связаны имена великих мудрецов античности: Сократ, Платон, Аристотель.   Сократ (469-399 гг. до н.э.) Его имя стало выражение мудрости

ІV Учение об идеальном государстве.
Удовлетворятьб потребности человек может только сообща, это первый мотив создания государства. Пытается создать модель идеального государства, основанием которого выступают Благо, Справедливость. К

Этика Аристотеля.
Учение о нравственности строится на основе объективной телеологии. Цель человека – благо, добродетель. Добродетельно то, что служит интересам общества. Он выделяет добродетели интеллектуальные и во

Учение о государстве.
По мнению Аристотеля причина возникновения государства – естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Первым результатом общественной жизни была семья. В работе «Полити

Учение о бытии.
Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Чтобы поддерживать бытие мира, Бог его творит вновь и вновь. Мир один в мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Бог свер

Схоластика.
Яркая фигура – Ансельм Кентербирийский. Он классический схоласт. Это философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь абсолютное подчинение мысли авторитету догмата.

II. Эпоха Возрождения
Эта эпоха знаменует собой огромный прогресс в развитии материальной и духовной культуры в странах Западной Европы и прежде всего в Италии. Точно о хронологических рамках сказать трудно, но многие и

Философия Нового времени
1. Научные предпосылки ФНВ. 2. Проблемы гносеологии: а) английский сенсуализм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк); б) рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц); в) ми

Бог одинаково себя проявляет во всех модусах
БС и ее атрибуты – это творящая природа (natura naturata) –творящий саму себя, а модусы это произведенная природа. Природа одновременно субстанция –

Социально- философские воззрения.
    Г. Лейбниц как бы завершает философию XVIII в. и наступает эпоха Просвещения и французского материализма XVIII в. Это время кризиса феодализма во Фра

Общая характеристика.
Итак, философия эпохи Просвещения реализовалась в лозунгах и идеалах Французской буржуазной революции (1789-1794 гг.). Это было крупнейшее событие XVIII в., что послужило толчком к развитию и самой

Философия Иммануила Канта
Открывают первую страницу немецкой классической философии выдающийся мыслитель и философ Иммануил Кант (1724-1804), он как бы завершает эпоху просвещения и становится её критиком, особенно рационал

ЭИТИКА И.КАНТА
Основные положения этики И.Канта изложены в его работе «Критика практического разума», именно здесь звучит вопрос – что я должен делать? Он исходит из того, что важнейшая задача философии воспитани

Натурфилософия
Шеллинг известен как идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма» (это главная его философская работа). Ядром философии Шеллинга является категория Абсолюта

Практическая философия
Здесь главная проблема – свобода, от неё зависит создание «второй природы» - правовой системы общества. Государства с правовой системой должны объединятся в федерацию для прекращения войн и установ

Философия Георга Гегеля (1770-1831 гг.)
Завершением идеализма в классической немецкой философии стала философская система Г.Гегеля, основные идеи которой изложены в таких работах: «Феноменология духа», «Наука о логике», «Философия природ

Абсолютный дух.
АД – вечная действительная Истина. Она проходит три ступени развития: искусство, религия, философия. Искусство и религия по отношению к истории лишены самобытности, своей логики и собственной истор

Роль личности в истории.
Тип личности определяется общественной средой: какова среда, таково и мнение. Но чем определяется характер самой среды – ответа нет. Замкнутый круг – какова среда – такова и личность, с друг

Какие же основные проблемы здесь ставит Маркс?
1) Прежде всего – доказать, что общество саморазвивающаяся система и ее развитие есть закономерный объективный естественно - исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Но у него

Сущность философского учения Г.Сковороды
(1722 – 1794 г.г.)   Сущность счастья человека, смысла человеческого бытия в реальной земной жизни, разработка общефилософской концепции мира и человека – гл

Основные направления современной философской мысли.
  1. Современные модели философского мышления. 2. Позитивизма: эволюция и основные идеи. 3. Марксизм и его место в истории философии. 4. Иррационалистически

Постпозитивизм.
В 70-90 годы ХХ века широкое распространение получают «критический реализм», «методология науки», «герменевтика», «интуитивизм» и другие философские школы. Особое место занимает критически

Основы философского понимания мира: бытие, мате­рия, её основные свойства и способы существования.
1. Природа и история - основные формы бытия мира. 2. Философское понятие материи. Движение, пространство, время-способы существования материи. 3. Современная наука о строении мате

Атрибуты материи
Движение – это любое изменение, это коренной способ существования материи. Оно объективно, абсолютно и относительно, неуничтожимо, единство прерывного и непрерывного, конечного и б

Пространство и время.
Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяжённость и определённый порядок взаимосвязи. Элементами пространства являются точка, объем, дли

Специфика противоречий определяется своеобразием процесса их возникновения, степенью агрегации, особенностями их разрешения.
3. Существует классификация противоречий: 1. По характеру возникновения: ü необходимые (вытекают из сущности системы); ü случайные (не вытек

C. Закон отрицания отрицания.
ПЛАН 1. Категория диалектического отрицания. 2. Понятие «отрицания отрицания». 3. Сущность закона отрицания отрицания. 1.Это закон, который указ

Синергетика
Диалектика – это один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика -–это философское учение о всеобщих (универсальных связях бытия и развития всего сущего)

Сознание и познавательная деятельность человека.
I. Сущность сознания, его структура и функции. II. Познание как отражение действительности. III. Уровни познания: чувственное и рациональное.

Структура сознания.
Сознание структурно организовано, это система, которая состоит из элементов, которые находятся в определённых отношениях. 1) сознание – есть понимание, а понимание неразрывно связано с соз

Теория познания.
I. Субъект и объект познания. II. Структура познавательной деятельности. III. Познание как процесс. IV. Истина и её критерии.  

Структура познавательной деятельности
Проблема познания предполагает выяснение познавательных способностей субъекта, чем он располагает, каковы его средства, которые могут дать истинное знание. Человек познаёт мир с помощью со

Методы и формы научного познания.
I. Специфика научного познания. II. Методы познания: эмпирический, теоретический. III. Формы научного познания. Наука – это сфера исследова

Формы научного познания
1. Проблема (преграда, задача). Это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Наука развивается от постановки проблемы к их решению и

ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ И ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА. СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
  1. Понятие человека в истории философской мысли. 2. Природная основа и социальная сущность человека. 3. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индиви

Роль языка
Изменяя природу, человек изменяется сам, различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В общении появляется язык, как система символов, который необходим для осмысления социального опыт

О Б Щ Е С Т В О К А К С И С Т Е М А
    ОСНОВНАЯ ИДЕЯ: Общество - это мир духовно-практической деятельности человека в ее разнообразных формах.     “Д

МАТЕРИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.
1. Понятие материального производства, его место и роль в системе общественного производства. 2. Способ производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА
Основная идея темы: Духовное есть подлинно- человеческое в человеке, основное его богатство. Н.А.Бердяев "Человечность связана с духовностью... Завоевание д

Общественное бытие - это сам человек, живое и деятельное, радующееся и страдающее существо.
Общественное сознание имеет социальную природу.Оно возникает из общественной практики как результат производственной, семейно-бытовой и иной деятельности человека. Различн

Эмоционально-волевые функции.
Это прежде всего отношениечеловека к социальному миру на психологическом уровне и существует в форме эмоций, чувств, настроений. Здесь складывается умонастроениече

Исторический релятивизм».
Сегодня существуют несколько подходов в анализе общества. Если говорить предельно широко – то это философский идеализм, начиная с Платона и Гегеля и философский материализм (Демокрит, марксизм). Дл

Общественный прогресс
Не всякое развитие есть прогресс. Прогресс есть переход от низшего к высшему. Отсюда его признаки: 1) поступательная направленность социальных процессов; 2)усложнение;3) повышение уровня о

КУЛЬТУРА, ЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
1. Понятие культуры в философии. 2. Социальная обусловленность культуры. 3. Особенности современной мировой культуры. 4. Цивилизация и культура.  

Цивилизация и культура.
Под цивилизацией обычно понимают историческую ступень в развитии человечества, которая начинается после варварства. Первый признак цивилизации – уровень развития культуры и общества. Кант

Какие же это проблемы глобального значения?
Ø Разрушение биосферы – идет катастрофическая потеря биологического потенциала, разрушение плодородия земли, проблема чистой воды (2мрд. чел. имеет доступ к чистой воде), проблема кис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги