рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общество и природа

Общество и природа - раздел Философия, Философия Общество Выступает Как Высшее Порождение Природы. Оно Неотделимо От Природы, ...

Общество выступает как высшее порождение природы. Оно неотделимо от природы, не может существовать вне природы, выйти за ее границы. К. Маркс и Ф. Энгельс в связи с этим писали: «Мы знаем только одну-единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны: до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга».

Однако общество нельзя просто отождествить с природой. В природе действуют друг на друга слепые бессознательные силы. В обществе же действуют люди, одаренные сознанием и волей, ставящие перед собой конкретные цели и добивающиеся их осуществления. Но человек всегда действует в определенных природных условиях, которые выступают в качестве предпосылок исторического процесса. Чем благоприятнее природная среда, тем меньше времени и усилий требуется для поддержания жизни человека, тем больше материальных благ он может произвести для общества. Однако отсюда вовсе не следует вывод о том, будто бы наиболее плодородная почва создавала наилучшие естественные предпосылки исторического процесса.

Слишком богатая природа, в изобилии дающая человеку средства жизни, не требовала от него совершенствования орудий производства и развития собственных способностей. Слишком суровая природа подавляла человека, заставляла его всю свою энергию расходовать на поддержание жизненного минимума. И только умеренная природная среда, где было налицо разнообразие естественных условий, стала ареной развития мировых цивилизаций. Разнообразные природные условия, в которых приходится человеку вести материальное производство, стимулируют рост его общественных потребностей, способностей, средств и способов труда.

В истории человечества можно выделить несколько этапов взаимоотношения общества и природы, каждый из которых имеет свою качественную специфику, выражая революционный переворот в производительных силах общества.

Первый этап характеризуется неолитической революцией, связанной с возникновением земледелия и переходом человека от присваивающей экономики к производящей. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления земледелия и скотоводства. В этот период человек жил охотой, рыболовством и собирательством. Человек находился в единстве с природой, не выделялся из нее, целиком и полностью зависел от наличия средств существования. Он не начинал еще преобразовывать природу и воздействовал на нее только фактом своего существования. На этом этапе взаимодействия человека и природы происходили постоянные миграции населения, которые вызывались ухудшением природных и климатических условий, исчезновением возможности добывать пищу, миграцией животных, на которых человек охотился и т.д.

Второй этап начинается с возникновения земледелия и скотоводства и перехода человека от присваивающей экономики к производящей. Теперь человек начинает активно преобразовывать природу, переходит к оседлому образу жизни. Воздействие человека на среду в этот период приобретает иногда разрушительный характер: люди строят плотины, копают каналы, вырубают леса под пашни. Имея в виду губительные последствия вырубки лесов в Персии, Греции, К. Маркс писал: «Культура, — если она развивается стихийно, а не направляется сознательно…— оставляет после себя пустыню». Завершается этот этап промышленной революцией XVIII в., благодаря которой произошел переход от ремесленных орудий труда к машине, возникла промышленность. Технический прогресс все более увеличивал могущество человека, силу его воздействия на природу. В конечном счете, на завершающей стадии этого этапа происходит отделения человека от природы, противопоставление человека и природы.

Третий этап взаимодействия общества и природы начинается с промышленного переворота и связан с научно-технической революцией (НТР), которая началась в середине XX в. и стала определяющим фактором существования и развития современного общества. Суть этого этапа состоит в практическом преодолении отрыва человека от природы и противопоставления общества природе. Развертывание НТР охватывает не только производительные силы общества, но и самого человека. Во-1-х, осуществляя НТР, человек вносит коренные изменения в свое мировоззрение, в свою духовную жизнь, в понимание своего места и роли в мире. Во-2-х, изменяя производство, человек превращается в контролера и регулировщика производства и вместе с тем изменяет и самого себя, развивает свои способности, приобретает новые знания, опыт, навыки, обогащает себя как личность.

Подведем общий итог. Развитие отношений между обществом и природой имеют диалектический характер. На первой ступени человек почти полностью слит с природой. Материально он полностью зависел от природы и органично сливался с природной средой. На второй ступени человек начинает все более активно воздействовать на природу и выделяться из нее. Этот процесс с самого начала был противоречивым: с одной стороны, человек устанавливает с природой все более тесные и многосторонние связи, с другой — все более отдаляется от естественных условий своего бытия, замыкаясь в созданной им искусственной среде. На третьей ступени должен быть преодолен отрыв общества от природы, восстановлено их единство, при котором природа становится моментом планомерного, рационального процесса жизнедеятельности общества.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет... имени В Г Белинского... Философия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общество и природа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философский смысл проблемы бытия
Понятие «бытие» вводится в философию Парменидом еще в VI в. до н.э. и с той поры становится одной из важнейших категорий философии, выражая проблему существования действительности в ее самом общем

Философское учение о материи.
Понятие материи формировалось на протяжении всей истории философии. Сначала философы рассматривали материю как первооснову вещей. И в качестве такой основы называли воду, огонь, землю, воздух и т.д

Движение, пространство и время, как формы бытия материи.
При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субст

Лекция 11. Сознание как философская проблема
  Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности, наблюдая факты обмороков, смерти. Долгое время считалось невозможным раскрытие тайны сознания. Создан

Становление диалектики как учения. Принципы диалектики.
Слово «диалектика» ввел в философию древнегреческий Сократ еще в V в. до н.э. В истории философии выделяются три основные формы диалектики: 1) греческая философия, 2) немецкая классическая философи

Понятие «закон». Законы диалектики.
Наука и исторический опыт человечества доказывают, что развитие природы, общества и мышления есть непрерывное движение от одного качественного состояния к другому. Качество

Категории диалектики
Категориями называют основные понятия, отражающие общие и существенные свойства, стороны, отношения и связи определенных классов явлений. Занимая важное место в структуре всякой науки, они концентр

Сущность познания. Объект и субъект познания.
Познание — это обусловленный общественно-исторической практикой процесс отражения объективной действительности сознанием человека с целью получения и расширения знания. Источником познания выступаю

Проблема истины
Истина есть адекватное отражение предметов действительности в сознании человека. Истина — это научная система, имеющая свою структуру, которая включает объективность и субъективность, абсолютность

Диалектика чувственного и рационального познания.
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до последн

Методы и формы научного познания
  В условиях бурного развития науки и превращения ее в непосредственную производительную силу все большее значение приобретает разработка логико-методологических проблем. В последние

Проблема антропогенеза
Проблема человека — это старая и вечно новая проблема. Человек стал предметом научного исследования еще в V в. до н.э., в философии софистов и Сократа, и с тех пор внимание к нему не ослабевает. Чт

Деятельность как способ существования человека
Понятие деятельности.Все явления и процессы общества являются продуктом человеческой деятельности, которая обеспечивает и определяет их возникновение функционирование и развитие. И

Личность как субъект общественной жизни
Когда говорят о личности, чаще всего имеют в виду отдельного человека. Но кроме понятия «личность» есть близкие к нему по содержанию категории «индивид», «индивидуальность». Словом «индиви

Общество как саморазвивающаяся система
Итальянский философ XVIII в. Д. Вико утверждал, что история общества тем отличается от истории природы, что первая создана нами, а вторая существует сама по себе, без участия человека. История обще

Способ производства как материальная основа жизни общества.
Современная экономика — это сообщество независимых и стремящихся к экономической самостоятельности людей, готовых собственными усилиями строить свое материальное благополучие. Главная проблема экон

Социальная структура общества
Социальная структура есть совокупность относительно устойчивых, стабильных социальных общностей людей, определенный порядок их связей и взаимодействий. Основой функционирования и развития социально

Политика и политическая система общества
Политика — это сознательная деятельность государств, социальных групп и индивидов, направленная на достижение, укрепление и использование власти, защиту интересов определенных социальных субъектов,

Государство как основной элемент политической системы
Государство как особая форма организации общества возникает только на определенной стадии человеческой истории, при сравнительно высоком уровне развития общественного производства и общественных от

Культура как предмет философского анализа.
Термин «культура» произошел от латинского слова и первоначально имел смысл возделывания, облагораживания земли. Культура стала пониматься как «возделывание», «совершенствование» человеческой души,

Культура как процесс
Культура не может существовать вне своего носителя – человека. Человек творит культуру, опредмечивая в продуктах материального и духовного производства, нормах и ценностях результаты своего собстве

Взаимодействие материальной и духовной культуры
Материальная культура включает в себя всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы быта, средства транспорта, связи и т.д.). Духовная культура охватывает сфер

Понятие прогресса
Многие ученые-обществоведы исходят из того, что в истории общества господствует прогресс, под которым понимают такой вид развития общества, который означает переход от менее совершенного общественн

Противоречивость прогресса
Итак, общество развивается поступательно от низших форм своей организации к более высоким и совершенным. Однако прогресс никогда не выступает в чистом виде. Напротив, он всегда связан с определенны

Критерии прогресса
Вследствие сложности и противоречивости общественного прогресса особую важность приобретает вопрос о его критерии, т.е. основном признаке, благодаря которому можно различить стадии развития обществ

Эволюция и революция
Прогрессивное развитие общества осуществляется в двух основных формах — эволюции и революции. Эволюция — это медленное, постепенное количественное изменение существующих о

Смысл и направленность исторического процесса
Исследование проблем общественного прогресса неизбежно порождает вопрос: имеет ли исторический процесс какой-либо смысл и какую-то направленность? В философии истории сложилось два подхода к решени

Ступени развития человеческой истории. Формация и цивилизация
Представление о ступенях развития общества вызревало на протяжении длительного периода существования философии и науки. Еще в IV в. до н.э. древнегреческий философ Декеарх М

Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества
Формационный анализ социальной действительности строится на сравнении и оценке этапов развития общества, выявлении объективных законов его движения. К. Маркс в предисловии к первому тому «Капитала»

Понятие современного общества и тенденции его развития.
В современной литературе выделяют несколько видов цивилизаций. Наиболее распространенным и признанным является выделение традиционную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации. Под

Происхождение и взаимосвязь глобальных проблем
Термин «глобальный», от латинского «глобус», т.е. Земля, Земной шар, означает общепланетарный характер тех или иных объективных процессов. Глобализация процессов означает не только то, что они охва

Проблема войны и мира
Самой острой и важной среди глобальных проблем является проблема мира. Предотвращение ядерной угрозы – не только жизненно важная проблема сама по себе, это необходимое условие решения всех других н

Угроза глобального экологического кризиса
Предотвращение угрозы ядерной войны – первое условие решения других глобальных проблем, на первое место среди которых выдвигается экологическая проблема, связанная с активным воздействием человека

Рост народонаселения и проблема продовольствия
Человечество увеличивается со скоростью десять тысяч человек в час. Причем скорость движения, т.е. прирост населения, постоянно возрастает. В античную эпоху темп годового прироста составлял 0,1%, в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги