рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Афинская школа.

Афинская школа. - раздел Философия, ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. С Этой Школой Связаны Имена Великих Мудрецов Античности: Сократ, Платон, Арис...

С этой школой связаны имена великих мудрецов античности: Сократ, Платон, Аристотель.

 

Сократ (469-399 гг. до н.э.)

Его имя стало выражение мудрости. Сократ проводил грань между материальным миром и духовным миром человека. Человек внутренне не пуст, у него есть разум и отсюда «познай самого себя». Он искренне считал, что сам Бог обязал человека изучать философию, она есть истинный путь к Богу! Главная цель Сократа – восстановить авторитет знания, который поколебали софисты. Они пренебрегали истиной ради денег и богатства. Для Сократа: истина – его возлюбленная, он верен ей и жил в бедности. В центре его учения – человек, а главная задача научить человека критически мыслить, находить в себе духовное начало. Сократ заявлял, что – он представлен к афинскому народу как овод к коню, чтобы человек не забывал думать о своей душе.

Как приобрести знания? Он разрабатывает диалектический метод, который состоял из иронии и майевтики (рождение мысли, понятия). Цель «майевтики» - это всестороннее обсуждение какого-либо предмета, выяснения его сущности и выражение ее в понятии. Именно Сократ первый вывел знание на уровень понятия, именно его метод преследовал цель – достижение понятийного знания.

Природа как внешний мир – не познаваема, а познать можно только душу человека и его дела – это задача философии. Есть объективная истина, а это значит, что и нормы морали объективны – различие между добром и злом абсолютно, а не относительно.

Сократ размышлял над проблемой: «В чем природа и последняя реальность человека?». Ответ: человек – это его душа, и под душой он понимает разум, мыслящую активность, нравственно ориентированное поведение. В работе нуждается не столько тело, сколько душа и высшая задача учителя научить людей совершенствовать душу. А наградой будут свобода и счастье. Свобода связана с самообладанием. Господство рациональности над чувственной телесностью и есть свобода!

Ирония – это освобождение человека от самоуверенности. Критическое отношение к чужому мнению. Цель иронии – не разрушение нравственных устоев, а наоборот выработка общих представлений о том духовном начале, которое лежит в каждом человеке. Разум и нравственность – тождественны. Сократ уверен, что счастье есть осознанная добродетель, она вытекает из знания, человек знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.

У Сократа философия должна стать учением о том, как человеку жить. Основа человеческой жизни не отделима от духовных умений самого человека. Разум – основа жизни, он оберегает от дурных поступков, напоминает о долге.

Сократ ставит проблему общих понятий идей чувственно воспринимаемых вещей, родового общего (что такое красота?). Общее может быть обнаружено не чувствами, а разумом, оно как-то связано с вещами и при объяснении мира, событий надо начинать с общего (это верно!).

Главная идея Сократа – идея блага. Истинная нравственность – это знание того, что есть Благо, Прекрасное и в то же время полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и счастья.

Истина рождается в процессе диалога. Своими поисками общего он прожил дорогу к миру идей Платона и его диалектике.

Сократ, по словам Гегеля - «самая интересная фигура в древней философии, а так же всемирно-историческая личность. У него дух обращается к самому себе и воплотился в форме философской мысли».

 

 

Философия Платона (428-347 гг до н.э.)

В отличие от Сократа сведения о Платоне в основном верные. Его имя - Аристокл (светлый), Платон (широкоплечий) – прозвище. Он не только философ, но и мастер художественного слова. Платон считает, что осмысление бытия как целого дало нам философию и большего дара людям как этот дар Бога никогда не было и не будет. Сохранилось более 30 диалогов и работа «Государство».

Его философия глубоко продумана, это целостная система, куда включается антология, космология (учение о мире), космогония (учение о происхождении мира), психология (учение о душе), гносеология, этика, теология, социология. М ы остановимся лишь на некоторых из ни, а именно:

1. учение об идеях;

2. теория познания;

3. учение о государстве.

Он исходил из того, что мир по всей природе двойственен – видимый мир изменчивых предметов и невидимый – царство идеальных сущностей. В умном месте «topos noetos» находится особый класс идей, своеобразной проекцией которых выступают общие понятия. Они объективны, чувствительно не воспринимаемы, постигаются только разумом, они не подвластны никакому человеческому произволу. Идеи есть сущности вещей. Это не просто иной мир, он отличается как причина от следствия, оригиналы от копии, как всеобщее (неизменное) от единичного, как духовное от телесного. Они противостоят друг другу в ценностном отношении.

Мир идей божественен, совершенен, мудр и возвышается над неполноценным, призрачным миром чувств объектов. Идея Платона не только всеобщее, род, начало, причина, но и образ, образец. Идеи – источник бытия вещей, Демиург (божественный разум) взирая на идеи создает мир чувствительных вещей. Это целевая установка земного бытия. Задача человека – приближение к миру идей, где на вершине стоит идея Бога! Идея Блага – причина всего Правильного и Прекрасного. На земле она порождает свет и его владыку, а в сфере умопостигаемого она – сама владычица, от которой зависит истина и разумение и на нее должны взирать тот, кто хочет действовать сознательно в частной и общественной жизни.

С помощью диалектической триады «Единое – Ум – Мировая душа». Платон выстроил концепцию, которая позволяет объединить мир идей и структурировать их вокруг бытия. Основа всякого бытия и всей действительности – Единое, тесно связанное, сливающейся с Благом.

Единое – Благо – трансцендентно – находится за пределами чувствительного бытия. Единое – это организующий принцип бытия, задаёт границы, определяет неопределённое, даёт им форму (массе вещей, элементов): сущность, порядок, совершенство, высшие ценности. Единое, по Платону, есть принцип (сущность, субстанция) бытия; принципы истинности и познаваемости, ибо только то, что определенно – познаваемо; принцип ценностей, ибо именно ограничение влечёт за собой порядок и совершенствование. Вторая основа бытия –Ум – продолжение блага, одной из способностей души. Ум не только рассуждение, но и интуитивное постижение сущности вещей. Платон подчёркивает чистоту ума, отделяя от материальности. В тоже время, Ум воплощён в Космосе, в правильном и вечном движении неба,которое человек видит глазами. С другой – Ум – живое существо, дано предельно обобщённо, упорядоченно, совершенно и прекрасно. Ум и жизнь не разграничиваются. Ум тоже есть жизнь, только в природном обобщении.

Третья основа бытия – Мировая душа, она выступает в качестве начала, объединяет мир идей с миром вещей. Душа отличается от ума и тела принципом самодвижения, своей бестелесностью и бессмертием, но находит своё конечное осуществление в телах. Мировая душа – смесь идей и вещей, формы и материи. Структура идеального мира помогает понять структуру чувствительно воспринимаемого Космоса. Порядок и меру вносит в мир Разум – Демиург. Это не просто телесный Космос, в нем общее соединено с единичным, а космическое с человеческим. Зодчий создаёт копии подобно модели. Модель вечна. Вечен Творец. Чувственный мир телесен, смертен. Из хаоса Демиург создаёт Космос, это своего рода художественное произведение: он гармоничен, прекрасен, живёт, дышит. Он включает в свою структуру божественный Ум, Мировую душу, мировое тело. Космос управляется силами, которые образуют общие закономерности.

Как человек может приобщиться к миру идей, чтобы достичь желанного Блага? Человек у Платона дуалистичен – разумная душа и бренное тело – темница для души. Душа бессмертна, он верит в переселение душ («метемпсихоз» - перевоплощение душ). Она делится на три части:

· разумная – обречена к идеям;

· эфективно-волевая;

· чуственно-вожделяющая.

Теория познания, как теория припоминания (анамнезис) – душа вспоминает пребывание в мире идей, происходит как бы переоткрытие того, что знала раньше. В память человеческой души заложены идея Блага, Красоты, Соразмерности и др.

Он состоит на позициях рационализма – познание – это искусство рассуждать в общении, думать строго и логично, преодолевая противоречия.

Разрабатывает диалектику единого и многого, движения и покоя, анализирует диалектику понятий, что важно для логики мышления.

Создаёт первую систему из пяти категорий: сущее, движение, покой, тождество, различия. Одна категория вытекает из другой. Познание оказывается и нравственным очищением. Совпадение в самопостижении, самопознании Истины, Добра и Красоты – приводит человека к достижению Блага. Искусство, по Платону, не только не раскрывает истину, но и скрывает её, а риторика есть откровенная фальсификация истины.

Философия – это бесконечное и диалектическое стремление к истине, любовь к мудрости, как алогичный и эротический порыв души, который даёт ей возможность вспомнить своё изначальное бытие среди мудрых и прекрасных Богов.

Платоновский Эрос – сила, возращающая душам древние крылья и влекущая в завнебесные дали, Благу и Абсолюту. Тематика Эроса и любовная аналитика не только придали философии Платона известный шарм, но прежде всего, позволяют объяснить вечную, загадочную устремленность человека к Истине – Добру – Красоте.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

Ст преп Корнеева В А ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ Понятие мировоззрения его... Античная философия... План...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Афинская школа.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
1. Что такое философия и ее основные проблемы. 2. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Особенности философского мировоззрения. 3. Социальные функции философии.

Почему же нужно изучать философию?
1) На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что повышает теоретический уровень научных исследований. Она развивает духовный мир человека, его нравс

IV. Логические типы философского знания
  Итак, мы видим, что философия как система имеет свои специфические вопросы, которые она должна решать. Даже отвечая на вопрос — «Что такое философия?», каждый философ, в зависимости

Фалес (625 - 547 до н.э.).
Фалес и его милетская школа открывает как бы первое поколение греческих философов. Главные проблемы: · первооснова всего сущего; · проблема изменения всего сущего;

Атомизм.
Кризис вызванный апориями Зенона, требовал новых непривычных идей, это удалось сделать древним атомистам (Левкинн и Демокрит). Они предположили, что вещество, пространство и время нельзя делить бес

Пифагорейцы.
Пифагор первый, назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе. Он так же занят проблемой субстанции, но обратил внимание на количественную сторону вещей. Все

Представители: Протагор (480-410), Горгий (483-375), Продик и др.
  «Софисты» - знаток, мастер, мудрец. Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе, стали профессиональными преподаватели мудрости. Греция в V в. до н.э. –

ІV Учение об идеальном государстве.
Удовлетворятьб потребности человек может только сообща, это первый мотив создания государства. Пытается создать модель идеального государства, основанием которого выступают Благо, Справедливость. К

Этика Аристотеля.
Учение о нравственности строится на основе объективной телеологии. Цель человека – благо, добродетель. Добродетельно то, что служит интересам общества. Он выделяет добродетели интеллектуальные и во

Учение о государстве.
По мнению Аристотеля причина возникновения государства – естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Первым результатом общественной жизни была семья. В работе «Полити

Учение о бытии.
Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Чтобы поддерживать бытие мира, Бог его творит вновь и вновь. Мир один в мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Бог свер

Схоластика.
Яркая фигура – Ансельм Кентербирийский. Он классический схоласт. Это философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь абсолютное подчинение мысли авторитету догмата.

II. Эпоха Возрождения
Эта эпоха знаменует собой огромный прогресс в развитии материальной и духовной культуры в странах Западной Европы и прежде всего в Италии. Точно о хронологических рамках сказать трудно, но многие и

Философия Нового времени
1. Научные предпосылки ФНВ. 2. Проблемы гносеологии: а) английский сенсуализм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк); б) рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц); в) ми

Бог одинаково себя проявляет во всех модусах
БС и ее атрибуты – это творящая природа (natura naturata) –творящий саму себя, а модусы это произведенная природа. Природа одновременно субстанция –

Социально- философские воззрения.
    Г. Лейбниц как бы завершает философию XVIII в. и наступает эпоха Просвещения и французского материализма XVIII в. Это время кризиса феодализма во Фра

Общая характеристика.
Итак, философия эпохи Просвещения реализовалась в лозунгах и идеалах Французской буржуазной революции (1789-1794 гг.). Это было крупнейшее событие XVIII в., что послужило толчком к развитию и самой

Философия Иммануила Канта
Открывают первую страницу немецкой классической философии выдающийся мыслитель и философ Иммануил Кант (1724-1804), он как бы завершает эпоху просвещения и становится её критиком, особенно рационал

ЭИТИКА И.КАНТА
Основные положения этики И.Канта изложены в его работе «Критика практического разума», именно здесь звучит вопрос – что я должен делать? Он исходит из того, что важнейшая задача философии воспитани

Натурфилософия
Шеллинг известен как идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма» (это главная его философская работа). Ядром философии Шеллинга является категория Абсолюта

Практическая философия
Здесь главная проблема – свобода, от неё зависит создание «второй природы» - правовой системы общества. Государства с правовой системой должны объединятся в федерацию для прекращения войн и установ

Философия Георга Гегеля (1770-1831 гг.)
Завершением идеализма в классической немецкой философии стала философская система Г.Гегеля, основные идеи которой изложены в таких работах: «Феноменология духа», «Наука о логике», «Философия природ

Абсолютный дух.
АД – вечная действительная Истина. Она проходит три ступени развития: искусство, религия, философия. Искусство и религия по отношению к истории лишены самобытности, своей логики и собственной истор

Роль личности в истории.
Тип личности определяется общественной средой: какова среда, таково и мнение. Но чем определяется характер самой среды – ответа нет. Замкнутый круг – какова среда – такова и личность, с друг

Какие же основные проблемы здесь ставит Маркс?
1) Прежде всего – доказать, что общество саморазвивающаяся система и ее развитие есть закономерный объективный естественно - исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Но у него

Сущность философского учения Г.Сковороды
(1722 – 1794 г.г.)   Сущность счастья человека, смысла человеческого бытия в реальной земной жизни, разработка общефилософской концепции мира и человека – гл

Основные направления современной философской мысли.
  1. Современные модели философского мышления. 2. Позитивизма: эволюция и основные идеи. 3. Марксизм и его место в истории философии. 4. Иррационалистически

Постпозитивизм.
В 70-90 годы ХХ века широкое распространение получают «критический реализм», «методология науки», «герменевтика», «интуитивизм» и другие философские школы. Особое место занимает критически

Основы философского понимания мира: бытие, мате­рия, её основные свойства и способы существования.
1. Природа и история - основные формы бытия мира. 2. Философское понятие материи. Движение, пространство, время-способы существования материи. 3. Современная наука о строении мате

Что такое природа?
1. Природа в широком смысле- вся Вселенная вместе с человеком. 2. В узком смысле – биосфера – область жизни ( 1802 г. её открывает фр.учёный Ламарк), тонкая оболочка земли

Атрибуты материи
Движение – это любое изменение, это коренной способ существования материи. Оно объективно, абсолютно и относительно, неуничтожимо, единство прерывного и непрерывного, конечного и б

Пространство и время.
Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяжённость и определённый порядок взаимосвязи. Элементами пространства являются точка, объем, дли

Специфика противоречий определяется своеобразием процесса их возникновения, степенью агрегации, особенностями их разрешения.
3. Существует классификация противоречий: 1. По характеру возникновения: ü необходимые (вытекают из сущности системы); ü случайные (не вытек

C. Закон отрицания отрицания.
ПЛАН 1. Категория диалектического отрицания. 2. Понятие «отрицания отрицания». 3. Сущность закона отрицания отрицания. 1.Это закон, который указ

Синергетика
Диалектика – это один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика -–это философское учение о всеобщих (универсальных связях бытия и развития всего сущего)

Сознание и познавательная деятельность человека.
I. Сущность сознания, его структура и функции. II. Познание как отражение действительности. III. Уровни познания: чувственное и рациональное.

Структура сознания.
Сознание структурно организовано, это система, которая состоит из элементов, которые находятся в определённых отношениях. 1) сознание – есть понимание, а понимание неразрывно связано с соз

Теория познания.
I. Субъект и объект познания. II. Структура познавательной деятельности. III. Познание как процесс. IV. Истина и её критерии.  

Структура познавательной деятельности
Проблема познания предполагает выяснение познавательных способностей субъекта, чем он располагает, каковы его средства, которые могут дать истинное знание. Человек познаёт мир с помощью со

Методы и формы научного познания.
I. Специфика научного познания. II. Методы познания: эмпирический, теоретический. III. Формы научного познания. Наука – это сфера исследова

Формы научного познания
1. Проблема (преграда, задача). Это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Наука развивается от постановки проблемы к их решению и

ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ И ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА. СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
  1. Понятие человека в истории философской мысли. 2. Природная основа и социальная сущность человека. 3. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индиви

Роль языка
Изменяя природу, человек изменяется сам, различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В общении появляется язык, как система символов, который необходим для осмысления социального опыт

О Б Щ Е С Т В О К А К С И С Т Е М А
    ОСНОВНАЯ ИДЕЯ: Общество - это мир духовно-практической деятельности человека в ее разнообразных формах.     “Д

МАТЕРИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.
1. Понятие материального производства, его место и роль в системе общественного производства. 2. Способ производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА
Основная идея темы: Духовное есть подлинно- человеческое в человеке, основное его богатство. Н.А.Бердяев "Человечность связана с духовностью... Завоевание д

Общественное бытие - это сам человек, живое и деятельное, радующееся и страдающее существо.
Общественное сознание имеет социальную природу.Оно возникает из общественной практики как результат производственной, семейно-бытовой и иной деятельности человека. Различн

Эмоционально-волевые функции.
Это прежде всего отношениечеловека к социальному миру на психологическом уровне и существует в форме эмоций, чувств, настроений. Здесь складывается умонастроениече

Исторический релятивизм».
Сегодня существуют несколько подходов в анализе общества. Если говорить предельно широко – то это философский идеализм, начиная с Платона и Гегеля и философский материализм (Демокрит, марксизм). Дл

Общественный прогресс
Не всякое развитие есть прогресс. Прогресс есть переход от низшего к высшему. Отсюда его признаки: 1) поступательная направленность социальных процессов; 2)усложнение;3) повышение уровня о

КУЛЬТУРА, ЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
1. Понятие культуры в философии. 2. Социальная обусловленность культуры. 3. Особенности современной мировой культуры. 4. Цивилизация и культура.  

Цивилизация и культура.
Под цивилизацией обычно понимают историческую ступень в развитии человечества, которая начинается после варварства. Первый признак цивилизации – уровень развития культуры и общества. Кант

Какие же это проблемы глобального значения?
Ø Разрушение биосферы – идет катастрофическая потеря биологического потенциала, разрушение плодородия земли, проблема чистой воды (2мрд. чел. имеет доступ к чистой воде), проблема кис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги