рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ІV Учение об идеальном государстве.

ІV Учение об идеальном государстве. - раздел Философия, Предмет и специфика философского знания Удовлетворятьб Потребности Человек Может Только Сообща, Это Первый Мотив Созд...

Удовлетворятьб потребности человек может только сообща, это первый мотив создания государства. Пытается создать модель идеального государства, основанием которого выступают Благо, Справедливость. Как достичь? Справедливость выводит из 3х частей души:

1. разумная – правители философы.

2. волевая – стратегии, воины

3. вожделеющая – производители. Им соответсвуют три добродетели: мудрость, храбрость, умеренность, справедливость для всех.

Выделяет четыре типа государств:

1. тимократия (власть честолюбцев);

2. олигархия (власть богатых);

3. тирания;

4. демократия (анархия).

Главный идеал – справедливость, но ее в принципе достичь нельзя даже с помощью демократии, полная свобода – это произвол – тирания толпы, тирания догматов, переходящая в тиранию одного, который со свободой кончает. Идеал – монархия или аристократическая республика.

Таким образом Платон – сознательный и последовательный объективный идеализм. Идеализм до него был лишь возможностью, заложенной в Логосе Гераклита, в числах Пифагора, бытии – мышлении Парменида, в этическом понятии Сократа и др. Он был первым философом, который понял, что история философии – история борьбы двух видов философов, позднее названных материалистами и идеалистами.

Философия великого мыслителя на протяжении многих столетий была источником, питающим разные идеалистические течения. С другой стороны, его диалектика, пусть диалектика идей, была привлекательной для философии Ренессанса. О Платоне можно сказать – лучше умный идеалист, чем глупый материалист.

 

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Аристотель не соглашается с платоновским предположением об идеях как самостоятельных сущностях не зависимых от чувственных вещей. Аргументы:

1. идеи – простые копии, двойники чувств вещей и не отличаются от них по содержанию (идея человека);

2. идеи так удалены от вещей, что исчезают основания для их отношений;

3. у Платона противоречие – отношение как общего к частному (идея – вещь) и одновременно идея как сущность бытия вещей. Одна и тажа идея не может бать и субстанцией и не субстанцией (аргумент третьего человека) – чувствующий человека, идея человека и должен быть третий, который охватил бы у них общее;

4. сделав идею вечной сущностью, Платон лишил себя возможности объяснить факт рождения, гибели и движения. Основная причина противоречий, в которых запутался Платон в своей теории идей состоит в абсолютном обособлении общего и едининичного, противопоставляя их друг другу.

В своём главном труде «Метафизика» Аристотель определяет философию как науку о причинах и началах, о «сущем как таковом». Если Платон абсолютно противопоставляет идеи и вещи, то Аристотель ставит своей задачей решить проблему связи идеи и вещи, единого и многого.

Он исходит из того, что реальным бытием обладает природа. Материя объективна, вечно несотворима, неуничтожима, она инертна, пассивна и содержит лишь возможность возникновения многообразия вещей. Для этого необходимо четыре причины:

1. материальная;

2. формальная (материя должна соединятся с формой) – эта структура определяющая качество вещи – идея вещи;

3. действующая или инструментальная причина;

4. целевая – ради которой создаётся вещь.

У Аристотеля форма – это и стимул и цель, и причина становления и многообразия мира вещей. Форма и материя неразрывно связанны между собой.

Весь мир – ряд форм, которые располагаются в порядке всё большего совершенства. Основным двигателем Мира выступает Бог – это форма всех форм – вершина мироздания.

Здесь всё причинно обусловлено: материя связанна с формой, она связана с движущей причиной, а движущаяся причина – с целевой. Здесь строгая иерархия всего сущего – от материи как возможности к образованию единичных вещей, от неограниченной природы к ограниченной – растения, животные – человек и общество. Развитие сущего происходит в пространстве и во времени в определённом отношении: сущность – это единство качества и количества, это определённое состояние, единство возможностей и действительности, т.е. единства потенциального и актуального.

Чтобы показать как материя и форма различаются между собой он вводит понятие потенциального и актуального.

Любая развивающаяся вещь обладает естественной способностью к изменению (семя – дерево). Способность реализуется – потенциальное становится актуальным. Изменение и есть актуализация потенциальности. Действительным для Аристотеля является то, что стремится к актуализации. В связи с этим он выделяет четыре типа изменений:

1. субстанциональное;

2. количественное изменение (больше, меньше);

3. качественное;

4. пространственные изменения.

У природы все эти изменения внутри неё. В природе есть целесообразность (телеология). Бытие Аристотель классифицирует по четырём группам:

I. Бытие как категории – это роды или разряды Бытия. Здесь он выделяет десять категорий – субстанция (сущность), качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, обладание, покой. Категория сущности отдельна от других – что есть вещь? Два критерия сущности (познаваемая в понятии) и отдельная вещь. Но в конце концов он идёт на компромисс: бытие – это суть вещи, суть бытия вещей – определение и единичная вещь.

ІІ. Тенденция и актуализация они связаны друг с другом.

ІІІ. Группа – бытие как акциденция – случайное бытие.

ІV. Бытие как истина – она принадлежит человеческому интеллекту.

Первые две группы изучает метафизика (материя, форма и т.д.) Бытие, как истину, изучает логика (аналитика) – это орудие, которое используют все науки. Науки Аристотель делит на три группы:

1. теоретическая – путь знаний ради него самого – философия (метафизика), физика, математика, психология;

2. практическая – добывает знания ради морального совершенствования – этика, политика;

3. продуктивная (творческая) – знания ради творчества – риторика, поэтика.

Самая ценная наука – философия, она не преследует утилитарные, практические цели – это самодостаточное знание.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и специфика философского знания

Ст преп Корнеева В А Предмет и специфика философского знания Понятие мировоззрения его.. Античная философия.. План..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ІV Учение об идеальном государстве.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
1. Что такое философия и ее основные проблемы. 2. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Особенности философского мировоззрения. 3. Социальные функции философии.

Почему же нужно изучать философию?
1) На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что повышает теоретический уровень научных исследований. Она развивает духовный мир человека, его нравс

IV. Логические типы философского знания
  Итак, мы видим, что философия как система имеет свои специфические вопросы, которые она должна решать. Даже отвечая на вопрос — «Что такое философия?», каждый философ, в зависимости

Фалес (625 - 547 до н.э.).
Фалес и его милетская школа открывает как бы первое поколение греческих философов. Главные проблемы: · первооснова всего сущего; · проблема изменения всего сущего;

Атомизм.
Кризис вызванный апориями Зенона, требовал новых непривычных идей, это удалось сделать древним атомистам (Левкинн и Демокрит). Они предположили, что вещество, пространство и время нельзя делить бес

Пифагорейцы.
Пифагор первый, назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе. Он так же занят проблемой субстанции, но обратил внимание на количественную сторону вещей. Все

Представители: Протагор (480-410), Горгий (483-375), Продик и др.
  «Софисты» - знаток, мастер, мудрец. Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе, стали профессиональными преподаватели мудрости. Греция в V в. до н.э. –

Афинская школа.
С этой школой связаны имена великих мудрецов античности: Сократ, Платон, Аристотель.   Сократ (469-399 гг. до н.э.) Его имя стало выражение мудрости

Этика Аристотеля.
Учение о нравственности строится на основе объективной телеологии. Цель человека – благо, добродетель. Добродетельно то, что служит интересам общества. Он выделяет добродетели интеллектуальные и во

Учение о государстве.
По мнению Аристотеля причина возникновения государства – естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Первым результатом общественной жизни была семья. В работе «Полити

Учение о бытии.
Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Чтобы поддерживать бытие мира, Бог его творит вновь и вновь. Мир один в мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Бог свер

Схоластика.
Яркая фигура – Ансельм Кентербирийский. Он классический схоласт. Это философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь абсолютное подчинение мысли авторитету догмата.

II. Эпоха Возрождения
Эта эпоха знаменует собой огромный прогресс в развитии материальной и духовной культуры в странах Западной Европы и прежде всего в Италии. Точно о хронологических рамках сказать трудно, но многие и

Философия Нового времени
1. Научные предпосылки ФНВ. 2. Проблемы гносеологии: а) английский сенсуализм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк); б) рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц); в) ми

Бог одинаково себя проявляет во всех модусах
БС и ее атрибуты – это творящая природа (natura naturata) –творящий саму себя, а модусы это произведенная природа. Природа одновременно субстанция –

Социально- философские воззрения.
    Г. Лейбниц как бы завершает философию XVIII в. и наступает эпоха Просвещения и французского материализма XVIII в. Это время кризиса феодализма во Фра

Общая характеристика.
Итак, философия эпохи Просвещения реализовалась в лозунгах и идеалах Французской буржуазной революции (1789-1794 гг.). Это было крупнейшее событие XVIII в., что послужило толчком к развитию и самой

Философия Иммануила Канта
Открывают первую страницу немецкой классической философии выдающийся мыслитель и философ Иммануил Кант (1724-1804), он как бы завершает эпоху просвещения и становится её критиком, особенно рационал

ЭИТИКА И.КАНТА
Основные положения этики И.Канта изложены в его работе «Критика практического разума», именно здесь звучит вопрос – что я должен делать? Он исходит из того, что важнейшая задача философии воспитани

Натурфилософия
Шеллинг известен как идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма» (это главная его философская работа). Ядром философии Шеллинга является категория Абсолюта

Практическая философия
Здесь главная проблема – свобода, от неё зависит создание «второй природы» - правовой системы общества. Государства с правовой системой должны объединятся в федерацию для прекращения войн и установ

Философия Георга Гегеля (1770-1831 гг.)
Завершением идеализма в классической немецкой философии стала философская система Г.Гегеля, основные идеи которой изложены в таких работах: «Феноменология духа», «Наука о логике», «Философия природ

Абсолютный дух.
АД – вечная действительная Истина. Она проходит три ступени развития: искусство, религия, философия. Искусство и религия по отношению к истории лишены самобытности, своей логики и собственной истор

Роль личности в истории.
Тип личности определяется общественной средой: какова среда, таково и мнение. Но чем определяется характер самой среды – ответа нет. Замкнутый круг – какова среда – такова и личность, с друг

Какие же основные проблемы здесь ставит Маркс?
1) Прежде всего – доказать, что общество саморазвивающаяся система и ее развитие есть закономерный объективный естественно - исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Но у него

Сущность философского учения Г.Сковороды
(1722 – 1794 г.г.)   Сущность счастья человека, смысла человеческого бытия в реальной земной жизни, разработка общефилософской концепции мира и человека – гл

Основные направления современной философской мысли.
  1. Современные модели философского мышления. 2. Позитивизма: эволюция и основные идеи. 3. Марксизм и его место в истории философии. 4. Иррационалистически

Постпозитивизм.
В 70-90 годы ХХ века широкое распространение получают «критический реализм», «методология науки», «герменевтика», «интуитивизм» и другие философские школы. Особое место занимает критически

Основы философского понимания мира: бытие, мате­рия, её основные свойства и способы существования.
1. Природа и история - основные формы бытия мира. 2. Философское понятие материи. Движение, пространство, время-способы существования материи. 3. Современная наука о строении мате

Что такое природа?
1. Природа в широком смысле- вся Вселенная вместе с человеком. 2. В узком смысле – биосфера – область жизни ( 1802 г. её открывает фр.учёный Ламарк), тонкая оболочка земли

Атрибуты материи
Движение – это любое изменение, это коренной способ существования материи. Оно объективно, абсолютно и относительно, неуничтожимо, единство прерывного и непрерывного, конечного и б

Пространство и время.
Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяжённость и определённый порядок взаимосвязи. Элементами пространства являются точка, объем, дли

Специфика противоречий определяется своеобразием процесса их возникновения, степенью агрегации, особенностями их разрешения.
3. Существует классификация противоречий: 1. По характеру возникновения: ü необходимые (вытекают из сущности системы); ü случайные (не вытек

C. Закон отрицания отрицания.
ПЛАН 1. Категория диалектического отрицания. 2. Понятие «отрицания отрицания». 3. Сущность закона отрицания отрицания. 1.Это закон, который указ

Синергетика
Диалектика – это один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика -–это философское учение о всеобщих (универсальных связях бытия и развития всего сущего)

Сознание и познавательная деятельность человека.
I. Сущность сознания, его структура и функции. II. Познание как отражение действительности. III. Уровни познания: чувственное и рациональное.

Структура сознания.
Сознание структурно организовано, это система, которая состоит из элементов, которые находятся в определённых отношениях. 1) сознание – есть понимание, а понимание неразрывно связано с соз

Теория познания.
I. Субъект и объект познания. II. Структура познавательной деятельности. III. Познание как процесс. IV. Истина и её критерии.  

Структура познавательной деятельности
Проблема познания предполагает выяснение познавательных способностей субъекта, чем он располагает, каковы его средства, которые могут дать истинное знание. Человек познаёт мир с помощью со

Методы и формы научного познания.
I. Специфика научного познания. II. Методы познания: эмпирический, теоретический. III. Формы научного познания. Наука – это сфера исследова

Формы научного познания
1. Проблема (преграда, задача). Это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Наука развивается от постановки проблемы к их решению и

ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ И ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА. СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
  1. Понятие человека в истории философской мысли. 2. Природная основа и социальная сущность человека. 3. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индиви

Роль языка
Изменяя природу, человек изменяется сам, различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В общении появляется язык, как система символов, который необходим для осмысления социального опыт

О Б Щ Е С Т В О К А К С И С Т Е М А
    ОСНОВНАЯ ИДЕЯ: Общество - это мир духовно-практической деятельности человека в ее разнообразных формах.     “Д

МАТЕРИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.
1. Понятие материального производства, его место и роль в системе общественного производства. 2. Способ производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА
Основная идея темы: Духовное есть подлинно- человеческое в человеке, основное его богатство. Н.А.Бердяев "Человечность связана с духовностью... Завоевание д

Общественное бытие - это сам человек, живое и деятельное, радующееся и страдающее существо.
Общественное сознание имеет социальную природу.Оно возникает из общественной практики как результат производственной, семейно-бытовой и иной деятельности человека. Различн

Эмоционально-волевые функции.
Это прежде всего отношениечеловека к социальному миру на психологическом уровне и существует в форме эмоций, чувств, настроений. Здесь складывается умонастроениече

Исторический релятивизм».
Сегодня существуют несколько подходов в анализе общества. Если говорить предельно широко – то это философский идеализм, начиная с Платона и Гегеля и философский материализм (Демокрит, марксизм). Дл

Общественный прогресс
Не всякое развитие есть прогресс. Прогресс есть переход от низшего к высшему. Отсюда его признаки: 1) поступательная направленность социальных процессов; 2)усложнение;3) повышение уровня о

КУЛЬТУРА, ЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
1. Понятие культуры в философии. 2. Социальная обусловленность культуры. 3. Особенности современной мировой культуры. 4. Цивилизация и культура.  

Цивилизация и культура.
Под цивилизацией обычно понимают историческую ступень в развитии человечества, которая начинается после варварства. Первый признак цивилизации – уровень развития культуры и общества. Кант

Какие же это проблемы глобального значения?
Ø Разрушение биосферы – идет катастрофическая потеря биологического потенциала, разрушение плодородия земли, проблема чистой воды (2мрд. чел. имеет доступ к чистой воде), проблема кис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги