Проблема антропогенеза

Проблема человека — это старая и вечно новая проблема. Человек стал предметом научного исследования еще в V в. до н.э., в философии софистов и Сократа, и с тех пор внимание к нему не ослабевает. Что же такое человек? Является ли он уникальным созданием во Вселенной? Что определяет суверенность его духа? Подобные вопросы волновали лучшие умы разных народов и разных эпох и продолжают по-прежнему волновать наших современников. В книге французского фантаста Веркора «Люди или животные?» сделана попытка исследовать эту проблему и определить критерий, отличающий человека от животного. В Андах ученые обнаруживают то ли дикое племя людей, то ли стадо высокоразвитых животных. Их назвали тропи. Дельцы бизнеса строят планы использования тропи как бесплатную рабочую силу. Ученые становятся на защиту тропи, считая их первобытными людьми. Но для обоснования такого вывода нужны ясные и понятные признаки отличия человека от животных. Ученые пытаются воспользоваться принципом, по которому в естествознании животные подразделяются на виды: представители одного вида при скрещивании дают потомство, способное к дальнейшему размножению. Следовательно, если при скрещивании человека и тропи будет получено потомство, то тропи следует считать людьми. Опыт удался и на свет благополучно появляются новорожденные у девяти тропи. Чтобы обратить внимание общественности на остроту проблемы, один из новорожденных усыпляется. Начинается судебное разбирательство: кто убит? Если убит человек, должна быть уголовная ответственность за убийство. Если убито животное, то такой ответственности нет. При расследовании выясняется, что новорожденный зарегистрирован как сын человека и окрещен. Чиновник ратуши в панике, вдруг зарегистрированный вовсе не человек, а животное. Священник вообще в шоке, ведь он совершил святотатство, окрестив животное.

Веркор показывает, что антропология не может дать убедительного критерия отличия человека от животного и приходит к выводу, что таких объективных критериев отличия человека от животных вообще не существует.

Поисками признака отличия человека от его животного предка занимаются многие ученые. В 1964 г. в Москве проходил VII Международный конгресс по антропологии и этнографии, на котором был специально организован симпозиум «Грань между человеком и животным». При обсуждении проблемы было намечено множество частных граней, но общая задача осталось нерешенной.

Исследования ученых показывают, что у человека в отличие от животных нет биологической предопределенности к какому-то одному, заранее заданному виду жизнедеятельности. Он может осуществлять любой вид деятельности. Освобождение от биологической ограниченности дало человеку возможность прогрессивно развивать труд как специфически человеческую деятельность.

На различных этапах исторического развития человека его организм остается в основном неизменным. Даже средний объем мозга современного человека сохранился на уровне неандертальцев — примерно 1400 кубических сантиметров. По некоторым данным, произошло даже уменьшение объема мозга с 1450 кубических сантиметров у неандертальцев до 1350 в современного человека. Следует, однако, отметить, что у современных людей мозг может резко различаться по весу. Так у Ч. Байрона мозг весил 2239 г, у И.С. Тургенева — 2012, у А. Франса — 1017. Это не значит, конечно, что первые двое были в два раза талантливее, а свидетельствует лишь о том, что дело вовсе не в весе мозга и даже не в количестве его нервных клеток, а в количестве и качестве связей между ними.

Человек связан с обществом и другими людьми множеством нитей. Каждый индивид, рождаясь, уже застает готовыми определенные социально-экономические, политические, семейные и др. отношения. Условия жизни создают вокруг человека постоянный, хотя и весьма подвижный, комплекс факторов, который определяет его деятельность и поведение. Это – те люди, с которыми отдельный человек вступает в повседневные контакты, это – мир вещей, окружающий его, это – духовная культура, которую он впитывает в себя. Под влиянием этих факторов, в процессе деятельности и общения складываются более или менее устойчивые взгляды человека на жизнь, ее ценности и цели, его представления о правилах поведения, его мировоззрение.

Человек не только природное, но и социальное существо, которое живет в созданном им самим общественно-предметном мире. Этот мир, с одной стороны, создается человеком в ходе целенаправленной деятельности, а с другой, – формирует его самого. Человек не поглощается социумом, но и не противостоит ему как нечто враждебное, а существует в гармоническом единстве с ним. Вместе с тем диалектическое единство человека с природой содержит в себе не только их тождество, но и существенное различие, доходящее до противоположностей. В науке о человеке сформулирован ряд критериев, отличающих человека от его животных предков.

Прежде всего отмечается производственное содержание человеческой жизни: животные не производят, а присваивают предметы природы, тогда как человек производит предметы для удовлетворения своих потребностей.

Животные действуют только по меркам своего вида и выйти за их рамки не могут. Человек как разумное существо может действовать по меркам любого вида, умеет приложить к природе его мерку.

Животное действует узко утилитарно, только в рамках отведенного природой. Человек способен действовать универсально, ориентируясь на требования объективной необходимости.

Животные действуют рефлекторно, направляемые пищевой, половой и защитной потребностями. Человек действует целенаправленно, заранее планируя свои действия. Возникновение потребности у человека и ее удовлетворение может значительно расходиться во времени и пространстве, т.е. человек может готовить условия удовлетворения своей потребности задолго до того, когда ее актуальность для человека еще не обозначилась.

Животные непосредственно тождественны своей жизнедеятельности. Человек осознанно превращает свою жизнедеятельность в предмет своих стремлений и постоянно совершенствует ее.

Возникает естественный вопрос: Как появилось на Земле такое уникальное существо? Как оно сумело вырваться из крепких объятий природы и возвыситься над ней? Ответ на эти вопросы пытается дать теория антропосоциогенеза.

 

Выделение человека из животного мира представляет собой такой же грандиозный скачок в истории Земли, как и возникновение живого из неживого. Должен был существовать период становления человека – антропогенез – и период становления общества – социогенез. В действительности, как показывают современные исследования ученых, существовал единый длительный процесс формирование человека и общества – антропосоциогенез, проодолжавшийся 3-3,5 миллионов лет.

Многие ученые полагают, что процесс антропосоциогенеза можно представить в виде двух скачков. Первый скачок связывается с началом изготовления орудий труда и переходом от стадии животных предшественников человека к стадии формирующихся людей, которыми являются питекантропы и неандертальцы. Второй скачок – это смена неандертальца современным типом человека. Первый скачок означает появление социальных закономерностей, хотя доминирующая роль биологических законов еще сохраняется, второй – установление их полного господства в жизни людей. По мнению антрополога Я.Я. Рогинского, на стадии формирующихся людей относительно небольшие прогрессивные изменения в культуре сопровождались чрезвычайно значительными переменами морфологической структуры человека. С появлением современного типа человека гигантский по своим масштабам культурный прогресс не изменяет строения организма самих людей.

Силой, обусловившей антропосоциогенез, является труд, выступающий в качестве определяющего фактора, на основе которого формируются и общество, и членораздельная речь, и мышление. Именно труд выводит человека за пределы чисто природного существования, открывая перед ним горизонты общественного бытия, общественной деятельности, общественных отношений, общественного сознания.

Труд сам имеет длительную историю развития от инстинктивных форм до целенаправленной производительной деятельности. Инстинктивный труд присущ целому ряду животных, которые создают и употребляют примитивные орудия труд. Так, например, дятел сначала выдалбливает в дереве углубление, в которое, как в тиски, устанавливает шишку и затем добывает из нее семечки. Здесь налицо все признаки искусственного орудия труда. Но орудия животных сращены с ними. Они неизменно присущи данному виду животных, которые пользуются ими инстинктивно, на основе своих природных рефлексов.

У общественного человека орудия труда имеют свою историю, развиваются, совершенствуются. Но до возникновения общественного производства прошли сотни тысяч лет, в течение которых предчеловек трудился, и труд его имел инстинктивный характер. Прошел огромный исторический период, прежде чем человек сознательно изготовил первое орудие труда, а инстинктивный труд превратился в целенаправленную деятельность. Человек как общественное существо формируется, проявляет свои качества и способности прежде всего в трудовой деятельности, которая создает необходимые условия для развития у антропоидов чисто человеческих качеств и человеческих форм общения. Влияние труда на формирование человека заключается прежде всего в том, что труд, первоначально стимулируемый необходимостью удовлетворять чисто биологические потребности, развиваясь, приобретает все большую социальную значимость и становится общественной потребностью.

Трудовая деятельность всегда предметна, человек с помощью одних предметов, являющихся орудиями труда, воздействует на другие и изменяет их в соответствии со своими потребностями. Орудия труда выполняют важные функции в становлении и развитии человека: 1)производственная деятельность не только осуществляется с помощью орудий труда, она начинается с их изготовления; 2) орудия труда воплощают в себе знания, способности, умения и навыки своего создателя и до изобретения письменности были важнейшим средством сохранения и передачи накопленной информации; 3) систематическое изготовление орудий труда свидетельствовало о появлении принципиально новой деятельности, новых форм общения между людьми, определяющими среди которых стали производственные отношения; 4) использование орудий труда стало важнейшим средством формирования и развития человеческих способностей и проявления человеческой индивидуальности.

Одним из важнейших факторов антропосоциогенеза является язык. В самом широком смысле слова язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения. С помощью языка осуществляется познание действительности. Язык является средством хранения и передачи информации. Язык возникает одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. В процессе перехода от животных предков к человеку, когда возник труд как целенаправленная деятельность, начинает формироваться речевая сигнальная система. Звуки из средства выражения эмоций постепенно становятся средством обозначения предметов, их свойств и отношений, начинают выполнять функцию информационного сообщения. Возникновение членораздельной речи явилось важнейшим средством дальнейшего развития человека, сознания, общественные отношений, различных форм общения.

Важная роль в антропосоциогенезе принадлежит регулированию брачных отношений в первобытном стаде. Коллективно регулируемое воспроизводство потомства обеспечивали мир и порядок в стаде антропоидов, их солидарность в труде. Решающую роль в регулировании брачных отношений сыграли тотемные культы. Внутри группы, поклоняющейся одному и тому же тотему (волку, зайцу и т.д.), половые контакты были строго запрещены. Жену можно было брать только из другого рода. Это создавало условия для преодоления отчуждения между родами и их объединения в сообщество.

Вместе с зачатками общественного производства должно было возникнуть разделение труда между его участниками, т.е. кооперация предполагала ежедневное распределение членов первобытного стада по работам, которое могло осуществляться только при осознании формирующимися людьми общественной необходимости этого акта. Так деятельность по изготовлению орудий труда осуществлялась не каждым мужчиной, а отдельными мастерами, а другие члены коллектива снабжали их материалами и пищей. Без осознания первобытными людьми необходимости разделения труда между членами рода существование и развитие первобытного стада было бы невозможно.

Возникновение первобытной кооперации должно было означать зарождение отношений собственности. Такое отношение находило свое выражение в совместном владении территорией, на которой проживало первобытное стадо, и созданными в процессе производства орудиями труда и предметами быта. Общественная природа зарождавшегося производства предопределяла общественный характер отношений формировавшихся людей к вещам и по поводу вещей.

Процесс антропосоциогенеза завершается появлением современного типа человека и первобытной человеческой общины в форме рода.

 

Единство биологического и социального в человеке означает, что действия людей определяются и социальными условиями их жизни, и биологическими особенностями индивида, выступающими в форме природных задатков, имеющих решающее значение для развития способностей. Например, высокая природная чувствительность зрительного анализатора (чувство линии, пропорции, формы, сенсорные качества руки, высокоразвитая образная память) является опорными свойствами способности человека к изобразительной деятельности. По мнению выдающегося отечественного психолога С.Л. Рубинштейна недооценивать то, что дает нам сама природа, значит недооценивать и самого человека.

Задатки выражаются в природных качествах человека и оказывают свое влияние на его способности. Так, например, большое значение для различия способностей человека имеют формы взаимодействия первой и второй сигнальных систем. И.П. Павлов различал три типа высшей нервной деятельности человека в зависимости от соотношения этих систем. Людей с преобладанием первой сигнальной системы он относил к художественному типу, с преобладанием второй – к мыслительному типу, при относительной уравновешенности сигнальных систем – к среднему типу. Для художественного типа характерна целостность, образность и яркость восприятия, богатство воображения, высокая чувствительность и эмоциональность. Мыслительный тип выделяется склонностью к обобщающему и абстрактному мышлению, аналитическим отношением к действительности, способностью к логическому обоснованию. Ученые отмечают, что значительное влияние на формирование способностей оказывают такие особенности нервной системы человека, как скорость образования и прочность условных рефлексов. Они обусловливают быстроту и прочность усвоения новых знаний, возможность обнаруживать сходство и различие между предметами действительности.

Природные задатки составляют биологическую основу способностей человека. В отечественной психологии сложились две точки зрения на проблему формирования и развития способностей. Одна из них развитие способностей индивида связывает с усвоением продуктов культуры. Все идет, прежде всего, от объекта, который осваивается человеком в процессе обучения. Другая точка зрения связывает развитие индивида с его материальной и духовной деятельностью, в ходе которой развиваются способности человека, сложившиеся на основе существующих задатков. В определенных условиях задатки могут оказывать направляющее воздействие на развертывание способностей так, что одни индивиды отличаются образным восприятием окружающего мира, другие – технической изобретательностью, третьи – быстротой математического мышления. Иначе говоря, в зависимости от задатков и условий бытия люди проявляют разные способности к различным видам деятельности.

Исследователи обратили внимание на интересную зависимость в развитии творческих наклонностей детей: отцы оказывают большее влияние на развитие творческих способностей девочек, а матери – на развитие творческих способностей мальчиков. Когда отцы проявляют больше «женских» свойств, а матери – больше «мужских», то их дети противоположного пола оказываются более развитыми в творческом отношении. Творчески одаренные мальчики обладают чертами, считающимися женскими – чувствительностью, ярко выраженным эстетическим началом, образностью мышления и т.д., а талантливые девочки проявляют многие традиционно мужские качества – независимость, самоутверждение, честолюбие, твердость характера и др.

Задатки людей порождают склонность к определенным видам деятельности. Причем склонность человека к конкретному виду деятельности и способность к ней у большинства людей, как правило, совпадают. Например, не так уж редки случаи, когда ребенок в возрасте 2-3 лет часами может слушать музыку. Подобные случаи почти всегда указывают на благоприятные природные данные для развития музыкальных способностей. Интересно высказывание на этот счет одного из величайших скрипачей мира Фрица Крейслера: «Дар к музыке у меня врожденный. Музыкальную грамоту я инстинктивно знал раньше, чем познакомился с азбукой».

Таким образом, проблема биологического и социального – это действительно проблема сущности человека. Ее нельзя понять, идя по пути биологизаторства, когда человеческие способности целиком связываются с биологической природой человека, а социальные условия рассматриваются как простой фон деятельности. Но столь же неконструктивной будет и односторонняя социологизация, когда способности человека полностью детерминируются социальной средой, которая «лепит» человека по любому образу и подобию. Развитие способностей индивида – это развитие самого индивида в процессе деятельности по освоению и созданию предметов культуры. Человек – это определенная целостность, своеобразное единство биологического и социального, которое обнаруживается и реализуется в ходе целенаправленной человеческой деятельности.