Фалес (625 - 547 до н.э.).

Фалес и его милетская школа открывает как бы первое поколение греческих философов.

Главные проблемы:

· первооснова всего сущего;

· проблема изменения всего сущего;

· проблема единства в разнообразии.

С утверждения Фалеса «все есть вода» и начинается философия. Но «все есть вода» не в буквальном смысле слова. Фалес ставит вопрос – что остается постоянным при изменении и что является источником единства в многообразии. Изменения существуют, но есть какое-то одно начало, которое является постоянным элементом во всех изменениях, это «строительный блок» Вселенной, «первооснова» из которой сделан мир.

Все выходит из воды и в воду возвращается. Вывод: вода – фундаментальный элемент, который остается постоянным во всех изменениях. Он произвел переворот в мировоззрении выдвинув идею субстанции – первоосновы всего и увидел начало всего сущего во влаге, она пронизывает собой все. Аристотель заметил, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага вездесущая стихия, это носитель всех изменений и превращений. Это гениальная идея сохранения. «Все из воды» - это отставка языческим богам и путь к естественному объяснению природы. Он поставил вопрос о субстанции Вселенной. С этого времени проблема субстанции стала одной из фундаментальных греческих идей.

Фалес впервые ставит проблему изменения и каким образом оно происходит.

Так как всё есть вода, то его можно познать с помощью законов воды - все в природе постижимо. Идет совершенствование мышления от мифа к логосу (логическому мышлению). Разрабатывает теорию рационального доказательства, пытается построить логическую систему:

1. Предпосылка – изменение существует.

2. Вопрос – что является постоянным элементом всех изменений?

3. Ответ – вода!

4. Аргумент – наблюдение.

5. Следствие – все является постижимым!

Мысль о единстве мироздания.

Стоит на позициях гилозоизма – жизнь – имонентное свойство материи, все движется и одушевлено. Душа разлита во всем сущем как нечто спонтанно-активное.

Бог – есть разум мира!

 

Приемник Фалеса – Анаксимандр (610-540 до н.э.)

Первый высказал идею бесконечности миров. Первооснова всего сущего апейрон – неопределенная и беспредельная субстанция: ее части изменяются, целое остается неизменным. Это бесконечное начало выступает как божественное, созидательно-движущее, чувствительно не воспринимаемое, но постижимо разумом. Оно неисчерпаемо в своих возможностях образования многочисленных реальностей. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Все существующие миры являются порождением беспредельного, но есть детородное начало теплого и холодного.

 

Анаксимен (585-525 до н.э.)

Первоначалом является воздух – это бесконечное и видел в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Все вещи модификации воздуха (сгущения и разряжения). Кажется – «наивные» идеи, но великий Кант в XVIII веке утверждал, что планеты и все космические тела состоят и берут свое начало из бесконечности газообразной массы. Таким образом, Анаксимен создает определенную физическую теорию переходов, согласно которой разные агрегатные состояния определяются температурой и величиной плотности, изменения которых ведет к скачкообразным переходам между ними (пример философского обобщения).

Таким образом, милетцы впервые поставили вопрос: «Из чего все?». Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу о происхождении сущего: к идее субстанции и сущности всех вещей и явлений мироздания.

 

 

Гераклит (530-470 в до н.э.) и Парменид (к.7 - н.6 в. до н.э.)– второе поколение античной философии.

Это противоположные течения, которые отвечают на вопрос: «Существуют ли изменения?».

Гераклит исходил из того, что все находится в постоянном изменении, движении. Переход из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей. Это всеобщий Логос, то есть единый закон для всего существования. «Не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все – едино». У Гераклита «огонь и Логос» как бы равнозначны. «Огонь разумен и является причиной управления всем», а то, что «всем управляет через все», он считает разумом. Мир един, никем не создан, есть и будет вечным живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Огонь образ вечного движения. Огненная стихия есть субстанция, есть вечный процесс «пылающая динамика сущего». Он не ставит огонь на место воды, нет!

Космос – вечно пылающий огонь, но живой огонь – это Бог. Огонь как душа Космоса предполагает разумность и божественность. Разум обладает силой, он все направляет и всему дает форму. Разум-Логос – правит всем через все.

Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего века. Он разделяет идею бессмертия души: «Смерть – рождение души для новой жизни». Гераклит упрекая своих соотечественников в том, что они его не ценят, писал: «Я буду жить, доколе существуют города и страны, благодаря моей мудрости имя мое не перестанет произносится никогда». И он был прав!

 

 

Парменид. Он считал, что утверждение Гераклита «все находится в движении» логически противоречивым. Есть моменты устойчивости и неизменяемости (но у Гераклита вещи тоже могут долго длиться во времени).

Парменид однозначно не утверждает что «ничто не находится в состоянии изменения». Но логически доказать изменения невозможно. Идея изменения предполагает, что нечто существует, и что нечто прекращает существовать. Яблоко зеленое становится красным, зеленый цвет становится не существующим, таким образом, изменение предполагает небытие и оно не может бать мыслимо. Значит, мы не можем выразить изменение в мышлении, следовательно, изменение логически невозможно.

Но наши органы чувств говорят о разнообразных изменениях и у него дилемма: разум говорит, что изменения логически невозможно, чувства – наоборот. На что положиться? Мы должны верить разуму, разум – прав, чувства – обманывают нас.

Главное здесь в том, что элеаты ставят вопрос действительно по научному: если есть движение, то его надо осмыслить. Как понять то, что все считают изменением, движением? Отсутствие четкого определения ставит его под сомнение.

Они не доказали, что нет движения, но показалисовременникам, что они не понимают содержания движения. В работе «О природе» - центральной идеей Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия.

Бытие как все сущее, оно не возникло – непреходяще. Сущее лишено изменчивости и многообразия. Нет пустого пространства и времени вне бытия. Парменид создает пропасть между миром в ощущении (полном движения) и миром единого и неподвижного бытия – в мышлении. Ценная идея: только бытие есть, небытия – нет! Небыти еневозможно ни познать, ни высказать: мыслимо только сущее. Нельзя отыскать мысль без бытия. Это глубокая мудрость! Идея соотнесенности предмета и мысли, непоколебима в веках. Сущее – целостно, оно не может быть ни больше, ни меньше, значит и нет пустого, все наполняется бытием.

Эта мысль верна – в духе Эйнштейна.

Учение Парменида завершается установлением непреодолимой границы между разумом и чувствами.

разум - бытие - покой - единое

чувства - небытие - изменение - множественное.

Разум постигает реальное как нечто покоящееся (и единое). Чувства дают только нереальное, которое находится в состоянии изменения и (множественности). Парменид представитель монизма – все сущее есть одно (единое), а не многое и эта реальность может быть познана только разумом.

 

 

Зенон (490-430 гг. до н.э.)

Он развивал логику как диалектику, но стремится опровергнуть движение. Поставил проблему соотношения единого и множественного, движения и покоя прерывного и непрерывного. Апории Зенона: «Ахиллес», «Стрела», «Аргумент», «Дихотомия» - (разделение на два) и т.д.