рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общество как саморазвивающаяся система

Общество как саморазвивающаяся система - раздел Философия, Философия Итальянский Философ Xviii В. Д. Вико Утверждал, Что История Общества Тем Отли...

Итальянский философ XVIII в. Д. Вико утверждал, что история общества тем отличается от истории природы, что первая создана нами, а вторая существует сама по себе, без участия человека. История общества — это продукт взаимодействия многих поколений людей, движимых стремлением удовлетворять свои потребности. В науке общество понимается как совокупность индивидов, объединенных в социальное целое действующей системой потребностей, связей и отношений. По мнению П.А. Сорокина, «для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия». К. Марксу считал, что общество есть «продукт взаимодействия людей». «Общество, — писал Маркс, — не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».

Общество как целостность обладает рядом специфических отличительных признаков.

Первым признаком является наличие природной среды, в границах которой функционирует социальное сообщество людей. Во-1-х, природа является источником средств жизни. Во-2-х, природа необходима как среда обитания. Климат, растительный и животный мир, географический ландшафт (реки, леса, моря и т.д.) существенно влияют на жизнь общества. В-3-х, природа выступает как источник средств труда, обеспечивая человека сырьем, необходимым для процесс производства. Природа вынудила людей объединиться в борьбе за существование и потому человеческая история, по словам К. Маркса, есть не что иное, «как порождение человека человеческим трудом, становление природы для человека…».

Вторым признаком общества является его интегрированность. Общество как социальная система обладает новым, системным качеством, которым не располагает ни один из образующих ее компонентов. В обществе как целостной системе связь между компонентами настолько тесная и органичная, что изменение одного из них с необходимостью вызывает то или иное изменение других, а нередко и системы в целом. Органическая связь компонентов сообщества обусловливает тот факт, что во взаимодействии со средой общество всегда выступает как нечто единое, потому что связь и зависимость общественных элементов между собой значительно устойчивее, чем их связь с природой.

Третьим признаком общества является его автономность и саморегуляция. Автономность общества обеспечивается, во-1-х, наличием специфических законов его функционирования и развития; во-2-х, способностью создавать необходимые условия для воспроизводства и удовлетворения разнообразных потребностей индивидов, для их самоутверждения и самореализации; в-3-х, отсутствием внешних управленческих элементов в виде божественного провидения или мирового духа. Общество регулируется и управляется теми институтами, которые возникают и создаются внутри социального сообщества благодаря человеческой деятельности.

Четвертый признак состоит в способности общества вырабатывать правила и нормы поведения, обязательные для всех членов сообщества, включать каждое поколение в сложившуюся систему связей, отношений и организовывать людей для деятельности по удовлетворению потребностей. Благодаря этому качеству общество оказывается способным к созданию новых социальных образований и разного рода институтов, обеспечивая тем самым обновление и преемственность развития. Люди прочно связаны с обществом через общность языка, культуры и вне общества существовать не могут.

Пятый признак выражает способность общества создавать механизм контроля за соблюдением выработанных норм и правил, аппарат управления сложнейшими социальными процессами. Место стихийного поведения людей все больше начинает занимать сознательное, опирающееся на знание объективных законов, регулирование жизнью общества.

Таким образом, общество — это сложившаяся в процессе длительного исторического развития органическая система взаимодействия людей, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, имеющая сложившиеся обычаи, традиции, нормы, правила, принципы поведения индивидов внутри системы.

Общество имеет свои законы, коренным образом отличающиеся от законов природы. В природе действуют друг на друга слепые силы, во взаимодействии которых и проявляются объективные законы бытия. Законы общества являются законами человеческой деятельности, в которой они возникают, живут и отмирают, когда исчезают породившие их условия. Действие социального закона означает, что в объективной действительности сложились такие существенные, необходимые и устойчивые отношения, которые постоянно воспроизводятся в ходе человеческой деятельности. В этом смысле закон общества независим от воли и желания людей и диктует им определенную направленность, характер и форму деятельности.

Законы общества действуют с необходимостью и выступают в качестве устойчивого начала, регулирующего деятельность людей. Но историческая необходимость, в отличие от природной, находит свое выражение не только в воспроизводстве и расширении сложившегося типа связей, но и в формировании условий для появления новой социальной действительности. Поэтому исторически необходимым и оправданным является и существование данного общества, и замена его новым социальным организмом, возникновение которого обусловлено изменившимися историческими условиями и требованиями объективных общественных законов. И те же законы, которые обеспечивали существование данных общественных отношений как соответствующих объективной необходимости, требуют изменения этих отношений, когда они перестают соответствовать ей. Тогда требуются новые типы связей, новая социальная действительность.

Реализация исторической необходимости и осуществление требований объективных законов происходит в деятельности людей, которая расчищает путь новым отношениям и тем самым обеспечивает условия, соответствующие требованиям общественных законов. Требования и действия объективных общественных законов формировали интересы определенных общественных групп, которые затем трансформировались в побудительные мотивы и цели их действия. Классы начинали строить свою социально-историческую практику, объективно направленную на то, чтобы либо затормозить действие закона, либо осуществить его требования. Важно иметь в виду, что стихийное утверждение новых общественных отношений, в том числе и капиталистических, не означает, что они входили в жизнь сами собой, совершенно независимо от сознательной деятельности людей. Идеолог народников Н.К. Михайловский утверждал, что современная европейская жизнь «складывалась так же бессмысленно и безнравственно, как в природе течет река или растет дерево», что разум и чувства людей не присутствовали «при возникновении современного экономического порядка в Европе». В.И. Ленин справедливо возражал ему: «Совсем напротив. Люди устраивали тогда, в здравом уме и твердой памяти, чрезвычайно искусные шлюзы и плотины, загонявшие непокорного крестьянина в русло капиталистической эксплуатации; они создавали чрезвычайно хитрые отводные каналы политических и финансовых мероприятий, по которым (каналам) устремлялось капиталистическое накопление и капиталистическая экспроприация, не удовлетворявшиеся действием одних экономических законов».

Таким образом, социально-историческая практика класса буржуазии в форме политической и правовой деятельности разрушала преграды на пути развития капитализма, создавая благоприятные условия для действия его законов. Без такой деятельности людей требования законов не могут реализоваться, а общество будет переживать застой пока не созреют силы, способные создать необходимые условия для действий объективных общественных законов.

 

В обществе обычно принято выделять ряд сфер, функционирование которых обеспечивает его существование как социальной целостности. Наиболее важными ее сферами являются: материально-производственная сфера, где создаются материальные условия бытия людей, осуществляется производство товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей; социальная сфера, включающая в себя все многообразие общностей, свойственных данному обществу — род, племя, народность, нацию, общину, классы, страты, трудовые коллективы, семью др.; политическая сфера, охватывающая все элементы и звенья политической деятельности общества: государство, партии, профсоюзы, избирательные блоки, различные общественные объединения и движения; духовная сфера, где осуществляется производство, распределение и потребление духовных ценностей, удовлетворение духовных потребностей, где формируются и функционируют различные формы общественного сознания.

Каждая основная сфера общества по отношению к другим сферам является либо причиной, либо следствием, либо тем и другим одновременно. Причинные связи сфер разнообразны. Сфера может оказывать причинное влияние на одну или несколько сфер, ее воздействие может быть непосредственным и опосредованным, однократным и многократным. Причинно-следственные взаимосвязи основных сфер общественной жизни представляют собой устойчивую совокупность зависимостей, имеющую свою качественную завершенность, свой внутренний ритм, определенную направленность. К. Маркс в связи с этим писал: «Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей, и вы получите определенную форму обмена и потребления. Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, — словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества».

Ведущей сферой в рамках причинно-следственных связей сфер в обществе является материальная сфера, от развития которой зависят все остальные сферы общественной жизни. Исторически может меняться форма материального производства, его технологический базис, место и роль отдельного индивида в нем, но определяющее значение этой сферы остается неизменным, потому что общество погибнет, если прекратит производство хотя бы на несколько недель.

Основные сфер общества связаны между собой и функциональными зависимостями, в результате которых воспроизводится и сохраняется общество как качественное устойчивое образование. Причинно-следственным связям свойственна направленность от причины к следствию, а функциональная направленность сфер универсальна, т.е. активность может идти как от причины к следствию, так и наоборот. Более того, функциональная активность от следствия к причине часто оказывается преобладающей. О чем Ф. Энгельс писал так: «Историческое явление, коль скоро оно вызвано к жизни причинами другого порядка, в конечном счете экономическими, тут же в свою очередь становится активным фактором, может оказывать обратное воздействие на окружающую среду и даже на породившие его причины».

Главной сферой, определяющей функционирование общества, разделенного на классы, является политическая сфера, которая обладает наибольшими функциональными возможностями влияния на другие сферы общественной жизни.

Причинно-следственные и функциональные связи сфер общественной жизни взаимообусловливают друг друга. В этом взаимодействии определяющая роль принадлежит причинно-следственным связям. Нормально функционировать общество может только при непрерывном и последовательном выполнении каждой сферой своей объективной общественной функции. Действуют сферы в тесном единстве как элементы одной социальной системы, дополняя и поддерживая друг друга, поэтому умаление или неправомерное возвышение одной из них чревато нарушением нормального процесса функционирования и развития общества как целого. Так недооценка роли экономики ведет к снижению уровня потребления основных продуктов жизнедеятельности, а ее преувеличение приводит к превращению производства из средства обеспечения жизни людей в цель их деятельности, в производство ради производства, т.е. опять-таки к снижению уровня потребления, а в конечном счете к застою общества. Экономические отношения обусловливают социальные, политические, правовые, нравственные и т.д. отношения и различные формы общественного сознания. Причем это влияние идет не прямо и непосредственно, а чаще всего через различные промежуточные структуры. Политика напрямую связана с экономикой, а мораль испытывает на себе воздействие экономических отношений через различные виды политической деятельности и правовое сознание.

Особенностью воздействия духовной сферы на общественные процессы является то обстоятельство, что появившиеся благодаря удовлетворению духовных потребностей элементы общественного сознания начинают влиять на функционирование и развитие общественного бытия. Духовная жизнь, являясь первичной по отношению к общественному сознанию, сама оказывается вторичной по отношению к политической, социальной, экономической сферам. Но это не умаляет ее роли и влияния на течение и содержание общественных процессов. История дает нам немало примеров того, как идеальные побуждения оказывали определяющее влияние на исторические события.

 

Общество — это сложная социальная система, объединяющая множество элементов (человек, семья, класс, государство и др.). Системность общества обнаруживается в следующих компонентах: во-1-х, в генетической связи исторически следующих друг за другом многих поколений людей; во-2-х, в общности, преемственности материальной и духовной культур самых разнообразных человеческих цивилизаций; в-3-х, в наличии общественного производства как материальной основы существования и развития общества; в-4-х, в труде как форме взаимодействия общества с природой, как средстве формирования и развития человеческих индивидов; в-5-х, в единстве орудий труда, оружия, предметов быта и культуры, свойственных многим народам мира. Важно отметить, что в ходе исторического прогресса степень системности общества растет и совершенствуется. Так, с переходом от феодального общества к капиталистическому возникает мировое хозяйство, мировая торговля и мировой рынок, история общества становится всемирной.

Общество как система очень сложна и выступает как иерархия систем различной сложности и организации. В этой иерархии любая система является, с одной стороны, компонентом более высокого уровня, а с другой — сама образована из систем более низкого порядка. К числу наиболее важных компонентов общества как социальной системы относятся: 1) социальные субъекты — общественные индивиды, их общности и объединения (классы, нации, партии, государства и т.д.); 2) общественные потребности; 3) человеческая деятельность; 4) общественные отношения; 5) культура.

Для понимания специфики системной организации общества следует сравнить его с системными образованиями природы, с характером эволюции природных процессов. Природа как система есть единство стихийных бессознательных сил, взаимодействие которых порождает основные тенденции биологической эволюции. Общество — система целесообразная, так как ее функционирование и развитие определяется и направляется конкретной целью, которая как закон предлагает жесткие и обязательные для выполнения требования, отказ от которых грозит разрушением целостности системы.

Действие системы с использованием определенных средств по осуществлению цели есть функция системы. Причем действие компонентов системы могут быть добровольными и принудительными, но независимо от этого элементы системы, добиваясь своих целей, работают на общую цель, обеспечивая целостность и работоспособность системы. Эволюция социальных систем отличается от эволюции природных систем тем, что в системах живой природы приобретенные признаки генетически не передаются будущим поколениям, тогда как в социальных системах передача исторического опыта и навыков составляет важнейшее условие прогресса общества. В результате этого социально-экономическая, политическая, культурная эволюция протекает значительно быстрее, чем эволюция в природе.

В основе эволюции общества лежит процесс саморегуляции, механизм действия которого лучше всего виден на примере рынка. Каждый человек при обмене товаров на рынке руководствуется, прежде всего, своим пониманием ценности или полезности вещи, а не какой-то абстрактной их стоимостью. В результате взаимодействия множества индивидуальных представлений о ценности или полезности вещи возникает тот никем не запланированный порядок, который выражается в установлении рыночной цены. Понятие о субъективной ценности товара служит необходимым дополнением его объективной стоимости, обнаруженной в процессе обмена, поэтому функционирование рынка зависит не только от объективных законов, но и от разного рода случайностей, например, смены правительства.

Субъективные действия людей в системе не совпадают с результатами, которые возникают на уровне системы, т.е. люди ясно осознают свои цели, намерения, действия, но не могут более или менее ясно предвидеть, к чему приведут эти действия на уровне системы. Расхождение между индивидуальными целями и действиями людей в рамках системы, с одной стороны, и совокупными их результатами, присущими системе как целому, с другой, служит основой противопоставления индивидуального общественному, случайного необходимому, субъективного объективному.

Эффективность саморегуляции в рамках хозяйственной деятельности очевидна. Рыночный механизм осуществляет обмен товарами именно с помощью саморегулирования производителей и покупателей, каждый из которых стремится к реализации собственных целей и поэтому заинтересован в эффективном использовании сырья и материалов. Конкуренция производителей способствует снижению издержек производства, внедрению новых технологий, улучшению ассортимента и качества товаров, поискам новых форм хозяйствования. В результате этого происходит процесс саморегулирования рынка, когда устанавливается равновесие между спросом и предложением.

Вплоть до 30-х гг. XX в. экономисты были убеждены в том, что рыночная система в состоянии сама себя регулировать с помощью механизма цен. Но это положение пришлось пересмотреть после мирового кризиса 1928-1933 гг., охватившего США и Западную Европу. Для выхода из кризиса был использован механизм государственного регулирования экономической деятельности. Идея экономического регулирования, выдвинутая Д. Кейнсом и его последователями, представляла собой стремление дополнить саморегулирование рынка соответствующей организацией со стороны государства и его органов управления.

Саморегуляция рынка может приводить и к негативным последствиям, поэтому в рамках общества она нуждается в управлении со стороны государства. Рынок по своей природе не может решать проблемы социальной справедливости, потому что он отдает товар тому, кто больше за него даст. Государство в состоянии смягчить этот недостаток путем проведения соответствующей налоговой политики и осуществления социальной помощи нетрудоспособным, пенсионерам и другим низкооплачиваемым слоям населения.

Непременным условием стабильного развития общества служит взаимодействие процессов саморегулирования и организации, гармоничное сочетание которых создает благоприятные условия для функционирования и развития общественного организма, перехода его на более высокую ступень исторического прогресса.

 

В обществознании сложилось два принципиально различных подхода к пониманию общества — идеалистический и материалистический.

Идеалистическое понимание истории, абсолютизирующее роль сознания в жизни общества, безраздельно господствовало до середины XIX в. Для идеалистического подхода первой предпосылкой истории оказывались не действительно существующие и действующие индивиды, а формы и продукты духа. На историю смотрели как на процесс осуществления замыслов мирового разума (Гегель) или реализацию прогрессивных идей просвещенного монарха. Исторические эпохи рассматривались как эпохи господства тех или иных принципов: эпоха аристократии — принципа чести и верности; эпоха буржуазии — принципа свободы, равенства, братства. Действия, поведение и отношения людей оказывались продуктами сознания, поэтому, чтобы изменить обстоятельства, в которых живут люди, достаточно изменить их сознание. Всякое неравенство представляется как следствие несовершенства законодательства. Отсюда делался вывод, что путь к свободе и равенству лежит через совершенствование права, политики, приведение их в соответствие с разумной природой человека. Из истории исключалось отношение человека к природе.

Идеалистическое понимание истории основывается на следующих принципах: 1) сознание первично, а бытие людей вторично; 2) сознание определяет экономический и политический строй общества; 3) решающей силой развития общества являются великие личности, за которыми покорно следуют народные массы.

В рамках идеалистического понимания истории осуществлялся прогресс знаний об обществе, имели место плодотворные разработки отдельных положений, гениальные догадки о тенденциях развития общества. Достаточно назвать идеи Гегеля об исторической закономерности в развитии общества; о противоречии между трудом и капиталом как основном противоречии буржуазного общества; о революции как необходимой форме развития истории; о роли труда в развитии личности. Все это было представлено в мистифицированной форме как деятельности мирового разума и не могло быть использовано на практике.

Развитие капитализма привело к созданию крупной промышленности, образованию мирового рынка, усилению конкуренции, анархии производства и периодическим экономическим кризисам. Все больше ощущается потребность в организации производства и выработке методов эффективного управления экономикой. На основе идеалистического понимания истории решение этих задач оказалось невозможным. Английская политическая экономия в лице А. Смита и Д. Рикардо сделала попытку объяснить общественные процессы, опираясь на материальные факторы. Но довести до логического конца свои исследования и научно объяснить сущность экономических процессов, происходящих в общественном организме, они не смогли. Их усилия успешно завершил К. Маркс, создав теорию материалистического понимания истории.

К. Маркс и Ф. Энгельс обратились к реальной жизни людей и показали, что условия человеческого бытия создаются в процессе материального производства, что образ жизни людей определяет образ их мыслей, а не наоборот. Они исследовали само материальное производство и доказали, что оно всегда выступает в форме определенного способа производства, представляющего собой единство производительных сил и производственных отношений. Маркс писал: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Взаимодействие производительных сил и производственных отношений определяется, по мнению К. Маркса, законом соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Соответствие обеспечивает интенсивное развитие производительных сил, несоответствие – тормозит, ведет к конфликту. Производственные отношения отстают от производительных сил, затрудняют их функционирование, в результате возникают трудности с удовлетворением потребностей людей. Появляется необходимость замены старых производственных отношений на новые. Смена производственных отношений означает появление нового способа производства, а общество поднимается на новую, более высокую ступень своего развития. К. Маркс и Ф. Энгельс представляют развитие человеческого общества как естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций. Таким образом, материалистическое понимание истории опирается на следующие принципы: 1) общественное бытие первично, общественное сознание вторично. Общественное бытие — это совокупность материальных отношений, складывающихся в процессе производства и воспроизводства жизни людей. Общественное сознание — это совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, эмоций, переживаний, складывающихся под влиянием общественного бытия; 2) производство материальных благ выступает в виде конкретного способа производства как совокупности производительных сил и производственных отношений; 3) развитие общества есть естественноисторический процесс, подчиняющийся объективным общественным законам; 4) решающая роль в поступательном развитии общества принадлежит народным массам.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет.. имени В Г Белинского.. Философия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общество как саморазвивающаяся система

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философский смысл проблемы бытия
Понятие «бытие» вводится в философию Парменидом еще в VI в. до н.э. и с той поры становится одной из важнейших категорий философии, выражая проблему существования действительности в ее самом общем

Философское учение о материи.
Понятие материи формировалось на протяжении всей истории философии. Сначала философы рассматривали материю как первооснову вещей. И в качестве такой основы называли воду, огонь, землю, воздух и т.д

Движение, пространство и время, как формы бытия материи.
При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субст

Лекция 11. Сознание как философская проблема
  Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности, наблюдая факты обмороков, смерти. Долгое время считалось невозможным раскрытие тайны сознания. Создан

Становление диалектики как учения. Принципы диалектики.
Слово «диалектика» ввел в философию древнегреческий Сократ еще в V в. до н.э. В истории философии выделяются три основные формы диалектики: 1) греческая философия, 2) немецкая классическая философи

Понятие «закон». Законы диалектики.
Наука и исторический опыт человечества доказывают, что развитие природы, общества и мышления есть непрерывное движение от одного качественного состояния к другому. Качество

Категории диалектики
Категориями называют основные понятия, отражающие общие и существенные свойства, стороны, отношения и связи определенных классов явлений. Занимая важное место в структуре всякой науки, они концентр

Сущность познания. Объект и субъект познания.
Познание — это обусловленный общественно-исторической практикой процесс отражения объективной действительности сознанием человека с целью получения и расширения знания. Источником познания выступаю

Проблема истины
Истина есть адекватное отражение предметов действительности в сознании человека. Истина — это научная система, имеющая свою структуру, которая включает объективность и субъективность, абсолютность

Диалектика чувственного и рационального познания.
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до последн

Методы и формы научного познания
  В условиях бурного развития науки и превращения ее в непосредственную производительную силу все большее значение приобретает разработка логико-методологических проблем. В последние

Проблема антропогенеза
Проблема человека — это старая и вечно новая проблема. Человек стал предметом научного исследования еще в V в. до н.э., в философии софистов и Сократа, и с тех пор внимание к нему не ослабевает. Чт

Деятельность как способ существования человека
Понятие деятельности.Все явления и процессы общества являются продуктом человеческой деятельности, которая обеспечивает и определяет их возникновение функционирование и развитие. И

Личность как субъект общественной жизни
Когда говорят о личности, чаще всего имеют в виду отдельного человека. Но кроме понятия «личность» есть близкие к нему по содержанию категории «индивид», «индивидуальность». Словом «индиви

Общество и природа
Общество выступает как высшее порождение природы. Оно неотделимо от природы, не может существовать вне природы, выйти за ее границы. К. Маркс и Ф. Энгельс в связи с этим писали: «Мы знаем только од

Способ производства как материальная основа жизни общества.
Современная экономика — это сообщество независимых и стремящихся к экономической самостоятельности людей, готовых собственными усилиями строить свое материальное благополучие. Главная проблема экон

Социальная структура общества
Социальная структура есть совокупность относительно устойчивых, стабильных социальных общностей людей, определенный порядок их связей и взаимодействий. Основой функционирования и развития социально

Политика и политическая система общества
Политика — это сознательная деятельность государств, социальных групп и индивидов, направленная на достижение, укрепление и использование власти, защиту интересов определенных социальных субъектов,

Государство как основной элемент политической системы
Государство как особая форма организации общества возникает только на определенной стадии человеческой истории, при сравнительно высоком уровне развития общественного производства и общественных от

Культура как предмет философского анализа.
Термин «культура» произошел от латинского слова и первоначально имел смысл возделывания, облагораживания земли. Культура стала пониматься как «возделывание», «совершенствование» человеческой души,

Культура как процесс
Культура не может существовать вне своего носителя – человека. Человек творит культуру, опредмечивая в продуктах материального и духовного производства, нормах и ценностях результаты своего собстве

Взаимодействие материальной и духовной культуры
Материальная культура включает в себя всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы быта, средства транспорта, связи и т.д.). Духовная культура охватывает сфер

Понятие прогресса
Многие ученые-обществоведы исходят из того, что в истории общества господствует прогресс, под которым понимают такой вид развития общества, который означает переход от менее совершенного общественн

Противоречивость прогресса
Итак, общество развивается поступательно от низших форм своей организации к более высоким и совершенным. Однако прогресс никогда не выступает в чистом виде. Напротив, он всегда связан с определенны

Критерии прогресса
Вследствие сложности и противоречивости общественного прогресса особую важность приобретает вопрос о его критерии, т.е. основном признаке, благодаря которому можно различить стадии развития обществ

Эволюция и революция
Прогрессивное развитие общества осуществляется в двух основных формах — эволюции и революции. Эволюция — это медленное, постепенное количественное изменение существующих о

Смысл и направленность исторического процесса
Исследование проблем общественного прогресса неизбежно порождает вопрос: имеет ли исторический процесс какой-либо смысл и какую-то направленность? В философии истории сложилось два подхода к решени

Ступени развития человеческой истории. Формация и цивилизация
Представление о ступенях развития общества вызревало на протяжении длительного периода существования философии и науки. Еще в IV в. до н.э. древнегреческий философ Декеарх М

Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества
Формационный анализ социальной действительности строится на сравнении и оценке этапов развития общества, выявлении объективных законов его движения. К. Маркс в предисловии к первому тому «Капитала»

Понятие современного общества и тенденции его развития.
В современной литературе выделяют несколько видов цивилизаций. Наиболее распространенным и признанным является выделение традиционную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации. Под

Происхождение и взаимосвязь глобальных проблем
Термин «глобальный», от латинского «глобус», т.е. Земля, Земной шар, означает общепланетарный характер тех или иных объективных процессов. Глобализация процессов означает не только то, что они охва

Проблема войны и мира
Самой острой и важной среди глобальных проблем является проблема мира. Предотвращение ядерной угрозы – не только жизненно важная проблема сама по себе, это необходимое условие решения всех других н

Угроза глобального экологического кризиса
Предотвращение угрозы ядерной войны – первое условие решения других глобальных проблем, на первое место среди которых выдвигается экологическая проблема, связанная с активным воздействием человека

Рост народонаселения и проблема продовольствия
Человечество увеличивается со скоростью десять тысяч человек в час. Причем скорость движения, т.е. прирост населения, постоянно возрастает. В античную эпоху темп годового прироста составлял 0,1%, в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги