рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Роль языка

Роль языка - раздел Философия, ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. Изменяя Природу, Человек Изменяется Сам, Различает Себя Как Деятеля И Предмет...

Изменяя природу, человек изменяется сам, различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В общении появляется язык, как система символов, который необходим для осмысления социального опыта. Язык – величайший революционер, он обеспечил формирование нового типа опыта, а именно идеальную форму предметного мира. Изготовление даже примитивного предмета требует мышления, сознательного использования жизненного опыта. До человека существовало дологическое, то есть наглядно-образное мышление. И сейчас есть важные средства человеческой коммуникации – жест, ритм, мимика, выражение глаз и т.д. Но наиболее адекватно мысль выражается в языке, т.к. само слово уже есть общее. Даже внутренняя речь осознана и требует оформления. Конечно, восприятия сложнее, чем то, что определяется словом. Не все в наших переживаниях осознанно. Но то, что родилось в мысли, требует своего осмысления, хочет быть услышанным.

Все знают о «муках слова». Фет писал:

Как беден наш язык!

- Хочу и не могу.

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною,

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец,

Пред этой ложью роковою.

Человек не может в одиночку «удержать человеческую суть сознания». Если абсолютно изолировать человека на полтора месяца, это приведет к гибели его сознания. Поэтому органически человеческое сознание возможно лишь как общественное. Оно человеческое потому, что осознает все, что сделано предыдущими поколениями. Язык – это история человеческого сознания в словах. Познавая язык, человек становится личностью, а значит, существом историческим. Исторический человек начинается с момента осознания себя и своей истории. Ясперс считал, что конец мифологии начинается тогда, когда человек ищет опору в самом себе и в своей истории (500 лет до н.э.). Человек живет ни только настоящим, ему нужен прошлый опыт поколений, поэтому большое значение в становлении человека имеет письменность.

Таким образом, можно представить становление человека в виде процесса:

1) П-Д-П1-(потребность – деятельность – новая потребность)

ор

2) П - Д-П1

тр

ор общ

3) П - - Д-П1

тр отн

ор общ созн

4) П - - - Д-П1

тр отн язык

ор общ созн цели

5) П - - - Д-П1

тр отн язык интересы

6) П-СТД-П1 (СТД – свободная творческая деятельность)

Можно добавить – становление человека – орудие труда – труд – коллектив – язык – рука – походка.

Формирование человека происходит в обществе, где он создает уникальное человеческое бытие, это вытекает из философской концепции антропологизма, т.е. учения о социальной и биологической сущности человека. Человек часть природы, живое телесное существо, имеет родовидовые признаки, свои устойчивые вариации – Раса – набор определенного генотипа, который выражается в специфических анатомических и физиологических признаках.

Природно-биологическая организация оказывает влияние на жизнь человека – большую часть своего времени всех сил человек использует для удовлетворения своих биологических потребностей. Это составляет основное содержание материального производства, этому была подчинена и социальная организация людей – род – племя – семья – государство, моральные и правовые нормы.

Но человек делает себя человеком в обществе. Они возникли и формировались в единстве, это длительный процесс, который насчитывает несколько миллионов лет.

III. С точки зрения К.Маркса - «человек» - это предельно общее понятие, которым обозначают субъекта исторической деятельности, познания и общения.

Оно употребляется для характеристики всеобщих качеств и потребностей, присущих всем людям.

Маркс стремится подчеркнуть, что существует такая исторически развивающаяся общность как человеческий род, человечество, которое отличается от всех материальных систем способом жизнедеятельности.

Для изучения отдельного человека философии (да и в педагогике и психологии) применяется понятие «индивид» - это отдельный человек, представитель человеческого рода. «Индивидуальность» - особенности, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду, ее самобытность. Ф.Ницше говорил: «Прежде всего, не смешивай меня с другим». Что касается «индивидуализма» - то это означает замкнутость человека на самом себе, противопоставление себя другим и миру в целом.

