Удовлетворятьб потребности человек может только сообща, это первый мотив создания государства. Пытается создать модель идеального государства, основанием которого выступают Благо, Справедливость. Как достичь? Справедливость выводит из 3х частей души:
1. разумная – правители философы.
2. волевая – стратегии, воины
3. вожделеющая – производители. Им соответсвуют три добродетели: мудрость, храбрость, умеренность, справедливость для всех.
Выделяет четыре типа государств:
1. тимократия (власть честолюбцев);
2. олигархия (власть богатых);
3. тирания;
4. демократия (анархия).
Главный идеал – справедливость, но ее в принципе достичь нельзя даже с помощью демократии, полная свобода – это произвол – тирания толпы, тирания догматов, переходящая в тиранию одного, который со свободой кончает. Идеал – монархия или аристократическая республика.
Таким образом Платон – сознательный и последовательный объективный идеализм. Идеализм до него был лишь возможностью, заложенной в Логосе Гераклита, в числах Пифагора, бытии – мышлении Парменида, в этическом понятии Сократа и др. Он был первым философом, который понял, что история философии – история борьбы двух видов философов, позднее названных материалистами и идеалистами.
Философия великого мыслителя на протяжении многих столетий была источником, питающим разные идеалистические течения. С другой стороны, его диалектика, пусть диалектика идей, была привлекательной для философии Ренессанса. О Платоне можно сказать – лучше умный идеалист, чем глупый материалист.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Аристотель не соглашается с платоновским предположением об идеях как самостоятельных сущностях не зависимых от чувственных вещей. Аргументы:
1. идеи – простые копии, двойники чувств вещей и не отличаются от них по содержанию (идея человека);
2. идеи так удалены от вещей, что исчезают основания для их отношений;
3. у Платона противоречие – отношение как общего к частному (идея – вещь) и одновременно идея как сущность бытия вещей. Одна и тажа идея не может бать и субстанцией и не субстанцией (аргумент третьего человека) – чувствующий человека, идея человека и должен быть третий, который охватил бы у них общее;
4. сделав идею вечной сущностью, Платон лишил себя возможности объяснить факт рождения, гибели и движения. Основная причина противоречий, в которых запутался Платон в своей теории идей состоит в абсолютном обособлении общего и едининичного, противопоставляя их друг другу.
В своём главном труде «Метафизика» Аристотель определяет философию как науку о причинах и началах, о «сущем как таковом». Если Платон абсолютно противопоставляет идеи и вещи, то Аристотель ставит своей задачей решить проблему связи идеи и вещи, единого и многого.
Он исходит из того, что реальным бытием обладает природа. Материя объективна, вечно несотворима, неуничтожима, она инертна, пассивна и содержит лишь возможность возникновения многообразия вещей. Для этого необходимо четыре причины:
1. материальная;
2. формальная (материя должна соединятся с формой) – эта структура определяющая качество вещи – идея вещи;
3. действующая или инструментальная причина;
4. целевая – ради которой создаётся вещь.
У Аристотеля форма – это и стимул и цель, и причина становления и многообразия мира вещей. Форма и материя неразрывно связанны между собой.
Весь мир – ряд форм, которые располагаются в порядке всё большего совершенства. Основным двигателем Мира выступает Бог – это форма всех форм – вершина мироздания.
Здесь всё причинно обусловлено: материя связанна с формой, она связана с движущей причиной, а движущаяся причина – с целевой. Здесь строгая иерархия всего сущего – от материи как возможности к образованию единичных вещей, от неограниченной природы к ограниченной – растения, животные – человек и общество. Развитие сущего происходит в пространстве и во времени в определённом отношении: сущность – это единство качества и количества, это определённое состояние, единство возможностей и действительности, т.е. единства потенциального и актуального.
Чтобы показать как материя и форма различаются между собой он вводит понятие потенциального и актуального.
Любая развивающаяся вещь обладает естественной способностью к изменению (семя – дерево). Способность реализуется – потенциальное становится актуальным. Изменение и есть актуализация потенциальности. Действительным для Аристотеля является то, что стремится к актуализации. В связи с этим он выделяет четыре типа изменений:
1. субстанциональное;
2. количественное изменение (больше, меньше);
3. качественное;
4. пространственные изменения.
У природы все эти изменения внутри неё. В природе есть целесообразность (телеология). Бытие Аристотель классифицирует по четырём группам:
I. Бытие как категории – это роды или разряды Бытия. Здесь он выделяет десять категорий – субстанция (сущность), качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, обладание, покой. Категория сущности отдельна от других – что есть вещь? Два критерия сущности (познаваемая в понятии) и отдельная вещь. Но в конце концов он идёт на компромисс: бытие – это суть вещи, суть бытия вещей – определение и единичная вещь.
ІІ. Тенденция и актуализация они связаны друг с другом.
ІІІ. Группа – бытие как акциденция – случайное бытие.
ІV. Бытие как истина – она принадлежит человеческому интеллекту.
Первые две группы изучает метафизика (материя, форма и т.д.) Бытие, как истину, изучает логика (аналитика) – это орудие, которое используют все науки. Науки Аристотель делит на три группы:
1. теоретическая – путь знаний ради него самого – философия (метафизика), физика, математика, психология;
2. практическая – добывает знания ради морального совершенствования – этика, политика;
3. продуктивная (творческая) – знания ради творчества – риторика, поэтика.
Самая ценная наука – философия, она не преследует утилитарные, практические цели – это самодостаточное знание.