ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ И ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА. СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

 

1. Понятие человека в истории философской мысли.

2. Природная основа и социальная сущность человека.

3. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индивидуальность, личность.

4. Смысл жизни, смерть и бессмертие человека.

 

«Если философия хочет быть полезной, она должна сделать человека своей центральной проблемой»

И.Гердер

 

I. Тема человека для философии является традиционной и центральной. Раздел, где изучается данная проблема, называется философской антропологией. Философия изучает человека как единое целое, существо многомерное и универсальное. Вопрос о сущности и природе человека присутствует практически во всех философских школах. Л.Толстой писал, что философия есть знание о человеческой жизни, которое даст ответ на вопрос: «Для чего человеку жить?»

В античной философии – человек органическая часть Космоса «Малая Вселенная» и живет по его законам, он не свободен, мир полон тайн и даже враждебен человеку. Сократ выделил человека из космоса, и здесь берет начало философская антропология. Вечное самопознание, поиск самого себя в этом мире – это подлинный смысл жизни человека.

Эта же тема стоит в философии Востока (конфуцианство) и в индийском буддизме. Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В ней заложены идеи гуманизма – человек уникальное существо, высшая ценность и цель общества.

В средние века – человек существо тварное, он ниже Бога, он лишь «лампада на ветру». Все зло от человека – это есть результат греха – уход от Бога. И через смирение и покорность творцу можно спастись. «Не вижу, не слышу, не говорю» - христианский принцип покорности и смирения. Она обращает внимание на внутренний (духовный) мир человека.

Эпоха Ренессанса – человек предмет культа и поклонения. Утверждается антропоцентризм как переход от религиозного к светскому пониманию человека.

Несет веру в силу и разум человека. Человек всемогущ и всесилен и здесь уместны слова античного поэта Софокла: «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего».

Человек провозгласил себя «богочеловеком». Здесь мировоззрение природного человека, который стремится преодолеть рабскую зависимость от сил природы, он выше природы, он над ней. Человек с точки зрения этой эпохи красив, деятелен и свободен.

Новое время – человек есть механизм, сложная машина, порождение природы. Главное в человеке – его разумность. В философии французских просветителей господствует культ человека. Общество нужно устроить так, чтобы он мог раскрыть свои способности.

Правда, Паскаль считал, что человек есть лишь «мыслящий тростник», затерянный в бесконечных просторах Вселенной, это мельчайший атом, тень, промелькнувшая на миг. Это уже трагический гуманизм. Человек осознает конечность своей жизни и неумолимое приближение смерти.

Немецкая классическая философия – человек есть духовное существо, творец истории и мира культуры (Гердер, Кант, Гегель, Фихите). История общества – история становления человеческого рода. Конечная цель истории – гуманизм как состояние человечности и обретение свободы.

В Марксизме – человек совокупность всех общественный отношений. «Человек – это мир человека, государство, общество». В человеке отражается вся эпоха, в которой он живет, он универсален, т.е. богат и всесторонен с точки зрения своих способностей и возможностей для деятельности. Это теория социоцентризма как тип мировоззрения.

Славянская религиозная философия в своем содержании антропологична, обращена к душе человека. Бог и человек – смысл истории. Она звала человека к высокой нравственности, выраженной в совести. Н.Бердяев писал, что человек – это живое противоречие, где есть все – богоподобное и звероподобное, свободное и рабское, способное к подъему и падению, к великой любви и жертве, к великой жестокости и эгоизму. Эта философия всегда была нравственно ориентирована (В.Соловьев «Учение о люби»). Миссия человека – достижение гармонии с миром, умножение любви ко всему живому.

XX век – кризис гуманизма. А.Блок писал:

«Двадцатый век... Еще бездомный,

Еще страшнее жизни мгла.

Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла»

Культ человека бесперспективен, поскольку порождает в нем самоуверенность, амбиции, вместо работы над своей духовностью. Вражда с природой, вещь выше человека, поражается сама его природа, его душевно-эмоциональная жизнь, он не принадлежит себе, он часть гигантского и бездумного механизма, человек вытесняет духовность своей среды обитания, исчезает любовь, сопереживание. Это «постчеловек», идущий на смену естественному человеку, вышедшему из природы. Это рыночный человек, где продается все, даже улыбка.

Таким образом, тема человека является – непреходящей, осмысливается с разных мировоззренческих идей. История антропологии – это история осмысления процесса, выделение человека из внешнего мира, противопоставление ему и, наконец – слияние с ним, обретение всеединства – (русская религиозная философия).

ІІ. Основы учения о происхождении человека естественным путем были заложены И.Дарвином, Гексли, Геккель и др. Сторонники учения Дарвина выдвинули гипотезу о происхождении человека от обезьяночеловека «неговорящего питекантропуса», - самостоятельной зоологической формы, которая не есть уже и обезьяна, но ещё и не ни человек. Науке известны многочисленные останки «переходных существ». И она пытается раскрыть истинную родословную человека. Есть другие гипотезы, но доказательств нет.

Человек выделяется из мира животного благодаря активной производственной деятельности. Начало перехода – создание орудий труда, именно тот момент, когда производство орудий труда превращается в особую потребность, без удовлетворения, которой невозможна сама жизнь. Это особая социальная потребность.