рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура как предмет философского анализа

Культура как предмет философского анализа - раздел Философия, Философия Термин «Культура» Произошел От Латинского Слова И Первоначально Имел Смысл Во...

Термин «культура» произошел от латинского слова и первоначально имел смысл возделывания, облагораживания земли. Культура стала пониматься как «возделывание», «совершенствование» человеческой души, личности человека. Культура охватила то значимое начало в человеке и вокруг него, которое не существует само по себе, от природы, а появляется благодаря труду человека, его разуму и его деятельности в самом широком смысле этого слова. Но с самого начала слово «культура» особенно настойчиво использовалось именно в просветительском духе как обозначение достижений человеческого разума и рук. В таком употреблении понятие «культура» означает способ более высокого и достойного поведения, приобщение к духовным достижениям человечества, свободное владение литературным и иностранными языками, моральную ответственность, художественный вкус, воспитанность и корректность в поведении. Поэтому считается, что через приобщение к культуре человек может отойти от примитивного и утомительного существования обыденной жизни и освоить более достойные и радостные формы бытия. Для достижения такого состояния человек проходит через длительный период воспитания и образования в семье, школе, в институте, благодаря которым он формирует свою сущность человека.

Однако эта сфера приобрела особый престиж далеко не сразу. Длительное время высший статус отводился религиозной духовности. Собор и монастырь представляли гораздо большую художественную ценность, чем дворцы знати. Соборы строились для всего народа и воплощали высшую и непреходящую ценность. Что касается культуры, т.е. изящных искусств, то они служили в основном целям развлечения знати. Тем не менее на протяжении всей человеческой истории каждое общество сохраняет некоторый высший уровень культуры, рассматриваемый как главный, определяющий принцип общества. В течение многих веков во всех цивилизациях такой уровень создавался религией. В индустриальном обществе таким критерием становится владение машинной технологией. Формирование постиндустриального общества делает ведущим критерием овладение информационной технологией.

Однако уровень развития какой-то одной из сторон культуры не должен абсолютизироваться и считаться определяющим для развития всего общества. Существуют и другие измерения и параметры культуры, не менее важные для функционирования и развития социальной жизнедеятельности. Культура – необходимое условие существования и развития любого общества и поэтому должна рассматриваться как всеобщее достояние. Культура – это особая сфера и форма деятельности, имеющая свое содержание, свою структуру и воздействующая на все сферы бытия людей. Культура создает определенный способ общения, в котором формируется каждое отдельное общество со своей внутренней структурой, отмеченное своей самобытностью, отличающей его от других обществ.

В научной литературе насчитывается около 500 определений культуры. Однако большинство определений укладывается в некоторую общую схему, в которой можно выделить наиболее существенные моменты характеристики культуры как социального феномена. Исходя из наиболее распространенного понимания культуры, можно выделить следующие аспекты ее определения.

1.Культура – это форма деятельности, направленная на преобразование природы, общественных отношений и человека. Она выражает уровень взаимодействия человека с природой, степень развития его производительных сил, техники и технологии воздействия на природные процессы.

2.Культура – это особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественным творчеством, принятыми нормами поведения и т.д.

3.Культура – это общий уровень развития общества, его просвещенности на пути от варварства к цивилизации.

4.Культура – это общность, характеризуемая особым набором норм, ценностей, обычаев и традиций.

5.Культура – это духовное измерение всякой деятельности, в которой формируются мотивы, принципы, правила, цели деятельности. В этом понимании культура предстает как духовный компонент, обеспечивающий поддержание и изменение производства и общественных отношений в целом.

Обычно культуру связывают с определенным обществом, этапом в его развитии или особой формой деятельности. Так, например, говорят о русской, немецкой, французской культуре, о культуре эпохи Возрождения, о культуре города и села, о культуре земледелия, подразумевая, что в каждом обществе и в каждой деятельности существует особая система норм и правил, обычаев, традиций, ценностей, которые определяют жизнедеятельность человека. Вместе с тем следует отметить взаимное влияние культур друг на друга так, что внутри каждой культуры имеются элементы разных культур, но это не мешает им сохранять свою специфику и свое своеобразие.