Говоря о «личности», философия имеет ввиду социальные качества индивида, приобретенные в общественной жизни (воспитание, самовоспитание). Личность – это совокупность всех общественных отношений. Она обладает прежде всего духовными качествами, динамична, творит свою судьбу по меркам собственного идеала. Личность – это всегда творчество, победа и поражение, преодоление рабства и обретение свободы. Личность – это целый мир человека, он несет на себе печать конкретной эпохи (Чичиков, Тарас Бульба).

Структура личности:

1) биологическая подсистема (темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики);

2) психологические элементы (память, эмоции, ощущения, восприятие мышления, воля);

3) подструктура социального типа (приобретенные знания, навыки, умения, привычки);

4) подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, убеждения, кругозор, индивидуальная картина мира).

Различают биологическое и социальное внутри этих структур. Личность необходимо рассматривать в связи с деятельностью.

Социализация личности: (развитие, воспитание, вхождение человека в социальную среду, приобщение к системе социальных связей.

Человек здесь субъект и объект социальных отношений. Он формируется через общение с другими. Без общества невозможна ни самооценка, ни самосознание. Даже Сократ в своем принципе «познай самого себя» - рассчитывает на помощь из вне – «Дайминион» – сила, сообщающая ему смысл всего мироздания.

Он имеет свою среду обитания – социальный мир, где переплелись хаос и гармония, разум и безумие, любовь и ненависть. Человек свободен и несвободен. Несвободен, т.к. существует внешний мир, который диктует выбор форм и способов деятельности. «Человек рожден, чтобы быть свободным, а между тем он везде в оковах». (Руссо).

Но он и свободен – это его фундаментальная ценность, но она должна иметь пределы – иначе превратится в произвол. Личная свобода должна предполагать свободу другого. Свобода предполагает ответственность и долг.

Если такие понятия как «труд» - «познание» - «культура» - выражают сущность человека творящего, то понятие – «свобода» - «смысл жизни» - «цель» - «счастье» - раскрывают человека, ищущего себя в этом мире.

Таким образом, человек сложный синтез биологического и социального. Он живет по законам двух миров – природного и социального. В социальной среде человек формируется как личность. Биологическое и социальное наслоились друг на друга. Но под воздействием социального природное становится культурным, благородным. Граница между природным и человеческим – в приобщении к культуре. Под влиянием социального биологическое изменяется, может носить негативный характер (снижение физических нагрузок, идет разрушение биосферного, природного в человеке).

Таким образом, Человек – это живое телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой процесс сознательного, целенаправленного преобразования природы и самого человека, процесс, который основывается на материальном производстве и совершающийся в системе общественных отношений.

IV. Смысл жизни – в самой жизни. Творить добро, значит, творить жизнь – в этом великое предназначение человека. Его миссия в том, чтобы помешать миру исчезнуть. В нем есть все и он способен к созиданию жизни во всех ее проявлениях, и если может – значит обязан. Смысл в том, чтобы состоятся человеком, творцом и созидателем. Кто не ценит жизнь, тот не достоин ее (Леонардо да Винчи).

Понятия «цель» и «смысл жизни» однозначно определить трудно. Они во много зависят от религиозных, атеистических, философских, этических и практических установок личности. Это вопросы о том, зачем и ради чего живет человек?

Понятие «смысл» связано с понятием «содержание» - все бессодержательное лишено смысла.

Далее, о какой жизни мы должны заботиться? О вечной или о том кратком миге, который зовется земной жизнью? Если это так, то прав Сократ – смысл земной жизни в подготовке к вечной. Тело – темница души, стоит ли заботится о нем, а тем более любить.

В средние века – аскетизм, умерщвление плоти – высшая добродетель.

Эпоха Ренессанса нравственно реабилитировала земные радости и чувственные страсти человека. Смысл и цель – достижение счастья и блаженства на основе познания земного мира. Но гуманизм возникает вместе с индивидуализмом – (индивид видит цель жизни в самом себе, а смысл – в получении удовольствия, безнравственных наслаждений нет). Такой индивид становится опасны для других и общества.

Эгоцентризм ведет к анархизму, нигилизму, к бунту против любого общественного порядка.

Наряду с возвеличиванием собственного «Я», в философии существует противоположная тенденция отрицание достойной цели, ценности человека. Особо звучит это в философии экзистенциализма – жизнь бессмысленна и абсурдна – смерть есть проявление высшей свободы и это цель существования («учиться жить – значит учиться умирать» К.Ясперс).

В культе страдания, в воспевании смерти, во всем тотальном пессимизме находят отражения не только трагизм исторической эпохи, но и зыбкость человеческого существования.

Проблема смысла и цели нашего бытия всегда была в центре и художественной литературы. Вспомним «Фауста» Гете, где в основе интриги лежат поиски смысла и цели жизни. Фауст с горечью отмечает, что он прожил жизнь и не знает, в чем ее смысл:

«Я богословьем овладел, над философией карпел,

Юриспруденцию долбил и медицину изучил,

Однако я при этом всем,

Был и остался дураком».

Он проживает долгую жизнь, полную поисков и любовных приключений, но не увидел смысла жизни и лишь на склоне лет, в своей второй старости понимает – жить надо не для себя, а для других. Это прозрение стоит ему жизни, но его душу Мефистотель не получает, ее берет Бог!

В заключение скажем – Жизнью надо дорожить,

Чтоб до старости прожить,

Постараться быть счастливым,

Добрым, умным и красивым.

А красота человека – в его внутреннем благородстве, высоких идеалах, достоинстве, мудрости жизни, которую можно выразить словами Ницше: «тот, кто имеет чем жить, может вынести любое как».

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

Ст преп Корнеева В А ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ Понятие мировоззрения его... Античная философия... План...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Роль языка

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
1. Что такое философия и ее основные проблемы. 2. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Особенности философского мировоззрения. 3. Социальные функции философии.

Почему же нужно изучать философию?
1) На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что повышает теоретический уровень научных исследований. Она развивает духовный мир человека, его нравс

IV. Логические типы философского знания
  Итак, мы видим, что философия как система имеет свои специфические вопросы, которые она должна решать. Даже отвечая на вопрос — «Что такое философия?», каждый философ, в зависимости

Фалес (625 - 547 до н.э.).
Фалес и его милетская школа открывает как бы первое поколение греческих философов. Главные проблемы: · первооснова всего сущего; · проблема изменения всего сущего;

Атомизм.
Кризис вызванный апориями Зенона, требовал новых непривычных идей, это удалось сделать древним атомистам (Левкинн и Демокрит). Они предположили, что вещество, пространство и время нельзя делить бес

Пифагорейцы.
Пифагор первый, назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе. Он так же занят проблемой субстанции, но обратил внимание на количественную сторону вещей. Все

Представители: Протагор (480-410), Горгий (483-375), Продик и др.
  «Софисты» - знаток, мастер, мудрец. Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе, стали профессиональными преподаватели мудрости. Греция в V в. до н.э. –

Афинская школа.
С этой школой связаны имена великих мудрецов античности: Сократ, Платон, Аристотель.   Сократ (469-399 гг. до н.э.) Его имя стало выражение мудрости

ІV Учение об идеальном государстве.
Удовлетворятьб потребности человек может только сообща, это первый мотив создания государства. Пытается создать модель идеального государства, основанием которого выступают Благо, Справедливость. К

Этика Аристотеля.
Учение о нравственности строится на основе объективной телеологии. Цель человека – благо, добродетель. Добродетельно то, что служит интересам общества. Он выделяет добродетели интеллектуальные и во

Учение о государстве.
По мнению Аристотеля причина возникновения государства – естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Первым результатом общественной жизни была семья. В работе «Полити

Учение о бытии.
Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Чтобы поддерживать бытие мира, Бог его творит вновь и вновь. Мир один в мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Бог свер

Схоластика.
Яркая фигура – Ансельм Кентербирийский. Он классический схоласт. Это философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь абсолютное подчинение мысли авторитету догмата.

II. Эпоха Возрождения
Эта эпоха знаменует собой огромный прогресс в развитии материальной и духовной культуры в странах Западной Европы и прежде всего в Италии. Точно о хронологических рамках сказать трудно, но многие и

Философия Нового времени
1. Научные предпосылки ФНВ. 2. Проблемы гносеологии: а) английский сенсуализм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк); б) рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц); в) ми

Бог одинаково себя проявляет во всех модусах
БС и ее атрибуты – это творящая природа (natura naturata) –творящий саму себя, а модусы это произведенная природа. Природа одновременно субстанция –

Социально- философские воззрения.
    Г. Лейбниц как бы завершает философию XVIII в. и наступает эпоха Просвещения и французского материализма XVIII в. Это время кризиса феодализма во Фра

Общая характеристика.
Итак, философия эпохи Просвещения реализовалась в лозунгах и идеалах Французской буржуазной революции (1789-1794 гг.). Это было крупнейшее событие XVIII в., что послужило толчком к развитию и самой

Философия Иммануила Канта
Открывают первую страницу немецкой классической философии выдающийся мыслитель и философ Иммануил Кант (1724-1804), он как бы завершает эпоху просвещения и становится её критиком, особенно рационал

ЭИТИКА И.КАНТА
Основные положения этики И.Канта изложены в его работе «Критика практического разума», именно здесь звучит вопрос – что я должен делать? Он исходит из того, что важнейшая задача философии воспитани

Натурфилософия
Шеллинг известен как идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма» (это главная его философская работа). Ядром философии Шеллинга является категория Абсолюта

Практическая философия
Здесь главная проблема – свобода, от неё зависит создание «второй природы» - правовой системы общества. Государства с правовой системой должны объединятся в федерацию для прекращения войн и установ

Философия Георга Гегеля (1770-1831 гг.)
Завершением идеализма в классической немецкой философии стала философская система Г.Гегеля, основные идеи которой изложены в таких работах: «Феноменология духа», «Наука о логике», «Философия природ

Абсолютный дух.
АД – вечная действительная Истина. Она проходит три ступени развития: искусство, религия, философия. Искусство и религия по отношению к истории лишены самобытности, своей логики и собственной истор

Роль личности в истории.
Тип личности определяется общественной средой: какова среда, таково и мнение. Но чем определяется характер самой среды – ответа нет. Замкнутый круг – какова среда – такова и личность, с друг

Какие же основные проблемы здесь ставит Маркс?
1) Прежде всего – доказать, что общество саморазвивающаяся система и ее развитие есть закономерный объективный естественно - исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Но у него

Сущность философского учения Г.Сковороды
(1722 – 1794 г.г.)   Сущность счастья человека, смысла человеческого бытия в реальной земной жизни, разработка общефилософской концепции мира и человека – гл

Основные направления современной философской мысли.
  1. Современные модели философского мышления. 2. Позитивизма: эволюция и основные идеи. 3. Марксизм и его место в истории философии. 4. Иррационалистически

Постпозитивизм.
В 70-90 годы ХХ века широкое распространение получают «критический реализм», «методология науки», «герменевтика», «интуитивизм» и другие философские школы. Особое место занимает критически

Основы философского понимания мира: бытие, мате­рия, её основные свойства и способы существования.
1. Природа и история - основные формы бытия мира. 2. Философское понятие материи. Движение, пространство, время-способы существования материи. 3. Современная наука о строении мате

Что такое природа?
1. Природа в широком смысле- вся Вселенная вместе с человеком. 2. В узком смысле – биосфера – область жизни ( 1802 г. её открывает фр.учёный Ламарк), тонкая оболочка земли

Атрибуты материи
Движение – это любое изменение, это коренной способ существования материи. Оно объективно, абсолютно и относительно, неуничтожимо, единство прерывного и непрерывного, конечного и б

Пространство и время.
Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяжённость и определённый порядок взаимосвязи. Элементами пространства являются точка, объем, дли

Специфика противоречий определяется своеобразием процесса их возникновения, степенью агрегации, особенностями их разрешения.
3. Существует классификация противоречий: 1. По характеру возникновения: ü необходимые (вытекают из сущности системы); ü случайные (не вытек

C. Закон отрицания отрицания.
ПЛАН 1. Категория диалектического отрицания. 2. Понятие «отрицания отрицания». 3. Сущность закона отрицания отрицания. 1.Это закон, который указ

Синергетика
Диалектика – это один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика -–это философское учение о всеобщих (универсальных связях бытия и развития всего сущего)

Сознание и познавательная деятельность человека.
I. Сущность сознания, его структура и функции. II. Познание как отражение действительности. III. Уровни познания: чувственное и рациональное.

Структура сознания.
Сознание структурно организовано, это система, которая состоит из элементов, которые находятся в определённых отношениях. 1) сознание – есть понимание, а понимание неразрывно связано с соз

Теория познания.
I. Субъект и объект познания. II. Структура познавательной деятельности. III. Познание как процесс. IV. Истина и её критерии.  

Структура познавательной деятельности
Проблема познания предполагает выяснение познавательных способностей субъекта, чем он располагает, каковы его средства, которые могут дать истинное знание. Человек познаёт мир с помощью со

Методы и формы научного познания.
I. Специфика научного познания. II. Методы познания: эмпирический, теоретический. III. Формы научного познания. Наука – это сфера исследова

Формы научного познания
1. Проблема (преграда, задача). Это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Наука развивается от постановки проблемы к их решению и

ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ И ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА. СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
  1. Понятие человека в истории философской мысли. 2. Природная основа и социальная сущность человека. 3. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индиви

О Б Щ Е С Т В О К А К С И С Т Е М А
    ОСНОВНАЯ ИДЕЯ: Общество - это мир духовно-практической деятельности человека в ее разнообразных формах.     “Д

МАТЕРИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.
1. Понятие материального производства, его место и роль в системе общественного производства. 2. Способ производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА
Основная идея темы: Духовное есть подлинно- человеческое в человеке, основное его богатство. Н.А.Бердяев "Человечность связана с духовностью... Завоевание д

Общественное бытие - это сам человек, живое и деятельное, радующееся и страдающее существо.
Общественное сознание имеет социальную природу.Оно возникает из общественной практики как результат производственной, семейно-бытовой и иной деятельности человека. Различн

Эмоционально-волевые функции.
Это прежде всего отношениечеловека к социальному миру на психологическом уровне и существует в форме эмоций, чувств, настроений. Здесь складывается умонастроениече

Исторический релятивизм».
Сегодня существуют несколько подходов в анализе общества. Если говорить предельно широко – то это философский идеализм, начиная с Платона и Гегеля и философский материализм (Демокрит, марксизм). Дл

Общественный прогресс
Не всякое развитие есть прогресс. Прогресс есть переход от низшего к высшему. Отсюда его признаки: 1) поступательная направленность социальных процессов; 2)усложнение;3) повышение уровня о

КУЛЬТУРА, ЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
1. Понятие культуры в философии. 2. Социальная обусловленность культуры. 3. Особенности современной мировой культуры. 4. Цивилизация и культура.  

Цивилизация и культура.
Под цивилизацией обычно понимают историческую ступень в развитии человечества, которая начинается после варварства. Первый признак цивилизации – уровень развития культуры и общества. Кант

Какие же это проблемы глобального значения?
Ø Разрушение биосферы – идет катастрофическая потеря биологического потенциала, разрушение плодородия земли, проблема чистой воды (2мрд. чел. имеет доступ к чистой воде), проблема кис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги