рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальная структура общества

Социальная структура общества - раздел Философия, Философия Социальная Структура Есть Совокупность Относительно Устойчивых, Стабильных Со...

Социальная структура есть совокупность относительно устойчивых, стабильных социальных общностей людей, определенный порядок их связей и взаимодействий. Основой функционирования и развития социальной структуры выступает господствующий способ производства, изменение которого в конечном счете ведет к изменению социальной структуры общества. К числу наиболее важных элементов социальной структуры относятся: классы; социальные группы; страты; род, племя, народность, нация; население города и население деревни; работники умственного и работники физического труда; коллективы людей – трудовые коллективы, спортивные общества, творческие союзы и т.д.; социально-демографические группы: – молодежь, женщины, мужчины, пенсионеры; семья

В социологии сложилось достаточно большое количество концепций социальной структуры общества. Исторически одной из первых является марксистское учение, которое ведущее место в социальной структуре отводит классам. Понятие «класс» вошло в науку задолго до К. Маркса. Его широко использовали в своих научных работах французские историки Ф. Гизо, О. Тьери, английские экономисты А. Смит, Д. Рикардо. Однако именно в марксизме было создано развернутое учение о классах и классовой борьбе как средстве преобразования социальной действительности. К. Маркс и Ф. Энгельс в своей теории классов опираются на созданное ими материалистическое понимание истории и утверждают, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и возникновения частной собственности.

Наиболее четкую формулировку определения классов дал В. И. Ленин: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Главным признаком класса является отношение к средствам производства, от которого зависят и положение класса в обществе, и размеры получаемой им доли общественного богатства.

Классы делятся на основные и не основные. Основными являются те классы, чье существование непосредственно связано с господствующим способом производства: рабы и рабовладельцы при рабовладельческом строе, крестьяне и феодалы при феодализме, пролетариат и буржуазия при капитализме. Не основные классы связаны либо с отжившим способом производства, либо с только еще формирующимся способом производства: например, при феодализме это – рабы и рабовладельцы, пролетариат и буржуазия.

В немарксистской социологии неоднократно предпринимались попытки дать определение классов, используя иные параметры.

Немецкий экономист и социолог М. Вебер, соглашаясь с идеями К. Маркса о связи класса с объективными экономическими условиями, считает, что разделение на классы определяется не только отношением к собственности, но и экономическими различиями, не связанными напрямую с собственностью. К числу таких факторов он относит мастерство и квалификацию работника, влияющие на возможности человека выполнять ту или иную работу. Люди умственного труда также работают по найму, но зарабатывают они значительно больше, чем работники физического труда, условия труда у них лучше, чем у рабочих. Кроме экономического – отношение к собственности и уровень доходов – он вводит такие критерии, как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам или членство в партии. Опираясь на этот принцип, М. Вебер между классом собственников и классом неимущих располагает так называемый средний класс.

Теория классов Э Райта (США) во многом основывается на учении К. Маркса, но включает в себя и ряд идей М. Вебера. По мнению Э. Райта, в современном капиталистическом обществе существуют три вида контроля над экономическими ресурсами: 1) контроль над финансовым капиталом; 2) контроль над физическими средствами производства (землей, предприятиями); 3) контроль над рабочей силой и властью. Кто контролирует хотя бы одну из этих производственных систем принадлежит к классу капиталистов. Рабочий класс лишен всякой возможности что-либо контролировать. Но помимо этих классов существуют группы, позиция которых неопределенна. Для таких групп, по Э. Райту, характерно противоречивое классовое положение, так как они способны влиять на некоторые аспекты производства, но лишены возможности контроля над производством в целом. Например, работники умственного труда продают свою рабочую силу, как и рабочие, но при этом они могут в большей степени, чем рабочие, контролировать условия своего труда.

Э. Гидденс (Англия) связывает существование классов с различиями в экономическом положении групп людей, с неравенством в отношении владения материальными ресурсами и контроля над ними. Классовые различия прежде всего зависят от благосостояния людей и рода их занятий. В современном западном обществе он выделяет три основных класса: высший класс(богачи, предприниматели, промышленники, высший слой управленцев, владеющих или непосредственно контролирующих средства производства); средний класс, который включает в себя большинство «белых воротничков» и специалистов; рабочий класс, включающий «синие воротнички» и всех людей, занятых физическим трудом. Классовая принадлежность каждого человека, по мнению Э. Гидденса, в определенной степени зависит от него самого, а не дается ему от рождения.