Культура в обществе выполняет целый ряд важных социальных функций, к числе которых относятся следующие.

Функция накопления, хранения и передачи (трансляции) социального опыта, норм, ценностей и знаний. Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, обмен между странами и народами. Культура сохраняет социальный опыт многих поколений людей в понятиях и словах, математических символах и формулах науки, в специфических языках искусства, раскрывающего сущность человека, его творческие способности. Культура – это память человечества, которая доносит до нас образцы прошлого, культура сама есть прошлое, но это такое прошлое, которое люди уже унаследовали, усвоили, сделали инструментом своей настоящей деятельности.

Функция социализации состоит в приобщении индивидов к культурным ценностям, нормам, обычаям, традициям того общества, в котором он живет.

Коммуникативная функция культуры обеспечивает взаимодействие индивидов в деятельности и в различных формах общения, согласование их действий предполагает наличие многообразных форм культурной коммуникации. Через коммуникацию культура осуществляет следующие задачи: 1) интеграцию общества и социальных групп; 2) дифференциацию внутри общества и групп;3) отделение общества и групп друг от друга и их общение.

Компенсаторная функция культуры, в рамках которой создаются различные формы отвлечения индивидов от участия в тех или иных формах материальной или духовной деятельности для того, чтобы отдохнуть от постоянных нагрузок и нервных потрясений и получить эмоциональную разрядку.

Игровая функция культуры раскрывает значение игры как особой формы культурной деятельности, оказывающей влияние на многие стороны социальной регуляции. В игре человек выступает свободным от природной зависимости, как созидающий субъект, не принуждаемый никакой внешней необходимостью. Важная характеристика игры состоит в том, что она протекает в пространстве и времени, обособленных от остальных сфер и стоит вне обычной жизни. Она протекает внутри собственных границ в соответствии с определенными правилами. Сама по себе она не связана с материальными интересами и бескорыстна, поэтому корыстное использование игры осуждается и сурово наказывается. Игровое действие сосредоточено само на себе и не решает каких-либо неигровых задач. Для ведения игры необходимо конструирование особой реальности, отделенной от неигровой, что всегда осознается как некая условность.

В человеческом обществе всегда существовало многообразие культур: национальная и интернациональная, светская и религиозная, народная и элитарная. В современном обществе особое распространение и значение приобрели «массовая» и «элитарная культура».

«Массовая культура» сформировалась в условиях резкого роста производства радио- и телеаппаратуры, видео- и компьютерной техники, которые способствовали быстрому и широкому распространению продуктов культуры, пользующихся повышенным спросом. Сюда включаются те художественные произведения, которые попадают к потребителю с помощью различных каналов распространения информации. Под «массовой культурой» понимается комплекс духовных ценностей, которые соответствуют вкусам массового потребителя и уровню развития массового общественного сознания. Действительно, к 60-м гг. XX в. технические возможности массовой культуры многократно возросли. Первое выступление в США рок-группы Битлз, проходившее в 1964 г. в Карнеги-холл в Нью-Йорке, слушали не только 2 тысячи посетителей зала, но и 73 миллиона человек по телевидению. Позднее благодаря спутниковой связи подобные мероприятия становились доступными 2 миллиардам людей. Десятки миллионов пластинок, кассет, компакт-дисков распространяются за самые короткие сроки по всем странам мира. Подлинным основателем эстетики массовой культуры был Голливуд, хозяева которого поняли, что самый верный способ привлечь зрителя в кинозалы – это дать им услаждающие их жизнь иллюзии. Истинное назначение «фабрики грез» – быть проводником идеалов американского образа жизни.

В социальном плане массовая культура связана с необратимым процессом урбанизации и разрывом патриархальных связей между людьми и поколениями, которые до сих пор обеспечивали устойчивость привычному миру жизни людей. Поэтому первичная функция массовой культуры – обеспечить социализацию человека в условиях неустойчивой и ненадежной среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, помочь в снятии психологического напряжения и решения конфликтных ситуаций.

Другая не менее важная функция массовой культуры – это удовлетворить потребность человека в отдыхе и отвлечь его от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха. Эта культура складывается не только на основе таких развлекательных жанров, как эстрада, комедия, комикс, зрелищный спорт и т.д. Ее важнейший механизм составляет постоянно расширяющееся потребление в самых различных сферах, обеспечивающее функционирование конкретного образа жизни. Сила массовой культуры заключается в том, что она не отделена от потребления в самом широком смысле слова и от самого образа жизни. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, образование – все это поступает к человеку через механизмы массовой культуры. Массовая культура характеризуется всеобщностью, охватывающей широкую часть современного общества, затрагивая тем или иным образом и состоятельную элиту и маргинальные слои.

Массовая культура подвергается острой критике западными социологами. Довольно распространенной является оценка массовой культуры как средства манипулирования общественным сознанием и состоянием масс. Хорошо эту сторону массовой культуры раскрыл представитель социальной философии Франкфуртской школы Г. Маркузе (1898 – 1979) в книге «Одномерный человек», где показал, что культура современного общества становится репрессивной и порождает одномерные влечения среди широких слоев общества, подверженных принципам потребительства. Эта культура интегрирует человека в буржуазную обыденность, навязывая ему стандартизированные формы поведения и восприятия действительности всей системой духовного воздействия.

В противовес массовой культуре существует культура элитарная. Если массовая культура – это культура для всех, то элитарная культура – лишь для немногих избранных, поскольку она сложна по содержанию и трудна для восприятия, требует специальной подготовки, высокого художественного образования. Произведения элитарной культуры рассчитаны на узкий круг лиц, разбирающихся в тонкостях искусства и способных оценить мастерство автора. Массовый зритель часто не обращает внимания на подобные произведения, редко их посещает и еще меньше обсуждает идеи и замыслы шедевров элитарной культуры. Но это все не означает, что элитарная культура не имеет права на существование в силу своей якобы оторванности от требований жизни и запросов зрителя. Произведения этой культуры являются формой самовыражения художника, стремящегося к новаторству, к поиску новых путей в искусстве. Его замыслы и исполнение могут на многие годы опережать вкусы и художественные запросы неискушенного зрителя и через многие десятилетия становится признанными шедеврами мировой художественной культуры.

Проблема национального и интернационального – это проблема национального и общечеловеческого в культуре. Интернациональное – это нормы, правила, достижения, которые выражают общечеловеческие ценности и служат средством объединения людей. В условиях современных интеграционных процессов в экономике, политике, социальной сфере интернационализация культуры ведет к обогащению культур на основе взаимодействия и сотрудничества. Национальное в культуре – это прежде всего развитие национального самосознания народа, национального языка, национальных традиций, обычаев и обрядов. Но возрождение национальной культуры не означает возрождение и распространение национализма. Напротив, развитие национальной культуры предполагает рост уважения к достоинству, истории и культуре других народов. В условиях активизации национализма в разных его формах верное осознание проблемы национального и интернационального в культуре должно войти в политическое мышление и политическую культуру всего человечества и каждого отдельного человека.

Культура охватывает собой всю область общественной деятельности человека, те формы участия людей в исторических процессах, которые в своей совокупности выражают существование человека в качестве субъекта истории. Культура — это особого рода объективная действительность, которая в отличие от природной действительности, создается целенаправленной человеческой деятельностью. Предмет культуры в отличие от предметов природы является предметом труда и обладает не только природными свойствами, но и свойствами, привнесенными в предмет человеком. Всякий предмет труда создается для удовлетворения конкретных человеческих потребностей. Однако предметы культуры служат удовлетворению не любых потребностей человека, а только тех, которые характеризуют его как общественное существо и могут быть носителем общественного отношения. Они являются формой, в которой один человек существует для другого человека, общество — для человека, связующим звеном, объединяющим людей в процессе их исторического развития и совместного существования.

