рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема антропогенеза

Проблема антропогенеза - раздел Философия, Философия Проблема Человека — Это Старая И Вечно Новая Проблема. Человек Стал Предметом...

Проблема человека — это старая и вечно новая проблема. Человек стал предметом научного исследования еще в V в. до н.э., в философии софистов и Сократа, и с тех пор внимание к нему не ослабевает. Что же такое человек? Является ли он уникальным созданием во Вселенной? Что определяет суверенность его духа? Подобные вопросы волновали лучшие умы разных народов и разных эпох и продолжают по-прежнему волновать наших современников. В книге французского фантаста Веркора «Люди или животные?» сделана попытка исследовать эту проблему и определить критерий, отличающий человека от животного. В Андах ученые обнаруживают то ли дикое племя людей, то ли стадо высокоразвитых животных. Их назвали тропи. Дельцы бизнеса строят планы использования тропи как бесплатную рабочую силу. Ученые становятся на защиту тропи, считая их первобытными людьми. Но для обоснования такого вывода нужны ясные и понятные признаки отличия человека от животных. Ученые пытаются воспользоваться принципом, по которому в естествознании животные подразделяются на виды: представители одного вида при скрещивании дают потомство, способное к дальнейшему размножению. Следовательно, если при скрещивании человека и тропи будет получено потомство, то тропи следует считать людьми. Опыт удался и на свет благополучно появляются новорожденные у девяти тропи. Чтобы обратить внимание общественности на остроту проблемы, один из новорожденных усыпляется. Начинается судебное разбирательство: кто убит? Если убит человек, должна быть уголовная ответственность за убийство. Если убито животное, то такой ответственности нет. При расследовании выясняется, что новорожденный зарегистрирован как сын человека и окрещен. Чиновник ратуши в панике, вдруг зарегистрированный вовсе не человек, а животное. Священник вообще в шоке, ведь он совершил святотатство, окрестив животное.

Веркор показывает, что антропология не может дать убедительного критерия отличия человека от животного и приходит к выводу, что таких объективных критериев отличия человека от животных вообще не существует.

Поисками признака отличия человека от его животного предка занимаются многие ученые. В 1964 г. в Москве проходил VII Международный конгресс по антропологии и этнографии, на котором был специально организован симпозиум «Грань между человеком и животным». При обсуждении проблемы было намечено множество частных граней, но общая задача осталось нерешенной.

Исследования ученых показывают, что у человека в отличие от животных нет биологической предопределенности к какому-то одному, заранее заданному виду жизнедеятельности. Он может осуществлять любой вид деятельности. Освобождение от биологической ограниченности дало человеку возможность прогрессивно развивать труд как специфически человеческую деятельность.

На различных этапах исторического развития человека его организм остается в основном неизменным. Даже средний объем мозга современного человека сохранился на уровне неандертальцев — примерно 1400 кубических сантиметров. По некоторым данным, произошло даже уменьшение объема мозга с 1450 кубических сантиметров у неандертальцев до 1350 в современного человека. Следует, однако, отметить, что у современных людей мозг может резко различаться по весу. Так у Ч. Байрона мозг весил 2239 г, у И.С. Тургенева — 2012, у А. Франса — 1017. Это не значит, конечно, что первые двое были в два раза талантливее, а свидетельствует лишь о том, что дело вовсе не в весе мозга и даже не в количестве его нервных клеток, а в количестве и качестве связей между ними.

Человек связан с обществом и другими людьми множеством нитей. Каждый индивид, рождаясь, уже застает готовыми определенные социально-экономические, политические, семейные и др. отношения. Условия жизни создают вокруг человека постоянный, хотя и весьма подвижный, комплекс факторов, который определяет его деятельность и поведение. Это – те люди, с которыми отдельный человек вступает в повседневные контакты, это – мир вещей, окружающий его, это – духовная культура, которую он впитывает в себя. Под влиянием этих факторов, в процессе деятельности и общения складываются более или менее устойчивые взгляды человека на жизнь, ее ценности и цели, его представления о правилах поведения, его мировоззрение.

Человек не только природное, но и социальное существо, которое живет в созданном им самим общественно-предметном мире. Этот мир, с одной стороны, создается человеком в ходе целенаправленной деятельности, а с другой, – формирует его самого. Человек не поглощается социумом, но и не противостоит ему как нечто враждебное, а существует в гармоническом единстве с ним. Вместе с тем диалектическое единство человека с природой содержит в себе не только их тождество, но и существенное различие, доходящее до противоположностей. В науке о человеке сформулирован ряд критериев, отличающих человека от его животных предков.

Прежде всего отмечается производственное содержание человеческой жизни: животные не производят, а присваивают предметы природы, тогда как человек производит предметы для удовлетворения своих потребностей.

Животные действуют только по меркам своего вида и выйти за их рамки не могут. Человек как разумное существо может действовать по меркам любого вида, умеет приложить к природе его мерку.

Животное действует узко утилитарно, только в рамках отведенного природой. Человек способен действовать универсально, ориентируясь на требования объективной необходимости.

Животные действуют рефлекторно, направляемые пищевой, половой и защитной потребностями. Человек действует целенаправленно, заранее планируя свои действия. Возникновение потребности у человека и ее удовлетворение может значительно расходиться во времени и пространстве, т.е. человек может готовить условия удовлетворения своей потребности задолго до того, когда ее актуальность для человека еще не обозначилась.

Животные непосредственно тождественны своей жизнедеятельности. Человек осознанно превращает свою жизнедеятельность в предмет своих стремлений и постоянно совершенствует ее.

Возникает естественный вопрос: Как появилось на Земле такое уникальное существо? Как оно сумело вырваться из крепких объятий природы и возвыситься над ней? Ответ на эти вопросы пытается дать теория антропосоциогенеза.

 

Выделение человека из животного мира представляет собой такой же грандиозный скачок в истории Земли, как и возникновение живого из неживого. Должен был существовать период становления человека – антропогенез – и период становления общества – социогенез. В действительности, как показывают современные исследования ученых, существовал единый длительный процесс формирование человека и общества – антропосоциогенез, проодолжавшийся 3-3,5 миллионов лет.

Многие ученые полагают, что процесс антропосоциогенеза можно представить в виде двух скачков. Первый скачок связывается с началом изготовления орудий труда и переходом от стадии животных предшественников человека к стадии формирующихся людей, которыми являются питекантропы и неандертальцы. Второй скачок – это смена неандертальца современным типом человека. Первый скачок означает появление социальных закономерностей, хотя доминирующая роль биологических законов еще сохраняется, второй – установление их полного господства в жизни людей. По мнению антрополога Я.Я. Рогинского, на стадии формирующихся людей относительно небольшие прогрессивные изменения в культуре сопровождались чрезвычайно значительными переменами морфологической структуры человека. С появлением современного типа человека гигантский по своим масштабам культурный прогресс не изменяет строения организма самих людей.

Силой, обусловившей антропосоциогенез, является труд, выступающий в качестве определяющего фактора, на основе которого формируются и общество, и членораздельная речь, и мышление. Именно труд выводит человека за пределы чисто природного существования, открывая перед ним горизонты общественного бытия, общественной деятельности, общественных отношений, общественного сознания.

Труд сам имеет длительную историю развития от инстинктивных форм до целенаправленной производительной деятельности. Инстинктивный труд присущ целому ряду животных, которые создают и употребляют примитивные орудия труд. Так, например, дятел сначала выдалбливает в дереве углубление, в которое, как в тиски, устанавливает шишку и затем добывает из нее семечки. Здесь налицо все признаки искусственного орудия труда. Но орудия животных сращены с ними. Они неизменно присущи данному виду животных, которые пользуются ими инстинктивно, на основе своих природных рефлексов.

У общественного человека орудия труда имеют свою историю, развиваются, совершенствуются. Но до возникновения общественного производства прошли сотни тысяч лет, в течение которых предчеловек трудился, и труд его имел инстинктивный характер. Прошел огромный исторический период, прежде чем человек сознательно изготовил первое орудие труда, а инстинктивный труд превратился в целенаправленную деятельность. Человек как общественное существо формируется, проявляет свои качества и способности прежде всего в трудовой деятельности, которая создает необходимые условия для развития у антропоидов чисто человеческих качеств и человеческих форм общения. Влияние труда на формирование человека заключается прежде всего в том, что труд, первоначально стимулируемый необходимостью удовлетворять чисто биологические потребности, развиваясь, приобретает все большую социальную значимость и становится общественной потребностью.

Трудовая деятельность всегда предметна, человек с помощью одних предметов, являющихся орудиями труда, воздействует на другие и изменяет их в соответствии со своими потребностями. Орудия труда выполняют важные функции в становлении и развитии человека: 1)производственная деятельность не только осуществляется с помощью орудий труда, она начинается с их изготовления; 2) орудия труда воплощают в себе знания, способности, умения и навыки своего создателя и до изобретения письменности были важнейшим средством сохранения и передачи накопленной информации; 3) систематическое изготовление орудий труда свидетельствовало о появлении принципиально новой деятельности, новых форм общения между людьми, определяющими среди которых стали производственные отношения; 4) использование орудий труда стало важнейшим средством формирования и развития человеческих способностей и проявления человеческой индивидуальности.

Одним из важнейших факторов антропосоциогенеза является язык. В самом широком смысле слова язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения. С помощью языка осуществляется познание действительности. Язык является средством хранения и передачи информации. Язык возникает одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. В процессе перехода от животных предков к человеку, когда возник труд как целенаправленная деятельность, начинает формироваться речевая сигнальная система. Звуки из средства выражения эмоций постепенно становятся средством обозначения предметов, их свойств и отношений, начинают выполнять функцию информационного сообщения. Возникновение членораздельной речи явилось важнейшим средством дальнейшего развития человека, сознания, общественные отношений, различных форм общения.

Важная роль в антропосоциогенезе принадлежит регулированию брачных отношений в первобытном стаде. Коллективно регулируемое воспроизводство потомства обеспечивали мир и порядок в стаде антропоидов, их солидарность в труде. Решающую роль в регулировании брачных отношений сыграли тотемные культы. Внутри группы, поклоняющейся одному и тому же тотему (волку, зайцу и т.д.), половые контакты были строго запрещены. Жену можно было брать только из другого рода. Это создавало условия для преодоления отчуждения между родами и их объединения в сообщество.

Вместе с зачатками общественного производства должно было возникнуть разделение труда между его участниками, т.е. кооперация предполагала ежедневное распределение членов первобытного стада по работам, которое могло осуществляться только при осознании формирующимися людьми общественной необходимости этого акта. Так деятельность по изготовлению орудий труда осуществлялась не каждым мужчиной, а отдельными мастерами, а другие члены коллектива снабжали их материалами и пищей. Без осознания первобытными людьми необходимости разделения труда между членами рода существование и развитие первобытного стада было бы невозможно.

Возникновение первобытной кооперации должно было означать зарождение отношений собственности. Такое отношение находило свое выражение в совместном владении территорией, на которой проживало первобытное стадо, и созданными в процессе производства орудиями труда и предметами быта. Общественная природа зарождавшегося производства предопределяла общественный характер отношений формировавшихся людей к вещам и по поводу вещей.

Процесс антропосоциогенеза завершается появлением современного типа человека и первобытной человеческой общины в форме рода.

 

Единство биологического и социального в человеке означает, что действия людей определяются и социальными условиями их жизни, и биологическими особенностями индивида, выступающими в форме природных задатков, имеющих решающее значение для развития способностей. Например, высокая природная чувствительность зрительного анализатора (чувство линии, пропорции, формы, сенсорные качества руки, высокоразвитая образная память) является опорными свойствами способности человека к изобразительной деятельности. По мнению выдающегося отечественного психолога С.Л. Рубинштейна недооценивать то, что дает нам сама природа, значит недооценивать и самого человека.

Задатки выражаются в природных качествах человека и оказывают свое влияние на его способности. Так, например, большое значение для различия способностей человека имеют формы взаимодействия первой и второй сигнальных систем. И.П. Павлов различал три типа высшей нервной деятельности человека в зависимости от соотношения этих систем. Людей с преобладанием первой сигнальной системы он относил к художественному типу, с преобладанием второй – к мыслительному типу, при относительной уравновешенности сигнальных систем – к среднему типу. Для художественного типа характерна целостность, образность и яркость восприятия, богатство воображения, высокая чувствительность и эмоциональность. Мыслительный тип выделяется склонностью к обобщающему и абстрактному мышлению, аналитическим отношением к действительности, способностью к логическому обоснованию. Ученые отмечают, что значительное влияние на формирование способностей оказывают такие особенности нервной системы человека, как скорость образования и прочность условных рефлексов. Они обусловливают быстроту и прочность усвоения новых знаний, возможность обнаруживать сходство и различие между предметами действительности.

Природные задатки составляют биологическую основу способностей человека. В отечественной психологии сложились две точки зрения на проблему формирования и развития способностей. Одна из них развитие способностей индивида связывает с усвоением продуктов культуры. Все идет, прежде всего, от объекта, который осваивается человеком в процессе обучения. Другая точка зрения связывает развитие индивида с его материальной и духовной деятельностью, в ходе которой развиваются способности человека, сложившиеся на основе существующих задатков. В определенных условиях задатки могут оказывать направляющее воздействие на развертывание способностей так, что одни индивиды отличаются образным восприятием окружающего мира, другие – технической изобретательностью, третьи – быстротой математического мышления. Иначе говоря, в зависимости от задатков и условий бытия люди проявляют разные способности к различным видам деятельности.

Исследователи обратили внимание на интересную зависимость в развитии творческих наклонностей детей: отцы оказывают большее влияние на развитие творческих способностей девочек, а матери – на развитие творческих способностей мальчиков. Когда отцы проявляют больше «женских» свойств, а матери – больше «мужских», то их дети противоположного пола оказываются более развитыми в творческом отношении. Творчески одаренные мальчики обладают чертами, считающимися женскими – чувствительностью, ярко выраженным эстетическим началом, образностью мышления и т.д., а талантливые девочки проявляют многие традиционно мужские качества – независимость, самоутверждение, честолюбие, твердость характера и др.

Задатки людей порождают склонность к определенным видам деятельности. Причем склонность человека к конкретному виду деятельности и способность к ней у большинства людей, как правило, совпадают. Например, не так уж редки случаи, когда ребенок в возрасте 2-3 лет часами может слушать музыку. Подобные случаи почти всегда указывают на благоприятные природные данные для развития музыкальных способностей. Интересно высказывание на этот счет одного из величайших скрипачей мира Фрица Крейслера: «Дар к музыке у меня врожденный. Музыкальную грамоту я инстинктивно знал раньше, чем познакомился с азбукой».

Таким образом, проблема биологического и социального – это действительно проблема сущности человека. Ее нельзя понять, идя по пути биологизаторства, когда человеческие способности целиком связываются с биологической природой человека, а социальные условия рассматриваются как простой фон деятельности. Но столь же неконструктивной будет и односторонняя социологизация, когда способности человека полностью детерминируются социальной средой, которая «лепит» человека по любому образу и подобию. Развитие способностей индивида – это развитие самого индивида в процессе деятельности по освоению и созданию предметов культуры. Человек – это определенная целостность, своеобразное единство биологического и социального, которое обнаруживается и реализуется в ходе целенаправленной человеческой деятельности.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет.. имени В Г Белинского.. Философия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема антропогенеза

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философский смысл проблемы бытия
Понятие «бытие» вводится в философию Парменидом еще в VI в. до н.э. и с той поры становится одной из важнейших категорий философии, выражая проблему существования действительности в ее самом общем

Философское учение о материи.
Понятие материи формировалось на протяжении всей истории философии. Сначала философы рассматривали материю как первооснову вещей. И в качестве такой основы называли воду, огонь, землю, воздух и т.д

Движение, пространство и время, как формы бытия материи.
При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субст

Лекция 11. Сознание как философская проблема
  Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности, наблюдая факты обмороков, смерти. Долгое время считалось невозможным раскрытие тайны сознания. Создан

Становление диалектики как учения. Принципы диалектики.
Слово «диалектика» ввел в философию древнегреческий Сократ еще в V в. до н.э. В истории философии выделяются три основные формы диалектики: 1) греческая философия, 2) немецкая классическая философи

Понятие «закон». Законы диалектики.
Наука и исторический опыт человечества доказывают, что развитие природы, общества и мышления есть непрерывное движение от одного качественного состояния к другому. Качество

Категории диалектики
Категориями называют основные понятия, отражающие общие и существенные свойства, стороны, отношения и связи определенных классов явлений. Занимая важное место в структуре всякой науки, они концентр

Сущность познания. Объект и субъект познания.
Познание — это обусловленный общественно-исторической практикой процесс отражения объективной действительности сознанием человека с целью получения и расширения знания. Источником познания выступаю

Проблема истины
Истина есть адекватное отражение предметов действительности в сознании человека. Истина — это научная система, имеющая свою структуру, которая включает объективность и субъективность, абсолютность

Диалектика чувственного и рационального познания.
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до последн

Методы и формы научного познания
  В условиях бурного развития науки и превращения ее в непосредственную производительную силу все большее значение приобретает разработка логико-методологических проблем. В последние

Деятельность как способ существования человека
Понятие деятельности.Все явления и процессы общества являются продуктом человеческой деятельности, которая обеспечивает и определяет их возникновение функционирование и развитие. И

Личность как субъект общественной жизни
Когда говорят о личности, чаще всего имеют в виду отдельного человека. Но кроме понятия «личность» есть близкие к нему по содержанию категории «индивид», «индивидуальность». Словом «индиви

Общество как саморазвивающаяся система
Итальянский философ XVIII в. Д. Вико утверждал, что история общества тем отличается от истории природы, что первая создана нами, а вторая существует сама по себе, без участия человека. История обще

Общество и природа
Общество выступает как высшее порождение природы. Оно неотделимо от природы, не может существовать вне природы, выйти за ее границы. К. Маркс и Ф. Энгельс в связи с этим писали: «Мы знаем только од

Способ производства как материальная основа жизни общества.
Современная экономика — это сообщество независимых и стремящихся к экономической самостоятельности людей, готовых собственными усилиями строить свое материальное благополучие. Главная проблема экон

Социальная структура общества
Социальная структура есть совокупность относительно устойчивых, стабильных социальных общностей людей, определенный порядок их связей и взаимодействий. Основой функционирования и развития социально

Политика и политическая система общества
Политика — это сознательная деятельность государств, социальных групп и индивидов, направленная на достижение, укрепление и использование власти, защиту интересов определенных социальных субъектов,

Государство как основной элемент политической системы
Государство как особая форма организации общества возникает только на определенной стадии человеческой истории, при сравнительно высоком уровне развития общественного производства и общественных от

Культура как предмет философского анализа.
Термин «культура» произошел от латинского слова и первоначально имел смысл возделывания, облагораживания земли. Культура стала пониматься как «возделывание», «совершенствование» человеческой души,

Культура как процесс
Культура не может существовать вне своего носителя – человека. Человек творит культуру, опредмечивая в продуктах материального и духовного производства, нормах и ценностях результаты своего собстве

Взаимодействие материальной и духовной культуры
Материальная культура включает в себя всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы быта, средства транспорта, связи и т.д.). Духовная культура охватывает сфер

Понятие прогресса
Многие ученые-обществоведы исходят из того, что в истории общества господствует прогресс, под которым понимают такой вид развития общества, который означает переход от менее совершенного общественн

Противоречивость прогресса
Итак, общество развивается поступательно от низших форм своей организации к более высоким и совершенным. Однако прогресс никогда не выступает в чистом виде. Напротив, он всегда связан с определенны

Критерии прогресса
Вследствие сложности и противоречивости общественного прогресса особую важность приобретает вопрос о его критерии, т.е. основном признаке, благодаря которому можно различить стадии развития обществ

Эволюция и революция
Прогрессивное развитие общества осуществляется в двух основных формах — эволюции и революции. Эволюция — это медленное, постепенное количественное изменение существующих о

Смысл и направленность исторического процесса
Исследование проблем общественного прогресса неизбежно порождает вопрос: имеет ли исторический процесс какой-либо смысл и какую-то направленность? В философии истории сложилось два подхода к решени

Ступени развития человеческой истории. Формация и цивилизация
Представление о ступенях развития общества вызревало на протяжении длительного периода существования философии и науки. Еще в IV в. до н.э. древнегреческий философ Декеарх М

Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества
Формационный анализ социальной действительности строится на сравнении и оценке этапов развития общества, выявлении объективных законов его движения. К. Маркс в предисловии к первому тому «Капитала»

Понятие современного общества и тенденции его развития.
В современной литературе выделяют несколько видов цивилизаций. Наиболее распространенным и признанным является выделение традиционную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации. Под

Происхождение и взаимосвязь глобальных проблем
Термин «глобальный», от латинского «глобус», т.е. Земля, Земной шар, означает общепланетарный характер тех или иных объективных процессов. Глобализация процессов означает не только то, что они охва

Проблема войны и мира
Самой острой и важной среди глобальных проблем является проблема мира. Предотвращение ядерной угрозы – не только жизненно важная проблема сама по себе, это необходимое условие решения всех других н

Угроза глобального экологического кризиса
Предотвращение угрозы ядерной войны – первое условие решения других глобальных проблем, на первое место среди которых выдвигается экологическая проблема, связанная с активным воздействием человека

Рост народонаселения и проблема продовольствия
Человечество увеличивается со скоростью десять тысяч человек в час. Причем скорость движения, т.е. прирост населения, постоянно возрастает. В античную эпоху темп годового прироста составлял 0,1%, в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги