Философское учение о материи.

Понятие материи формировалось на протяжении всей истории философии. Сначала философы рассматривали материю как первооснову вещей. И в качестве такой основы называли воду, огонь, землю, воздух и т.д. В V в. до н.э. Левкипп и Демокрит выдвигают идею атомарного строения материи. В новое время атомарная концепция материи стала господствующей. Материя понималась как совокупность неделимых частиц-атомов, совершающих механическое движение в пустоте.

В конце XIX в. выяснилось, что атом делим. Он состоит из электрически заряженных элементарных частиц – ядер, электронов, протонов. Атом как неделимая частица исчез. Заговорили об исчезновении материи. В.И. Ленин (1870 – 1924) отметил, что исчезает не материя, а предел, до которого мы знали материю. Ранее мы ее знали до уровня атома. Теперь знаем до уровня электрона и протона. Завтра будем знать ее еще глубже, потому что материя бесконечна. В.И. Ленин дал такое определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Категория «материя» обозначает объективную реальность, т.е. все то, что существует до и независимо от сознания. При рассмотрении материи различают философский и естественнонаучный подходы. Философский подход утверждает первичность материи по отношению к сознанию, т.е. рассматривает ее в рамках основного вопроса философии. Согласно этому подходу, единственным свойством материи является свойство быть объективной реальностью, т.е. существовать при любых условиях и ни от кого не зависеть. Материя не исчезает. Она только переходит из одной формы в другую.

Естественнонаучный подход рассматривает материю с точки зрения строения, свойств, форм и т.д. Материя выступает в форме элементарных частиц, атомов, молекул, ионов, планет, звезд, галактик. Науке известно более 30 различных элементарных частиц, а вместе с резонансами, живущими очень короткое время, их насчитывается около 100. Существуют разного вида поля – ядерные, электромагнитные, гравитационные, которые связывают частицы материи и обеспечивают их существование.

Имеются различные структурные уровни материи. Микроэлектронный уровень, связанный с существованием элементарных частиц. Ядерный уровень, где образуются ядра атомов. Атомарный уровень связан с существованием атомов, состоящих из положительно заряженных ядер и отрицательно заряженных электронов. Ядра состоят из протонов и нейтронов. Молекулярный уровень, где действуют молекулы. Микроскопический уровень – это газообразные, жидкие, твердые тела. Космический уровень – это звезды, планеты, галактики. Органический уровень – это сфера органических соединений. Биологический уровень – это различные формы жизни. Социальный уровень – это существование общества.

Основными формами бытия материи являются движение, пространство и время.

Материя неразрывно связана с движением. Любой материальный объект существует только благодаря тому, что в нем присутствуют определенные типы движения. Движение в философии понимается как изменение вообще. Существует два типа движения. Первый тип – это движение, при котором сохраняется качество предмета. Второй тип движения связан с переходом от одного качества к другому. Он характеризуется как развитие.

Философы XVIII в. все многообразие форм движения сводили к механической форме и трактовали ее как перемещение тел в пространстве. Преодолевая эту точку зрения, Ф. Энгельс выделил пять основных форм движения материи: 1) механическую, характеризующую перемещение тел в пространстве; 2) физическую, включающую тепловые, электромагнитные и др. процессы; 3) химическую, связанную с движением молекул; 4) биологическую, выражающую жизнедеятельность организмов; 5) социальную, охватывающую функционирование и развитие общества.

Современная наука открыла новые уровни организации материи и обнаружила новые формы движения. Так, например, были открыты новые формы физического движения: процессы микромира, связанные с превращением элементарных частиц; процессы мегамира, связанные с галактическими взаимодействиями и расширением Метагалактики.

Основными свойствами движения являются материальность, абсолютность, относительность, противоречивость.

Материальность движения означает, что оно неотделимо от материи, что в движении может находиться только материя и ничто кроме нее, что движение всегда имеет материального носителя.

Абсолютность характеризует непреложный характер движения, ее атрибут. Абсолютность движения означает не только то, что все тела движутся и изменяются, но и то, что внутренним содержанием всех тех тел и явлений, основой их качественных изменений выступают внутренние процессы изменений.

Относительность движения означает, что абсолютная природа движения материи реализуется в качественно и количественно определенных формах движения, ограниченных пространством и временем, т. е. движение всегда совершается в конкретной форме, в конкретное время и в конкретном месте.

Противоречивость движения обнаруживается в единстве изменчивости и устойчивости. Оказывается для того, чтобы движение материального объекта оказалось возможным, объект должен обладать определенной степенью устойчивости.

Пространство есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов в материальных системах.

Время есть форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.

В истории философии сложилось две концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.

Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материи. Материальные тела, согласно этой концепции размещаются в пространстве, подобно вещам в чемодане. Эту концепцию отстаивал И. Ньютон.

Реляционная концепция рассматривает пространство и время как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Ее придерживался Г. Лейбниц. Материалистическая реляционная концепция считает пространство и время объективными, независящими от человека формами бытия материи, неразрывно связанными с материей и движением.

К всеобщим свойствам пространства относятся: протяженность, означающая рядоположенность и сосуществование различных элементов, возможность прибавления к каждому элементу некоторого следующего элемента или уменьшения числа элементов; однородность, означающую равноправие всех точек пространства; изотропностьвыражает равноправие всех направлений пространства; трехмерностьозначает, что пространство имеет длину, ширину, высоту; непрерывность состоит в том, что все точки пространства невозможно пересчитать, что пространство нельзя разбить на две изолированные части, что любой отрезок прямой можно разделить на сколь угодно малые части.

К всеобщим свойствам времени относятся: длительность, которая образуется из возникающих один за другим интервалов времени, составляющих в совокупности весь период существования тела от его возникновения до перехода в иное качество; необратимость, показывающая, что время всегда идет от прошлого через настоящее к будущему; одномерность, выражающая переход изменений от одной ступени к другой.

В природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают только в абстракции. Ведь для того, чтобы описать событие необходимо указать место, где оно происходит, и время, когда оно происходит. Три основные сферы материального мира – неживая природа, живая природа и общество – имеют специфические пространственно-временные структуры.

Социальное пространство вписано в пространство биосферы и космоса и вместе с тем обладает особым человеческим смыслом. Социальное пространство формируется в процессе деятельности людей. Ее основанием выступает реальная система отношений людей, способы их деятельности. Содержание социального пространства усложняется в процессе исторического развития. Например, пространство городской архитектуры выражает особенности производственной жизни и быта людей определенного этапа истории общества, специфику их социальных связей, своеобразие этнических и национальных традиций. Историческое развитие меняет пространственную среду, появляются новые пространственные формы, которые как бы наслаиваются на старые, видоизменяя их.

Социальное время можно определить как длительность, наполненную историческими событиями. Социально-историческое время течет неравномерно. На протяжении тысячелетий оно текло очень медленно, почти незаметно. Но по мере совершенствования орудий труда усложняется человеческая деятельность и время постепенно ускоряет свой бег. В XX в. научно-техническая революция уплотнила социальное пространство и неимоверно ускорила бег времени, придав взрывной характер социально-экономическому развитию общества.