Создаваемая многими поколениями людей предметная действительность есть лишь внешняя форма существования культуры. Действительным содержанием культуры оказывается становление самого человека как общественного существа, развитие его способностей и творческого потенциала, отношений и форм общения и т.д. В культуре человек представлен не только как действующее, но и как развивающееся существо, не только как субъект, но и как результат своей собственной деятельности. Культура является сущностной характеристикой личности, выражая достигнутый человеком уровень исторического развития, определяющий отношение человека к природе, обществу и другому человеку, поэтому всякое приобщение человека к достижениям мировой культуры расширяет его отношение с внешним миром и делает его более свободным при выборе вариантов своего поведения.

Создавая культуру, человек реализует в продуктах материального и духовного производства свои знания, умения, навыки, меру своего освоения внешнего мира. Когда же он усваивает культуру, то делает доступным для себя заключенное в предметах культуры специфические человеческое содержание. Надо иметь в виду, что культура — это не только дальнейший социальный прогресс, это еще и создание гармоничного общественно-природного комплекса, представляющего собой условия гуманизации человеческих отношений, которые являются гарантией сохранения культуры как уникального способа адаптации человека к внешнему миру. Понимание культуры как осуществляемого посредством деятельности развития самого человека позволяет поставить вопрос о соотношении культуры с другими сторонами исторического процесса. Особую актуальность в этом смысле имеет вопрос о взаимосвязи и взаимоотношении культуры и цивилизации. Эта проблема не имеет однозначного решения.

Так, О. Шпенглер (1880 – 1936) в своей книге «Закат Европы» прямо противопоставлял цивилизацию культуре. Он считал, что в истории человечества выделяется два главных этапа: 1) этап восхождения — культура; 2) этап нисхождения — цивилизация. В развитии культуры он выделяет три стадии: 1) мифологическую, раннюю культуру; 2) метафизико-религиозную высокую культуру: 3) позднюю, окостеневшую культуру. Первые две стадии характеризуются органическим типом эволюции во всех сферах человеческой жизни. Для третьей стадии характерен механический тип эволюции, приводящий к «окостенению» органической жизни, ее распад и переход в цивилизацию, которая обладает везде одними и теми же признаками. Цивилизация есть выражение отмирания культуры как целостного социального организма, возврат культуры в «небытие», в этнический хаос, не порождающий более культурной индивидуальности. Поэтому Шпенглер считал цивилизацию завершающим этапом развития любой культуры, для которого характерны высокий уровень научно-технических достижений и упадок нравственности, искусства, литературы.

Э. Тайлор отождествляет понятия культуры и цивилизации. Он считает, что цивилизация, или культура в широком этнографическом смысле включает в себя знания, верования, искусство, нравственность, законы разного уровня, обычаи, традиции, привычки, усвоенные человеком как членом конкретного общества.

В. Каволис связывает понятие цивилизации со способностью данной культурной системы к коммуникации, усвоению и толкованию всеобщих значений и представлений данного общества. Поэтому он кладет в основу определения цивилизации не ее социокультурное содержание, а принцип «соотнесенности» присущих ей представлений и значений. При этом Каволис утверждает, что отдельные цивилизации вырабатывают собственные оценки таких социальных феноменов как свобода, права человека и др. и выражают их через сложившуюся систему ценностей. Но при этом признает возможность формирования общего для всех цивилизаций глобального сознания.

Однако в целом, особенно в отечественной литературе, понятие «цивилизация» интерпретируется как синоним понятия «культура». В широком смысле под цивилизацией подразумевают совокупность материальных и духовных достижений конкретного общества, в узком смысле — только материальную культуру.

Многие исследователи считают, что цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку мир, а культура является внутренним достоянием человека, раскрывает степень его развития и является выражением его духовного богатства. С эти можно согласиться, но при этом нельзя противопоставлять понятия «цивилизация» и «культура», потому что культура в определенном смысле является внешним для отдельного индивида.

Теории «культурного плюрализма» рассматривают культуру как связующее звено между странами, регионами, цивилизациями, поэтому понимание и уважение культурных ценностей и традиций разных народов является необходимым и обязательным условием гармоничного развития мира.

По мнению ряда отечественных философов, цивилизация и культура — не синонимы, а понятия, отражающие разные аспекты общественного развития. Так, например, в США, Западной Европе и Японии одна и та же цивилизация, а культуры во всех странах различны и своеобразны.

Цивилизация выражает нечто общее, стабильное, рациональное, свойственное конкретному обществу. Она представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, обычаях, традициях, способах поведения. Они образуют надежный механизм, гарантирующий функционирование и развитие общества.

Культура выражает индивидуальное начало конкретного общества, его своеобразие и отличие от всех других обществ. Каждая этносоциальная культура есть отражение в нормах поведения, правилах жизни и деятельности, в традициях и обычаях того, что специфично для его социальной индивидуальности, его исторической судьбы, индивидуальных и неповторимых обстоятельств их прошлого и настоящего бытия, его языка, религии, географического положения, контактов с другими народами и т.д. Если функция цивилизации — обеспечение общезначимого, стабильного взаимодействия, то культура отражает, предает и хранит индивидуальное начало в рамках данного общества. Ядро культуры вырабатывается веками и приобретает устойчивость и прочность социокультурного аппарата. Оно определяет способ реагирования общества на инновации. Оно обеспечивает механизм адаптации, приспособления к меняющимся условиям материального и духовного бытия данного общества.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет.. имени В Г Белинского.. Философия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура как предмет философского анализа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философский смысл проблемы бытия
Понятие «бытие» вводится в философию Парменидом еще в VI в. до н.э. и с той поры становится одной из важнейших категорий философии, выражая проблему существования действительности в ее самом общем

Философское учение о материи
Понятие материи формировалось на протяжении всей истории философии. Сначала философы рассматривали материю как первооснову вещей. И в качестве такой основы называли воду, огонь, землю, воздух и т.д

Движение, пространство и время, как формы бытия материи
При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субст

Сознание как философская проблема
  Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности, наблюдая факты обмороков, смерти. Долгое время считалось невозможным раскрытие тайны сознания. Создан

Становление диалектики как учения. Принципы диалектики
Слово «диалектика» ввел в философию древнегреческий Сократ еще в V в. до н.э. В истории философии выделяются три основные формы диалектики: 1) греческая философия, 2) немецкая классическая философи

Понятие «закон». Законы диалектики
Наука и исторический опыт человечества доказывают, что развитие природы, общества и мышления есть непрерывное движение от одного качественного состояния к другому. Качество

Категории диалектики
Категориями называют основные понятия, отражающие общие и существенные свойства, стороны, отношения и связи определенных классов явлений. Занимая важное место в структуре всякой науки, они концентр

Сущность познания. Объект и субъект познания
Познание — это обусловленный общественно-исторической практикой процесс отражения объективной действительности сознанием человека с целью получения и расширения знания. Источником познания выступаю

Проблема истины
Истина есть адекватное отражение предметов действительности в сознании человека. Истина — это научная система, имеющая свою структуру, которая включает объективность и субъективность, абсолютность

Диалектика чувственного и рационального познания
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до последн

Методы и формы научного познания
  В условиях бурного развития науки и превращения ее в непосредственную производительную силу все большее значение приобретает разработка логико-методологических проблем. В последние

Проблема антропогенеза
Проблема человека — это старая и вечно новая проблема. Человек стал предметом научного исследования еще в V в. до н.э., в философии софистов и Сократа, и с тех пор внимание к нему не ослабевает. Чт

Деятельность как способ существования человека
Понятие деятельности.Все явления и процессы общества являются продуктом человеческой деятельности, которая обеспечивает и определяет их возникновение функционирование и развитие. И

Личность как субъект общественной жизни
Когда говорят о личности, чаще всего имеют в виду отдельного человека. Но кроме понятия «личность» есть близкие к нему по содержанию категории «индивид», «индивидуальность». Словом «индиви

Общество как саморазвивающаяся система
Итальянский философ XVIII в. Д. Вико утверждал, что история общества тем отличается от истории природы, что первая создана нами, а вторая существует сама по себе, без участия человека. История обще

Общество и природа
Общество выступает как высшее порождение природы. Оно неотделимо от природы, не может существовать вне природы, выйти за ее границы. К. Маркс и Ф. Энгельс в связи с этим писали: «Мы знаем только од

Способ производства как материальная основа жизни общества
Современная экономика — это сообщество независимых и стремящихся к экономической самостоятельности людей, готовых собственными усилиями строить свое материальное благополучие. Главная проблема экон

Социальная структура общества
Социальная структура есть совокупность относительно устойчивых, стабильных социальных общностей людей, определенный порядок их связей и взаимодействий. Основой функционирования и развития социально

Политика и политическая система общества
Политика — это сознательная деятельность государств, социальных групп и индивидов, направленная на достижение, укрепление и использование власти, защиту интересов определенных социальных субъектов,

Государство как основной элемент политической системы
Государство как особая форма организации общества возникает только на определенной стадии человеческой истории, при сравнительно высоком уровне развития общественного производства и общественных от

Культура как процесс
Культура не может существовать вне своего носителя – человека. Человек творит культуру, опредмечивая в продуктах материального и духовного производства, нормах и ценностях результаты своего собстве

Взаимодействие материальной и духовной культуры
Материальная культура включает в себя всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы быта, средства транспорта, связи и т.д.). Духовная культура охватывает сфер

Понятие прогресса
Многие ученые-обществоведы исходят из того, что в истории общества господствует прогресс, под которым понимают такой вид развития общества, который означает переход от менее совершенного общественн

Противоречивость прогресса
Итак, общество развивается поступательно от низших форм своей организации к более высоким и совершенным. Однако прогресс никогда не выступает в чистом виде. Напротив, он всегда связан с определенны

Критерии прогресса
Вследствие сложности и противоречивости общественного прогресса особую важность приобретает вопрос о его критерии, т.е. основном признаке, благодаря которому можно различить стадии развития обществ

Эволюция и революция
Прогрессивное развитие общества осуществляется в двух основных формах — эволюции и революции. Эволюция — это медленное, постепенное количественное изменение существующих о

Смысл и направленность исторического процесса
Исследование проблем общественного прогресса неизбежно порождает вопрос: имеет ли исторический процесс какой-либо смысл и какую-то направленность? В философии истории сложилось два подхода к решени

Ступени развития человеческой истории. Формация и цивилизация
Представление о ступенях развития общества вызревало на протяжении длительного периода существования философии и науки. Еще в IV в. до н.э. древнегреческий философ Декеарх М

Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества
Формационный анализ социальной действительности строится на сравнении и оценке этапов развития общества, выявлении объективных законов его движения. К. Маркс в предисловии к первому тому «Капитала»

Понятие современного общества и тенденции его развития
В современной литературе выделяют несколько видов цивилизаций. Наиболее распространенным и признанным является выделение традиционную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации. Под

Происхождение и взаимосвязь глобальных проблем
Термин «глобальный», от латинского «глобус», т.е. Земля, Земной шар, означает общепланетарный характер тех или иных объективных процессов. Глобализация процессов означает не только то, что они охва

Проблема войны и мира
Самой острой и важной среди глобальных проблем является проблема мира. Предотвращение ядерной угрозы – не только жизненно важная проблема сама по себе, это необходимое условие решения всех других н

Угроза глобального экологического кризиса
Предотвращение угрозы ядерной войны – первое условие решения других глобальных проблем, на первое место среди которых выдвигается экологическая проблема, связанная с активным воздействием человека

Рост народонаселения и проблема продовольствия
Человечество увеличивается со скоростью десять тысяч человек в час. Причем скорость движения, т.е. прирост населения, постоянно возрастает. В античную эпоху темп годового прироста составлял 0,1%, в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги