рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политика и политическая система общества

Политика и политическая система общества - раздел Философия, Философия Политика — Это Сознательная Деятельность Государств, Социальных Групп И Индив...

Политика — это сознательная деятельность государств, социальных групп и индивидов, направленная на достижение, укрепление и использование власти, защиту интересов определенных социальных субъектов, выработку обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти, а также осуществление отношений между государствами.

Основной функцией политики является обеспечение целостности и стабильности общества, создание условий для его нормального функционирования и развития. Чтобы успешно решить эту задачу, политика должна обеспечить: во-1-х, выражение и защиту коренных интересов государства, всех социальных слоев и групп общества, а также отдельных индивидов; во-2-х, управление политическим процессом в интересах конкретных политических субъектов и общества в целом; в-3-х, организацию политических отношений в обществе между различными слоями населения, предотвращение и регулирование групповых конфликтов мирным путем; в-4-х, формирование общественного политического сознания; в-5-х, выработку единых для всего общества целей и организацию масс на их выполнение; в-6-х, преемственность социально-политического развития общества.

Субъектами и объектами политики выступают отдельные индивиды, социальные группы, классы, нации, различные организации (партии, движения и т.д.). Политика реализуется через различные формы политической деятельности, основным содержанием которой является управление сообществом людей, реализация выработанных политических целей, защита определенных политических интересов. Политическая деятельность неотделима от политических отношений, которые получают свое выражение в определенной системе норм, регулирующих поведение людей в обществе и их отношение к государственной власти.

Политические отношения – это взаимодействие между субъектами политики по поводу власти как орудия защиты и реализации коренных интересов. Они выражают положение и роль индивидов, социальных слоев и групп в политической жизни общества, возможность их участия в управлении обществом и влияния на принятие решений. В основе политических отношений лежат политические интересы, выражающие своим содержанием потребности социальных групп в определенной политике и характеризующие устойчивую ориентацию на вполне конкретные формы действий в сфере политических отношений. Например, социальная группа, исходя из своих политических интересов, может поддерживать или не поддерживать курс правительства в области внутренней или внешней политики.

Рамки политического поведения субъектов определяют выработанные обществом нормы. Наиболее важные среди них – правовые нормы. Право – носитель ведущих социальных ценностей общества, а также форма реализации государственной политики, в которой отражаются эти ценности. Правовые нормы служат ориентиром для политики, для построения и реализации ее целей, выбора средств, устанавливают границы политической деятельности и политического поведения, которые одобряются обществом. Нормы морали призваны контролировать политику так же, как и другие сферы общества. Комплекс морально-нравственных убеждений определяют возможные пределы, в рамках которых субъект политики несет личную ответственность за свои действия.

Политические нормы – это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения субъектов политической деятельности. Без них невозможно поведение человека в политической сфере, тем более функционирование такого сложного образования, как государство. Политические нормы не только дают индивиду широкие возможности для самоопределения в политической системе, но и возлагают на него всю полноту ответственности за принятые политические решения и осуществленные политические действия, становятся принципом организации взаимодействия субъектов политики.

Огромная роль в организации всех групп и слоев общества вокруг общепризнанных целей и задач принадлежит политическим институтам. Политические институты – это система учреждений и организаций, обеспечивающих стабильность и порядок в обществе с помощью материальных и духовных средств на основе общепринятых норм. В понятие «политический институт» входят: определенные группы людей, выполняющих политически значимые функции; организации (партии, движения и др.); совокупность материальных и духовных средств, позволяющих людям и организациям выполнять необходимые политические функции; совокупность политических норм, правил, требований, действующих в системе политических отношений.

Политические институты, как и политические отношения, изменяются вместе с развитием общества или по мере того, как исчерпываются возможности института решать стоящие перед обществом политические задачи и удовлетворять политические потребности и интересы субъектов политической деятельности. Политические институты действуют в сфере политических отношений, помогают обеспечить осуществление публичной власти в обществе; удовлетворяют политические потребности и интересы; поддерживают порядок; согласовывают интересы и регулируют социальные и политические конфликты в обществе. Каждый политический институт обладает специфическими элементами: оформленные цели; функции и роли, вытекающие из целей; средства, учреждения, санкции, применяемые к субъектам и объектам воздействия института.

Политическая власть, политические отношения, политическая деятельность функционируют в рамках определенной политической системы. Политическая система – это совокупность институтов и организаций, обеспечивающих политическую стабилизацию и самоорганизацию общества. Она включает в себя организацию политической власти, отношения между обществом и государством, обеспечивает нормальное протекание политических процессов и политической деятельности, участие граждан в политической жизни общества.

Политическая система выполняет следующие функции: обеспечивает политическую власть определенной социальной группы или большинства членов данного общества; устанавливает и осуществляет определенные формы и методы взаимодействия политических институтов; регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности, формирует цели деятельности социальных институтов; обеспечивает стабильность общества, объединяет людей вокруг общих социально-политических целей и ценностей; создает необходимые политические и правовые условия для развития экономики.

Основными элементами политической системы являются государство, политические партии и движения, избирательные блоки, профсоюзы и другие общественные организации, участвующие в политической деятельности. Ядром политической системы, вокруг которого группируются все остальные институты, является государство.

Политическая деятельность представляет собой совокупность организованных действий субъектов, направленных на поддержание существующей политической системы и ее институтов или на ее преобразование в интересах определенных социальных групп. Конкретное содержание политической деятельности составляют: участие в делах государства, определение форм, задач и направления деятельности государства, распределение власти и контроль за ее осуществлением. Сущность политической деятельности раскрывается в специфике ее объекта и составляющих ее структурных элементов: субъекта, целей, средств, мотивации, норм.

Непосредственным объектом политической деятельности выступают политическая система в целом, отдельные политические институты, политические партии, элиты, социальные группы, политические ценности. В сферу политической деятельности входит не общество как целое, а лишь отношение общества, социальных групп, слоев, классов, элит к институтам политической власти и последних к обществу.

Особенность субъекта политической деятельности состоит прежде всего в том, что он всегда выступает в виде организованной в той или иной форме и степени общественной силы. Высшей формой организации политической деятельности являются политические институты, включая государство, политические партии, политические движения и объединения. Конкретные субъекты политической деятельности бывают двух видов: групповые и индивидуальные. К групповым относятся: классовые, национальные, территориальные, корпоративные, элитарные образования, объединенные единством цели и способов ее достижения. Индивидуальный субъект – это любая политически активная личность, действующая в единстве с определенной группой, интересы и цели которой совпадают с его личными политическими ориентациями и ценностями.

Существенный признак политической деятельности – ее рациональность, т.е. осознанная ориентированность на политические интересы, цели и ценности Рациональность в политике неотделима от идеологических компонентов, пронизывающих любое политическое действие, ориентированное на конкретные политические интересы. Рациональный момент играет определяющую роль в содержании политического действия. Но в процессе мотивации субъектом своих действий наряду с рациональным присутствуют эмоционально-психологические элементы (жажда власти, страх, зависть и т.п.), которые при определенных условиях могут оказать решающее влияние на принятие субъектом политических решений.

Политическая деятельность в демократическом обществе ориентирована на легитимность, которая означает обязательность действия субъекта в соответствии с нормами, общезначимыми для данного политического общества, и предполагает возможность правового принуждения, осуществляемого специальными группами людей, или же применением санкций политического и общественного характера, исходящих от политических групп и институтов гражданского общества. В политической деятельности используются самые разнообразные средства: от прямого физического насилия, монополией на применение которого обладает государственная власть, до использования общественного мнения.

В политике особенно важно соотношение цели и средств. Установка: цель оправдывает средства – характерна для диктаторских режимов. В демократическом обществе средства политической деятельности по сути своей соответствуют демократическим, гуманным целям политики. Мировой практикой доказано, что оптимальным условием для эффективности политической деятельности служит та система ценностей, которая образует демократию и обеспечивает наибольшую вероятность достижения институтами власти общественно значимых целей.

Неотъемлемым компонентом политической деятельности является лидерство. Термин «лидер» в переводе с английского означает ведущий, руководитель, вождь. Политическим лидером является не каждый человек, стоящий во главе политической организации или движения, а только тот, кто способен изменить ход событий и направленность политических процессов. Как показывает история, яркие политические лидеры появляются в переломные периоды общественного развития. Они становятся организаторами политических и экономических программ преобразования общества, помогающих ему преодолеть возникшие трудности. Политическим лидером такого масштаба был американский президент Ф. Рузвельт, обладавший феноменальной проницательностью и умением прислушиваться к мнению других людей. Рузвельт сумел создать «команду» выдающихся специалистов, вместе с которыми выработал и претворил в жизнь программу выхода США из самого глубокого в истории капитализма экономического кризиса.

При каких условиях та или иная личность становится лидером? Отвечая на этот вопрос западные исследователи выдвинули несколько теорий: «теория черт лидера», «ситуационная концепция лидерства», «теория определяющей роли последователей».

Теория черт. В ней основное внимание уделяется индивидуальным качествам лидера. Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю и целеустремленность, энергию, незаурядные организаторские способности, компетентность и готовность брать на себя ответственность.

Ситуационная концепция. Она рассматривает лидерство как функцию ситуации. Сущность лидера не в индивиде, а в той роли, которую он должен выполнять в конкретных обстоятельствах. Появление лидера определяется временем и обстоятельствами.

Теория определяющей роли последователей. Она считает лидером человека, имеющего своих последователей. Группа сама выбирает себе лидера согласно своим интересам. Лидер в этом случае, не более чем инструмент политической группы. Иначе говоря, «тайна» лидера не в нем самом, а в психологии и запросах группы, ее ожиданиях. Социологи, принимающие эту теорию, считают влияние последователей на лидера негативным, поскольку они превращают лидера в марионетку, действующую по сигналам группы.

Политическая культура – это совокупность политических знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения социальных субъектов в исторически определенной системе политических отношений и политической деятельности. В политической культуре выделяют: политические традиции, отражающие политический опыт общества, его классов, социальных групп, индивидов, сформировавшийся в течение длительного времени; представления в виде идей, теорий, убеждений о политической власти и политических отношениях и вытекающая из этого способность давать оценку явлениям общественной жизни и занимать определенную политическую позицию; действующие нормы политической практики.

Политическая культура обобщает весь политический опыт и механизм его передачи от поколения к поколению. Она выступает в качестве нормативно-регулятивной системы, определяя и предписывая нормы, принципы политического поведения и деятельности людей и является средством их включения в политическую жизнь.

Формирование и развитие политической культуры личности проходит в тесном единстве с процессом усвоения человеком политических норм и становлением в индивиде соответствующих этим нормам социальных качеств. В развитии индивидов усвоение ими политических норм закрепляется в ходе социализации, осуществляющейся как своего рода приспособление человека к господствующим стандартам поведения. Нарушение основных функций политической системы, возникающее, в частности, из-за уклонения индивидов от санкционированных форм взаимодействия, может дестабилизировать нормальное функционирование системы. Поэтому поддержание политических норм и постоянная социализация оказываются условием сохранения социального порядка.

Политическая культура – это реализация политических знаний, формирование и достижение политических целей социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений и политической деятельности. Она включает зафиксированный в обычаях, традициях и законах политический опыт общества. Культура есть способ политической деятельности и поведения субъекта. Она выражает способность человека понимать специфику политических интересов, действовать при достижении своих целей в соответствии с установленными правилами игры, творчески перестраивать свою деятельность при изменении потребностей и внешних обстоятельств.

Политическая культура оказывает тройственное влияние на политические процессы и политические институты. Во-1-х, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. Так, например, в традиционных обществах политическая культура даже в период реформации, как правило, поддерживает прежнюю архаическую структуру власти, противодействуя целям модернизации и демократизации политической системы. Во-2-х, она способна порождать новые для общества формы социальной и политической жизни. В-3-х, она может соединять прогрессивные элементы старого политического устройства с новыми, вновь нарождающимися политическими формами.

Политическая культура выполняет в жизни общества многообразные функции, тесно связанные с функционированием и развитием политической системы.

Познавательная функция обеспечивает формирование у граждан знаний об основных политических институтах общества, их функционировании и развитии, о сущности господствующих в обществе политических отношений.

Интегративная функция обеспечивает возможность сосуществования различным группам в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом. Политическая культура формирует стабилизирующую основу политической жизни и способствует повышению эффективности управления.

Коммуникативная функция позволяет обеспечить взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе общепринятых норм и правил действия в соответствии со сложившейся иерархией политической системы.

Нормативно-регулятивная функция заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения. Как правило, они выступают в нормативных политических решениях государства и позволяют эффективно регулировать отношения в рамках политической системы со стороны государственных институтов и со стороны гражданского общества.

Воспитательная функция политической культуры направлена на формирование политически активной личности, способной самостоятельно действовать в рамках сложившейся в обществе политической системы на базе общепринятых ценностей.

По отношению к социальному прогрессу и преобразованиям выделяют замкнутую и открытую, застойную и динамичную политическую культуру. По идеологическому основанию выделяют социалистическую, социал-демократическую, либеральную, консервативную политическую культуру. По характеру взаимодействия, взаимосвязи и контактов между политическими субъектами выделяют конфронтационную и консенсусную политическую культуру.

Образцы политической культуры переходят от эпохи к эпохе, передаются от одного поколения к другому в процессе политической социализации, обеспечивающей вхождение человека в политическую жизнь общества, овладение определенными политическими ценностями, нормами, образцами поведения и способами политической деятельности. Осваивать политическую культуру – значит учиться политике, становиться активным участником политической жизни, формировать в себе политическое сознание и самосознание, овладевать политическим мышлением и выработанными человеческой цивилизацией навыками политической деятельности. Многообразными оказываются средства политической социализации: от школьного обучения до непосредственного участия людей в управлении государством. Институтами социализации выступают все политические и общественные организации, составляющие политическую систему общества, все органы и механизмы власти.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет.. имени В Г Белинского.. Философия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политика и политическая система общества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философский смысл проблемы бытия
Понятие «бытие» вводится в философию Парменидом еще в VI в. до н.э. и с той поры становится одной из важнейших категорий философии, выражая проблему существования действительности в ее самом общем

Философское учение о материи.
Понятие материи формировалось на протяжении всей истории философии. Сначала философы рассматривали материю как первооснову вещей. И в качестве такой основы называли воду, огонь, землю, воздух и т.д

Движение, пространство и время, как формы бытия материи.
При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субст

Лекция 11. Сознание как философская проблема
  Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности, наблюдая факты обмороков, смерти. Долгое время считалось невозможным раскрытие тайны сознания. Создан

Становление диалектики как учения. Принципы диалектики.
Слово «диалектика» ввел в философию древнегреческий Сократ еще в V в. до н.э. В истории философии выделяются три основные формы диалектики: 1) греческая философия, 2) немецкая классическая философи

Понятие «закон». Законы диалектики.
Наука и исторический опыт человечества доказывают, что развитие природы, общества и мышления есть непрерывное движение от одного качественного состояния к другому. Качество

Категории диалектики
Категориями называют основные понятия, отражающие общие и существенные свойства, стороны, отношения и связи определенных классов явлений. Занимая важное место в структуре всякой науки, они концентр

Сущность познания. Объект и субъект познания.
Познание — это обусловленный общественно-исторической практикой процесс отражения объективной действительности сознанием человека с целью получения и расширения знания. Источником познания выступаю

Проблема истины
Истина есть адекватное отражение предметов действительности в сознании человека. Истина — это научная система, имеющая свою структуру, которая включает объективность и субъективность, абсолютность

Диалектика чувственного и рационального познания.
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до последн

Методы и формы научного познания
  В условиях бурного развития науки и превращения ее в непосредственную производительную силу все большее значение приобретает разработка логико-методологических проблем. В последние

Проблема антропогенеза
Проблема человека — это старая и вечно новая проблема. Человек стал предметом научного исследования еще в V в. до н.э., в философии софистов и Сократа, и с тех пор внимание к нему не ослабевает. Чт

Деятельность как способ существования человека
Понятие деятельности.Все явления и процессы общества являются продуктом человеческой деятельности, которая обеспечивает и определяет их возникновение функционирование и развитие. И

Личность как субъект общественной жизни
Когда говорят о личности, чаще всего имеют в виду отдельного человека. Но кроме понятия «личность» есть близкие к нему по содержанию категории «индивид», «индивидуальность». Словом «индиви

Общество как саморазвивающаяся система
Итальянский философ XVIII в. Д. Вико утверждал, что история общества тем отличается от истории природы, что первая создана нами, а вторая существует сама по себе, без участия человека. История обще

Общество и природа
Общество выступает как высшее порождение природы. Оно неотделимо от природы, не может существовать вне природы, выйти за ее границы. К. Маркс и Ф. Энгельс в связи с этим писали: «Мы знаем только од

Способ производства как материальная основа жизни общества.
Современная экономика — это сообщество независимых и стремящихся к экономической самостоятельности людей, готовых собственными усилиями строить свое материальное благополучие. Главная проблема экон

Социальная структура общества
Социальная структура есть совокупность относительно устойчивых, стабильных социальных общностей людей, определенный порядок их связей и взаимодействий. Основой функционирования и развития социально

Государство как основной элемент политической системы
Государство как особая форма организации общества возникает только на определенной стадии человеческой истории, при сравнительно высоком уровне развития общественного производства и общественных от

Культура как предмет философского анализа.
Термин «культура» произошел от латинского слова и первоначально имел смысл возделывания, облагораживания земли. Культура стала пониматься как «возделывание», «совершенствование» человеческой души,

Культура как процесс
Культура не может существовать вне своего носителя – человека. Человек творит культуру, опредмечивая в продуктах материального и духовного производства, нормах и ценностях результаты своего собстве

Взаимодействие материальной и духовной культуры
Материальная культура включает в себя всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы быта, средства транспорта, связи и т.д.). Духовная культура охватывает сфер

Понятие прогресса
Многие ученые-обществоведы исходят из того, что в истории общества господствует прогресс, под которым понимают такой вид развития общества, который означает переход от менее совершенного общественн

Противоречивость прогресса
Итак, общество развивается поступательно от низших форм своей организации к более высоким и совершенным. Однако прогресс никогда не выступает в чистом виде. Напротив, он всегда связан с определенны

Критерии прогресса
Вследствие сложности и противоречивости общественного прогресса особую важность приобретает вопрос о его критерии, т.е. основном признаке, благодаря которому можно различить стадии развития обществ

Эволюция и революция
Прогрессивное развитие общества осуществляется в двух основных формах — эволюции и революции. Эволюция — это медленное, постепенное количественное изменение существующих о

Смысл и направленность исторического процесса
Исследование проблем общественного прогресса неизбежно порождает вопрос: имеет ли исторический процесс какой-либо смысл и какую-то направленность? В философии истории сложилось два подхода к решени

Ступени развития человеческой истории. Формация и цивилизация
Представление о ступенях развития общества вызревало на протяжении длительного периода существования философии и науки. Еще в IV в. до н.э. древнегреческий философ Декеарх М

Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества
Формационный анализ социальной действительности строится на сравнении и оценке этапов развития общества, выявлении объективных законов его движения. К. Маркс в предисловии к первому тому «Капитала»

Понятие современного общества и тенденции его развития.
В современной литературе выделяют несколько видов цивилизаций. Наиболее распространенным и признанным является выделение традиционную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации. Под

Происхождение и взаимосвязь глобальных проблем
Термин «глобальный», от латинского «глобус», т.е. Земля, Земной шар, означает общепланетарный характер тех или иных объективных процессов. Глобализация процессов означает не только то, что они охва

Проблема войны и мира
Самой острой и важной среди глобальных проблем является проблема мира. Предотвращение ядерной угрозы – не только жизненно важная проблема сама по себе, это необходимое условие решения всех других н

Угроза глобального экологического кризиса
Предотвращение угрозы ядерной войны – первое условие решения других глобальных проблем, на первое место среди которых выдвигается экологическая проблема, связанная с активным воздействием человека

Рост народонаселения и проблема продовольствия
Человечество увеличивается со скоростью десять тысяч человек в час. Причем скорость движения, т.е. прирост населения, постоянно возрастает. В античную эпоху темп годового прироста составлял 0,1%, в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги