ПЛАН
1. Категория диалектического отрицания.
2. Понятие «отрицания отрицания».
3. Сущность закона отрицания отрицания.
1.Это закон, который указывает на направленность развития – развитие от простого к сложному, от низшего к высшему идёт не прямолинейно, а путём перехода в свою противоположность, через возникновение и уничтожение, в результате чего развитие приобретает спиралевидную форму.
Если закон диалектического противоречия раскрывает внутреннюю сторону развития, а закон количественных и качественных изменений – внешнюю сторону формы развития, то закон отрицания отрицания – единство внутренней и внешней стороны, их синтез.
Он выражает тенденцию развития, формы и как осуществляется связь и историческая преемственность между новым и старым. Без отрицания старого невозможно появление более совершенного нового.
Главная категория закона – «отрицание».
Есть метафизическое и диалектическое понимание отрицания.
Метафизическое – деструктивное отрицание, после него развитие невозможно.
Диалектическое отрицание сохраняет в старом то, что может служить новому, то есть уничтожение старого и сохранение положительного. Что же именно возникает, что сохраняется как положительное, а что уничтожается – зависит от конкретной системы и условий развития.
Не существует однозначных отрицаний, любое отрицание многозначно: в одном отношении – прогрессивное, в другом – регрессивное, а в третьем – может быть нейтральным и к прогрессу и к регрессу.
Каждое отрицание необходимо рассматривать с 3х сторон:
по отношению к предшествующему состоянию;
по отношению к изменению других элементов или системе;
по отношению ко всей целостной саморазвивающейся системе.
Нас интересуют отрицания, связанные а прогрессивным, поступательным развитием, которые предполагают возможность дальнейшего развития, возможность нового отрицания, как момент связи с положительным старой системы, отрицание как утверждение нового.
Таким образом,
1. Диалектическое отрицание есть упразднение одной материальной системы – другой.
2. Оно осуществляется не в ходе становления и развития противоречий, а в ходе их разрешения, не путём количественных изменений, а путём качественных изменений, не в ходе эволюционного развития, а в ходе революционного преобразования.
3. Диалектическое отрицание – это не голое уничтожение, а отрицание в старом лишь того, что уже не соответствует данным условиям и удержание всего положительного и перенос его в основе, как основание дальнейшего развития.
4. Диалектическое отрицание выражает момент непрерывности бытия, момент связи старого с новым, а значит преемственность в развитии.
5. Специфическим содержанием диалектического отрицания есть всеобщая связь низшего с высшим, которая осуществляется путём охранения и дальнейшего развития в новом, всего положительного содержания, что было в старом.
2.Понятие «отрицания отрицания»
Любое явление есть результат отрицания предшествующих явлений и содержит в себе возможность своего собственного отрицания, то есть данное отрицание снимается новым; новое развивается, становится старым, снимается новым и т.д.
Какова же связь между первым и последующим отрицанием?
Что нового даёт второе отрицание по сравнению со старым?
Какая закономерность действует в общей цепи сменяющихся отрицаний?
Отрицание отрицания имеет всеобщий характер:
Зерно Растение Зерно
Бабочка Личинка Бабочка
Растение отрицает зерно, новые зёрна отрицают растение и выступают как отрицание отрицания. Первое и второе отрицания выступают как восходящее развитие.
Гегель выразил это так:
Тезис (исходное) –вторая ступень;
Антитезис –по отношению к первой (тезису) выступает как отрицание;
Синтез (третья ступень) –есть отрицание второй ступени (синтетезиса), а по отношению к первой выступает как отрицание отрицания. Здесь как бы возврат к старому, и в то же время, третья ступень определённого цикла развития есть и первая ступень нового цикла развития, новой триады. Отрицание и преемственность связаны между собой как диалектические противоположности, которые образуют в совокупности единый процесс становления.
Как бы повторение пройденного в прогрессивном развитии и получило название закона отрицания отрицания (закон сформулировал Гегель).
3.Сущность этого закона в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, как бы повторение некоторых черт, свойств, имевших место на кокой-либо ступени развития, впоследствие утраченных и вновь обретённых, но уже в изменённом виде (в философии – развитие материализма – навный стихийный – метафизический материализм – диалектический материализм – повторение древнего материализма лишь в общем виде).
чтобы закон отрицания отрицания мог действовать должно произойти не любое, не всякое изменение, а строго определённое, при котором получается развитие.
важной чертой этого закона является то, что он выражает не простое повторение черт и особенностей старого в новом, а утверждение качественно нового образования, более богатого по содержанию и более высокого по форме.
отрицание отрицания выступает как удержание, как синтез всего положительного, что было на первых двух фазах развития. Синтез в отрицании представляет собой “снятие” предшествующих фаз и новое более высокое качественное образование. Это одновременно и завершающая фаза в развитии процесса, и новый исходный пункт для дальнейшего развития.
отрицание отрицания выражает поступательное развитие – восхождение от простого к сложному (есть отклонение, но в принципе так).
Форма развития закона – спираль.
Эта форма взята неслучайно. Она наглядно охватывает такие стороны диалектического развития, как:
преемственность;
повторяемость и поступательность; необратимость; неодолимость нового в развитии.
Знание этого закона помогает оценить изменения, особенно в обществе, даёт объективные критерии такой оценки.
Если говорить о значении диалектики в целом для познания и практической деятельности, то оно состоит в том, что человек не должен избегать противоречий, а выявлять их, стараться разрешить, постараться бытьт оптимистом и помнить: в мире нет ничего устоявшегося и если жизнь вас не устраивает, постарайтесь изменить её, а значит, и жизнь ваша имеет смысл!