Теория познания.

I. Субъект и объект познания.

II. Структура познавательной деятельности.

III. Познание как процесс.

IV. Истина и её критерии.

 

Итак, сознание без знания –пусто и бессодержательно, а знание приобретается в процессе познания.

Познание – это активная деятельность человека, направленная на приобретение знания. А знание – это идеальные образы (представления, понятия, теории) закреплённые в знаках естественных и искусственных языков.

Существуют различные уровни познания – обыденное, теоретическое, художественное – как чувственно-образное отражение действительности. Они имеют свои особенности, но и то общее, что их объединяет – отношения знаний и реальности.

Раздел философии, где исследуется познание, называется гносеологией. Познаваем ли мир, способен ли человек составить верную картину мира? Большинство философов положительно решают эту проблему. Такая позиция получила название – гносеологический оптимизм (французские материалисты, Фейербах и Гегель, русские материалисты и философы марксисты, многие современные философские школы).

У материалистов – мир познаваем – знание есть субъективный образ объективного мира. У Гегеля – абсолютная идея познаёт саму себя; в теологии – познание как божественное откровение. У субъективного идеализма (Беркли) возможно познание внутреннего мира человека и т. д.

Но есть философы, отрицающие возможность достоверного знания - агностицизм (не доступный познанию).

Элементы агностицизма содержатся в релятивизме древнегреческих софистов (нет ничего истинного как и нет ничего ложного). Это послужило источником античного скептицизма (Пирон и его ученик Тимон) – обманчивы не только чувства, но и разум, здесь игнорируется относительная устойчивость и объективное содержание ощущений и восприятий. Но в философии и науке релятивизм и скептицизм сыграли положительную роль, поставили под сомнение то, что воспринималось на веру, без рационального обоснования. Ведь сомнение, критика, отрицание направлены на преодоление догматизма, абсолютизации истины.

В научной философии познание рассматривается как процесс взаимодействия объекта и субъекта в материально – чувственной деятельности человека. Субъект и объект выступают как стороны практического отношения.

Субъект – носитель материального целенаправленного действия, которое связывает его с объектом.

Объект – предмет, на который направлено действие. Исходная характеристика субъекта – активность, объекта приложение активности. Активность носит осознанный характер, она опосредована целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность – есть высшее проявление активности.

Человек может быть объектом и субъектом. Человек становится субъектом, когда включён в социальную деятельность. Субъект – это человек в обществе и общество в человеке. Он берётся одновременно как субъект познания и как субъект практического действия.

Объект – часть объективной реальности, которая включена в практическое преобразование субъектом и в этом смысле без субъекта, нет объекта.

Общество выступает субъектом познания через способы познавательной деятельности и систему накопленного знания.

Индивид становится субъектом познания, когда может овладеть миром культуры и превратить достижения человечества в свои силы и способности (язык, логические категории знаний).

Таким образом, процесс познания есть единство объекта и субъекта. Результат – знание.