Несмотря на многообразие подходов к определению понятия социального класса и в немарксистской социологии и политологии главными признаками выделения класса служат: отношение людей к средствам производства, характер присвоения благ.

В западной социологии понятие «класс» считается слишком крупной аналитической единицей, не позволяющей глубоко и всесторонне исследовать изменения в состоянии современного общества и предлагают более конкретную и гибкую, на их взгляд, единицу анализа — «страты». Страта включает в себя множество людей, объединенных каким-то общим признаком – производственным, экономическим, политическим, культурным, образовательным и т.д. В этом случае люди, принадлежащие к разным классам, могут оказаться в одной страте, например, по признаку образования. Социальные страты формируются не по чисто экономическим, производственным или профессиональным признакам, а по признакам, связанным с культурно-психологической оценкой (нормы, ценности, представления, образцы поведения), которые реализуются в индивидуальном поведении. Можно сказать, что классы выделяются по их отношению к средствам производства, способам доступа к различным благам, а страты – по формам и объему потребляемых благ, по воспроизводству своего статусного положения.

Статус предполагает, что все, кто претендует быть включенным в ту или иную страту, должен отвечать определенным ожиданиям и ограничениям на социальное взаимодействие. Эти ожидания и ограничения касаются разных сторон жизни и выполнения разных ролей. Как правило, они связаны с поведением человека, с его способом воспроизводства семейно-брачных отношений, с проведением своего свободного времени и т.п. Различные формы потребления благ и воспроизводства статусного положения формируют у представителей разных слоев неодинаковый образ жизни. В этом случае образ жизни отделяет членов данной общности от представителей других общностей. Решающая роль образа жизни для престижа делает ту или иную статусную группу конкретным носителем разных условностей, которые поддерживают и сохраняют слой как таковой.

Талантливые личности рождаются во всех социальных слоях и классах. Если в обществе не существует барьеров для движения, то одни личности быстро поднимаются вверх по социальной лестнице и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Такое перемещение американский социолог П. Сорокин назвал социальной мобильностью. П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например, переход рабочего с одного завода на другой или смена места жительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Вертикальная мобильность представляет собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда, например, входит служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход на другой уровень власти.

Доступность путей для социальной мобильности зависит и от индивида, и от структуры общества, в котором он живет. Способности индивида немного значат, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. При изменении социального статуса у индивида часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействия с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности: во-1-х, изменение образа жизни; во-2-х, развитие типичного статусного поведения; в-3-х, изменение социального окружения.

 

Основой социальной стратификации социологи считают естественное и социальное неравенство людей. Социальное неравенство – это условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как собственность, власть и престиж. К проблеме неравенства в социологии сложилось два основных подхода. Первый рассматривает неравенство как неотъемлемое свойство общества, несущее позитивную функциональную нагрузку. Общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике развития. Оно организует неравенство по нескольким основаниям: по уровню богатства и дохода; по уровню социального престижа; по уровню обладания политической властью и др. Все эти виды иерархии позволяют, с одной стороны, регулировать и контролировать воспроизводство социальных связей и отношений, а с другой – направлять личные устремления людей на приобретение значимых и необходимых для развития общества статусов. Общество, поддерживая в массовом сознании представления о необходимости и целесообразности социальной иерархии, дает шанс каждому испытать свои силы в подъеме по ступеням социальной лестницы. Тем самым создаются условия для направления энергии людей, недовольных своим положением в иерархической структуре, не на разрушение самой структуры и охраняющих ее институтов, а на достижение личного успеха.

Другая точка зрения утверждает, что неравенство не только не может рассматриваться в качестве определяющего фактора общественного развития, но и противоречит основным общечеловеческим ценностям, таким как свобода, равенство, справедливость и обосновывает эгалитаристскую (от фр. равенство) концепцию развития общества. Сторонники этого подхода прекрасно понимают, что абсолютного равенства между людьми быть не может. Все не могут быть одинаково умными, нравственными, быть счастливыми в равной мере, пользоваться равным количеством уважения, любви и т.п. Но о равенстве можно говорить в смысле пропорционального распределения социальных благ в соответствии с заслугами индивидов. Такой подход к оценке человека существовал в обществе с древнейших времен. Но в древности и в средние века критерий оценки не был индивидуальным и равным. Поступок человека оценивался не сам по себе, а в зависимости оттого, какой социальной группе индивид принадлежал. Если группа занимала вершину общественной лестницы, то все привилегии ее падали и на долю каждого ее члена несмотря на его личную незначительность. И, наоборот, если группа занимала самый низкий уровень в социальной иерархии, то и все члены группы были ограничены в своих правах и возможностях несмотря на индивидуальные способности.

В новое время степень заслуг человека определяется в значительно большей степени его личными качествами. Личность освобождается от жесткой опеки группы и все чаще оценивается как таковая. Общественное сознание XVIII в. все больше ориентируется на требование Канта о том, что общество никогда не должно пользоваться человеком только как средством, но всегда должно рассматривать его как самоцель. По мере развития буржуазного общества лозунг: «каждому – по его заслугам» приобретает форму: «каждому – по его капиталу». Но социальная ценность капитала, по мнению П. Сорокина, прошла свою высшую оценку и должна быть заменена новой ценностью. Рост нетрудовых доходов постепенно ограничивается обществом под влиянием борьбы между трудом и капиталом. Победа, рано или поздно, окажется за трудом, поэтому лозунг: «каждому – по его заслугам» приобретает форму: «каждому – по степени его личного социально полезного труда».

Труд все активнее начинает выдвигаться в качестве основной общественной заслуги и соответственно происходит расширение прав и увеличение социальных благ, приходящихся на долю трудящихся. Это, по мнению П. Сорокина, проявляется в следующих моментах: в провозглашении равенства всех граждан перед законом; в уничтожении сословий и сословных привилегий и провозглашении принципа равенства трудящихся и привилегированных классов на занятие любой общественной должности; в политическом равенстве: всеобщее избирательное право, свобода слова, собраний, союзов, печати и т.д.; в складывающемся стремлении равномерно распределять между всеми классами основное духовное богатство – знание, бесплатное обучение; в стремлении к равенству экономических благ, проявляющемуся в постепенном повышении заработной платы, в страховании государства от безработицы, старости, болезни.

«Естественным завершением этого процесса, – заявляет П. Сорокин, – служит обобществление средств и орудий производства, вполне логично и правильно провозглашенное социалистами». Процесс уравнивания прав трудящихся масс с привилегированными классами, считает П. Сорокин, только начинается. Полнота прав и социальных благ будет достигнута в обществе, где все будут трудиться. А все будут иметь равные возможности только при равном отношении к средствам производства, когда никто не будет иметь преимущества в обладании собственностью.

Таким образом, эгалитаристская концепция развития человека и общества строится на твердом убеждении в том, что стабильность общества и ее нормальное функционирование требуют создания равных экономических, социальных, политических, нравственных и других условий, в которых каждый человек мог бы в полной мере развернуть свои способности и где исключалась бы всякая возможность эксплуатации человека.

 

Наряду с классами и социальными группами в социальную структуру общества входят исторически сложившиеся общности людей: племя, народность, нация.

Племя – это такое объединение, которое характеризуется кровнородственными связями людей. Племя формируется на основе нескольких родов, ведущих происхождение от одного общего предка. Людей объединяют в племя также общие религиозные верования, наличие общего разговорного диалекта, общая территория проживания. Ведущей формой хозяйственной деятельности на ранней стадии племенной организации были охота и собирательство. На более поздней ступени совершается переход от присваивающей экономики к производящей.

Народность представляет собой такую социальную общность, которая характеризуется социальной дифференциацией, общими этническими особенностями, общим языком и единой территорией. В отличие от племени народность имеет государство. Экономической основой существования народности как социальной общности является натуральное хозяйство.

Нация как социальная общность возникает в период распада феодализма и формирования капиталистических отношений. Она возникает из народности и в основе своей представляет собой выражение потребностей нарождающейся буржуазии обеспечить общественные условия для развития производительных сил и становления нового типа производственных отношений. Стремление буржуазии обеспечить условия для своего свободного развития, с одной стороны, способствовало объединению разрозненных и изолированных друг от друга феодальных хозяйств, а с другой, требовало государственного единства территории, на которой проживало бы население, говорящее на одном языке. Поэтому формирование нации выступает как процесс экономического, территориального и языкового объединения людей, обеспечивающий беспрепятственное развитие производительных сил. На базе общей экономической жизни, территории, языка у людей складывается общность социально-психологического облика, культурных традиций, формируется самосознание нации, включающее в себя: сознание этнической общности и отношение к другим этносам; приверженность к национальным ценностям: языку, территории, демографической культуре; сознание государственной общности; патриотизм.

Социально-психологические факторы играют важную роль в консолидации национальной общности. Национальная культура, психология, самосознание выступают не только в качестве суммы признаков, отличающих одну нацию от другой, но и как факторы, способствующие устойчивости, целостности национальной общности, которая невозможна без сознательного причисления индивида к данной общности. Мера развитости этого соотнесения может быть различной: от простого осознания этнической принадлежности до глубоко прочувствованного и осмысленного понимания сущности своей нации, нерасторжимости своей индивидуальной судьбы и судьбы своей нации. Но в любом случае само осознание своей принадлежности к нации является обязательным.

Итак, нация складывается на базе длительного действия множества материальных и социально-психологических факторов. В качестве основных признаков нации можно отметить следующие: нация есть историческая категория, возникшая под влиянием капиталистических общественно-экономических отношений; она представляет собой форму сознательной социальной связи населения на определенной территории; нации присущ единый литературный язык, который обеспечивает участие масс в культурной жизни; формирование особого психологического склада ее представителей, который проявляется в общности культуры и коллективном национальном сознании.

Существует две тенденции в развитии наций: дифференциация и интеграция. Дифференциация проявляется в стремлении к национальной самостоятельности, развитию национальной культуры, экономики, политики и т.д. и, в конечном счете, в праве наций на самоопределение. Это означает, что нация имеет право по своему усмотрению организовать свою общественно-политическую жизнь либо путем создания отдельного государства, либо путем объединения с другими народами в общее государство.

Интеграция наций ведет к расширению связей между различными нациями, ломке межнациональных перегородок, развитию общения между нациями в области культуры, углублению экономических, политических отношений, к творческому восприятию всего положительного, созданного в рамках других национальных культур.

При всем несходстве своих национальных интересов народы, относящиеся к одной и той же культурной среде (например, европейской), осознают себя единой духовной общностью. Чем больше европейские народы обретают национальную независимость, тем более они становятся похожими друг ну друга. Любой европеец знает, что, принадлежа к определенной нации, он еще и европеец. В современном мире, где идеалы справедливости и равноправия все больше становятся принципами международного сотрудничества, признание и уважение прав национальностей должны стать действительностью и проявлением новых, гуманистических отношений между людьми, нациями и государствами.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет.. имени В Г Белинского.. Философия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальная структура общества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философский смысл проблемы бытия
Понятие «бытие» вводится в философию Парменидом еще в VI в. до н.э. и с той поры становится одной из важнейших категорий философии, выражая проблему существования действительности в ее самом общем

Философское учение о материи
Понятие материи формировалось на протяжении всей истории философии. Сначала философы рассматривали материю как первооснову вещей. И в качестве такой основы называли воду, огонь, землю, воздух и т.д

Движение, пространство и время, как формы бытия материи
При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субст

Сознание как философская проблема
  Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности, наблюдая факты обмороков, смерти. Долгое время считалось невозможным раскрытие тайны сознания. Создан

Становление диалектики как учения. Принципы диалектики
Слово «диалектика» ввел в философию древнегреческий Сократ еще в V в. до н.э. В истории философии выделяются три основные формы диалектики: 1) греческая философия, 2) немецкая классическая философи

Понятие «закон». Законы диалектики
Наука и исторический опыт человечества доказывают, что развитие природы, общества и мышления есть непрерывное движение от одного качественного состояния к другому. Качество

Категории диалектики
Категориями называют основные понятия, отражающие общие и существенные свойства, стороны, отношения и связи определенных классов явлений. Занимая важное место в структуре всякой науки, они концентр

Сущность познания. Объект и субъект познания
Познание — это обусловленный общественно-исторической практикой процесс отражения объективной действительности сознанием человека с целью получения и расширения знания. Источником познания выступаю

Проблема истины
Истина есть адекватное отражение предметов действительности в сознании человека. Истина — это научная система, имеющая свою структуру, которая включает объективность и субъективность, абсолютность

Диалектика чувственного и рационального познания
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до последн

Методы и формы научного познания
  В условиях бурного развития науки и превращения ее в непосредственную производительную силу все большее значение приобретает разработка логико-методологических проблем. В последние

Проблема антропогенеза
Проблема человека — это старая и вечно новая проблема. Человек стал предметом научного исследования еще в V в. до н.э., в философии софистов и Сократа, и с тех пор внимание к нему не ослабевает. Чт

Деятельность как способ существования человека
Понятие деятельности.Все явления и процессы общества являются продуктом человеческой деятельности, которая обеспечивает и определяет их возникновение функционирование и развитие. И

Личность как субъект общественной жизни
Когда говорят о личности, чаще всего имеют в виду отдельного человека. Но кроме понятия «личность» есть близкие к нему по содержанию категории «индивид», «индивидуальность». Словом «индиви

Общество как саморазвивающаяся система
Итальянский философ XVIII в. Д. Вико утверждал, что история общества тем отличается от истории природы, что первая создана нами, а вторая существует сама по себе, без участия человека. История обще

Общество и природа
Общество выступает как высшее порождение природы. Оно неотделимо от природы, не может существовать вне природы, выйти за ее границы. К. Маркс и Ф. Энгельс в связи с этим писали: «Мы знаем только од

Способ производства как материальная основа жизни общества
Современная экономика — это сообщество независимых и стремящихся к экономической самостоятельности людей, готовых собственными усилиями строить свое материальное благополучие. Главная проблема экон

Политика и политическая система общества
Политика — это сознательная деятельность государств, социальных групп и индивидов, направленная на достижение, укрепление и использование власти, защиту интересов определенных социальных субъектов,

Государство как основной элемент политической системы
Государство как особая форма организации общества возникает только на определенной стадии человеческой истории, при сравнительно высоком уровне развития общественного производства и общественных от

Культура как предмет философского анализа
Термин «культура» произошел от латинского слова и первоначально имел смысл возделывания, облагораживания земли. Культура стала пониматься как «возделывание», «совершенствование» человеческой души,

Культура как процесс
Культура не может существовать вне своего носителя – человека. Человек творит культуру, опредмечивая в продуктах материального и духовного производства, нормах и ценностях результаты своего собстве

Взаимодействие материальной и духовной культуры
Материальная культура включает в себя всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы быта, средства транспорта, связи и т.д.). Духовная культура охватывает сфер

Понятие прогресса
Многие ученые-обществоведы исходят из того, что в истории общества господствует прогресс, под которым понимают такой вид развития общества, который означает переход от менее совершенного общественн

Противоречивость прогресса
Итак, общество развивается поступательно от низших форм своей организации к более высоким и совершенным. Однако прогресс никогда не выступает в чистом виде. Напротив, он всегда связан с определенны

Критерии прогресса
Вследствие сложности и противоречивости общественного прогресса особую важность приобретает вопрос о его критерии, т.е. основном признаке, благодаря которому можно различить стадии развития обществ

Эволюция и революция
Прогрессивное развитие общества осуществляется в двух основных формах — эволюции и революции. Эволюция — это медленное, постепенное количественное изменение существующих о

Смысл и направленность исторического процесса
Исследование проблем общественного прогресса неизбежно порождает вопрос: имеет ли исторический процесс какой-либо смысл и какую-то направленность? В философии истории сложилось два подхода к решени

Ступени развития человеческой истории. Формация и цивилизация
Представление о ступенях развития общества вызревало на протяжении длительного периода существования философии и науки. Еще в IV в. до н.э. древнегреческий философ Декеарх М

Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества
Формационный анализ социальной действительности строится на сравнении и оценке этапов развития общества, выявлении объективных законов его движения. К. Маркс в предисловии к первому тому «Капитала»

Понятие современного общества и тенденции его развития
В современной литературе выделяют несколько видов цивилизаций. Наиболее распространенным и признанным является выделение традиционную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации. Под

Происхождение и взаимосвязь глобальных проблем
Термин «глобальный», от латинского «глобус», т.е. Земля, Земной шар, означает общепланетарный характер тех или иных объективных процессов. Глобализация процессов означает не только то, что они охва

Проблема войны и мира
Самой острой и важной среди глобальных проблем является проблема мира. Предотвращение ядерной угрозы – не только жизненно важная проблема сама по себе, это необходимое условие решения всех других н

Угроза глобального экологического кризиса
Предотвращение угрозы ядерной войны – первое условие решения других глобальных проблем, на первое место среди которых выдвигается экологическая проблема, связанная с активным воздействием человека

Рост народонаселения и проблема продовольствия
Человечество увеличивается со скоростью десять тысяч человек в час. Причем скорость движения, т.е. прирост населения, постоянно возрастает. В античную эпоху темп годового прироста составлял 0,1%, в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги