Деятельность как способ существования человека

Понятие деятельности.Все явления и процессы общества являются продуктом человеческой деятельности, которая обеспечивает и определяет их возникновение функционирование и развитие. История общества – это история развития человека и его деятельности, в ходе которой человек пользуется средствами, созданными им самим для удовлетворения своих потребностей и достижения поставленных целей. Важно подчеркнуть, что внутренним содержанием отношений между общественными индивидами является обмен деятельностью, который является более важным и существенным для человека, чем обмен энергией или информацией, потому что деятельность есть, с одной стороны, целенаправленное отражение материальной действительности (духовная деятельность) и целенаправленное ее изменение (практическая деятельность), с другой.

Деятельность человека всегда является общественной деятельностью, даже в тех случаях, когда осуществляется индивидуально, вне общения с другими людьми т.к., во-1-х, материал деятельности всегда есть общественный продукт, во-2-х, бытие человека имеет общественное значение, в-3-х, является способом реализации общественной природы человека.

В зависимости от характера отношения человека к окружающему миру она подразделяется на практическую и духовную деятельность. Практическая деятельность направлена на изменение природной и социальной среды. Духовная деятельность осуществляется в сфере сознания. Деятельность в зависимости от ее объектов может подразделяться на экономическую, политическую, социальную и т.д. Деятельность можно соотносить с объективным ходом истории – прогрессивная и реакционная; с существующей системой ценностей — моральная и аморальная, законная и противозаконная; с процессом созидания и природой результата – творческая и нетворческая.

Человеческая деятельность распадается на две стадии: целеполагание и реализацию цели. На процесс формирования цели и ее содержание огромное влияние оказывают потребности, интересы, мотивы действий людей.

Потребности.В основе деятельности человека лежат объективные потребности. Потребность – это необходимость для субъекта некоторой совокупности конкретных условий внешнего мира, требующихся для его жизнедеятельности. Потребность рождается из деятельности, формируется на основе объективных законов, поэтому каждое поколение людей получает от предыдущих поколений сложившуюся систему потребностей и способов их удовлетворения.

Добиваясь удовлетворения постоянно действующих потребностей, люди развивают и совершенствуют свою деятельность: усложнившаяся деятельность неизбежно ведет к воспроизводству и расширению потребностей, а возросшие потребности вызывают появление новых общественных отношений, соответствующих новым видам и формам деятельности. Так, например, рост городов и формирование класса горожан сопровождается бегством крепостных от своих господ. Крестьяне приходили в город и занимали в цеховой общине место, которое определялось потребностью в их труде. Потребность производства в рабочих руках вынуждали цеховую организацию использовать труд крестьян, хотя это в конечном счете подрывало устои цеховой организации. Так под давлением разнообразных общественных потребностей зарождались и укреплялись буржуазные отношения.

Содержание потребности, с одной стороны, отражает уровень развития общественных отношений, материального и духовного производства, обеспечивающего человека предметами потребности и способом их присвоения, а с другой, характеризует степень развития самого человека, его способностей и дарований. Наличие потребности порождает у индивида состояние неудовлетворенности и стремление избавиться от него, т.е. овладеть предметом потребности. При этом действия по удовлетворению потребности не всегда могут быть обеспечены имеющимся уровнем знаний, умений, навыков человека и потому необходимым оказывается качественный скачок в развертывании способностей человека. Развившиеся способности значительно расширяют его возможности в овладении внешним миром через усложнение и совершенствование содержания деятельности, а это в свою очередь неизбежно ведет к усложнению его потребностей.

Потребности делятся на биологические, социальные и духовные. Биологические потребности обеспечивают жизнедеятельность человека как биологического вида: это – потребности в пище, одежде, движении и т.д.

Социальные потребности возникают только в обществе и выражают необходимость для человека многообразных отношений с другими людьми, необходимость в самореализации и самоутверждении. Социальные потребности отличаются от биологических тем, что их удовлетворение связано не с потреблением конкретных вещей, а с развитием общественных структур, социально-психологических механизмов, регулирующих отношения внутри коллективов людей. И для индивидов их значение состоит, прежде всего, в том, что они выступают в качестве стимулов действия, получающих те или иные формы социального признания. Социальные потребности тесно связаны с отношениями собственности, выступающими главным регулятором системы социальных отношений: они определяют границы развития и удовлетворения потребностей для различных социальных групп.

Духовные потребности связаны с осознанием человеком окружающего мира и своего места в нем, с возникновением необходимости во все более глубоком и всестороннем познании природных и социальных условий своего бытия, с формированием аксиологического (ценностного) отношения к окружающей действительности. Эти потребности рождаются в процессе духовного производства и тесно связаны с духовной жизнью общества.

Интересы.Потребность является побудителем к деятельности, но отсутствие в данный момент средств для овладения нужным предметом не позволяет субъекту начать активные действия. Соединение потребности со средствами ее удовлетворения приводит к формированию интереса, который переводит побуждение в реальное действие по овладению предметом потребности.

Часто понятия «потребность» и «интерес» отождествляются. Однако при всей их близости потребности и интересы различаются между собой. Эти различия касаются прежде всего объема их содержания. Потребность шире по содержанию, чем интерес, потому что потребности имеются и у животных, и у человека. Но у животных нет интереса. Интерес выражает отношение человека к средствам удовлетворения потребности. Животные ни к чему не относятся, их действиями руководит природный инстинкт.

Интерес есть объективное отношение человека к условиям своей жизни, побуждающее его бороться за сохранение и развитие благоприятных условий своего бытия и устранение неблагоприятных. Потребность, прежде всего, ориентирована на предмет своего удовлетворения, а интересы направлены на те социальные отношения, условия, институты, от которых зависит обладание предметом потребности. В интересах заключен момент отрицания условий, не обеспечивающих удовлетворение потребности, поэтому в них постоянно присутствует сопоставление человека с человеком, одной социальной группы с другой. Интересы отражают сложившееся в обществе неравенство в удовлетворении потребностей, социальное положение индивидов, их отношение к экономическому и социально-политическому строю общества.

Интерес есть объективное отношение, формирующееся независимо от воли и сознания людей. Объективность интересов определяется: во-1-х, их тесной связью с объективной потребностью, сформировавшейся на основе действующей в обществе исторической необходимости; во-2-х, тем, что они складываются и функционируют независимо от воли и желания людей и существуют не только в их представлении, но и в самой действительности в качестве реальной зависимости индивидов, участвующих в совместной деятельности; в-3-х, выражается в способе, характере и объеме реализации их содержания, которые сами определяются конкретно-историческими условиями бытия людей.

Осознание субъектом своих интересов происходит не одновременно с их формированием, а значительно позже. Причем, часто осознание интересов оказывается неправильным или неточным и человек некоторое время может действовать даже вопреки своим интересам. Интересы проявляются в различных видах человеческой деятельности, поэтому интересы разделяются на экономические, политические, социальные, духовные и т.д. По месту и роли человека в системе общественных отношений выделяются индивидуальные, групповые, классовые интересы, а так же интересы всего общества.

Интересы становятся активным стимулом человеческого действия, деятельной силой преобразования общественных отношений, только приняв форму побудительного мотива

Мотивы.Мотив — это форма разрешения противоречия между субъектом и условиями его жизнедеятельности. Мотив как реальный фактор человеческой деятельности выполняет три функции: 1) выявляет ценностное содержание потребности; 2) дает толчок побуждению ради ее удовлетворения; 3) обеспечивает обоснование программы действий по удовлетворению потребности.

Выражая характер действия субъекта в конкретных исторических условиях, мотив представляет собой единство объективного и субъективного. Объективная сторона мотива связана с материальными условиями жизни субъекта, воздействие которых порождает в его сознании строго определенное психологическое состояние, побуждая его к совершению именно данных действий. Субъективная сторона мотива выражает личностный смысл совершаемого действия, внутренний импульс направленной деятельности. Различие между субъективным и объективным справедливо и имеет смысл только в определенных границах. Между ними нет непроходимой грани, поэтому в реальной жизни постоянно происходит переход от субъективного к объективному и обратно.

Мотивация осуществляется в два этапа. На первом этапе определяется объективная значимость потребности, ее ценность для человека и необходимость ее удовлетворения. С установлением ценности и необходимости потребности возникает побуждение как внутреннее стремление субъекта овладеть предметом потребности. На втором этапе выясняется объективная возможность удовлетворения потребности в данных условиях, материальные издержки, которые окажутся неизбежными для овладения предметом потребности. Если требуемые материальные средства имеются, то мотивация переходит на новую стадию, где возможности удовлетворения потребности анализируются с точки зрения нравственных издержек. В деятельности людей нередки обстоятельства, когда моральные потери делают невозможным удовлетворение потребности. Если материальные и нравственные издержки оказываются приемлемыми, то процесс мотивации приводит к формированию цели.

Цель деятельности.Цель — это идеальный образ будущего результата деятельности. С одной стороны цель отражает существующие объективные условия жизнедеятельности, а с другой, выражает будущую действительность, которую предстоит еще создать. Формирование цели осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе происходит отражение потребности, при котором в сознании субъекта возникает побуждение к действию ради ее достижения. Здесь цель исходит из внутренней потребности субъекта и не учитывает объективных условий ее реализации и потому она еще абстрактна и неопределенна. Второй этап связан с отражением объективных условий реализации потребности. Здесь анализируется совокупность внешних условий и объективных возможностей, намечаются варианты осуществления цели, выделяется круг возможных путей ее реализации. На третьем этапе происходит сопоставление объективных условий и путей достижения цели с возможностями субъекта, оценка предполагаемого результата и осуществление выбора решения.

Научно обоснованная цель тесно связана с объективными законами. Закон составляет основу формирования цели, а цель является формой выражения закономерности. Цель, как и закон, отражает направление общественного движения через свойственную ей функцию прогнозирования. Цель всегда направлена в будущее. Закон и цель выражают объективную тенденцию общественного движения, но с разных сторон: закон со стороны необходимости, цель со стороны возможности, а в единстве они характеризуют процесс зарождения возможности в истории и превращении ее в действительность.

Существует множество целей. Выделяются цели индивидуальные и групповые (классовые, национальные и т.п.); цели, направленные на изменение природы, на преобразование общественных отношений и цели познавательного характера. Цели определяются как ближайшие и перспективные, тактические и стратегические, промежуточные и конечные.

Реализация цели.Для реализации цели требуются определенные средства. Без средств цель не может стать целью деятельности человека. Она выступает в этом случае не более чем неопределенный идеал, к которому можно стремиться, которого можно желать, но которого никогда нельзя достичь. В качестве средств выступают предметы, вещи, инструменты и т.п., но взятые не сами по себе, как предметы внешнего мира, а только в качестве предметов, способных служить определенной цели. На первый взгляд, дело выглядит так, что цели человека как будто бы полностью господствуют над средствами достижения этих целей. На самом деле чаще всего эти средства господствуют над человеком и его целями.

Средством может выступать не только вещь, но и сама деятельность человека, направленная на реализацию цели. В виде средства могут выступать такие невещественные компоненты деятельности, как умение и навыки человека, его опыт. В качестве средства может выступать и сам человек. Средство есть свойство предмета служить цели. Но такой способностью предмет не обладает сам по себе. Она навязывается извне тогда, когда приводится человеком в отношение к цели деятельности. Вне этого отношения к цели и процессу деятельности предмет не может служить средством. Только деятельностью человека предмет может быть определен как средство цели.

В развитых формах деятельности средством является все то, что обычно является орудием труда (плуг, топор, станок и т.д.) И если сравнивать такие средства как компьютер и топор, то легко обнаружить, что чем более развитым является средство, тем более сложной форме деятельности оно соответствует, тем более конкретным оно становится, обслуживая все более частные цели. Чем более развитым является средство, тем более полно его содержание поглощается соответствующей ему целью. И наоборот, чем менее развитым является средство, тем более широким диапазоном возможных действий оно обладает, тем большему количеству целей оно может служить.

Результат деятельности будет отличаться от поставленной цели. На деле подлинным результатом деятельности оказывается совсем не тот итог, который мыслился человеком в субъективной форме его цели, но только тот, который реально определен его деятельностью с помощью тех средств, которые в этой деятельности применялись. Абсолютного тождества цели и результата нет, но зато есть их относительное совпадение. Оно достигается в реальной деятельности человека, но не в отдельном целевом акте, а в итоге всей целенаправленной деятельности как своего рода равнодействующая множества отдельных действий.

Результат деятельности только по форме может соответствовать цели, а его содержание определяется содержанием самой деятельности. Он есть определенное единство субъективной цели человека и объективности его деятельности. Когда в результате деятельности, мы обнаруживаем несовпадение с заранее поставленной целью, мы тем самым находим новое содержание средства, зависимое уже не от цели, а от результата ее реализации. До акта реализации человек не охватывал этого содержания непосредственно, а по окончанию деятельности он уже определенно знает то содержание, которое проявилось в ее результате. Результат как продукт деятельности и цель как предмет деятельности сопоставимы, т.к. они есть моменты одного и того же предмета, и одного и того же содержания. Поэтому, сравнивая цели и результат своей деятельности, человек вскрывает новое для себя содержание средства, содержание своей деятельности, которое становится основанием новой деятельности и основой определения средств для новой цели.

Производя предмет, человек производит множество новых отношений в окружающем его мире. Он производит само производство предметов и отношение людей в производстве. Он производит потребление, а вместе с ним систему потребностей, интересов, мотивов, целей. В процессе деятельности он сам подвергается значительным изменениям. Из производственного процесса человек выходит иным, чем вошел в него. Тем самым он непрерывно производит себя самого как производителя и как потребителя предметов.

 

Общение, или коммуникация — одна из форм взаимодействия людей в процессе их деятельности. С помощью общения происходит организация целесообразного взаимодействия людей в ходе совместной деятельности, передача опыта, трудовых и бытовых навыков, появление и удовлетворение духовных потребностей. Вне общения человеческое общество просто невозможно. Общение выступает в нем как способ соединения и развития индивидов. В процессе общения происходит реализация общественных отношений между людьми. Только в общении, непосредственно включенном в деятельность, общественные отношения приобретают реальность и практическую значимость. Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания целей, задач деятельности, возможностей каждого из ее участников. В структуре общения выделяются три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между индивидами. Важно отметить, что в условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. В общении взаимодействуют два индивида, каждый из которых является активным субъектом, поэтому обмен информацией предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как обычный объект. Поэтому каждый участник общения должен анализировать мотивы, цели, установки своего партнера. При этом особую роль играет для каждого участника общения значимость информации. Эту значимость информация приобретает потому, что люди не просто обмениваются значениями, но стремятся выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но понята и осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями. Она характеризует те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее. В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обмен информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность. Успешность организации совместных действий в значительной степени будет зависеть от меры понимания друг друга партнерами по взаимодействию. Если партнеры достигают взаимопонимания в отношении цели и средств действия, то они легко достигают совместного принятия решения.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и партнером по общению также как личность. Представления о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится представление о другом человеке.

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки.

Существует большое многообразие функций общения. Их можно разделить на две категории: 1) социальные, ориентированные на удовлетворение потребностей общества в целом или отдельных его групп в процессе их функционирования и взаимодействия, 2) социально-психологические, связанные с потребностями отдельных личностей.

Примером социальной функции общения является планирование и координация коллективной трудовой деятельности, имевшее место уже в первобытном обществе. Другая социальная функция общения — управление, или социальный контроль, при помощи которой общество предписывает своим членам нормы и правила поведения, дает им образцы для подражания, поощряет поведение полезное для общества и осуждает антиобщественные поступки. Еще пример социальной функции — обеспечение межгруппового взаимодействия.

Примерами социально-психологических функций общения являются функция контакта и функция отождествления. Хорошо известно, что люди объединяются в группы не только для того, чтобы совместно осуществлять какую-то деятельность, но и для того, чтобы удовлетворить потребность в общении, которое снимает психические напряжения, вызванные одиночеством. Это и есть функция контакта. Функция отождествления себя с группой (или противопоставления ей) реализуется тем, что человек общается, чтобы подчеркнуть, что он «свой» в данной группе или, напротив, «чужой» ей. Сюда же можно отнести и функцию социализации личности.