рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МАТЕРИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.

МАТЕРИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА. - раздел Философия, ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. 1. Понятие Материального Производства, Его Место И Роль В Системе Общественно...

1. Понятие материального производства, его место и роль в системе общественного производства.

2. Способ производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

3. Экономические отношения и экономические интересы.

 

I Мы уже знаем, что в ходе исторического развития выработалось наиболее широкое понятие общества как совокупной деятельности людей, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизнедеятельности. Деятельность это специфическая человеческая форма активного отношения к миру, это осмысление, изменение и преобразование этого мира согласно его потребностей.

Главным элементом деятельности является человек (субъект), объект – все, на что направлены его действия (вещи, орудия и средства производства). Необходимым элементом всякого социального действия являются связи, отношения между основными факторами деятельности.

Можно выделить 4 элемента: 1) люди (субъекты); 2) вещи (объекты); 3) символы (язык, звуковая и письменная речь, различного рода информация); 4) связи между ними (отношения).

Общество – это единство многообразного: потребностей и интересов людей, их идеалов и поступков. Это большие и малые социальные группы, великие и незаметные личности, единство экономики и политики, науки и религии, морали и права, прошлого и настоящего. Это система со своими связями и отношениями, собственной структурой и логикой развития.

Общество как целостная система обладает рядом свойств: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие и самодостаточность (способность собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия существования человека – это главное отличие общества).

Следует выделить целый комплекс общественных сфер: материальную, духовную, социальную, политическую, где человек действует и проявляет свою сущность.

В социальной философии для характеристики человека как производителя вводится понятие – «производство общественной жизни» - это создание людьми всех форм своей совместной жизни: материальной, духовной, производство самого человека как личности, как субъекта исторического процесса. Сюда включается вся непроизводственная сфера.

Но особая роль в общественной жизни принадлежит материальному производству. Все, что есть в обществе – создано трудом, умом и творчеством человека. Жизнь без труда «позорна и несчастна, труд нужен как радость и молитва, как воздух» (К. Маркс). В трудовой деятельности человек становится сознательным, активным, познающим и созидающим предметный мир (свою человеческую культуру – вторую природу). Именно труд помогает нам понять историю людей как историю их индивидуального развития. Трудовая деятельность стала основным способом существования человека, его «визитной карточкой» в этом мире.

Материальное производство – это сторона общественного производства, которая связана, прежде всего, с удовлетворением первичных потребностей. Без потребностей нет производства, оно было бы бесполезным и наоборот, без производства нет потребностей.

Таким образом, оно выступает основой существования и развития общества не только в силу производства одних и рождения новых потребностей, но это и основная сфера приложения общественного труда, распределения, обмена и потребления разного рода предметов и услуг.

Здесь формируются производственные отношения, которые составляют непосредственный базис социального развития человека и общества.

Пока существует социальная действительность, ведущим мотивом ее производства будет выступать основной экономический интерес, определяемый типом собственности на средства производства.

 

II Для исследования материального производства социальная философия вводит понятие «способ производства». Это помогает выяснить механизм функционирования и развития материального производства и его влияние на различные явления общественной жизни и общества в целом. Во-вторых, сложившиеся разделения труда и отношения собственности, определенное появление и развитие классов, социальных групп. Он во многом обуславливает политическую и духовную жизнь общества. Источником развития экономической жизни являются, прежде всего, экономические потребности человека и самого производства. Экономические потребности выступают как необходимость. Эти потребности расширяются, меняются качественно (закон возвышения потребностей). Рост потребностей стимулирует развитие производства, а оно в свою очередь, влияет на рост потребления – это важно учитывать на практике.

Способ производства (СП) – это органическое единство производительных сил и производственных отношений, т. к. в процессе производства необходимо различать: что производится и как производится. Способ материального производства характеризует внутреннюю, всеобщую и необходимую связь общества с природой как объектом (субъектно-объектные отношения). Но люди, производя, не могут не вступать в отношения друг с другом и образуют так называемые субъектно-субъектные отношения (производственные отношения).

Производительные силы – созданные обществом средства производства и прежде всего орудия труда (современная техника, технологии, транспорт). Они играют очень важную роль и по словам К.Маркса – одна эпоха отличается от другой не тем, что производит, а тем, как производит, какими орудиями труда. Это вещественная сторона производительных сил, с помощью которой люди воздействуют на природу, преобразуют ее согласно своим потребностям. Главным элементом производительных сил выступают люди, приводящие в действия орудия труда и осуществляющие материальное производство. Производительные силы составляют основу технологического производства и выражают отношение человека к природе. В XX веке заявила о себе наука как производительная сила. Человек пробуждает свои силы, способности, знания, навыки и пр.

Таким образом, производительные силы (ПС) включают естественные силы (уровень развития работника, науки, технологии, методы управления и т.д.), отношение человека к труду – человеческий фактор – главная производительная сила.

Производственные отношения.

Это та социальная форма, в рамках которой осуществляется процесс производства, как люди связаны и взаимодействуют между собой в рамках совместного труда. Они имеют свою структуру. Сюда включается, прежде всего, отношения собственности на средства производства – кто владеет, кто использует, кто распоряжается (индивид, социальная группа, государство), здесь люди делятся на имущих и неимущих;

2. Отношения в ходе производства – место, функции участников совместного труда (начальник - подчиненный);

3.Отношения распределения и присвоения;

4. Отношения обмена (рабочие – крестьяне, центр - регионы);

5. Рыночные отношения (купли-продажи).

Определяющей основой производственных отношений являются отношения собственности, определяющие тип отношений (господства и подчинения, сотрудничества, человечные, бесчеловечные, труд свободен или несвободен, от них зависит обмен деятельностью, величина и способ получения производственного продукта и т. п.). Характер производственных отношений определяет экономическую структуру общества, его типы (феодализм, капитализм и пр.).

Производительные силы и производственные отношения неразрывно связаны как две стороны единого производства. Производительные силы объективно требуют определенных производственных отношений (ПО). Эта взаимосвязь определяется тремя законами: 1) закон обязательного соответствия ПО уровню и характеру ПС; 2) закон определенного значения ПС; 3) закон активной роли ПО.

Эти законы действуют в единстве, проявляют себя как законы деятельности субъекта, - классов, социальных групп. Характер действия законов может меняться и последствия могут быть различны (положительные или разрушительные). Когда идет замена одного способа другим – закон соответствия ПО и ПС – действует положительно, стабилизирует данный способ производства (СП). Но когда ПО – превращается в оковы и подлежат замене – закон действует разрушительно. Могут действовать и другие законы – закон определяющей роли ПС выступает как условие, как средство несоответствия ПС и ПО, а закон активной роли ПО проявляет себя как сдерживающая сила развития ПС.

ПС – только тогда активны, когда охвачены человеческой деятельностью и ПО (производственными отношениями), вне этого взаимодействия они лишь возможность и не могут оказывать влияние на общество.

Активная роль ПО проявляется в период становления нового способа производства. Здесь ПО – это объективная необходимость, как существенное явление и следовательно – как закон. С одной стороны ПО – есть форма функционирования и развития ПС, а с другой – они есть содержание экономического базиса, над которым возвышается идеологическая надстройка.

Базис – совокупность исторически определенных производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, активный фундамент на котором формируется многоликая надстройка.

Надстройка – политические, правовые, нравственные, религиозные и др. отношения, определенные идеи, теории, взгляды, представления, чувства, эмоции, т. е. идеология и психология социальных групп, классов общества и организационно – практические формы закрепления и проявления этих отношений через учреждения и институты: государство, политические партии, творческие союзы и т. п. (идеи – отношения – учреждения и организации).

Базис и надстройка регулируются общесоциологическим законом определяющей роли базиса по отношению к надстройке и активное обратное влияние (Н) по отношению к (Б). Они объясняют, каким образом ПО определяет все другие стороны социальной жизни.

Развитие экономической жизни общества подчиняется определенным объективным законам: закон стоимости, закон ценообразования, закон экономии времени, закон капиталистического накопления и общественного воспроизводства и др.

Итак, материальное производство является важнейшей сферой общественной жизни, это основной и естественный способ существования человека в качестве социального существа. В труде человек проявляет себя как активный труженик, преобразователь мира и творец культуры.

 

III Большую роль в экономической жизни общества играют экономические отношения между людьми, от их совершенства зависит развитие способа производства, социальное равновесие и стабильность общества. С их содержанием связаны и проблемы социальной справедливости.

Экономические интересы – это непосредственное проявление их экономических отношений.

Они выступают как побудительные силы производственной деятельности, содержание и направленность их определяются содержанием существующих экономических отношений и их местом в системе данных отношений. Человек стремится реализовать свои интересы, которые связаны с их потребностями, как объективной необходимости поддержания жизнедеятельности. В интересах выражаются пути и способы удовлетворения потребностей. Взаимодействие экономических интересов составляет основное содержание экономической жизни общества.

Задача науки и практики – выработать принципы оптимального сочетания интересов различных социальных групп, их гармонию.

Экономические интересы и удовлетворение потребностей выступают важными моментами в механизме действия экономических законов, которые есть не что иное, как законы производственной деятельности людей и их экономических отношений.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

Ст преп Корнеева В А ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ Понятие мировоззрения его... Античная философия... План...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МАТЕРИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
1. Что такое философия и ее основные проблемы. 2. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Особенности философского мировоззрения. 3. Социальные функции философии.

Почему же нужно изучать философию?
1) На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что повышает теоретический уровень научных исследований. Она развивает духовный мир человека, его нравс

IV. Логические типы философского знания
  Итак, мы видим, что философия как система имеет свои специфические вопросы, которые она должна решать. Даже отвечая на вопрос — «Что такое философия?», каждый философ, в зависимости

Фалес (625 - 547 до н.э.).
Фалес и его милетская школа открывает как бы первое поколение греческих философов. Главные проблемы: · первооснова всего сущего; · проблема изменения всего сущего;

Атомизм.
Кризис вызванный апориями Зенона, требовал новых непривычных идей, это удалось сделать древним атомистам (Левкинн и Демокрит). Они предположили, что вещество, пространство и время нельзя делить бес

Пифагорейцы.
Пифагор первый, назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе. Он так же занят проблемой субстанции, но обратил внимание на количественную сторону вещей. Все

Представители: Протагор (480-410), Горгий (483-375), Продик и др.
  «Софисты» - знаток, мастер, мудрец. Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе, стали профессиональными преподаватели мудрости. Греция в V в. до н.э. –

Афинская школа.
С этой школой связаны имена великих мудрецов античности: Сократ, Платон, Аристотель.   Сократ (469-399 гг. до н.э.) Его имя стало выражение мудрости

ІV Учение об идеальном государстве.
Удовлетворятьб потребности человек может только сообща, это первый мотив создания государства. Пытается создать модель идеального государства, основанием которого выступают Благо, Справедливость. К

Этика Аристотеля.
Учение о нравственности строится на основе объективной телеологии. Цель человека – благо, добродетель. Добродетельно то, что служит интересам общества. Он выделяет добродетели интеллектуальные и во

Учение о государстве.
По мнению Аристотеля причина возникновения государства – естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Первым результатом общественной жизни была семья. В работе «Полити

Учение о бытии.
Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Чтобы поддерживать бытие мира, Бог его творит вновь и вновь. Мир один в мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Бог свер

Схоластика.
Яркая фигура – Ансельм Кентербирийский. Он классический схоласт. Это философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь абсолютное подчинение мысли авторитету догмата.

II. Эпоха Возрождения
Эта эпоха знаменует собой огромный прогресс в развитии материальной и духовной культуры в странах Западной Европы и прежде всего в Италии. Точно о хронологических рамках сказать трудно, но многие и

Философия Нового времени
1. Научные предпосылки ФНВ. 2. Проблемы гносеологии: а) английский сенсуализм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк); б) рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц); в) ми

Бог одинаково себя проявляет во всех модусах
БС и ее атрибуты – это творящая природа (natura naturata) –творящий саму себя, а модусы это произведенная природа. Природа одновременно субстанция –

Социально- философские воззрения.
    Г. Лейбниц как бы завершает философию XVIII в. и наступает эпоха Просвещения и французского материализма XVIII в. Это время кризиса феодализма во Фра

Общая характеристика.
Итак, философия эпохи Просвещения реализовалась в лозунгах и идеалах Французской буржуазной революции (1789-1794 гг.). Это было крупнейшее событие XVIII в., что послужило толчком к развитию и самой

Философия Иммануила Канта
Открывают первую страницу немецкой классической философии выдающийся мыслитель и философ Иммануил Кант (1724-1804), он как бы завершает эпоху просвещения и становится её критиком, особенно рационал

ЭИТИКА И.КАНТА
Основные положения этики И.Канта изложены в его работе «Критика практического разума», именно здесь звучит вопрос – что я должен делать? Он исходит из того, что важнейшая задача философии воспитани

Натурфилософия
Шеллинг известен как идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма» (это главная его философская работа). Ядром философии Шеллинга является категория Абсолюта

Практическая философия
Здесь главная проблема – свобода, от неё зависит создание «второй природы» - правовой системы общества. Государства с правовой системой должны объединятся в федерацию для прекращения войн и установ

Философия Георга Гегеля (1770-1831 гг.)
Завершением идеализма в классической немецкой философии стала философская система Г.Гегеля, основные идеи которой изложены в таких работах: «Феноменология духа», «Наука о логике», «Философия природ

Абсолютный дух.
АД – вечная действительная Истина. Она проходит три ступени развития: искусство, религия, философия. Искусство и религия по отношению к истории лишены самобытности, своей логики и собственной истор

Роль личности в истории.
Тип личности определяется общественной средой: какова среда, таково и мнение. Но чем определяется характер самой среды – ответа нет. Замкнутый круг – какова среда – такова и личность, с друг

Какие же основные проблемы здесь ставит Маркс?
1) Прежде всего – доказать, что общество саморазвивающаяся система и ее развитие есть закономерный объективный естественно - исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Но у него

Сущность философского учения Г.Сковороды
(1722 – 1794 г.г.)   Сущность счастья человека, смысла человеческого бытия в реальной земной жизни, разработка общефилософской концепции мира и человека – гл

Основные направления современной философской мысли.
  1. Современные модели философского мышления. 2. Позитивизма: эволюция и основные идеи. 3. Марксизм и его место в истории философии. 4. Иррационалистически

Постпозитивизм.
В 70-90 годы ХХ века широкое распространение получают «критический реализм», «методология науки», «герменевтика», «интуитивизм» и другие философские школы. Особое место занимает критически

Основы философского понимания мира: бытие, мате­рия, её основные свойства и способы существования.
1. Природа и история - основные формы бытия мира. 2. Философское понятие материи. Движение, пространство, время-способы существования материи. 3. Современная наука о строении мате

Что такое природа?
1. Природа в широком смысле- вся Вселенная вместе с человеком. 2. В узком смысле – биосфера – область жизни ( 1802 г. её открывает фр.учёный Ламарк), тонкая оболочка земли

Атрибуты материи
Движение – это любое изменение, это коренной способ существования материи. Оно объективно, абсолютно и относительно, неуничтожимо, единство прерывного и непрерывного, конечного и б

Пространство и время.
Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяжённость и определённый порядок взаимосвязи. Элементами пространства являются точка, объем, дли

Специфика противоречий определяется своеобразием процесса их возникновения, степенью агрегации, особенностями их разрешения.
3. Существует классификация противоречий: 1. По характеру возникновения: ü необходимые (вытекают из сущности системы); ü случайные (не вытек

C. Закон отрицания отрицания.
ПЛАН 1. Категория диалектического отрицания. 2. Понятие «отрицания отрицания». 3. Сущность закона отрицания отрицания. 1.Это закон, который указ

Синергетика
Диалектика – это один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика -–это философское учение о всеобщих (универсальных связях бытия и развития всего сущего)

Сознание и познавательная деятельность человека.
I. Сущность сознания, его структура и функции. II. Познание как отражение действительности. III. Уровни познания: чувственное и рациональное.

Структура сознания.
Сознание структурно организовано, это система, которая состоит из элементов, которые находятся в определённых отношениях. 1) сознание – есть понимание, а понимание неразрывно связано с соз

Теория познания.
I. Субъект и объект познания. II. Структура познавательной деятельности. III. Познание как процесс. IV. Истина и её критерии.  

Структура познавательной деятельности
Проблема познания предполагает выяснение познавательных способностей субъекта, чем он располагает, каковы его средства, которые могут дать истинное знание. Человек познаёт мир с помощью со

Методы и формы научного познания.
I. Специфика научного познания. II. Методы познания: эмпирический, теоретический. III. Формы научного познания. Наука – это сфера исследова

Формы научного познания
1. Проблема (преграда, задача). Это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Наука развивается от постановки проблемы к их решению и

ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ И ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА. СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
  1. Понятие человека в истории философской мысли. 2. Природная основа и социальная сущность человека. 3. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индиви

Роль языка
Изменяя природу, человек изменяется сам, различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В общении появляется язык, как система символов, который необходим для осмысления социального опыт

О Б Щ Е С Т В О К А К С И С Т Е М А
    ОСНОВНАЯ ИДЕЯ: Общество - это мир духовно-практической деятельности человека в ее разнообразных формах.     “Д

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА
Основная идея темы: Духовное есть подлинно- человеческое в человеке, основное его богатство. Н.А.Бердяев "Человечность связана с духовностью... Завоевание д

Общественное бытие - это сам человек, живое и деятельное, радующееся и страдающее существо.
Общественное сознание имеет социальную природу.Оно возникает из общественной практики как результат производственной, семейно-бытовой и иной деятельности человека. Различн

Эмоционально-волевые функции.
Это прежде всего отношениечеловека к социальному миру на психологическом уровне и существует в форме эмоций, чувств, настроений. Здесь складывается умонастроениече

Исторический релятивизм».
Сегодня существуют несколько подходов в анализе общества. Если говорить предельно широко – то это философский идеализм, начиная с Платона и Гегеля и философский материализм (Демокрит, марксизм). Дл

Общественный прогресс
Не всякое развитие есть прогресс. Прогресс есть переход от низшего к высшему. Отсюда его признаки: 1) поступательная направленность социальных процессов; 2)усложнение;3) повышение уровня о

КУЛЬТУРА, ЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
1. Понятие культуры в философии. 2. Социальная обусловленность культуры. 3. Особенности современной мировой культуры. 4. Цивилизация и культура.  

Цивилизация и культура.
Под цивилизацией обычно понимают историческую ступень в развитии человечества, которая начинается после варварства. Первый признак цивилизации – уровень развития культуры и общества. Кант

Какие же это проблемы глобального значения?
Ø Разрушение биосферы – идет катастрофическая потеря биологического потенциала, разрушение плодородия земли, проблема чистой воды (2мрд. чел. имеет доступ к чистой воде), проблема кис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги