Роль языка

Изменяя природу, человек изменяется сам, различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В общении появляется язык, как система символов, который необходим для осмысления социального опыта. Язык – величайший революционер, он обеспечил формирование нового типа опыта, а именно идеальную форму предметного мира. Изготовление даже примитивного предмета требует мышления, сознательного использования жизненного опыта. До человека существовало дологическое, то есть наглядно-образное мышление. И сейчас есть важные средства человеческой коммуникации – жест, ритм, мимика, выражение глаз и т.д. Но наиболее адекватно мысль выражается в языке, т.к. само слово уже есть общее. Даже внутренняя речь осознана и требует оформления. Конечно, восприятия сложнее, чем то, что определяется словом. Не все в наших переживаниях осознанно. Но то, что родилось в мысли, требует своего осмысления, хочет быть услышанным.

Все знают о «муках слова». Фет писал:

Как беден наш язык!

- Хочу и не могу.

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною,

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец,

Пред этой ложью роковою.

Человек не может в одиночку «удержать человеческую суть сознания». Если абсолютно изолировать человека на полтора месяца, это приведет к гибели его сознания. Поэтому органически человеческое сознание возможно лишь как общественное. Оно человеческое потому, что осознает все, что сделано предыдущими поколениями. Язык – это история человеческого сознания в словах. Познавая язык, человек становится личностью, а значит, существом историческим. Исторический человек начинается с момента осознания себя и своей истории. Ясперс считал, что конец мифологии начинается тогда, когда человек ищет опору в самом себе и в своей истории (500 лет до н.э.). Человек живет ни только настоящим, ему нужен прошлый опыт поколений, поэтому большое значение в становлении человека имеет письменность.

Таким образом, можно представить становление человека в виде процесса:

1) П-Д-П1-(потребность – деятельность – новая потребность)

ор

2) П - Д-П1

тр

ор общ

3) П - - Д-П1

тр отн

ор общ созн

4) П - - - Д-П1

тр отн язык

ор общ созн цели

5) П - - - Д-П1

тр отн язык интересы

6) П-СТД-П1 (СТД – свободная творческая деятельность)

Можно добавить – становление человека – орудие труда – труд – коллектив – язык – рука – походка.

Формирование человека происходит в обществе, где он создает уникальное человеческое бытие, это вытекает из философской концепции антропологизма, т.е. учения о социальной и биологической сущности человека. Человек часть природы, живое телесное существо, имеет родовидовые признаки, свои устойчивые вариации – Раса – набор определенного генотипа, который выражается в специфических анатомических и физиологических признаках.

Природно-биологическая организация оказывает влияние на жизнь человека – большую часть своего времени всех сил человек использует для удовлетворения своих биологических потребностей. Это составляет основное содержание материального производства, этому была подчинена и социальная организация людей – род – племя – семья – государство, моральные и правовые нормы.

Но человек делает себя человеком в обществе. Они возникли и формировались в единстве, это длительный процесс, который насчитывает несколько миллионов лет.

III. С точки зрения К.Маркса - «человек» - это предельно общее понятие, которым обозначают субъекта исторической деятельности, познания и общения.

Оно употребляется для характеристики всеобщих качеств и потребностей, присущих всем людям.

Маркс стремится подчеркнуть, что существует такая исторически развивающаяся общность как человеческий род, человечество, которое отличается от всех материальных систем способом жизнедеятельности.

Для изучения отдельного человека философии (да и в педагогике и психологии) применяется понятие «индивид» - это отдельный человек, представитель человеческого рода. «Индивидуальность» - особенности, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду, ее самобытность. Ф.Ницше говорил: «Прежде всего, не смешивай меня с другим». Что касается «индивидуализма» - то это означает замкнутость человека на самом себе, противопоставление себя другим и миру в целом.

Говоря о «личности», философия имеет ввиду социальные качества индивида, приобретенные в общественной жизни (воспитание, самовоспитание). Личность – это совокупность всех общественных отношений. Она обладает прежде всего духовными качествами, динамична, творит свою судьбу по меркам собственного идеала. Личность – это всегда творчество, победа и поражение, преодоление рабства и обретение свободы. Личность – это целый мир человека, он несет на себе печать конкретной эпохи (Чичиков, Тарас Бульба).

Структура личности:

1) биологическая подсистема (темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики);

2) психологические элементы (память, эмоции, ощущения, восприятие мышления, воля);

3) подструктура социального типа (приобретенные знания, навыки, умения, привычки);

4) подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, убеждения, кругозор, индивидуальная картина мира).

Различают биологическое и социальное внутри этих структур. Личность необходимо рассматривать в связи с деятельностью.

Социализация личности: (развитие, воспитание, вхождение человека в социальную среду, приобщение к системе социальных связей.

Человек здесь субъект и объект социальных отношений. Он формируется через общение с другими. Без общества невозможна ни самооценка, ни самосознание. Даже Сократ в своем принципе «познай самого себя» - рассчитывает на помощь из вне – «Дайминион» – сила, сообщающая ему смысл всего мироздания.

Он имеет свою среду обитания – социальный мир, где переплелись хаос и гармония, разум и безумие, любовь и ненависть. Человек свободен и несвободен. Несвободен, т.к. существует внешний мир, который диктует выбор форм и способов деятельности. «Человек рожден, чтобы быть свободным, а между тем он везде в оковах». (Руссо).

Но он и свободен – это его фундаментальная ценность, но она должна иметь пределы – иначе превратится в произвол. Личная свобода должна предполагать свободу другого. Свобода предполагает ответственность и долг.

Если такие понятия как «труд» - «познание» - «культура» - выражают сущность человека творящего, то понятие – «свобода» - «смысл жизни» - «цель» - «счастье» - раскрывают человека, ищущего себя в этом мире.

Таким образом, человек сложный синтез биологического и социального. Он живет по законам двух миров – природного и социального. В социальной среде человек формируется как личность. Биологическое и социальное наслоились друг на друга. Но под воздействием социального природное становится культурным, благородным. Граница между природным и человеческим – в приобщении к культуре. Под влиянием социального биологическое изменяется, может носить негативный характер (снижение физических нагрузок, идет разрушение биосферного, природного в человеке).

Таким образом, Человек – это живое телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой процесс сознательного, целенаправленного преобразования природы и самого человека, процесс, который основывается на материальном производстве и совершающийся в системе общественных отношений.

IV. Смысл жизни – в самой жизни. Творить добро, значит, творить жизнь – в этом великое предназначение человека. Его миссия в том, чтобы помешать миру исчезнуть. В нем есть все и он способен к созиданию жизни во всех ее проявлениях, и если может – значит обязан. Смысл в том, чтобы состоятся человеком, творцом и созидателем. Кто не ценит жизнь, тот не достоин ее (Леонардо да Винчи).

Понятия «цель» и «смысл жизни» однозначно определить трудно. Они во много зависят от религиозных, атеистических, философских, этических и практических установок личности. Это вопросы о том, зачем и ради чего живет человек?

Понятие «смысл» связано с понятием «содержание» - все бессодержательное лишено смысла.

Далее, о какой жизни мы должны заботиться? О вечной или о том кратком миге, который зовется земной жизнью? Если это так, то прав Сократ – смысл земной жизни в подготовке к вечной. Тело – темница души, стоит ли заботится о нем, а тем более любить.

В средние века – аскетизм, умерщвление плоти – высшая добродетель.

Эпоха Ренессанса нравственно реабилитировала земные радости и чувственные страсти человека. Смысл и цель – достижение счастья и блаженства на основе познания земного мира. Но гуманизм возникает вместе с индивидуализмом – (индивид видит цель жизни в самом себе, а смысл – в получении удовольствия, безнравственных наслаждений нет). Такой индивид становится опасны для других и общества.

Эгоцентризм ведет к анархизму, нигилизму, к бунту против любого общественного порядка.

Наряду с возвеличиванием собственного «Я», в философии существует противоположная тенденция отрицание достойной цели, ценности человека. Особо звучит это в философии экзистенциализма – жизнь бессмысленна и абсурдна – смерть есть проявление высшей свободы и это цель существования («учиться жить – значит учиться умирать» К.Ясперс).

В культе страдания, в воспевании смерти, во всем тотальном пессимизме находят отражения не только трагизм исторической эпохи, но и зыбкость человеческого существования.

Проблема смысла и цели нашего бытия всегда была в центре и художественной литературы. Вспомним «Фауста» Гете, где в основе интриги лежат поиски смысла и цели жизни. Фауст с горечью отмечает, что он прожил жизнь и не знает, в чем ее смысл:

«Я богословьем овладел, над философией карпел,

Юриспруденцию долбил и медицину изучил,

Однако я при этом всем,

Был и остался дураком».

Он проживает долгую жизнь, полную поисков и любовных приключений, но не увидел смысла жизни и лишь на склоне лет, в своей второй старости понимает – жить надо не для себя, а для других. Это прозрение стоит ему жизни, но его душу Мефистотель не получает, ее берет Бог!

В заключение скажем – Жизнью надо дорожить,

Чтоб до старости прожить,

Постараться быть счастливым,

Добрым, умным и красивым.

А красота человека – в его внутреннем благородстве, высоких идеалах, достоинстве, мудрости жизни, которую можно выразить словами Ницше: «тот, кто имеет чем жить, может вынести любое как».